Указ Президента РФ

Президент РФ подписал Указ от 7 июля 2011 года № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

Текст Указа:

В целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации;

б) перечень критических технологий Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию настоящего Указа.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

* * *

Указ подготовлен в соответствии с поручением Президента от 17 апреля 2003 года №Пр-655 о корректировке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации решениями Президента по представлению Правительства не реже одного раза в четыре года.

 

Утверждены Указом Президента

Российской Федерации

от 7 июля 2011 № 899

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации

7 июля 2011 года

1. Безопасность и противодействие терроризму.

2. Индустрия наносистем.

3. Информационно-телекоммуникационные системы.

4. Науки о жизни.

5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

6. Рациональное природопользование.

7. Транспортные и космические системы.

8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

 

Утвержден Указом Президента

Российской Федерации

от 7 июля 2011 № 899

Перечень критических технологий Российской Федерации

7 июля 2011 года

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2. Базовые технологии силовой электротехники.

3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.

5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

6. Клеточные технологии.

7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

10. Технологии биоинженерии.

11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.

15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.

19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.

20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.

21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.

23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.

26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Указ Президента РФ

Все это здорово, но... мировой опыт показывает, что развивающиеся страны (Япония, Корея, Китай, Чили, Бразилия... да и СССР тоже, если вспомнить) наиболее успешно стартовали, развивая сперва строительные технологии (дороги, дома, заводы), затем индустрию "для всех" (здравоохранение, автопром и т.д.), и только потом уже - всё вышеперечисленное.

Видать, дороги у нас уже идеальные...

Как всегда - прыгают через этапы, в надежде, что "проскочат". Грустно...

Re: Указ Президента РФ

Не грустите, Александр Ильич.
Лучше помогите вспомнить (из мирового опыта), куда на время строительства дорог все вышеназванные страны - Корея, Китай, Чили и проч., девали своих ученых из Атомпрома и Космической отрасли. Вот и будет действительно добрый и полезный совет.

Re: Указ Президента РФ

Александр Кудрявцев wrote:
Не грустите, Александр Ильич.
Лучше помогите вспомнить (из мирового опыта), куда на время строительства дорог все вышеназванные страны - Корея, Китай, Чили и проч., девали своих ученых из Атомпрома и Космической отрасли. Вот и будет действительно добрый и полезный совет.

Александр Владимирович,

Я не против научных разрботок в атомной и космической отраслях - только за всей душой! Но я полагаю, что БЕЗ качественных дорог, БЕЗ новых отечественных заводов, БЕЗ массового и современного здравоохранения - уйдет это все в песок. А еще - конечно, без современного образования, причем не только инженерного, но и управленческого.

Ведь для всех этих очень хороших президентских начинаний нужен квалифицированный персонал, нужны грамотные управленцы и нужна современная инфраструктура, согласитесь. Можно этим заниматься в параллель, но если этим не заниматься вообще или заниматься кое-как, то и будем иметь то, что имеем: хиреющую науку, хиреющее образование, хиреющую оборонку и, главное, хиреющее население.

Лично я бы предпочел иметь в стране хорошие больницы, школы и дороги, чем замечательный нанотехпром, которого все равно, я убежден, не удастся создать без "тылов" в виде тех же школ, дорог и больниц.

Не будут люди, способные создавать нанотехпром и космическую технику, стремиться жить в стране без хороших дорог, домов, школ и больниц. Время массового патриотизма просто "за идею" давно закончилось. И мы все время будем героически решать "проблему удержания (или привлечения) кадров" - вместо того, чтобы, построив вышеозначенное, устранить причины, порождающие эту проблему.

Потому я и сослался на опыт названных стран, что, на мой взгляд, их руководство понимало проблему на более высоком системном уровне, нежели "не дать умереть отечественной науке". Умирание науки - вещь страшно болезненная и чреватая огромными последствиями. Но ставить это главным приоритетом, наплевав на вышеуказанное - значит, в моем представлении, похоронить и науку, и все остальное. Просто потому, что молодые ученые, способные двигать науку дальше, тоже не захотят жить в стране без хороших дорог, домов, школ и больниц...

Надо, как многие говорят, "повернуться лицом к человеку" - и тогда люди отблагодарят.

А так - просто еще один поток для распилки бюджета, не более того... Оттого и грустно.

С уважением,

Александр.

Re: Указ Президента РФ

Буду признателен за ваше мнение: К какому направлению отнести ТРИЗ?

