Главная    Конференция     Способы ознакомления студентов с методами решения творческих проблем
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений

СПОСОБЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С МЕТОДАМИ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Михайлов В.А., Никитин А.И., Жужа М.А.,
Соснин Э.А., Филичев С.А., Россия

В научной библиотеке Чувашского университета собрано более 500 книг про ТРИЗ (1968 - 2005) и 1000 экз. 13 учебных пособий (1976 – 2007). В ИВЦ ЧувГУ применяем 20 обучающих программ и сайтов (НИЛИМ-ИМКорп, Тольятти ГУ, С-ПбМУНТТР, ЧувГУ и др.). Студенты химфака участвуют в сборе химических патентов в области химии и экологии. Лучшие учебные работы студентов химфака или магистерского отделения электротехнических факультетов ЧувГУ посылаем на конкурсы МА ТРИЗ. Занятия по ознакомлению с ТРИЗ проводятся также в филиалах МГОУ и МАДИ-ТУ, в ТГУ и ТГПУ.

Ways of acquaintance of students with methods of the decision of creative problems

Mikhailov V.A., Nikitin A.I., Zhuzha M.A., Sosnin E.A., Filichev S.A., Russia, Cheboksary, Tomsk

In Chuvash University Library there are collection of more than 500 books about TRIZ (1968 - 2005) and 1000 copies of 13 manuals (1976 – 2007). In data-processing centre is applied 20 training programs and sites (NILIM-IMCorp, TolSU, SPbMUSTCD, ChuvSU etc). The students participate in collection of chemical patents in fields of chemistry and ecology. The best student investigations are sent on competitions IA TRIZ. TRIZ-introduction trainings are also spent in subdivisions of MSOU and MADI-STU, in KubSU, TSU and TPU.

Российское общество беспокоит как качество современного образования, так и падение интереса учащихся к предметам образования: учащимся скучно зубрить (запоминать), но надо, чтобы получить документ; объёмы знаний по всем дисциплинам экспоненциально растут - нельзя их объять, неясна учащимся (а часто и самим преподавателям) полезность тех или иных знаний (в целом предметов, их разделов, задач и школьных практик), нередко разные предметы изучаются в отрыве друг от друга (хотя на самом деле многие разделы разных предметов взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга). Эти проблемы пытаются решать в десятках СШ и вузов РФ путём обучения или ознакомления с ТРИЗ. Лишь в немногих вузах проводят длительное изучение ТРИЗ, как в МГИУ (на 1-3-м курсах по 2 часа в неделю, затем на старших курсах предъявляют требования: использовать знания ТРИЗ в разработках курсовых и дипломных работ и проектов). В небольшом числе вузов (как МГТУПС, КубГУ, КостромаГТУ, ЮУГТУ, КрасноярскГТУ, КнАГТУ, ВоронежГТУ, МГТУ им. Баумана, МГТУ-МАИ и др.) знакомят с ТРИЗ один семестр (от 20 до 50 часов).

Более 15 лет на технических и химическом факультетах Чувашского университета систематически проводятся ознакомительные занятия по ТРИЗ. Для этого в библиотеке ЧувГУ собраны более 500 книг про ТРИЗ 25 наименований (1968 – 2005) Г. Альтшуллера, Б. Злотина, Г. Иванова, А. Селюцкого и др. Литературу приобретаем через Фонд Г Альтшуллера (как по личным заказам, так и для библиотеки ЧувГУ). В издательстве ЧувГУ напечатаны 13 учебно-методических пособий (1976 – 2007 гг), в которых собраны более 600 учебных задач по ТРИЗ по темам: РТВ, химии, экологии, электротехнике, металлообработки [1–7]. В пособиях приводятся примеры вероятных решений, часть которых предложены учащимися проведённых занятий (1972 – 2005) и некоторые были посланы на конкурсы студенческих работ МА ТРИЗ (1999 – 2006), где ежегодно были получены студентами ЧувГУ дипломы разных степеней.

