Главная    Конференция     Конструирование игровых ситуаций в экономической игре «Я - успех»
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИГРЕ «Я – УСПЕХ»

Шварова Светлана Александровна,
Преподаватель ТРИЗ 2 уровня (аттестат МАТРИЗ)
МОУ «СОШ №14» г. Усть-Илимска
В ТРИЗ- 5 лет.
Область интересов: ТРИЗ в школе, ТРИЗ в игровом пространстве.



Аннотация.

Экономическая игра позволяет проектировать собственную дорогу успеха и создаёт модель межличностных и межгрупповых отношений. Предлагается алгоритм конструирования игровой ситуации. Игровое поле создаётся на основе системного оператора.

Ключевые слова.

Экономическая игра, игровое поле, системный оператор, качества личности, виды деятельности, конструирование игровых ситуаций.

Творчеству надо учить! Потребность в выращивании людей творческих нарастает. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого решения проблемы или решения творческой задачи. Однако создать творческий продукт сразу, без предварительного обучения творчеству весьма сложно или совсем нереально.

Необходимо создать условия для решения данной проблемы через многообразие форм деятельности, позволяющих осознать себя как деятеля, творца, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.

Существенным условием является созданная экономическая игра «Я – Успех».

Игра находится в непрерывном развитии. Постоянно дополняется новыми играми, развивающими разные качества личности. Структура каждой серии построена на основе поиска, проектирования и конструирования новых идей. Проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип «проживания».

Ведь не секрет, что ничто так не учит ребёнка, как его собственный практический опыт. Поэтому наша цель – научиться создавать игровую модель на основе приобретения учащимися воображаемого и практического опыта.

Главная задача – попытаться через экономическую игру прокрутить возможные варианты возникновения и реализации самых разнообразных жизненных ситуаций. Со всеми сложностями, случайно ожидаемыми закономерностями и закономерно – неожиданными случайностями.

Экономическая игра охватывает следующие направления жизни:

В процессе конструирования экономической игры мы решаем самые разнообразные задачи:

- учим замечать и видеть причинно-следственные связи действий и их результатов, анализировать механизм поиска ответов на вопросы «что мы можем изменить?», «где это можно использовать?», «что в наших силах, и есть ли ресурсы?»;

- развиваем творческую активность участников игры;

- включаем их в процесс социализации;

- учим изобретать и осуществлять идеи в процессе игры,

- учим детей делать выбор социальных ролей – генератора идей, лидера, организатора, менеджера, предпринимателя, исполнителя, безработного и т.п.;

- учим преодолевать разнообразные трудности и не бояться брать на себя ответственность;

- погружаем участников игры в мир психологических отношений, сложенные ими же;

- учим «использовать с пользой» возникающие жизненные противоречия между «логикой желаемого и логикой действительного» («хочу» и «надо», «хорошо» и «плохо»);

- учим моделировать разнообразные жизненные ситуации и главное запускать механизм поиска выхода из них;

- учим использовать возможности коллективного и личного разума, творчества. Стиль жизни определяется уровнем решаемых личностью творческих задач, направленных на стратегию непрерывного развития (общественно полезная цель направлена на развитие положительных качеств личности).

АЛГОРИТМ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИГРЫ

Для того чтобы смоделировать интересную игру нужно иметь общую идею. Такую идею все участники игры выбирают на «Бирже идей».

На торги выставляются проекты (идеи, предложения), разработанные «фирмами» (классами). Стоимость каждого проекта (в виде «аванса») определяется исходя из:

- сложности проекта (замысла);

- массовости участников;

- оригинальности идеи («что? – нигде и никогда?»);

- реальность («решили – сделали);

- результативность («кому от этого польза?»).

Оценивается проект в «лидерках» (денежная единица игры)

Если фирме понравилась идея другой фирмы, она может «купить» право на проведение дела (заимствовать идею), но должны:

- заявить о своем намерении брокеру;

- доказать, что располагают определёнными ресурсами (есть умелые ребята, опыт проведения подобного дела, помощники);

- «заплатить» за лицензию 50 «лидерок»;

- «Биржа» определяет, какая идея была востребована больше и у неё есть основания быть «Делом года».

В этом учебном году определился рейтинг «фирм» и определились общие идеи. «Школа выживания», «Картофельный бум», «Хлебный рай», «Пушкинский бал».

Алгоритм конструирования игры рассмотрим на общей идее экономической игры «Хлебный рай».

I этап. Творческие группы создают игровое поле для выбранной идеи. Игровое поле создаётся основываясь на компетенции учащихся в произвольной форме или на основе системного оператора. Например:

Такая карта помогает выбрать «маршрут» поиска дела.

II этап. «Маршрут».

Интегрируя знания из предметных областей и практического опыта, поиск обеспечивает учащимся целостное видение экономических ситуаций. Это создаёт условия для моделирования различных вариантов действий, оценки и анализа построения и реализации наиболее эффективных способов практической деятельности. Выстраивается система понятий и способов деятельности, которыми овладевают учащиеся. Деятельность в игре предполагает наличие пяти факторов производства: идея продукта; технология производства продукта; ресурсы, необходимые для производства избранного продукта; реализация и получение дохода, предпринимательские качества, обеспечивающие успешность коллективного дела.

Навыки и знания приобрести несложно, гораздо труднее выработать необходимые личные качества:

- сформировать самооценку;

- вера в себя;

- инициативность;

- ответственность за принятое решение;

- гибкость (умение изменяться, изменять поведение);

- умение отстаивать собственную точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению;

- творчески подходить к делу.

