Главная    Инструменты    К вопросу о вытеснении человека из систем

К вопросу о вытеснении человека из систем

А.Н. Захаров, Э.А. Соснин

Любая целенаправленная деятельность имеет свою технику

Фред Бон "О долге и добре", 1898

Поскольку технические и социальные системы представляют собой целенаправленные системы и описываются во многом сходными законами, предлагается рассматривать человека, повсеместно включаемого в системы - от технических до социальных ? как обычный (рядовой) элемент системы, который при необходимости вытесняется из неё в надсистему целенаправленной деятельности.

1. Целенаправленная система деятельности

Определим социальную систему и социальные взаимодействия. Каноническое определение, данное в 1920 г. крупнейшим социологом XX в. П.А. Сорокиным, гласит: "...моделью социальной группы может быть только два или большее число индивидов, находящихся между собой во взаимодействии" [1, с.140]. В свою очередь, социальное взаимодействие возможно, поскольку индивиды: 1) преследуют цели; 2) обладают некоторыми ресурсами и инвентарем; 4) выработали некоторый образец поведения (1) (информация о построении связей между индивидуумами).

Образец поведения может cо временем меняться - постепенно или скачкообразно, в зависимости от условий. Благодаря перечисленным факторам, "взаимодействие людей дано там, где поведение одного индивида ... является функцией поведения другого или других людей" [1, с.108]. В этом случае они образуют целенаправленную систему (2) деятельности (ЦСД), которая может воспроизводиться и выполнять большее количество полезных функций и/или выполнять их эффективнее, чем это делал бы отдельный индивид.

Социальная система всегда направлена на полезное преобразование в среде, т.е. на аккумуляцию условий, благоприятных для воспроизведения определенной образцом поведения схемы совместных действий слагающих эту систему индивидуумов. Только те социальные системы, которые отвечают этому условию, выживают и могут давать начало новым формам социальных взаимодействий.

Критерием эффективности социальной системы является величина отношения "польза от использования системы / (затраты (3) + вред (4))". Выживание той или иной социальной системы - это результат её более высокой эффективности по сравнению с функционально аналогичными системами.

Пользу социальной системы можно увидеть "разглядеть, вычленить" с помощью формулировки ее главной функции (ГФ). ГФ социальной системы - "менять (организовывать, направлять) поведение индивидумов".(5) Рабочий орган социальной системы - набор правил, законов, традиций и т.п. (формальных и неформальных), описывающих нормы поведения. Нормы поведения считаются полезными, если они помогают данной социальной системе воспроизводиться опять и опять, т.е. помогают выживать. Это, кстати, хорошо согласуется с положением Г.В.Ф. Гегеля: "Все рациональное - существует..." (цит. по [2]), а также замечанием Г.И. Гуревича "У живого есть цель - уцелеть. К цели ведут разные пути. История жизни на Земле - это история возникновения разных способов уцеления" [3, с.48].

Итак, социальная система - это система с функцией репликации (самовоспроизведения) некоторого набора целенаправленных действий и функцией изменений в окружающей среде, увеличивающих вероятность сохранения набора целенаправленных действий. Что первично - реплицирование системы или реализация нужной функции? Даже житейская логика подсказывает: система реплицируется тогда и только тогда, когда она востребована, т.е. реализует нужную функцию, удовлетворяет потребность. Вещь полезна и только поэтому существует!

Отсюда, социальная система - это система, функция которой - изменение части окружающей среды (главная функция); эффективная реализация главной функции увеличивает вероятность сохранения системы - так возникает явление репликации системы; при репликации воспроизводится некоторый набор целенаправленных действий системы.

Теперь обратимся к определению технической системы (ТС) в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Между описаниями ТС в ТРИЗ и ЦСД в теории целенаправленных систем [4] существует явная аналогия.

Так, ТС - система, предназначенная для выполнения функции. Эта фраза по смыслу совпадает с определением социальной системы! Поэтому мы вполне можем говорить об аналогии.

Получен инвариант, т.е. обобщенное определение будет звучать: Х-Система - это система, предназначенная для выполнения функции; функция - это изменение системой части окружающей среды (главная функция); эффективная реализация главной функции увеличивает вероятность сохранения системы (возникает репликация системы); при репликации воспроизводится некоторый набор целенаправленных действий системы, а возможны две формы воспроизведения:

1) принудительное - надсистема воспроизводит эффективную систему;

2) самовоспроизведение - в процессе множества циклов принудительного воспроизведения система приобрела возможность самовоспроизведения. Или другими словами: надсистема, минимизируя свои затраты, отобрала из множества эволюционизирующих систем те, которые приобрели свойство самовоспроизведения.

