Главная    Инструменты    Окрыленные проблемами

Окрыленные проблемами

(В помощь организаторам ТРИЗ-конференций)
(Код Г)
(Версия МГ&СЕ от 14.07.2002)

©Гафитулин Марат Семенович,
Ефремов Сергей Владимирович,

2002

ТРИЗ организация "Восхождение"
Россия, МО, 140185,
г. Жуковский, а/я 272
e-mail: atriz@progtech.ru

Аннотация.

Материал предназначен для организации и проведения ТРИЗ-конференций. В работе отражены отдельные организационные механизмы, созданные авторами для положительного взаимодействия участников ТРИЗ-конференций, в частности, рассматривается формирование позитивного двустороннего взаимодействия между Докладчиком и Слушателями.

История вопроса.

С 24 по 26 июня 2002 года в Челябинске проходила V-я научно-практическая конференция "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ". Тема конференции: "Проблемы ТРИЗ-образования: систематизация и пути решения".

Накануне конференции Любовь Кожевникова - одна из организаторов ТРИЗ-конференции, поставила задачу: "Тематика конференции сконцентрировала различные проблемы. Многие из них не решить за три дня. Желательно, чтобы все участники конференции после ее завершения разъехались по домам воодушевленными и эмоционально окрыленными". Поставленную задачу решали Марат Гафитулин - ведущий конференции и Сергей Ефремов - участник конференции. Ниже приведены ходы и результаты решения.

Докладчик и Слушатели - главные герои конференции.

В качестве цели авторами была определена следующая модель: "каждый участник конференции удовлетворен ее ходом и результатом". Из всех процессов, происходящих на конференции, основным процессом является доклад и его обсуждение. Соответственно удовлетворенность участников основного процесса - Докладчика и Слушателей до, во время и после выступления - и была поставлена как общая задача. Отсюда следовала необходимость организации позитивного двустороннего взаимодействия между Докладчиком и Слушателями.

Цель Докладчика - удовлетворить интерес Слушателей своей темой. Модель положительной прямой связи: Д→+→С.

Цель Слушателей - удовлетворить интерес Докладчика своим высказыванием. Модель положительной обратной связи (Д←+𔾶С).

Организационные механизмы.

Основным организационным ресурсом для достижения поставленных целей было использовано предложение М.Гафитулина по кодированию тезисов конференции в соответствии со степенью проработанности выносимой проблемы [2].

Код определял категорию доклада. Для организации положительной взаимосвязи между участниками конференции по каждой категории доклада были разработаны рекомендации, как для Докладчика, так и для Слушателей. Рекомендации определяли целевые установки обеих сторон и были сообщены участникам конференции. Ниже в таблице приведены разработанные авторами тактические рекомендации.

Прямая связь "Докладчик - Слушатели"

Для прямой связи "Докладчик - Слушатели" на доске мелом была сделана запись кодов (категорий) докладов.

Дополнительно, в помощь Докладчику, на столе (трибуне) лежал листок с примерным планом его выступления (В основе примерного плана выступления Докладчика был использован план, предложенный М.Гафитулиным на 3-ей Челябинской конференции [1. С11])

Обратная связь "Слушатель - Докладчик".

В обратной связи "Слушатели - Докладчик" в качестве средства были выбраны вопросы Слушателей по теме доклада. Для того чтобы обратная связь была функционально структурирована, возможные вопросы Слушателей были поделены на 4 типа.

Для удобства управления процессом обратной связи каждая группа вопросов была представлена в виде пиктограмм, нарисованных на отдельных листах.

Позитивное двустороннее взаимодействие.

Докладчик мог заранее определить, к какой категории относится его тема и подготовить свое вступление в соответствии с предложенной кодировкой.

Примерный план выступления помогал Докладчику структурировать выступление, что позволяло Слушателям более четко вести записи в своих конспектах.

На конференции Докладчик имел возможность сам определять, какой тип вопроса от Слушателей является наиболее важным для него. Докладчик обращался к слушателям и/или поднимал листок с соответствующей пиктограммой. В свою очередь Слушатели имели возможность задать вопрос, относящийся к любому типу. По факту многие Слушатели называли сначала тип вопроса, а затем формулировали сам вопрос. Это позволяло Докладчику понять вопрос Слушателя и более эффективно дать нужную ему информацию. Достаточно часто выступления Докладчиков завершалось аплодисментами Слушателей.

Созданные авторами организационные механизмы способствовали формированию на V-ой ТРИЗ-конференции деловой и конструктивной атмосферы. В процессе конференции возникло положительное взаимодействие между ее участниками. Большинство вопросов Слушателей относились ко 2-му типу ("Вопросы на "засыпку") и к 3-му типу ("Вопросы на развитие"). Из этого можно предположить, что обозначенные Докладчиками проблемы, были не только интересны всем участникам конференции, но давали возможность увидеть новые горизонты и возможности развития. В заключительной части конференции участники публично выразили свое позитивное отношение к процессу и результатам прошедшей конференции.

Авторы понимают, что полученные положительные результаты зависели не только от разработанных организационных механизмов, но и от других факторов. Однако немаловажную роль в организации и структуре конференции сыграли именно эти механизмы, позволившие превратить "проблемную" ТРИЗ-конференцию в "окрыленную".

Выводы.

  1. Имеется основа для формирования системы организации и проведения успешной ТРИЗ-конференций:

    • разработаны рекомендации по кодированию тезисов, подаваемых на конференцию;

    • разработан примерный план для публичного выступления Докладчика;

    • разработана структура и значение типовых вопросов Слушателей.

  2. Разработанные организационные механизмы пока еще не совершенны, но уже позволяют повысить эффективность ТРИЗ-конференций благодаря направленности на формирование позитивного двустороннего взаимодействия между Докладчиком и Слушателями.

  3. Одна из перспективных задач - это комплексный подход к организации и проведению эффективной и успешной ТРИЗ-конференции.

  4. Улучшение существующих и создание новых организационных механизмов проведения ТРИЗ-конференций - это реальные задачи будущего.

Источники информации.

1. Материалы 3-й научно-практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ" г. Челябинск, 2-3 июня 2000. - С.11.

2. ИНФОРМАЦИЯ ОРГКОМИТЕТА от 10 мая 2002г. о 5-й научно-практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ" г. Челябинск, 24-26 июня 2002 г. Тема конференции: "Проблемы ТРИЗ-образования: систематизация и пути решения". Раздел "Организационные моменты".

A3Z


Главная    Инструменты    Окрыленные проблемами