Вопрос обусловлен необходимостью объяснять чиновникам на понятном им языке, что ТРИЗ - тоже приоритетное направление. И даже очень. Я бы отнёс ТРИЗ к п.8 "Переченя критических технологий РФ", а именно к КОГНИТИВНЫМ технологиям.

С уважением,
Эдуард

Re: Указ Президента РФ

priven wrote:
Александр Кудрявцев wrote:
Не грустите, Александр Ильич.
Лучше помогите вспомнить (из мирового опыта), куда на время строительства дорог все вышеназванные страны - Корея, Китай, Чили и проч., девали своих ученых из Атомпрома и Космической отрасли. Вот и будет действительно добрый и полезный совет.

Александр Владимирович,

Я не против научных разрботок в атомной и космической отраслях - только за всей душой! Но я полагаю, что БЕЗ качественных дорог, БЕЗ новых отечественных заводов, БЕЗ массового и современного здравоохранения - уйдет это все в песок. А еще - конечно, без современного образования, причем не только инженерного, но и управленческого.
...
Надо, как многие говорят, "повернуться лицом к человеку" - и тогда люди отблагодарят.

А так - просто еще один поток для распилки бюджета, не более того... Оттого и грустно.


Да все правильно. Только делать то что? Вот есть Дубна, Протвино, Обнинск, всякие Саровы и прочие номерные Челябински. Сидят как и все без хороших дорог и т.д. Скажите, что с ними делать. Без длинных объяснений про распилы, просто итоговый вывод. Например - закрыть все их конторы и пойти им всем строить дороги и прочие здравоохранения. Или что?

Re: Указ Президента РФ

raffery wrote:
Буду признателен за ваше мнение: К какому направлению отнести ТРИЗ?

Вопрос обусловлен необходимостью объяснять чиновникам на понятном им языке, что ТРИЗ - тоже приоритетное направление. И даже очень. Я бы отнёс ТРИЗ к п.8 "Переченя критических технологий РФ", а именно к КОГНИТИВНЫМ технологиям.

Вроде бы примерно в ту сторону. Президент наш - человек в этом плане грамотный. Не зря он заявил на одном из форумов:
Quote:
«Ясно, что должны быть найдены решения, позволяющие обеспечить массовое, серийное создание инноваций...»
Д.А. Медведев

Пугает только сведение в один пункт с когнитивными технологиями таких однопрофильных вещей как нано и био... Да и почему только когнитивных? Может быть александр ромащук скажет свое веское слово на счет того, стоит ли сводить ТРИЗ и вообще методические инструменты к какой то одной школе или классу технологий?

Re: Указ Президента РФ

Изображение пользователя AlexZ.

Коллеги, приветствую!
Обратили внимание, что технологии расположены в алфавитном порядке? С системной точки зрения это абсолютно беспорядочный список. Технологии с элементом «био-» или «инфо-» встречаются в 4-х разных (несвязанных!) пунктах. А технологии «нано-» или связанные с энергетикой - в 5-ти! Претворение в жизнь этого списка будет работой растопыренной пятерней...
Нужно сделать структуру хотя бы в виде дерева... И видно будет – что из чего растет, с чего надо начинать и чем продолжать.

А.Кудрявцев wrote:

... делать-то что? Вот есть Дубна, Протвино, Обнинск, всякие Саровы и прочие номерные Челябински. Сидят, как и все, без хороших дорог и т.д. Скажите, что с ними делать? Без длинных объяснений про распилы, просто итоговый вывод. Например - закрыть все их конторы и пойти им всем строить дороги и прочие здравоохранения. Или что?

Очень странно слышать вопрос «Что делать?» от Мастера ТРИЗ. Да Вы же с такой ситуацией встречались и встречаетесь при анализе ЛЮБОЙ ТС! Вы же знаете, что такое цепь (или сеть) причинно-следственных недостатков. Так почему бы не построить ПСЦ для ситуации в России? Хотя бы на уровне главных НЭ? И тогда будет видно – за что хвататься в первую очередь.
Результат построения ПСЦ, как привило, неожиданный. Но он, если дать строить ПСЦ независимым экспертам и потом свести их результаты вместе, будет более-менее объективным результатом. И тогда принять его к исполнению. Если даже и придется «... закрыть кое-какие конторы и пойти строить дороги и прочие здравоохранения».
Успехов,
AlexZ

