Главная    Инструменты    От технологического брака до научного открытия    Об авторе. Введение

От технологического брака до научного открытия.

Митрофанов В.В.

ОБ АВТОРЕ

Митрофанов Волюслав Владимирович родился в 1928 году. С 1943 года - юнга Северного флота, матрос, а с 1950 года лаборант-механик в Ленинградском Государственном Университете. В период с 1953 года по 1960 работал лаборантом, младшим научным сотрудником в Радиевом институте им. В.Хлопина, а с 1960 года старшим инженером, ведущим инженером, начальником лаборатории и главным инженером СКТБ. Затем заместителем главного конструктора полупроводникового производства Объединения "Светлана". В процессе работы окончил ЛИТМО.

В.В. Митрофанову присвоено звание "Заслуженный технолог РСФСР".

В 1973 году он организовал школу изобретателя, а затем при Выборгском Дворце культуры и техники - Народный Университет научно-технического творчества, ректором которого является и сейчас. В основе университетского курса лежат научные труды Г.С. Альтшуллера - инженера, писателя-фантаста, автора знаменитой Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). В.В. Митрофанов - один из немногих "апостолов", т.е. прямых учеников и соратников Г.С. Альтшуллера - является основателем и руководителем крупнейшей в стране научной школы "практической ТРИЗ". Из стен Университета вышли не только изобретатели, разработчики, но и блестящие преподаватели ТРИЗ. Среди них Герасимов В.М., Герасимов О.М., Злотин Б.Л., Крячко В.Б., Кислов А.В., Литвин С.С., Петров В.М. и многие другие.

В.В. Митрофанова отличают энциклопедичность, глубокие и разносторонние интересы, активное научное любопытство, умение взглянуть с неожиданной стороны на серьезнейшие проблемы в различных областях знаний, в том числе - далеких от его основной специальности, предложить оригинальные подходы к решению этих проблем, а в ряде случаев найти сами решения на уровне открытий. Все это нашло отражение в книге, однако, серьезность материала не помешала увлекательности его изложения.

Книга предназначена для слушателей школ и университетов научно-технического творчества, но может быть полезна научным сотрудникам, технологам, аспирантам, студентам Вузов и просто любителям - всем, кто хочет познакомиться с нетрадиционным подходом при поиске причин брака в технологических процессах, а также при решении научных задач.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Учителю и основателю ТРИЗ, писателю-фантасту Генриху Сауловичу Альтшуллеру
и его неутомимой и прекрасной помощнице - жене, писателю фантасту
Валентине Николаевне Журавлевой посвящается эта книга от всех выпускников
Санкт-Петербургского Народного Университета научно-технического творчества,
начиная с 1976 года.

"Узаконенная научным сообществом незыблемость принятых представлений, постулатов, понятий и методов предопределила безысходность сегодняшнего состояния науки, создала предпосылки не только драмы идей и людей, но и трагедии всего нашего времени.

Наука оказалась бессильной не только в объяснении массы новейших методов, явлений, технологий, но и в понимании простейших и давно известных фактов. Увы, вся история физики изобилует такими трагическими примерами. И это - трагедия не просто отдельных личностей, а всего человеческого сообщества. И в наше критическое время важно, чтобы пути в незнаемое не были закрыты для творчества тех, кто стремится к познанию реальностей и кому даны эти удивительные свойства человеческого сознания. И совсем не обязательно, чтобы физикой занимались только профессионалы, ибо история свидетельствует о том, что основы физики созданы отнюдь не физиками-профессионалами, а такими, как врач Майер, учитель Эрстед, теолог Ньютон, лаборант Фарадей, пивовар Джоуль и др., а если говорить о профессионалах, то это прежде всего те, чья деятельность не вписывается в общепринятый стиль мышления (Максвелл, Больцман, Гиббс).

После длительного подавления в нашем обществе творчества и самостоятельности в жизненных решениях время требует вернуться к анализу исходных положений, к осознанию тех законов Природы - ключей к познанию, которыми она нас наделила, и попытаться пойти по надежной и прямой дороге, развивая динамический подход к описанию явлений.

Поэтому весьма ценными для нас будут любые добросовестные попытки восстановления рациональной логики для описания явлений на базе существующих объективных законов, с неумолимой точностью и последовательностью выполняющихся на практике. Необходимо проследить цепь причинно-следственных связей, но отдавая должное и случаю, где это возможно и необходимо."[1]

Лучше не скажешь. Мы старались придерживаться этих мыслей и руководствовались ими как компасом.

ВВЕДЕНИЕ

"Жизнь слишком коротка, чтобы мы могли
извлекать пользу из своих ошибок"
Д. Гранин [147]

Это означает, что нам следует извлекать
пользу из чужих ошибок
В.М.