III этап. Само дело - «Улей».

Что-то должно получиться – творческий продукт.

На этом этапе появляются дополнительные идеи фирмы, творческих групп, происходит «погружение» детей в деятельность, где он принимает самостоятельные творческие решения, создаются ситуации успеха в условиях причастности к коллективному делу. В ходе игры каждый участник зарабатывает условные денежные единицы «лидерки». Система экономической игры обеспечивает непрерывность творческого процесса развития личности: в ней каждый может почувствовать себя лидером – спортсменом, лидером-организатором, генератором идей при создании продукции фирмой, лидером умельцем как производитель продукции, лидером-интеллектуалом, творческим лидером в театральной фирме, лидером-игротехником, лидером-предпринимателем. На этом этапе происходит первое пробное столкновение идей, мнений, желаний. Начинается развитие сюжета новой игры в микрогруппе. Например, «Конфликт в команде».

В этой игре даётся возможность учащимся на основе сравнения различных вариантов развития конфликтных ситуаций в фирме самостоятельно определить, какое поведение при конфликтах конструктивно оптимально.

Задачи:

- освоить принципы поведения при конфликтных ситуациях в фирме. Используя приём ТРИЗ «обратить вред в пользу»;

- рассмотреть различные варианты возможного развития конфликтных ситуаций, приём «проскок»;

- сравнивать различные варианты возможного развития конфликтных ситуаций и оптимизировать своё поведение (приём «вынесение» научить определять мешающее вредное свойство в общении).

Все учащиеся делятся на 3 группы в соответствии со своими ролями:

  • руководство фирмы;
  • конфликтующие стороны;
  • конфликтная комиссия.

Развитие игровой ситуации. Ролевая группа конфликтующих сторон получают карточки с исходными условиями конфликта и с возможными вариантами своих действий.

С учётом этих условий группа конфликтующих сторон выбирает вариант действий из предложенных или предлагает свой вариант решения конфликта, что оценивается более высоко. Проигрываются конфликтные ситуации.

В заключение игры кофликтная комиссия подводит итог. Если она сочтёт конфликт исчерпанным, то запись развития конфликта прекращается.

Конфликтная комиссия может считать конфликт исчерпанным, если:

- конфликт исчерпан по существу;

- имеет место повторение одних и тех же действий;

Конфликтная комиссия прекращает игру, если предложено 6 вариантов решения конфликта, но некоструктивных..

Заключительная часть проводится в виде разбора различных вариантов развития конфликтных ситуаций. В результате дети осознают, что

  • есть много реальных ситуаций, способствующих развитию конфликтов в фирме и игре;
  • оптимальное разрешение конфликтных ситуаций – не в победе одной из конфликтующих сторон над другой, а в разрешении противоречия – не или-или, а и – и.

Неоднократно наблюдая, как ребята по своей инициативе возвращаются к проигранным играм, получают удовольствие от новой деятельности – по содержанию, по характеру, по результатам, новым переживанием и переживанием ситуаций с новыми её участниками.

IV этап. «Событие».

Наступает момент, когда все фирмы демонстрируют свои достижения, творчество.

Ожидание и осуществление радостных событий и дел, наполнение школьной жизни устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе.

Состояние «ожидания успеха» - явление уникальное.

V этап. Обсуждение результатов игры и планирование:

  • развития игры
  • изменение условий игры
  • конструирование новой игры

Выводы

Важным результатом конструирования игры можно считать тот фактор, что ребёнок и взрослый являются реальными действующими лицами в своих собственных, индивидуальных проектах, идеях.

Конструирование игровых ситуаций позволяет разнообразить формы деятельности, создавая систему творческих игр: «Школа выживания», «Биржа общения», «Мир игры и игрушки», «Хлебный рай», «Картофельный бум», «Менеджеры по производству и изобретению товара». Разнообразие форм и методов помогает увидеть отношения, условия для самореализации в социальном творчестве для достижения успеха, развития качеств сильного мышления, помогающих делать выбор способа решения противоречий, изменять окружающую среду.

Наблюдая динамику в развитии детей, мы видим высокий уровень творческого мышления, социальной адаптированности, предприимчивости, обратной связи с реальной жизнью..

Результатом нашей деятельности является попытка через игру прокрутить возможные варианты разнообразных жизненных ситуаций. Но есть ещё главное: мы у наших учеников хотим развить направленность на эффективную социализацию, творческую активность, умение искать творческие решения, учим верить в собственные возможности, принимать решения в условиях выбора. Наш итог – готовность юного человека к жизни. Вот что главное: понять, проиграть, потрогать. Хочется найти ответы уже сейчас и не на советах умных людей, а на собственном опыте.

Литература

Гафитулин М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у учащихся младшего возраста на основе АТРИЗ. Челябинск, 1996г.

Енин А.В. Конструирование игровых ситуаций. Ж.Школьные технологии № 3. 2006г.

Иванов Г.И. Системный анализ проблемных ситуаций, формирование и решение творческих задач. Ангарск.

Никашин А.М., Страунинг А.М. Системный подход в ознакомлении и с окружающим миром и развитии фантазии. Ростов-на-Дону. Аспект, 1990г.

Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М. Этрол Лада, 2005г.

Сидорчук Т.А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности. М., 1998г.

Хоменко Н.Н. Основы теории сильного мышления: материалы к семинару по ТРИЗ. Минск, 1997г.


Главная    Конференция     Конструирование игровых ситуаций в экономической игре «Я - успех»