Re: Указ Президента РФ

AlexZ wrote:
Очень странно слышать вопрос «Что делать?» от Мастера ТРИЗ. Да Вы же с такой ситуацией встречались и встречаетесь при анализе ЛЮБОЙ ТС! Вы же знаете, что такое цепь (или сеть) причинно-следственных недостатков. Так почему бы не построить ПСЦ для ситуации в России? Хотя бы на уровне главных НЭ? И тогда будет видно – за что хвататься в первую очередь.
Алексей, вопрос был задан Александру Привеню и касался его незавершенного совета. Но "ПСЦ для России" - звучит многообещающе. :)
Quote:
Результат построения ПСЦ, как привило, неожиданный. Но он, если дать строить ПСЦ независимым экспертам и потом свести их результаты вместе, будет более-менее объективным результатом. И тогда принять его к исполнению. Если даже и придется «... закрыть кое-какие конторы и пойти строить дороги и прочие здравоохранения».
Да я же не против. Назовите, что по Вашему мнению нужно делать. Не абстрактно, а здесь и сейчас.
(Только отмечу, что цепочка недостатков сама по себе результатом не является, она только позволяет выявлять, строить задачи. Вот решенные задачи и имеет смысл принимать к исполнению. Однако, решения - это плоды совсем иных инструментов).

Re: Указ Президента РФ

Александр Кудрявцев wrote:

Пугает только сведение в один пункт с когнитивными технологиями таких однопрофильных вещей как нано и био... Да и почему только когнитивных? Может быть александр ромащук скажет свое веское слово на счет того, стоит ли сводить ТРИЗ и вообще методические инструменты к какой то одной школе или классу технологий?
Александр Владимирович, классификация, действительно, чисто борхесовская - чудное соседство нано, био и когнитивных сопровождается отдельными пунктами технологий наноустройств, технологий биоинженерии и т.п. Подозреваю, что это результат борьбы разных научнотехнических групп и направлений - кто сумел свое направление впихнуть, тот и обозначился (у меня даже есть конкретное подозрение кто пропихнул название обсуждаемого пункта, поскольку в рамках Курчатовского института как раз создавался похожий кентавр).
В функциональном смысле не вижу сложностей обозначить ТРИЗ в рамках когнитивной технологии - сейчас это уже скорее не школа и даже не направление, а бренд ("когнишен сайенс"). Думаю, что больше будет зависеть не от таких классификаций, сколько от конкретных связей и взаимодействий с фондами, руководителями государственных программ и т.п. Другими словами, больше будет зависеть от таких тризовских форм, о которых Вы запостили в последние дни
С уважением, Александр

Re: Указ Президента РФ

Спасибо, Александр, у меня похожие ощущения. Но звучит красиво, правда?

Re: Указ Президента РФ

К сожалению, звучит скорее слишком привычно) Примерно также выстраиваются "приоритетные направления" научных фондов и т.п. (вероятно Вы сами читали соответствующие статьи в Поиске). С другой стороны, это достаточно функционально - исходить из реально действующих и достаточно сильных групп (ведь если пробивают, то имеют чем...), чем из общих несколько абстрактных методов. С другой стороны, административный вес пробивных "крупных ученых" далеко не всегда совпадает с гамбургским научным весом.
В любом случае к ТРИЗу это мало относится - совпадает и сила наработок, и административный вес :)
С уважением, Александр

Re: Указ Президента РФ

Александр Кудрявцев wrote:
Да все правильно. Только делать то что? Вот есть Дубна, Протвино, Обнинск, всякие Саровы и прочие номерные Челябински. Сидят как и все без хороших дорог и т.д. Скажите, что с ними делать. Без длинных объяснений про распилы, просто итоговый вывод. Например - закрыть все их конторы и пойти им всем строить дороги и прочие здравоохранения. Или что?

Александр Владимирович, так я ж говорю не про то, что надо закрывать Саровы с Дубнами, а про то, что БЕЗ строительства дорог с больницами сегодня никакое финансирование никаких дубн ситуацию не спасет. Не надо их закрывать! На них и так тратятся жалкие крохи госбюджета, и даже если эти крохи увеличить вдесятеро, бюджет даже не почувствует этого: изменение стоимости барреля нефти на три копейки вносит в бюджет больший "шум".

Я обратил внимание лишь на то, что в представленном списке мер, направленных на модернизацию России, я не нашел самого главного: непосредственных шагов, направленных на то, чтобы в стране УЖЕ СЕГОДНЯ становилось комфортнее жить. Чтобы изменения, которые произойдут через год или два (а не через десятилетия), УЖЕ показывали, что Россия становится более удобной для проживания страной.

