Часть 1.
Диагностика инновационных технологий

4. Где рождается технология?

Вообще говоря, прежде чем рассуждать об особенностях трансфера, т.е. передачи технологии, полезно бы выяснить, где, собственно говоря, эта технология рождается, создается. Вот этим мы сейчас и займемся и начнем с самых глубинных корней этого процесса.

А начинается все, как это ни странно, со случая, со случайного открытия, причем в области, очень далекой от всяких житейских мелочей типа технологий, продуктов, оборудования. Так что и мы начнем с того, что на языке ученых называется "фундаментальными исследованиями".

1. Фундаментальные исследования.
1.1. Академик Л.А. Арцимович высказал в свое время парадоксальную мысль, что "наука - это способ удовлетворения любопытства ученого за счет государства". Любопытство - это генетически заложенное в нас свойство (вспомните поведение ребенка, выясняющего, а что там внутри у игрушки или папиных часов), но настоящий ученый, в отличие от ребенка, обнаружив новое и непонятное для него явление, не останавливается на нейтральной фиксации этого факта, а пытается разобраться в его причинах (если бы Флеминг, наводя порядок в своем шкафу с использованными чашками Петри, прошел мимо непонятного факта отсутствия бактериальной культуры вокруг заплесневевшего участка питательной среды, то не был бы открыт пенициллин). Вот с обнаружения этого "непонятного явления" и начинается длинная дорога к технологии. Итак, произошло ОТКРЫТИЕ, точнее, "открытие-случайность".
1.2. Случайное открытие делают не академики (академиками они станут потом), но дальше за дело берутся уже мозги высшего полета: ведь ни один из известных законов природы не может объяснить загадочное открытие, значит, здесь "скрыт" еще не известный людям закон природы. Выдвигается гипотеза за гипотезой, ученые так и сяк изучают новоявленное явление, пытаясь понять, в чем же его причина.
1.3. Известно, что гипотеза становится теорией, т.е. общепризнанным законом, если она может не только объяснить открытое явление, но и предсказать некоторые другие явления, еще никем дотоле не наблюдавшиеся. Таким образом, окончательным судьей в споре гипотез является решающий эксперимент, результаты которого можно интерпретировать с помощью только одной из предложенных гипотез. Идут интенсивные поиски такого эксперимента, а точнее, ставится масса разнообразных экспериментов в поисках того единственного, что подтвердит догадку-гипотезу (периодический закон Менделеева получил статус теории, когда автор предсказал не только существование и свойства трех еще не открытых элементов Ge, Ga и Sc, но и указал руды, в которых эти элементы и были реально и триумфально обнаружены).

Ура, такой эксперимент наконец найден, поставлен и убедительно подтвердил гипотезу. Родился новый физический (или химический, биологический, и т.д.) ЗАКОН. Дальнейшая работа фундаментальной науки состоит в новых и новых подтверждениях закона (рутинная работа), а также в определении границ его актуальности.

Эстафета исследований теперь переходит в другие руки, за дело берутся ученые-прикладники.

2. Прикладные исследования.
2.1. Представители фундаментальной науки редко и не слишком охотно общаются с представителями "приземленной" прикладной науки, поэтому последним приходится самостоятельно отслеживать появление нового закона, продираться сквозь дебри заумной терминологии теоретиков фундаментальной науки и пытаться нащупать, что же можно извлечь из нового закона такого, что могло бы стать полезным и интересным для практики, для технологии. Поиск открытий (т.е. объективных, не зависящих от человека явлений и законов) сменяется поиском изобретений (т.е. созданных человеком, его мозгом и его руками) новых явлений, эффектов, процессов и предметов (Кстати, как Вы думаете в свете сказанного, что возвышает человека больше: открытие или изобретение?). На первой стадии этого процесса, однако, ученые только осваиваются с новым законом, определяют сферу его действия, диапазон допустимых входных условий. В общем, на этой стадии ведущие ученые прикладной науки решают практически те же задачи, что и рутинные исследователи фундаментальной науки (Автор просит прощения у тех ученых, кто с обидой может принять в свой адрес определение "рутинный"; это нисколько не умаляет высокую значимость труда как тех, так и других ученых. Просто здесь высвечивается один из барьеров непонимания, о которых ниже придется вспомнить еще не один раз).
2.2. Однако, фиксируя результаты своих экспериментов, боковым зрением эти ученые следят за тем, не появляется ли надежда, намек на то, что данный конкретный результат может стать основой новой технологии (или нового продукта, пригодного в какой-либо иной сфере деятельности человека). И вот, наконец, нащупаны какие-то подходы, операции, способы, позволяющие предположительно достичь новых практически важных результатов. Начинает выкристаллизовываться ИЗОБРЕТЕНИЕ на новый способ, устройство, применение, и т.д.
2.3. Идея изобретения немедленно претворяется в лабораторный эксперимент конкретной технологической направленности, целью его является в первую очередь получение полезного результата. На первой стадии аппетит исследователей скромен: только бы получить качественный результат, а уж улучшать, модифицировать будем позже. Но и это дается не сразу, выясняются некоторые "мелочи", которые вновь и вновь заставляют возвращаться к предыдущему этапу.
2.4. Наконец желаемый результат получился, в руках - нужный продукт, принципиально новый, хотя еще и корявый, примитивный, но глаза исследователя видят в нем то, что еще только будет. Ясно, что в конце пути будет вполне товарный продукт, и надо начинать заботу о его будущем продвижении на рынок. Хотя впереди еще масса работы. Но это уже работа на следующем уровне.

