Карточка №8 «Гугл тебе в помощь!»

Изображение пользователя msm023.

СИТУАЦИЯ:

Представьте себе, что маркетинговый отдел одного информационно-поискового ресурса столкнулся с проблемой. Все традиционные способы продвижения продукта на рынок закончились, но динамика посещаемости сайта была плачевной: рост прекратился. К тому же хитроумные конкуренты дышат в спину, уводят даже верных посетителей. Надо придумать простой, эффективный, надежный способ оставить у себя старых пользователей и привлечь новых. Гипотетическая, но не такая уж и фантастическая ситуация. Как быть?

 

ПРОТИВОРЕЧИЕ:

Реклама должна быть, чтобы обеспечить постоянный трафик на сайт в долгосрочной перспективе, и ее не должно быть, поскольку традиционные «прямые» способы маркетинга не срабатывают.

 

РЕШЕНИЕ:

Запустить в сетевое сообщество «идею-вирус». Пусть идея сама себя распространяет – по принципам, известным в социальном или сетевом маркетинге - «от человека к человеку». «Идея-вирус» не имеет вид примитивного слогана, а изящно вплетена в повседневную обиходную речь в виде глагола, призывающего к выполнению вполне конкретного действия: «А гуглить не пробовал? Погугли!»

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ПРИЕМ:

Принцип универсальности (один объект выполняет несколько функций)

 

КОММЕНТАРИЙ:

У меня нет достоверных данных о том, что именно такой ход сознательно применили на практике в компании Google. Но, тем не менее, в июле 2006 года Oxford English Dictionary, являющийся одним из самых авторитетных словарей английского языка, добавил в свое последнее издание слово «google» в значении «искать информацию в интернете». Так «Google» официально стало английским словом. ("Поисковые системы. Google")

 

Упражнение. Выберите достаточно людное место. Попробуйте громко произнести вслух: «Порамблери!» (Rambler). Теперь попробуйте произнести в повелительном наклонении глаголы, производные от «Яндекс» или “Yahoo!” (Яху). Вывод: вероятно, решение имеет ограниченное применение и зависит от специфических особенностей целевой группы (культурных, языковых и т.д.).

 

…Кто знает, может, недалек тот час, когда один инженер хлопнет другого по плечу: «Ну что, Михалыч, тризанём эту задачку по-быстрому? Let's triz it!»

 

КАТЕГОРИЯ:

ТРИЗ в бизнесе

 

ИСТОЧНИК:

Личные наблюдения автора блога

Сет Годин, «Идея-вирус»

 

«Каталог эффективных решений. ТРИЗ»

 

Комментарии

Re: Карточка №8 «Гугл тебе в помощь!»

Сергей Михайлович, конечно же звучание термина важно для его продвижения. Но само по себе звучание не является критически важным. Вон сколько у нас плевались по поводу краски "Тиккурилла", но десять лет рекламы и немерянное количество миллионов смирили массы и уже представляется, что это вполне классный термин. А там и до "потиккурриллить" уже недалеко. Хотя, первые двести лет будут, конечно и недовольные.
Так что и рамблить могли бы, и яндить, но не успели к раздаче. Вот пример, косвенно это подтверждающий.
Скажем, процесс копирования документов во многих странах по простому звучит как "ксерить". Но в Монголии, кудаа первой вошла совсем иная фирма, он в быту называется "кэннить".

Хотя, несомненно, и здесь я полностью к Вам присоединяюсь, гладкий, удобный для звучания и перелицовки термин очень поддерживает такое народное словотворчество. Но опять же, при наличии интереса и спроса. Термин правят только в процессе использования - как позитивного, так и критики, если альтернативы нет.

Гугл против употребления слова "гуглить"

Гуглим пруф

Quote:
«Мы думаем, важно видеть различия, употребляя слово «google»: одно дело использовать его для описания поиска через Google, другое – для описания поиска в интернете вообще. Мы видим в этом серьезные проблемы для торговой марки», — говорят в компании.