Это - меры, (пока что) не связанные напрямую с инноватикой, но без их осуществления упор на инноватику, как мне кажется, лишен всякого смысла вообще. Если даже и всё сложится великолепно, как задумано, то единственным непосредственным результатом этого будет подготовка супер-квалифицированных специалистов для экономик зарубежных стран. "Железный занавес" повторно установить уже вряд ли удастся, а без него такие специалисты надолго не задержатся в стране ,в которой неудобно жить и которая даже и не пытается что-то делать для того, чтобы стало удобнее.

Сейчас много всяких слов говорится про "улучшение имиджа России в мире". А вот про улучшение имиджа России в глазах собственных граждан - не говорится практически ничего.

Разумеется, и дороги сейчас строятся, и дома, и даже больницы. Но почитайте, что пишет на эту тему Волюслав Владимирович! В любой южнокорейской больнице, даже сельской, подобное зверство (иначе не скажешь) даже представить себе невозможно! А ведь это не деревня - это второй город страны, и не самая мелкая из его больниц...

Мое конкретное предложение: дополнить программу хотя бы очень коротким списком мер, направленных на превращение России в удобную для жизни страну. Для этого руководство страны должно взять на себя долговременные (важно!) и легко измеряемые (важно!) обязательства по "расшивке" "узких мест", о которых все мы хорошо знаем. Среди прочих:

* Создание единой государственной базы данных по работе с населением - чтобы любой чиновник в пределах его компетенции мог получить любой необходимый ему документ, не вставая со стула. Почему при обращкении в госорганы я должен приносить справку о прописке (неважно, как она называется), которую выдают тоже госорганы? Установить четкий график создания такой базы - не безумно сложное дело, все операции известны и поддаются учету, в том числе с помощью функционального анализа. Установите график, распределите ресурсы - и действуйте, контролируйте процесс, докладывайте о результатах. Гражданам станет удобнее жить в стране.

* Первоочередное оснащение больниц современными средствами ПОВСЕДНЕВНОЙ работы и массовое переобучение прежде всего СРЕДНЕГО медперсонала (медсестер и фельдшеров) работе с этими средствами. Любая (ЛЮБАЯ - без исключения!!!) южнокорейская медсестра умеет делать уколы безболезненно (если только само лекарство не "болючее"). Неужели это "особенность национального характера"?! Почему наших медсестер не учат тому же самому? Это не так сложно - а эффект почувствует буквально вся страна. Почему в Южной Корее давно уже по больничным коридорам гуляют больные с капельницами, а у нас капельница - значит неподвижность? Устройство для передвижения капельницы силами ходячего больного - вовсе не безумно сложная штука или дорогая роскошь, это устройство может сделать любой завод. А можно и не делать - можно купить готовое, государственную безопасность такая покупка не подорвет точно. Оснастите больницы современными средствами повседневного использования, научите персонал с ними работать - и гражданам станет удобнее жить в стране.

И так далее. Главное - чтобы результаты модернизации были видны не только "в светлой перспективе", но уже сегодня, и было понятно, что будет сделано завтра и послезавтра для непосредственного улучшения жизни в стране, а что делается на перспективу с дальним прицелом, и каким образом первое поможет второму. Вот это и будет одновременно и национальной программой, и национальной идеей. Просто жить в стране, в которой удобно жить...

Re: Указ Президента РФ

По-моему, можно строить и так, и сяк, - лишь бы получилось. Если получится выстроить ИКР и от него "сплясать назад" к недостаткам системы - на здоровье. Ведь формально ИКР - это система, выполняющая те же самые функции в той же самой надсистеме, только без имеющихся недостатков.

Правда, я не очень понимаю, как такой подход можно осуществить на практике, и, главное, не очень понимаю, зачем искать в системе те недостатки, которые ей объективно не мешают или которые исправить все равно толком не получится. Например, есть у меня недостаток - малая продолжительность жизни. ИКР - я живу вечно. Ну и дальше что мне с этим делать? Или у меня есть недостаток: не знаю китайского. ИКР: я знаю китайский. Надо ли мне этот недостаток исправлять? И что дает в этом случае ИКР по сравнению с формулировкой исходного недостатка?

Быть может, Фил знает какие-то правила построения ИКР без анализа недостатков системы, таким образом, что недостатки, подлежащие устранению, вытекают из него сами, а не наоборот (как это делается сейчас), ИКР выводится из недостатков? Думаю, это было бы новым словом в ТРИЗ. Только как это работает?

Subscribe to Comments for "Указ Президента РФ"