Студенты химфака ЧувГУ как в ходе учебных занятий по информатике, так и при выполнении дипломных работ на темы, связанные с ТРИЗ, многие годы участвуют в сборе технических решений в химии и экологии, основанных на применениях разных химических эффектов (по 100 – 1000 рефератов в год), как по данным реферативного журнала Химия, бюллетеней изобретений СССР и ИСМ, так и интернет-сайта ФИПС РФ. В учебном классе ИВЦ ЧувГУ для студентов собраны более 20 обучающих и демо-программ, предоставленных НИЛИМ, ИМКорп., Тольятти ГУ, СПб МУНТТР, МО-2.4 и ТРИЗ-Шанс, а также сайтов, разработанных студентами ЧувГУ в курсовых и зачётных работах (по учебным пособиям ЧувГУ и В. Петрова). Число учебных часов обычно невелико: от 14 до 30 ч. лекций, практики от 14 до 28 ч., часть практики проводится в классе ЭВМ. Существенный недостаток занятий в ЧувГУ состоит в том, что знания ТРИЗ не востребуются руководителями курсовых и дипломных работ и проектов на выпускающих кафедрах технических и химического факультетов. Активные студенты имеют возможность воспользоваться СД-диском с пакетом 50 учебных пособий (из Чебоксар, С-Петербурга, Тольятти, Минска, Иркутска, Рамаана, Елгавы, Магнитогорска и интернет-сайтов). Накопленными данными обмениваемся с преподавателями Кубанского и Тольяттинского ГУ, Воронежского, Костромского и Магнитогорского ГТУ, Алтайских ГУ и ГМУ и др.

Ознакомительные занятия по методам решения творческих задач (на основе ТРИЗ) проводятся со студентами 2 и 3 курсов Волжского филиала МАДИ (более 100 чел., 18 часов лекций, 18 ч. практики, лекторы Никитин А.И. и Хисметов Р.В.), а также в дисциплине Основы научных исследований (о современном состоянии ТРИЗ, 60 чел., 16 час. лекций, 16 час. практики, лектор Михайлов В.А.). Недостатками этих ознакомительных занятий является то, что пока в библиотеке ВФ МАДИ нет книг про ТРИЗ (хотя руководство вуза обещает их приобрести, как и пакет обучающих программ для класса ЭВМ). На кафедре технологии машиностроения группа преподавателей систематически разрабатывает новые техрешения и изобретения.

Проводятся семинары (Гальетов В.П., Сибиряков В.Г.) по технологии эффективных решений при управлении развитием фирмы (3000 чел.); семинар по ТРИЗ для группы конструкторов ОАО «Сварка», дистанционный учебный курс «Технология научных исследований на основе ТРИЗ» и ведется учебный курс «Управленческие решения на основе ТРИЗ» в Чебоксарском филиале МГОУ [6]. Из материалов ТРИЗ-Фест-2006 следует, что нерешаемой никем проблемой остаётся «Обустройство России в совремённых условиях», например, путём объединения трезвомыслящих и знающих ТРИЗ специалистов. Другой трудной проблемой является объединение знаний химии и ТРИЗ к решениям задач экологии, сохранению мира и окружающей среды для детей. Накапливаются в этой области патентные данные, но в них не замечены эффективные решения – значит нашим детям будет трудно справиться с лавиной таких задач, которые на них обрушатся из-за того, что сейчас мало что делается по их предотвращению. За рубежом решают задачи извлечения прибыли, например, путём обхода патентов конкурентов или наоборот патентования таким образом, чтобы не дать возможности развивать технику конкурентам – такая патентная практика не способствует развитию человека и решениям его проблем.

