Эволюция преподавания ТРИЗ

-«И ты думаешь, тебя приведут  к учителю, который поможет тебе?

-Если не случится так, что этим учителем окажусь я сам, тогда да.

-Может, таки случится, сказал он».

Ричард Бах «Иллюзии».

 

В течение нескольких лет я наблюдал удивительную картину, которой я в то время не придал того значения и внимания, которое оно заслуживало. Скажу откровенно, была небольшая зависть  ревность, небольшая обида, все это было ощутимо, кроме того что это была новая форма общения учитель-ученик.

Новая форма для меня, для участников обучения, но она существовала в восточных единоборствах, наверно несколько столетий, о чем написано в руководствах по борьбе У-ШУ, АЙКИДО и т.д. Что было у нас? Генрих приглашал на те занятия, которые он проводил, несколько человек - стажеров, которые приезжали к нему и они ему помогали в подготовке в проведении занятий, и т.д. Конечно, все были в выигрыше! Помощники слушали и видели работу автора ТРИЗ. И эти занятия расширяли у них представление о ТРИЗ. Они решали новые задачи, они сочиняли, например, плакаты, и тут же их исполняли, и наконец, они общались и более того спорили с Учителем , и не всегда безуспешно, И естественно одновременно обогащались обе стороны! Конечно, можно предположить, что все это происходило бесконфликтно и дружелюбно. Однако можно отметить, что некоторые шероховатости были, ведь все происходило в реальном процессе. С нашей стороны с Генрихом ездили А.Кудрявцев, Б.Злотин, С.Литвин, В.Герасимов, В.Петров, я больше не помню, хотя наверняка были и еще люди, прошедшие этот вид тренировки и взаимодействия. Но эти поездки остались в их памяти как радостные дни общения  с Учителем. Эти помощники, прошли дополнительный курс обучения, или стажировку, они поработали как бы на равных с Учителем и цены такому курсу нет.

Не буду хвастаться, но сам я за  все время преподавания и после окончания обучения  со слушателями поддерживал дружеские, деловые отношения. Правда, один раз был случай, когда наши слушатели пришли на следующий год и потребовали дальнейшего обучения, Я не знал, что делать.

Приведу еще один  пример, как я его себе представляю. Уже в процессе занятий  появился новый молодой человек, который был тщательно и аккуратно одет и домашнее задание выполнял  на компьютере, что было тогда большой редкостью. После занятий я попросил этого молодого человека подойти и рассказать о себе. Это был инженер механик, капитан первого ранга, который демобилизовался с флота. Я попросил его посылать своих знакомых к нам на обучение, что он и сделал. Я знаю, что он многим помог найти свое место в жизни и помогал как учитель! Впоследствии он преподавал ТРИЗ в военно - морской Академии, и лишил флот одного адмирала забрав его в «Алгоритм» Всеми этими примерами я хочу показать, что САМА ЖИЗНЬ подсказывает, как надо двигаться в обучении ТРИЗ, но мы порой не слышим! Если нарисовать картину крупными мазками то она будет выглядеть так.

1. Главная задача- научить правильно эффективно думать,  начиная от решения  технических задач, и кончая решением научных проблем.

2. Найти Учителя, который должен проводить воспитательную работу по вопросам решения задач, преподаванию. исследованию ТРИЗ, психологии, общению и т д.

3. Пройти курс обучения, обязательно с защитой диплома. Этим часто пренебрегают, вроде бы знания получены, а диплом все равно не официальный… На самом деле именно при написании диплома формируется цельный образ применения инструментов.

4. Конечно, каждый выпускник должен овладеть  способностью формулировать противоречия. Однажды я зашел в СКТБ, где приехав из Кореи побывал В.Леняшин во время своего отпуска и спросил  сотрудников, как он им понравился. Они мне ответили, что Вася стал какой- то странный - все время говорит противоречиями. Я этот случай вспомнил сегодня, когда вдруг услышал по Евровидению такую знакомую формулировку противоречия по поводу инсулина.  Меня поразило, что я первый раз по ТV услышал сформулированное противоречие. ТV делает успехи!

5. В ТРИЗ должны войти подсказки облегчающие поиск задач, требующих решения, дополнительные подсказки, например, противоположный эксперимент, противоположный подход В.Герасимова (если в результате борьбы прошел какой то процесс, то следует поискать результаты борьбы) и другие.

Возьму пример из картотеки А.Захарова:

« В прошлом году исследователи Медицинского центра (университет Чикаго) показали, что клетки человека могут синхронизировать свои внутренние химические процессы, хотя они были механически, химически и электрически изолированы друг от друга.  Клетки, казалось, общались посредством обмена фотонами.

Разные другие группы показали сходные эффекты. Многие клетки, кажется, испускают фотоны в видимом и УФ -диапазоне в количестве около 10 фотон/см2, что не может быть объяснено обычной термодинамической эмиссией. Другие данные показывают, что эта форма оптической связи может увеличить скорость митоза в клетках на 50%. Так как же они это делают?

В настоящее время Сергей  Майбуров (Физический институт им. Лебедева, Москва) выдвигает идею, что оптическая связь – это естественный процесс в клетках, который может быть объяснен на основе того, что уже известно о функциях клеток. Он отмечает, что биологам давно известно - фотоны играют центральную роль в биохимии многих растений и бактериальных клеток.

Основная идея, выдвинутая в 60-х гг., заключается в том, что видимые или УФ -фотоны проникают в клетку и стимулируют рождение экситонов - электронно-дырочной пары – на некоторых длинноцепочечных   молекулах. Экситон перемещается вдоль молекулы, влияя на её реакцию с другими объектами в клетке. Это теория, на которой основан фотосинтез».