Под функцией в функционально-стоимостном анализе (ФСА) обычно понимается способность ТС проявлять свое свойство (качество, полезность) при определенных условиях и преобразовывать предмет труда (изделие) в требуемую форму или величину [5].

Лучше привести классическое определение: функция - проявление свойств материального объекта, заключающееся в его действии ... на изменение состояния других материальных объектов [6, с.4]. Или, чуть перефразируя: функция - это реализованная способность ТС преобразовывать изделие. В общем виде процесс взаимодействия ТС и Изделия представлен в виде закономерно связанных блоков - Дв (6) (двигатель), Тр (трансмиссия), РО (рабочий орган) и ОУ (орган управления) (рис. 1). Функции элементов ТС можно дать в обобщенном (7) (формальном) описании:

Элемент Описание функции
Двигатель Изменять (преобразовывать) трансмиссию
Трансмиссия Изменять (преобразовывать) Рабочий орган
Рабочий орган Изменять (преобразовывать) Изделие

Рис 1

Орган Управления (ОУ) рассматривается как:

§ активный элемент ТС (ОУ сам воздействует на элементы ТС) с функциями:

o поддерживать неизменным состояние Дв, Тр и РО (если отклонения при изменении Изделия в пределах допустимых) и

o изменять состояние Дв, Тр и РО (если отклонения при изменении Изделия вышли за допустимые), либо

§ пассивный элемент ТС (ОУ сам является изделием в цепи обратной связи) с функцией

o изменять свое состояние под воздействием информации, поступающей от Изделия.

Верно, что если хотя бы одна часть отсутствует, то это еще не ТС. Но это еще не ТС и при наличии всех частей, если нет необходимых связей между ними! (8) Если хотя бы одна часть неработоспособна, то это либо еще не ТС, либо уже не ТС.

Вопрос: Как ТС изначально определяет свою цель (предназначение) и устанавливает связи между элементами во время сборки? То есть тогда, когда ее ОУ еще не включен в структуру ТС? Значит, функцию ОУ уже выполняет какой-то элемент, которого мы не учли?

Ответ: Во время сборки ТС еще не существует, т.е. это еще не ТС; назовем ее прото-ТС, которая определять цель и устанавливать связи между элементами не может по определению. Во время сборки прото-ТС является Изделием и превращается в ТС под воздействием НАДСИСТЕМЫ (НС), имеющей свой Орган Управления - ОУНадсистемы, который мы очень даже учитываем - мы его сами в НС поставили, отрегулировали и пустили в работу.

Таким образом, получается, что сама ТС может работать и с человеком (как элементом), и без человека. Если мы говорим, что человек задает цели изготовления, сборки и эксплуатации ТС, то речь идет не о ТС, а о надсистеме! Кроме того, нередко и здесь человек становится не нужен:

§ На этапе проектирования и сборки.

Например, уже имеется первый опыт эволюции роботов, где после изготовления отбирались лучшие конструкции, которые потом изготавливались; конструкции снова проходили отбор, потом опять изготавливались лучшие... [7];

§ На этапе эксплуатации.

Бурно развивающаяся технология RFID (радиометки) позволяет домашним вещам "общаться" друг с другом, минуя человека: холодильник сам заказывает продукты, если сроки годности на некоторых истекают, или количество которых снизилось до "точки заказа"; пылесос сам себя тестирует и заказывет расходуемые материалы для восполнения.

Пусть это еще далеко не повсеместная практика, но нет принципиального запрета на полное вытеснение человека не только из сферы производства, но и даже из задания целей этому производству.

Следовательно, не делает человек в ТС что-то особенное, "немашинное", его всегда можно ЗАМЕНИТЬ другим человеком или "железкой". А связано это с тем, что в ТС человек становится функцией, которой безразлично - рыжий он или лысый, в очках или в инвалидной коляске. Еще раз, главное - это выполнение функции, вот единственный критерий оценки элемента в ТС. Г.Форд в своей книге "Моя жизнь, мои достижения" писал, что подробно изучил функции, необходимые при производстве автомобилей. Даже для безруких инвалидов нашлось место на производстве, т.е. нашлась такая функция, с точки зрения выполнения которой, элемент был полноценным. После работы этот человек - инвалид, а в ТС - полноценный элемент.