В Томском ГУ и ТНЦ (Соснин Э.А. и 7 чел. аспирантов и исследователей в ТНЦ и ТГУ) на основе ТРИЗ разрабатывают патенты на конструирование источников ультрафиолетового излучения и их применения для решения различных научных и практических задач (фотоэлектрохимия, актинометрия, фотобиология, фотомедицина). На этой базе данных напечатана книга (ТГУ, 2005) про ТРИЗ в конструировании УФ-источников и их применениях в своих 10 патентах и многих изобретениях других авторов, которая используется как учебное пособие для студентов, аспирантов и исследователей-разработчиков источников спонтанного излучения. Она адресована как инженерам, изучающим и конструирующим источники излучения, так и специалистам по проблемам творчества. Книга используется студентами ТГУ в учебных курсах по специальностям "Светотехника и источники света" и "Оптико-электронные приборы и системы". На базе методологии ТРИЗ разработана лампа барьерного разряда на смеси аргона с H2O на полосе 309 нм с потенциально высоким сроком службы. Она является экологически безопасным источником УФ-излучения, т.к. не содержит паров ртути и кадмия [8, 9].

Для обучения студентов Томского государственного политехнического университета (ТПУ) и ознакомления их с ТРИЗ (Филичёв С.А.) разрабатывается учебный курс “Введение в технические инновации” по изучению приёмов творческих решений, в частности, в области очистки сточных и подземных вод, разрабатывают технические решения по обезжелезиванию подземных вод [10]. Как показал опыт проведения занятий по ТРИЗ, студенты затрудняются применять знания по химии на занятиях по другим предметам. Решением проблемы может быть формирование междисциплинарных заданий. Однако в рамках курса химии, содержание которого определено государственным образовательным стандартом, это невозможно. Поэтому в томском политехническом университете уже несколько лет читается курс “Основы технического творчества”. В его рамках студенты знакомятся с указателями физических и химических эффектов и с их применением. Разработаны несколько десятков задач на применение эффектов. Готовится к публикации пособие и задачник.

В Кубанском государственном университете (КубГУ) ознакомление "школьников (абитуриентов) – студентов – преподавателей вуза" с элементами ТРИЗ осуществляется несколькими способами на разных уровнях "кафедра – факультет – вуз – регион" (Жужа М.А.). Учебная дисциплина "Инженерное творчество" (50 часов), основанная на ТРИЗ, 10 лет преподавалась как дисциплина специализации кафедры радиофизики и радиоэкологии. Используя ресурсы учебного времени, ежегодно проводится обзорная лекция о возможностях ТРИЗ для всего 1 курса физико-технического факультета на очном и заочном отделениях (150 студентов). После лекции все желающие получают информационный листок о ТРИЗ со списком литературы и адресами ТРИЗ-сайтов. Приобретаются книги по ТРИЗ для научной библиотеки. Информация о ТРИЗ имеется в студенческом научном обществе вуза. В редакцию университетской студенческой газеты направлена статья о творческих технологиях. За прошлый год в библиотеке КубГУ 11 студентов брали книги про ТРИЗ. На краевом уровне вышла статья о ТРИЗ в информационно-методическом журнале. Информация о ТРИЗ распространяется и через другие смежные учебные структуры. Рекламный листок о ТРИЗ получает каждый одарённый школьник и учитель (70 – 90 человек), приезжающий в Кубанский госуниверситет на олимпиаду по физике со всего Краснодарского края. Проводится обзорная лекция для преподавателей вузов в Институте переподготовки и повышения квалификации специалистов при Кубанском государственном университете. Цель всех проводимых мероприятий – проинформировать слушателей о ТРИЗ и дать импульс для углублённого её изучения тем, кто заинтересован в своем творческом развитии.

Ежегодно в ЧувГУ проводятся встречи преподавателей и студентов в Международные дни ТРИЗ, 2 такие встречи записаны в видеофильмах (снятых выпускником ЧувГУ), они включены в ДВД-диск; на этом диске представлены также 3 видеофильма с участием Г.С. Альтшуллера (1974, 1991 и 1997 гг.), видеофильм со съезда МА ТРИЗ 2001 и о программе техно-оптимайзер (1997). Приведены также наши материалы с СД-диска: 50 учебных пособий и 400 Мб материалов к БД ХЭ. Видеофильмы используются на учебных занятиях в ЧувГУ и ВФ МАДИ, были показаны видеофильм (1974) и фильм про техно-оптимайзер (1997) на научно-методических конференциях ВФ МАДИ в 2005, 2007 гг. и в отделе инновационных технологий КГУ в 2007 г. Наш коллега Уразаев В.Г (из Казани) напечатал книгу [11] о применениях ТРИЗ в макро- и микроэлектронике, метрологии, химической технологии и др. областях творчества.