3. Разработка технологии.
3.1. Первая ласточка новой технологии родилась на лабораторном стенде, собранном из подручных средств. На этом стенде продолжается работа с единичными образцами продукта, целью которой является оптимизация технологии (по материалам, процессам, режимам, и т.д.). Ключевых целевых параметров два: качество продукта и качество технологии; и то, и другое надо сделать максимально привлекательным для бизнеса, для промышленности, куда в конечном итоге будет передана технология.
3.2. Параллельно с этой работой развертывается и работа по масштабированию технологии, переход от лабораторной установки к оборудованию для мелкосерийного производства. Это заказы на специальное оборудование, поиск возможных кандидатов для кооперации усилий, обзор рынка комплектующих с целью максимальной унификации, т.е. удешевления оборудования. Ключевых целей тоже две, но уже иные: воспроизводимость технологии и ее удешевление. Хотя конечная цель та же, что и на предыдущей стадии.

Наконец, обе задачи решены на достаточно привлекательном уровне, есть и продукт вполне товарного вида, и прототип промышленного оборудования, и отработанная технология. Можно разворачивать масштабное производство нового продукта.

4. Производство, выход на рынок, диффузия инновации
4.1. Лаборатория передает все, что знает и умеет, промышленности. Кому конкретно, здесь не уточняем (об этом речь позже), но ясно, что она выпускает свое детище в иную жизнь. Вполне возможны еще какие-то упущения и подводные камни при изменении масштаба производства, так что авторское сопровождение технологии не исключено (обе стороны в этом заинтересованы), но - командует парадом уже бизнес, а не любопытство исследователя.
4.2. Производство без сбыта - нонсенс, свойственный только российским предприятиям советской эпохи, поэтому проблемы маркетинга, рекламы нового продукта разворачиваются по всем мыслимым каналам и решаются максимально эффективно (т.е. с тщательным подсчетом экономических характеристик этого мероприятия). Кстати, этот процесс имеет смысл начинать гораздо раньше, о чем уже вскользь было сказано в п. 2.4 (многое здесь зависит от уверенности разработчиков в успехе и от возможностей финансирования).
4.3. Одной из важнейших (но иногда упускаемых из виду) услуг производителя новой продукции является послепродажное обслуживание. Это касается и ремонта (а значит, и ремонтопригодности), и запчастей, и подналадки, и многих иных мелочей, которые всплывают иногда только после массовых продаж и претензий пользователей. На этом этапе промышленность не всегда в состоянии решить все проблемы, выдвигаемые пользователями, и авторам разработки приходится всерьез подключаться для доработки технологии или продукта.
4.4. Интересно, что пользователи (а среди них мозговитые встречаются гораздо чаще, чем полагают) иногда находят для приобретенного продукта применение, существенно отличающееся от того, которое указано изготовителем в паспортной документации. А это может привести как к нежелательным последствиям (и тогда нужно усилить "защиту от дурака"), так и, наоборот, к рождению новой полезной функции продукта, а значит, к постановке задачи о его модификации применительно к этой новой функции.

Вот такова цепочка событий, вызывающих появление новой технологии и нового продукта. Очевидно, что всю ее невозможно пройти одним и тем же исполнительским составом, так что трансфер, передача знаний и умений при смене команды неизбежны и неоднократны.

Контрольные задания:
4.1. Внимательно просмотрите всю цепочку рождения технологии и определите, на каких переходах от этапа к этапу достаточно передать только обезличенную (например, письменную или графическую) информацию, а на каких этапах кроме этой словесной или графической информации может появиться то самое умение, мастерство, искусство, которому заочно научить нельзя.
4.2. Подумайте, где, на каком этапе этой цепочки от основной инновации может "отпочковаться" побочная (возможно, не менее привлекательная). И как в таком случае Вы считали бы нужным поступить с этой побочной инновацией?


Виды и функции инноваций

Оглавление

История ТТ. Модели ТТ.