Re: Карточка №8 «Гугл тебе в помощь!»

Чтобы название бренда стало синонимом какого-то действия, предмета и т.д., надо для начала стать общепризнанным лидером на данном рынке. Александр Владимирович прав - звучание важно, но оно само по себе ничего не даст и по типу вируса распространяться не будет.

Re: Карточка №8 «Гугл тебе в помощь!»

Quote:
Мне доводилось уже говорить "We'll triz it" - при этом меня понимали

Как говорил один американский консультант, раньше в Америке, когда надо было что- то придумать, говорили "пойдем, поштурмуем". А потом все чаще стали говорить "пойдем, потризим". Что на русском звучит, конечно, плоховато.

Re: Гугл против употребления слова "гуглить"

Quote:
«Мы думаем, важно видеть различия, употребляя слово «google»: одно дело использовать его для описания поиска через Google, другое – для описания поиска в интернете вообще. Мы видим в этом серьезные проблемы для торговой марки», — говорят в компании.
Да, Алексей, Вы нашли очень важный аспект. Если происходит такое широкое применение для вида деятельности вообще, то для товарного знака это подобно смерти. И фирмы (тот же ксерокс) с этим бьются. Потому что всякие иные тоже начинают проходить под их собственной маркой. Так, например, происходит и с ТРИЗ, когда я читаю, что какие то преподавательницы детского сада особенно любят в ТРИЗ метод фокальных объектов.
понятно, что они используют ТРИЗ как некое нарицательное слово, обозначение деятельности по генерации нового (потризить). Но размывание происходит.
Многие из проигравших эту битву погрузились в пучины времени и нам уже все равно, что какой-нибудь "термос" - это бывший чей-то товарный знак... Но многие бъются - вот буквально сегодня французы дожали наших (лет 70 дожимали) и таки выбили согласие не называть наши шипучие вина как Шампанское.

Re: Гугл против употребления слова "гуглить"

Quote:
Если происходит такое широкое применение для вида деятельности вообще, то для товарного знака это подобно смерти. И фирмы (тот же ксерокс) с этим бьются. Потому что всякие иные тоже начинают проходить под их собственной маркой. Так, например, происходит и с ТРИЗ, когда я читаю, что какие то преподавательницы детского сада особенно любят в ТРИЗ метод фокальных объектов.

По-моему, здесь имеет место смешение двух разных аспектов.

1. В сознании потребителей происходит подмена устройства/способа наименованием фирмы-производителя. Это само по себе - для производителя не хорошо, а ОЧЕНЬ хорошо. Ведь это означает, что его бренд стал повсеместно узнаваемым и "намертво" ассоциируется с его продукцией. Это - знак безусловного лидерства на рынке и знак признания этого лидерства потребителями. Тот же Ксерокс совершенно не борется со словом "ксерить" - и правильно делает. Напротив, он говорит: "МЫ научили мир копировать!"

2. (Не вполне добросовестные) производители, в том числе конкуренты, используют название чужой, более известной фирмы для продажи под ее маркой своих собственных (как правило, менее качественных) товаров или услуг. Вот это для производителя - плохо, и именно с этим нужно бороться. И именно с этим, как я понимаю, и борются производители того же шампанского. И с такими же подделками может бороться Ксерокс - если только это ему надо. В последнем я не уверен.

Другими словами, если в массовом инженерном сознании слово "тризить" будет означать "успешно решать сложные проблемы", то это для ТРИЗ - очень хорошо, и с ЭТИМ бороться совершенно не нужно - напротив, это нужно всемерно поощрять! Только до этого, по-моему, далековато еще. А вот если кто-то будет рекламировать и, тем более, продавать под маркой ТРИЗ нечто, к ТРИЗ отношения не имеющее и сильно уступающее ТРИЗ по качеству, то с этим КЕМ-ТО и нужно бороться. Правда, остается вопрос: как бороться?..

