Главная    Кафедра прогнозов     Инноватика для трудных времён

Размещено на сайте 31.12.2008.

Добрый день, уважаемые читатели!

Позвольте вас поздравить с наступающим Новым Годом переводом статьи, опубликованной в
BusinessWeek 28 декабря 2008.

В статье рассказывается о том, как некая "теория сталинских времён" помогает успешно решать проблемы преодоления кризиса в ведущих американских компаниях.

BusinessWeek очень авторитетное издание и то, что она пишет про Дженерал Электрик (ДЭ) значит больше, чем мы можем себе представить отсюда. ДЭ в российской системе координат - компания примерно такого же статуса, как "Газпром". Так что успех "технологии изобретательства сталинских времён" неоспорим и масштабен.

Некоторое время тому назад я брал интервью у Семена Литвина - руководителя упоминаемой в статье фирмы «GEN3 Partners». (См "Гистерезис инновационного консалтинга" ) Речь тогда в частности шла и о начале совместного проекта с Дженерал Электрик. Объем работы способен поразить воображение – всего ДЭ хочет обучить более четырех тысяч своих специалистов. Это свыше тысячи рабочих групп! И вот мы видим, что первые десятки рабочих групп уже начали давать полноценный творческий продукт.

Возможно, что этот и иные подобные примеры смогут «расшевелить» руководителей наших, отечественных фирм.

А пока порадуемся успехам развития ТРИЗ в мировом масштабе.

Ведущий рубрики КП Юрий Даниловский

Инноватика для трудных времён

Стив Хэмм

(ведущий корреспондент BusinessWeek в Нью-Йорке и автор Globespotting blog
( Перевод Ю.Даниловского)

"Дженерал Электрик и другие компании сегодня используют самые разные методы, например ТРИЗ, чтобы сделать свои исследования и разработки более эффективными .
Для Дженерал Электрик важно было получить инструмент, с помощью которого можно было бы наилучшим образом развивать лучшие технологии, чтобы не тратить напрасно деньги компании. Несмотря на то, что экономика вошла в штопор и цены на акции ДЭ упали, руководители ДЭ приобрели удивительный инструмент, рождённый в сталинском СССР.

Этот инструмент называется ТРИЗ, российский акроним для фразы «теория решения проблем изобретателя». Основные идеи были сформулированы инженером и писателем фантастом Генрихом Альтшуллером, который сделал критический анализ изобретений Советского Союза в конце 1940-ых и попал в ГУЛАГ. Там, он общался с большим количеством заключенных в тюрьму ученых и, когда он был освобожден, сформировал вполне работоспособный метод получения изобретений для людей, которые не рождаются с талантами Эдисона или Эйнштейна. С тех пор его теория развилась в сложную систему, позволяющую анализировать проблемы и получать новые решения. В отличие от мозговой атаки, ТРИЗ использует глубокий анализ возможностей, основанных на науке и алгоритмах.

Сегодня ТРИЗ продвигается в корпорациях, жаждущих новых способов улучшить новшество и производительность вне того, чего они уже достигли с повсеместно принятыми методами «Six Sigma» и «Lean». Вместе с Дженерал Электрик, поклонниками ТРИЗ стали Интел, Самсунг, Procter (PG), так же как и компании меньшего масштаба, такие как «FuelCell Energy» (FCEL). Эта компания сегодня лидер в производстве топливных элементов нового поколения. Компания с помощью ТРИЗ улучшила характеристики генераторов топливных ячеек перспективных топливных элементов, при этом удалось уменьшить затраты на 50%.

Независимый Обзор

Дженерал Электрик также использует ТРИЗ на переднем фронте процесса создания новых технологий. Маленькие проектные команды формулируют проблемы и с ними идут обучаться ТРИЗ. В течение нескольких учебных сессий они используют метод, чтобы исследовать сформулированные проблемы и придумать потенциально возможные решения. Они проводят анализ полученных альтернатив, и затем формируют концептуальные проекты, которые могут быть проверены в реальных условиях. Концептуальные проекты подвергаются учеными ДЭ всестороннему предварительному анализу, для того, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. «Концептуальный проект - жизненно важный шаг», говорит Майкл Иделчик, вице-президент по новым технологиям в Дженерал Электрик. «Если Вы начнете со слона, то независимо от того как Вы оптимизируете это позже, то Вы никогда не будете иметь жирафа.»

Множество консалтинговых фирм строит свои методы вокруг ТРИЗ. Дженерал Электрик работает конкретно с GEN3 как провайдером ТРИЗ. Несмотря на то, что эта компания базируется в Бостоне, в GEN3 150 служащих главным образом работают в России. Руководители подразделения ТРИЗ - эмигранты из России, включая Президента Семена Когана и Саймона Литвина, главного учёного этой компании. Они - друзья детства, росли в Ленинграде, мечтали стать учеными в течение советской эры. GEN3 добавил некоторые собственные разработки С.Литвина в общий пакет инструментов ТРИЗ. Фирмой создана, кроме того, общемировая сеть из 8.000 ученых - экспертов. Это позволяет оценивать найденные удачные решения проблем в одной области производства, для применения найденной технологии в других областях. «Не изобретайте, если Вы не изучили возможности технологий, используемых в других областях», говорит Коган. «Пойдите и найдите решения, которые использовались в других областях техники и примените их к вашей проблеме, и Вы будете иметь более высокую вероятность успеха».

С помощью GEN3's, Дженерал Электрик нашла возможность использовать технологию, применяемую в радарной промышленности для применения ее в машинах MRI (томографы) следующего поколения.
Трудно предсказать, какими будут успехи методологии ТРИЗ в дальнейшем. Профессор Мичиганского Университета Джеффри Лайкер, эксперт в области «Lean» - производственной дисциплине, которая ориентирована на анализ экономии расходов, считает, что ТРИЗ это все го лишь один метод среди других инструментов. Но Иделчик из Дженерал Электрик говорит, что этот подход мог бы обеспечить большее влияние на проблемы окупаемости. Пока только 382 служащих Дженерал Электрик в 70 командах уже закончили обучение. В разработку принято 90 из их концептуальных проектов и разработка новых изделий идет теперь полным ходом. Это не так плохо для противоречивой теории, рожденной в Сталинские времена".