Главная    Конференция     Обучение детей планированию своей деятельности используя системный подход
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений

Тема доклада: «Обучение детей планированию своей деятельности используя системный подход»

Крохалева Ольга Юрьевна, Республика Коми, г. Сыктывкар,
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Республиканский центр дополнительного образования»,
Петерсон Л.А., Забоева В.В., Пименова Е.Н.

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.

Самостоятельность – значительное свойство человека – результат воспитания. Она – важнейшее условие самореализации личности, развития творческого мышления.

Но почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение.

Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования.

Поэтому и стоит перед педагогами задача: воспитать у детей самостоятельность. Воспитанию самостоятельности помогает ТРИЗ-педагогика, где показаны алгоритмы, помогающие решать противоречия.

В ТРИЗ - педагогике разработаны алгоритмы: системного и функционального анализа, решения задач, проведения морфологического анализа, сужения поля поиска, преобразования объекта.

Одним из важных направлений в ТРИЗ - педагогике является «Обучение детей планированию своей деятельности». Детям очень важно в любой деятельности уметь составлять план действий, достигать цели, анализировать свою деятельность, видеть свой результат, радоваться ему и видеть значимость своего «Я».

Проработав с детьми 10 лет по программе «Развитие основ творческого мышления, воображения и речи детей» в Коми республиканском центре дополнительного образования, собрав пособия для работы с детьми.

Я увидела, что дети дошкольного возраста испытывают трудности в ответе на вопросы, составлении рассказа, сказки, в последовательном выполнении задания. Возникла потребность, чтобы материал по обучению дошкольников основам планирования был собран в одном пособии. Сейчас идёт работа по его оформлению.

Как можно помочь дошкольнику чувствовать себя более уверенно в общении, в организации досуга, в решении поставленной перед ним задачи? Инструментом организации знаний и деятельности ребёнка может быть план (план обобщённого действия). Одним из таких планов является алгоритм.

Возникла потребность, чтобы материал по обучению дошкольников основам планирования был собран в одном пособии, поэтому из опыта работы и появился сборник алгоритмов.

Важным моментом в организации учебно-воспитательной работы с детьми является поэтапное знакомство с различными видами планов.

В стартовой беседе педагог увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела, мотивирует детей на практическую деятельность. Для детей дошкольного возраста необходимо использовать наглядно - образный материал. Так на занятиях появился сказочный человечек «Мистер Успех». Он включает детей в процесс, играет с ними, рассказывает детям о своей жизни по плану и без него, учит детей составлять свой личный план и выполнять различные задания.

На занятиях детям предлагаются готовые образцы планов, происходит обучение детей чтению рисуночного или написанного плана. После составления планов проходит закрепление материала на практике Дети учатся составлять описательные рассказы об объекте, придумывать сказки, используя план рассказа, самостоятельно и по подгруппам сочинять сказки, составлять собственные планы действия /разговора по телефону, приёма гостей, сюжетно-ролевой игры, движения от дома до детского сада…. и т.д/.

После составления планов проходит закрепление материала на практике. В конце занятия педагог ставит задачи для размышления: Что у нас было хорошо? Что удалось? Что не получилось? Почему?

Педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что работа по алгоритму делает познавательные усилия детей контролируемыми и управляемыми. Многократное применение алгоритма создаёт условия для формирования умения обобщать и специализировать навыки переноса, развивает логичность в суждениях. Использование алгоритма облегчает труд педагога и положительно влияет на результат, мотивирует детей на создание продукта.

Задачами в организации учебной работы с детьми являются:

1. Учить детей действовать по плану.

2. Учить детей способам действия: умению сравнивать, составлять рисуночные планы действия, переносить действия по аналогии из одной ситуации в другую;

3. Формировать умения детей прогнозировать последствия своей деятельности;

4. Учить учитывать время;

5. Воспитывать самостоятельность.

Итак! Чему учим детей?

1. Учим планировать свои дела;

2. Каждое дело начинаем с плана;

3. Составляя план, думаем о конечном результате;

4. Составляем конкретные шаги плана;

5. Сравниваем и выделяем главное;

6. Осознаём нужность планирования;

7. Продумываем свои действия на шаг вперёд не только за себя, но и за оппонента;

8. Обобщаем имеющиеся знания;

9. Высказываем своё мнение;

10. Подбираем необходимые знания / сделаю сам? кого могу попросить?/;

11. Решаем проблему;

Результаты работы, проведённой с детьми по планированию, показывают, что ребята умеют правильно и уверенно составлять описательные рассказы об объекте, выделяют главное, умеют составлять план действия, если у них ярко выражена мотивация.