Re: Гугл против употребления слова "гуглить"

Товарные знаки, ставшие именами нарицательными

Quote:
Переход торговой марки в имена нарицательные первое время играет на руку компании благодаря отождествлению в сознании потребителя товарного знака с категорией в целом. Например, «памперсами» называют все подгузники с влагопоглощающим слоем, а не только изделия Pampers компании Procter & Gamble. Однако это таит определённую опасность: переход товарного знака во всеобщее употребление как названия товарной категории приводит к прекращению его правовой защиты и открывает возможность его использования любому производителю. Поэтому компании, чьим товарным знакам грозит подобная опасность, прилагают серьёзные рекламные и PR-усилия для предотвращения их перехода в нарицательные.

Re: Гугл против употребления слова "гуглить"

Но ТРИЗ не есть ни фирма, ни товарный знак.
Думаю, есть немало случаев, когда узкоспециальный термин становится общеупотребительным и при этом его значение сильно меняется. На мой взгляд, это свидетельствует, скорее, об успехе явления, обозначаемого данным словом. Хотя, конечно, таит и серьезную опасность.

Re: Гугл против употребления слова "гуглить"

Изображение пользователя GIP.

priven wrote:
А вот если кто-то будет рекламировать и, тем более, продавать под маркой ТРИЗ нечто, к ТРИЗ отношения не имеющее и сильно уступающее ТРИЗ по качеству, то с этим КЕМ-ТО и нужно бороться. Правда, остается вопрос: как бороться?..

Александр, на Ваш взгляд, так называемый "самарский вариант ТРИЗ-2010" - является именно ТРИЗ? Или это все же - квази-ТРИЗ? Ведь там все перевернуто и переделано под маркой уточнений и борьбы с ошибками. Тогда как их там нет на самом деле, и дело совершенно в другом, именно в особенностях мышления разработчика варианта ТРИЗ.

Осознание

==И<9>И==

Re: Гугл против употребления слова "гуглить"

GIP wrote:
Александр, на Ваш взгляд, так называемый "самарский вариант ТРИЗ-2010" - является именно ТРИЗ?

Я предпочитаю не судить о том, чего не знаю. Не всегда, правда, получается... В любом случае, суждение о том, ТРИЗ это или не ТРИЗ, пускай делают более опытные коллеги - если захотят. А мне данный продукт не интересен - ни как ТРИЗ, ни как не-ТРИЗ.

Re: Гугл против употребления слова "гуглить"

lebedur wrote:
Думаю, есть немало случаев, когда узкоспециальный термин становится общеупотребительным и при этом его значение сильно меняется. На мой взгляд, это свидетельствует, скорее, об успехе явления, обозначаемого данным словом. Хотя, конечно, таит и серьезную опасность.

Юрий, а не могли бы Вы конкретизировать, в чем именно состоит данная опасность? И, главное, кому конкретно это опасно в случае ТРИЗ?

Опасность потери правовой защиты я могу понять в случае, если речь идет о коммерческом продукте. ТРИЗ (как таковая), насколько мне известно, таковым не является. Во всяком случае, правообладатель слова "ТРИЗ" мне не известен.

Если говорить о конкретных ТРИЗ-специалистах, работающих в компаниях, то им тоже такая опасность вряд ли грозит.

А кому грозит?

Re: Карточка №8 «Гугл тебе в помощь!»

Изображение пользователя msm023.

Спасибо, уважаемые коллеги, что указали на неточности и погрешности в моих рассуждениях. Особенно заставляет задуматься реакция Google на распространение своего имени, преобразованного в глагол. Кое-что в дополнение к этому обнаружил здесь: "Google: перестаньте гуглить".

Делаю вывод, что сознательно подобное словотворчество следует применять продуманно и с учетом всех возможных последствий, проведя, скажем так, экологическую проверку.

Subscribe to Comments for "Карточка №8 «Гугл тебе в помощь!»"