Стою у открытой двери вагона метро и вижу проходящую по перрону молодую женщину. Идет прямо, грудь вперед, голова слегка откинута назад - легкая, гордая, свободная. И вдруг появилось желание выскочить из вагона, подойти к ней и сказать: "Сударыня, научите, как мне также красиво и свободно ходить". Но дверь закрылась, сударыня прошла, а я поехал дальше и начал вспоминать. Очевидно, многим хотелось бы научиться отлично, красиво ходить, говорить, бегать, играть в различные игры, например, в теннис, футбол, хотелось бы научиться писать стихи, рассказы, рисовать, исполнять музыку или даже сочинять самому. Возможно, кое-кому хотелось бы научиться решать технические задачи. Когда мне рассказывают отличное, красивое техническое решение, мне всегда хочется задать вопрос: "А как же Вы его получили?" Аналогично, когда читаешь какую-нибудь научную статью, в которой приводятся блестящие результаты, так и хочется спросить: "Ну а как же Вы получили эту идею, результат?" Очевидно, можно согласиться с Р. Фейнманом [2] и И.М. Гельфандом [3], которые утверждают, что для каждой научной задачи должен быть свой подход. Подобное же утверждалось и для решения технических задач. Однако за последние десятилетия, благодаря работам целого ряда инженеров и ученых, это утверждение частично сломлено. Так в работах Г.С. Альтшуллера не только показаны подходы к решению технических задач, но и приведены результаты по решенным задачам [4, 5, 6]. Его последователи создали компьютерную версию методики решения изобретательских задач, при помощи которой к началу 1995 года решены сотни задач. Естественно, существует разница в подходах при решении научных и технических задач, хотя бы уже потому, что для научных задач верное решение должно быть одно, а для технических задач, как правило, возможно несколько решений. Научные задачи окружают нас - это загадки Природы, человека, живого и растительного мира, космоса и т.д. Отгадать эти загадки представляет громадный интерес. Можно утверждать, что как многообразен мир, в котором мы живем, так же многообразны и методы решения научных задач. Каждый, кто решал научные задачи, знает, что когда ответ найден и рассматривается пройденный путь к нахождению ответа, то становится наиболее ярко видно, сколько было проделано лишней работы и сколько времени затрачено впустую. И из каждой работы можно почерпнуть некий опыт, который, возможно, пригодится при решении других задач.

За годы работы автору пришлось решать ряд научных задач. Это задачи, связанные с эффектом Тваймана, эффектом Рассела, образованием локальных выпрямляющих контактов при пробое термического окисла кремния, образованием сквозных пор в окисле, неравномерным травлением алюминия и т.д. Все эти исследования вытекали из поиска причин брака, который образовывался в технологическом процессе изготовления интегральных схем. Найдя причину брака и устранив ее, мы не ограничивались этим, а пытались выдвинуть гипотезу и подтвердить ее экспериментально. Как правило, на это требовалось много времени, но ответ мы все же находили. Полученный опыт с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) излагается ниже.

Автор - технолог. Именно в различных технологиях переплетаются и идут одновременно физические, химические, биологические процессы. И иногда при отклонениях от заданных режимов, даже самых незначительных, образуются такие узлы, что распутывать их технологам достаточно сложно.

У автора нет сомнений в том, что такого рода публикации могут оказать помощь в работе инженерам-технологам, научным сотрудникам, аспирантам в их прекрасной деятельности.

И последнее, что мне хотелось бы сказать здесь - это выразить глубокую благодарность авторам книг, статей, журналов, список которых я привожу в конце работы. Особенно мне хотелось поблагодарить редакцию журнала "Химия и жизнь". Отрывки из статей этого журнала я часто привожу в тексте. Именно они, независимо от того, правильные или спорные выводы в них приводятся, помогали мне работать и жить. Именно они вдохновляли на исследовательскую работу. И я считаю своим долгом передать другим то малое, что мне удалось найти, связать, систематизировать обобщить.

СОДЕРЖАНИЕ

Об авторе

Вместо предисловия

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Что такое брак

Глава 2. О технологии изготовления интегральных схем

Глава 3. Как делаются открытия

Глава 4. Несостоявшиеся и состоявшиеся открытия

Глава 5. Противоположный эксперимент

Глава 6. Противоположности и противоречия

Глава 7. Эффект Тваймана и асимметрия

Глава 8. Принципы компенсации и эквивалентности

Глава 9. Идеальное конечное решение

Глава 10. Исследование эффекта Рассела

Глава 11. Вепольный анализ

Глава 12. Объединение альтернативных систем

Глава 13. Где искать открытия?

Глава 14. Использование аналогий

Глава 15. Допустить недопустимое

Глава 16. Момент истины

Глава 17. О методах научных исследований

Глава 18. Каждое открытие - шок

Глава 19. Сверхэффекты

Глава 20. Предел и уровень понимания научных истин

Глава 21. Использование "нот"

Глава 22. Гений на час

Глава 23. Невидимое должно стать видимым

Глава 24. Ищи, где потерял

Глава 25. Противоречие и диссимметрия при решении задач

Глава 26. Фантазии на тему о перенапряжении водорода на катоде

Глава 27. От брака к открытиям

Глава 28. Ученые не всегда профессионалы

Глава 29. Как можно делать открытия

Глава 30. Очередная гипотеза о тайне Л. Пастера

Глава 31. Жизнь как химия

Глава 32. "Живая вода" доктора Тринчера

Глава 33. Об исследованиях М. Перельмана

Глава 34. О структуре молекул белка

Глава 35. О нобелевской лекции Ричарда Фейнмана

Глава 36. О поисках единой теории природы

Глава 37. О разнообразии живого

Глава 38. Почему мы не похожи друг на друга

Глава 39. Как решал задачи Роберт Вуд

Глава 40. Советы из книги А. Абрагама

Глава 41. Таинственная семерка

Глава 42. Применения вепольного анализа

Глава 43. Импровизации

Глава 44. Возникновение жизни

Глава 45. Неотглаженные мысли

Глава 46. Проба сил

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


Главная    Инструменты    От технологического брака до научного открытия    Об авторе. Введение