2. Лишний закон вытеснения человека из системы

Сегодня в ТРИЗ существует постулат - "человек не есть часть ТС, это часть надсистемы". Аналогично в гуманитарных науках, изучающих феномен техники, априори проводится разделение между человеком и техникой. Последнее привело к невозможности договориться о том, как отличить технику от нетехники [8, с. 43].

Рассмотрим вопрос о надсистемах. Как уже говорилось, формулировать цель создания ТС, изготовливать и совершенствовать эту ТС должен человек в надсистеме. Именно в надсистеме человек действительно реализует функцию целеполагания, и все упомянутые.

Предлагается посмотреть на ТС (более широко - технику) с точки зрения ее встроенности в такую иерархию уровней:

§ Природа

§ Общество

§ Производство

§ Техника,

что можно представить графически (рис. 2) [9]:

Рис. 2

Система "Производство" по отношению именно к "Технике" действительно включает в себя человека, сознательно ставящего цели для этой "Техники", изготавливающего эту "Технику" и совершенствующего эту "Технику" по результатам ее работы. В самой "Технике" человек выполняет роль оператора, роль элемента "Техники".

По мере развития ТС человек постепенно вытесняется в надсистему "Производство", туда, где сознательно ставят цели, организуют производство и совершенствуют то, что произвели. Но на этом вытеснение не заканчивается. "Общество", создав систему "Производство" (9), формулирует для этой системы цель в виде социального заказа, например, обеспечить необходимую для жизнедеятельности "Общества" транспортировку грузов и пассажиров.

И уже теперь в системе "Производство" человек целеполагающий становится функцией, теряет свои "человеческие" качества с точки зрения уровня "Общество". Уровень "Общество" на уровне "Производство" людей не видит! С высоты уровня "Общество" на уровне "Производство" нужны опять-таки функции, а не люди! Несколько примеров пояснят, что имеется ввиду.

Когда человек, элемент системы "Общество", обращается по какому-то делу к одной из подсистем общества: "Здравоохранение", "Образование", "Охрана правопорядка" и т.д., то ему нужна ФУНКЦИЯ этой подсистемы - поставить диагноз и провести лечение, обучить или защитить от незаконных посягательств и пр.(10)

Человеку общественному будет только мешать, если человек, элемент указанных подсистем, будет вносить в выполнение своих функций свои человеческие качества - симпатии, интерес и т.д. Конечно, приятно, если врач интересуется у страждущего его увлечениями и рассказывает о своих, но сначала - помоги, выполни свою функцию.

Особенно ярко представлено вытесенение человека в виде принципа беспристрастности из подсистемы "Правосудие" - Фемида с повязкой на глазах. Для подсистемы "Правосудие" это особенно важно, поскольку правильное выполнение ею функций связано с основами жизни системы "Общества". (11) Учитывая универсальность принципа вытеснения человека, - своеобразные "повязки" должны быть в идеале у всех "человеческих" элементов подсистем:

§ идеальный врач должен оказывать помощь вне зависимости от расовой принадлежности больного (вспомним клятву Гиппократа);

§ идеальный учитель - учить вне зависимости от сексуальной ориентации ученика, и пр.

Это своего рода аналоги идеальных конечных результатов (ИКР) в указанных социальных ЦСД.

Отсюда мы видим, что человек, выполняющий функцию в ТС или социальной системе, является стандартным элементом этой системы. Он выполняет в ней роль некоторой функции до тех пор, пока это полезно для системы, до тех пор пока вместо человека не находится новый элемент, выполняющий функцию Тр, Дв, ОУ и/или РО либо лучше, либо с меньшими затратами, либо и лучше, и с меньшими затратами. В этом случае в ТРИЗ говорят, что человек вытесняется из системы (социальной или технической). Дополнительно заметим, что введение нового элемента (элементов) в систему может приводить к вытеснению из неё как индивидуума (это обычный случай) и даже целых коллективов. Примером может служить хотя бы замена группы бурлаков буксиром.