Имеет место предположение, что студент САМ оценит роль ТРИЗ для творческой практики инженера и САМ доведёт свои познания ТРИЗ с помощью литературы и Интернет-сайтов до более высокого уровня (а отечественная практика показывает, что нужно изучать ТРИЗ для глубокого освоения от 100 до 300 часов, при чём нужно также испытать свои знания путём решения новых творческих практических задач и проблем). Полагаем, что в РФ всё еще есть возможности и основания для подобных надежд - так в библиотеках можно найти книги про ТРИЗ и можно выписать их в Фонде Альтшуллера (по E-mail: foundation@altshuller.ru), но в то же такое предположение оправдывается крайне редко. Хотя на ТРИЗ Фест-2006 нам довелось наблюдать трёх студентов МВТУ-ГТУ старших курсов, которые САМИ пришли к осознанию необходимости для них знания ТРИЗ с помощью Интернет-сайтов про ТРИЗ (а мы им помогали дополнительной информацией – так они не знали, что в МВТУ-ГТУ проводятся занятия по ТРИЗ на некоторых кафедрах, но прежде всего они сами участвовали во всех многочисленных и разных мероприятиях ТРИЗ Фест-2006, включая и саммит ТРИЗ, и учебные семинары). Таким образом, есть разные возможности, противоречие же состоит в том, что мало востребуются и используются эти возможности. Одна фирма недавно запросила пакет литературы про ТРИЗ, получила её, но не откликнулась на предложение провести учебный семинар – видимо, руководство фирмы решило, что с обучением с помощью книг справятся сами.

Литература [к началу]

1. Развитие творческого воображения /сост. П.Р. Амнуэль, В.А. Михайлов – Чебоксары: ЧувГУ, 1980. 52 с., 80 задач.

2. Михайлов В.А. Решение учебных задач по ТРИЗ: учеб. пособие – Чебоксары: Изд. ЧувГУ, 1992. 92 с., 70 задач.

3. Решения творческих экологических задач: учебное пособие /сост. В.А. Михайлов, Э.П. Воронина и др. – Чебоксары: Изд. ЧувГУ, 1999. 160 с., 110 задач.

4. Эвристика: учебное пособие по решению творческих задач /сост. В.А. Михайлов, Р.Б. Аминов и др. – Чебоксары: Изд. ЧувГУ, 2001. 90 с., 115 задач.

5. Эвристика-2: учебно-методическое пособие / сост. В.А. Михайлов, С.А. Митюшина и др. – Чебоксары: Изд. ЧувГУ, 2002. 75 с., 70 задач.

6. Функционально-стоимостный анализ: метод. указания / сост. В.П. Гальетов, В.Д. Бердоносов и др. – Чебоксары: Изд. ЧувГУ, 2005. 32 с., 2 примера.

7. Эвристика-3: методические указания (сб. 100 задач по ТРИЗ и химии) /сост. В.А. Михайлов и В.И. Тимохов – Чебоксары: Изд. ЧувГУ, 2007. 100 с.

8. Соснин Э.А. Закономерности развития газоразрядных источников спонтанного излучения: руководство для разработчика. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. - 108 с., 50 примеров.

9. Соснин Э.А. и др. УФ-лампа барьерного разряда на молекулах ОН //Квантовая электроника, т.36, №10, (2006), с. 981-983.

10. Лукашевич О.Д., Филичев С.А. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как инструмент повышения эффективности систем очистки воды. // Вода и экология. Проблемы и решения. - 2006. вып. 3, с.3-11.

11. Уразаев В.Г. ТРИЗ в электронике М.: Техносфера, 2006, 320 с.


Главная    Конференция     Способы ознакомления студентов с методами решения творческих проблем