Что удивляет?  Вот текст -«Многие клетки, кажется, испускают фотоны в видимом и УФ- диапазоне». Возможно, что этот процесс излучения является следствием или результатом борьбы противоположностей?

 

Я, привел, как уже писал, картину построения обучения крупными мазками. Я приглашаю всех желающих присоединиться к этой работе – давайте определим, что еще надо сделать, чтобы перейти на другой эволюционный уровень обучения ТРИЗ.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

Итак, мы находимся на первом этапе развития. Если я правильно понимаю ЗРТС, основных задач на этом этапе в принципе всего две: добиться жизнеспособности системы (чтобы она хоть как-то выполняла свою функцию) и затем резко повысить проводимость потоков, то есть - устранить ненужные препятствия, сопротивления, канализовать потоки и т.д.

Будем (условно) считать, что с первой из этих задач худо-бедно справились. Есть положительный опыт, есть кое-какие методики и т.д.

Принципиальнейший недостаток я сейчас вижу в том, что всё, что я вижу на этот счет, предполагает, в той или иной мере, участие энтузиастов-учителей. Если в начале первого этапа это было преимуществом, то в конце - уже недостаток! Нужно ведь стремиться к тому, чтобы самый обычный школьный учитель мог читать этот предмет обычным ученикам.

Для образовательной методики учитель - это то самое "изделие", которое нельзя менять! Попыток его изменения я знаю множество (о некоторых из них немного рассказал Александр Ромащук), но ведь все они закончились в итоге ничем - если говорить о массовой школе. Помните "движение учителей-новаторов"? Даже самый лучший из них, Шаталов (лучший по многим причинам, в том числе и по методологическим), так в итоге ничего и не смог изменить. Не смог и не сможет никогда именно потому, что нельзя требовать измениться от учителя массовой школы. Это - константа, а не переменная!

И, с другой стороны, без энтузиастов новое дело все равно не пойдет, как ни крути. Такое вот противоречие: энтузиаст должен быть, чтобы обеспечивать новации (по-другому ни у кого не получается), и энтузиаста не должно быть, чтобы распространить обучение на массовую школу (по-другому тоже ни у кого еще не получалось).

Алексей на соседней ветке упоминал про то, чтобы энтузиастов привлечь для разработки новых методов обучения творческим дисциплинам. Быть может, что-то и получится, но я весьма скептично смотрю на это направление применительно к общеобразовательной школе (в вузе - да, возможно, хотя и там это бешено сложно).

Как мне кажется, скорее надо приспосабливать все же себя к системе, чем систему к себе, - потому что первый этап развития, и законы вспять все равно не повернуть.

А что хорошего есть в нынешней системе обучения? Какие скрытые, никем не используемые ресурсы в ней есть? А может быть, они и используются? Есть же, в конце концов, уроки труда (как бы они формально ни назывались), пения, рисования, физкультуры - и их проводят совершенно обычные учителя, и как-то худо-бедно чему-то учат, а там без творчества никак не получится в любом случае.

В общем, я вижу главную задачу разработки новых методик, ориентированных на общеобразовательную школу, именно в том, чтобы приспособиться самим к традиционной системе обучения, а не начинать сразу создавать свою (как Фил). Не менять систему - а менять себя в рамках существующей системы.

Это "не по-новаторски", "не творчески", "застойно" - какие хотите ярлыки вешайте. Но надо определиться все же, чего мы хотим: показать себя и свои индивидуальные умения, замешенные на личном мастерстве и энтузиазме? Или попытаться сделать все-таки так, чтобы данную дисциплину можно было преподавать и БЕЗ личного мастерства, и БЕЗ энтузиазма, и, простите, БЕЗ излишнего творчества со стороны учителя? Я - совершенно однозначно именно за второй вариант. А первый - как ни крути - только лишь "для индивидуального пользования" и "без права передачи другим лицам"...

Нельзя строить методику массового обучения в расчете на "хорошего учителя". Можно - только в расчете такого, какой он сейчас есть. Почему-то в технике мы хорошо понимаем, что нельзя "закладывать" в конструкцию несществующие материалы, пока они не созданы. А вот в педагогике понять то же самое не хотим. Нам кажется, что учитель - это тоже человек, которого (как и нас, как нам кажется) можно "изменить к лучшему". Вот это я и считаю самой главной ошибкой всех учителей-новаторов...

Re: Эволюция преподавания ТРИЗ

priven wrote:
Итак, мы находимся на первом этапе развития. Если я правильно понимаю ЗРТС, основных задач на этом этапе в принципе всего две: добиться жизнеспособности системы (чтобы она хоть как-то выполняла свою функцию) и затем резко повысить проводимость потоков, то есть - устранить ненужные препятствия, сопротивления, канализовать потоки и т.д.
Будем (условно) считать, что с первой из этих задач худо-бедно справились. Есть положительный опыт, есть кое-какие методики и т.д.
На первом этапе задача всего одна.
Но мы не на первом этапе.
Quote:
Принципиальнейший недостаток я сейчас вижу в том, что всё, что я вижу на этот счет, предполагает, в той или иной мере, участие энтузиастов-учителей. Если в начале первого этапа это было преимуществом, то в конце - уже недостаток! Нужно ведь стремиться к тому, чтобы самый обычный школьный учитель мог читать этот предмет обычным ученикам.
Хорошо бы сначала определиться, что мы вообще обсуждаем. По моему В.В.Митрофанов не имел в виду школьное образование. Речь у него шла о подготовку профессионалов - решателей.

Subscribe to Comments for "Эволюция преподавания ТРИЗ"