Вытеснение человека (Л. Мамфорд, 1934) или группы людей (Э. Дюркгейм, 1911) из ЦСД общества давно отмечено социологами. Иллюстрации вытеснения человека из юридической, университетской и театральной ЦСД можно найти в [10-12]. Во всех этих случаях вытеснение есть следствие пониженной эффективности выполнения человеком своей функции в системе.

В ТРИЗ вытеснение человека из ТС выделяется в специальный закон: техника постепенно берет на себя функции, ранее выполнявшиеся человеком, причем вытеснение происходит двумя путями: за счет замены человека устройствами и приспособлениями; за счет отказа от "человеческих" способов деятельности, жестко связанных с анатомией и физиологией человека, с его психологическими особенностями [13, с.33].

На наш взгляд, выделение специального закона является излишним. Нет человека в ТС, а есть элементы, среди которых некоторые (или даже все) могут иметь биологическую природу. Эти элементы, как и остальные, постоянно конкурируют за свое место в ТС. Если находится элемент, лучше выполняющий конкретную функцию, более совершенный, то он замещает менее эффективный.

Целенаправляющей для всякой системы является надсистема: для "Общества" цели задает (ставит) "Природа", для "Производства" - "Общество", для "Техники" - "Производство". При переходе на уровень ниже надсистема сама становится системой (рис. 3). И в этой системе элементы-люди теряют свои "человеческие" качества, становятся функциями. Человек, перестающий выполнять функцию в одной из систем, может начать выполнять функцию в другой Системе более высокого (или более низкого) порядка, или пытаться стать человеком природным. (12)

Рис. 3.

Закон вытеснения человека из ЦСД является не самостоятельным законом, а механизмом (способом реализации) других законов развития целенаправленных систем, например:

§ Закона повышения динамичности системы: для устранения недостатка (13) система меняется (динамизируется). Одним из механизмов изменения (динамизации) ТС и является вытеснение из нее человека:

o вообще (если функция, которую выполнял человек, исчезла), либо

o человек заменяется более эффективным элементом "нечеловеческой" природы.

§ Закона неравномерности развития системы, описывающего относительные скорости совершенствования элементов системы.

Быстрее всего в системе развивается (динамизируется, меняется) ее Рабочий орган (РО). Поэтому, если человек выполняет в системе функцию РО, а также других элементов ТС, то в первую очередь человек вытесняется из РО.

3. К дискуссии о периодизации истории техники

Знаменитый немецкий философ прошлого века М. Хайдеггер в работе "Вопрос о технике" (1949) разделил технику на современную и традиционную. Традиционная техника, по его мнению, была частью природы (jusiV), а современная техника заменяет природу: "Различие между современной и традиционной техникой Хайдеггер превосходно (курсив наш. - Авт.) поясняет на примере различия между старым деревянным мостом и гидроэлектростанцией на Рейне. Если раньше мост был приспособлен к течению реки, то теперь сам Рейн "встроен" в электростанцию", являясь поставщиком давления воды" [14, с. 141]. На наш взгляд, разделение техники на традиционную и современную в этом фрагменте остается загадкой, ведь сравниваются две разные ТС, выполняющих разные функции: облегчения транспортировки и получения энергии.

Хотя этот пример назван превосходным, из него не следует - в чем же состоит замена техникой природы? Любая природная система становится технической, как только у человека начинает хватать ума и мощи начать использовать эту природную систему. Как только человек догадался (ум) и сумел (мощь) использовать силу движущейся воды вместо своей силы, появились водяные мельницы и гидроэлектростанции. Поскольку Рейн лучше человека выполняет функцию "вращать турбину", то человек был освобожден от выполнения этой функции и стал играть только роль ОУ (оператор электростанции).

Никакой замены техникой природы не происходит, напротив, новый природный объект включается в ЦСД человека с образованием новой ТС. Поэтому, на наш взгляд, правильнее было бы говорить не о разделении техники на современную и традиционную, а о том, в какой степени объекты природы вовлекаются в ЦСД человека. Это хорошо согласуется со взглядами В.В.Вернадского: по масштабам преобразования природы с помощью деятельности (разнообразных функций) человек становится одной из сил природы! В начале человеческой истории масштабы включения природных объектов в ТС малы, а потом стремительно растут. Но это становится очевидным, если следовать формулировкам в п.п.1-2.