Обучение планированию способствует развитию:

- умения составлять план;

- учебной мотивации;

- познавательных процессов;

- умения ставить цель;

- умения анализировать, обобщать, сравнивать знания об объекте;

- умения составлять рассказ;

- собственной самооценки;

- переноса приёма \планирования\ из одной ситуации в другую;

- смягчению ситуации стресса у детей с повышенной тревожностью;

Вывод.

Таким образом, обучение детей дошкольного возраста основам планирования являются важным моментом в развитии его способностей. В готовящемся пособии будут представлены алгоритмы деятельности и даны рекомендации к их использованию.

Литература [к началу]

1. Н. Абрамцева. Сказки. Ж. Самодеятельный театр.- 1995,- № 2.

2. Г.И. Альтов. Тут появился изобретатель. – М, 1987.

3. Береженова. М.А. Веселая грамматика. – Д.: Сталкер, 1998.

4. И.Л. Викентьев, И.К. Найкров. Лестница идей.- Новосибирск, 1992.

5. Всё наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах. – 1992.

6. Занимательные задачи для детей /пособие для нач.школ.- 1994

7. Гин.А. Приёмы педагогической техники. – М.: Вита – Пресс, 1999.

8. Ю.Б. Гатанов. Курс развития творческого мышления “Иматон” Санкт-Петербург 1999.

9. Гранадская. А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система. Обучение в школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

10. Жарова. Л.В. Учить самостоятельности. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.

11. Иванов. Г. Сибирячок. - Ангарск. –1993.,

12. Игры и развлечения. Молодая гвардия,- М, : 1989.

13. Каменева. Т. Какого цвета радуга? Детская литература, 1998 М.:

14. Колтун. М. Мир физики. Москва. Детская литература, 1984 М.:

15. Кононяева. Н.П. Вторая жизнь вещей. - Просвещение, 1993 М.:

16. Кузьмин. Л. Шагал один чудак. – Пермь, 1988.

15. Лелюх. С.В, Сидорчук. Т.А, Хоменко. Н.Н.. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск. Ульяновский институт повышения квалификации, 2003.

16. Методическое пособие по развитию творческих способностей детей. - Обнинск, 1992.

17. Т. Михайлова. Игровые занимательные задачи для школьников. - Просвещение.,1985.

18. Никитин. Ю. Мы играем в Игроград.- Челябинск, 1991.

19. Никашин. А.И. Страунинг. А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим. - Ростов–на–Дону; 1993.

20. Паскаль. М.В. Рабочий материал по развитию творческого .воображения. Кишинёв, 1993.

21. Павленко. А.Ф. Развитие мышления старших дошкольников средствами малых литературных форм. Ульяновск. Институт повышения квалификации. 1996.

22. Поспелов. Н.Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. – М.: Педагогика, 1989.

23. Рихтерман. Г. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1991.

24. Страунинг. А.М. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари “Грамматика фантазии” Ростов–на–Дону, 1993

25. Сидорчук.Т.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине.

26. Таинственное и загадочное. Энциклопедия. Минск, 1994.

27. Физическая смекалка. - Москва, 1994.,

28. Юрченко. В.И. Весёлая математика. Буквотека. – Д.: Сталкер, 1997.

29. Журналы ТРИЗ - педагогика. №1,2,3,4. 1992

30. Программа опытно-экспериментальной работы школы-сада №44. – Сыктывкар, 1995.

31. Образовательная программа Антонова Т.И. “Теория решения изобретательских задач” творческого объединения шк. №25./ - Сыктывкар, 2002.

32. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольника/авт. О.Я. Гудкович, О.Н. Самойлов. – Ульяновск, 1998.

33. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) для начальных классов/авт. Н.В. Рубин. – Петрозаводск, 1999.

34. Программа по курсу “Развитие творческого воображения” для начальных классов/авт. А.А. Нестеренко.

35. Программа по курсу “Развитие творческого воображения”/авт. Б.Н. Шевченко. – Фрунзе: Фрунзенский политехнический институт, 1987.

36. Школьное планирование, 2007. №1.


Главная    Конференция     Обучение детей планированию своей деятельности используя системный подход