4. Заключение

Итак, признание тезиса, что человек - стандартный элемент любой системы, социальной или технической, позволяет:

§ упростить аксиоматику ТРИЗ (снижение количества постулатов, лежащих в основе ТРИЗ);

§ выстроить более логичную систему законов развития систем (закон вытеснения человека - один из механизмов закона динамизации);

§ упростить или даже упразднить некоторые сюжеты в дискуссии об эволюции технических систем (п. 3).

Сноски


 1. Так, напуганные изменениями современного мироустройства люди, - это ещё не организация антиглобалистов. Но задайте им образец поведения, и тогда их ресурсы и цели позволят им регулярно приезжать в намеченные географические точки и устраивать там беспорядки. Если коротко: образец поведения + ресурсы + цели = целенаправленные действия.

 2.  Система - совокупность упорядоченно взаимодействующих элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Упорядоченно - на основе единых правил (законов, традиций и т.д.) поведения.

 3. Сколько стоит использование системы (затраты на социальные институты)

 4. Так сказать, затраты на создание социального брака при функционировании системы. 4 Использование реальных систем всегда сопряжено с затратами и вредом. Вред - это оценка функционирования системы на данный момент; вредный фактор - помеха воспроизведению данной системы деятельности.

 5. Так получается, что индивидуумы составляют социальную систему, и они же являются и Изделием, объектом главной функции этой системы. Это очень распространенный случай, аналог: водитель автомобиля (ОУ системы) может одновременно быть и пассажиром (Изделие) этого автомобиля.

 6. Двигатель снабжается энергией от внутреннего или внешнего источника (на рис. 1 не показан).

 7. Воспользовавшись определением функции ТС - изменение состояния материального объекта. Так, для Двигателя Трансмиссия формально является Изделием, поэтому Дв изменяет (преобразует) Тр. И т.д.

 8. Т.е., как в примере с антиглобалистами, даже двойной комплект всех частей самолета - это не самолет…

 9. В которой обязательно есть все элементы - ИЭ+Дв, Тр, РО, ОУ.

 10. Считаем, что функции элементов указанных подсистем четко и полностью определены.

 11. При слове "беззаконие" как-то непроизвольно поеживашься...

 12. Последнее пытались делать отшельники, хиппи.

 13.  В случае конкретной системы недостаток полностью определен. Например, человек может работать в качестве двигателя только в очень ограниченных пределах по мощности; или не может работать при слишком высоких / низких температурах, во вредной атмосфере, и.т.д.

Список литературы:

1. Сорокин П.А. Система социологии. T.1. Социальная аналитика: Учение о строении простейшего (родового) социального явления. - М.: Наука, 1993. - 447с.

2. http://psylib.ukrweb.net/books/shvei01/txt18.htm

3. Гуревич Г.И. Лоция будущих открытий. - М.: Наука, 1990. - 208 с.

4. Корогодин В.И., Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга по социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч.1. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - 152с.

5. http://www.trizminsk.org/e/21101430.htm Текст Ю.П. Саламатова.

6. Основные Положения Методики проведения ФСА. Методические рекомендации. - М.: МП Информ-ФСА, 1991.

7. Zykov V., Mytilinaios E., Adams B. and Lipson H. Robotics: Self-reproducing machines // Nature. - V.435. - P.163-164 (12 May 2005).

8. Воронин А.А. Миф техники. - М.: Наука, 2004. - 200с.

9. Захаров А.Н. Достойная цель - поиск через иерархию и эволюцию систем. // http://triz-evolution.narod.ru/

10. Соснин Э.А. Вытеснение человека из целенаправленной системы деятельности на примере юридического процесса. - Томск, 2000-2001. (001.894.066 М 66). - Рукопись деп. в ЧОУНБ 25.1.2001 № 2642. - 9с.

11. Соснин Э.А. Краткий очерк эволюции театра с точки зрения теории целенаправленных систем // Metodolog.ru. - 2005. ? http://metodolog.ru/00374/00374.html

12. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Университет как социальное изобретение: рождение, эволюция, устойчивость. - Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2004. - 184с.

13. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. Кишинёв: Картя Молдовеняскэ, 1989. - 381с.

14. Хесле В. Философия техники М. Хайдеггера // Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М.: Наука, 1991. - 253с.


Главная    Инструменты    К вопросу о вытеснении человека из систем