Улучшить мозаику жизни

«Блажен, кто, в заботе о теле,

всю жизнь положил ради хлеба,

но небо светлее над теми,

кто изредка смотрит на небо».

И.Губерман

 

Недавно мне позвонил Марк Баркан и во время разговора рассказал о работе Рассела Акоффа и она на меня произвела  сильное впечатление. Я пару суток думал, а потом попросил Марка прислать мне эту работу. Он прислал, и я выражаю ему свою огромную благодарность за то, что нашел и аккуратно перевел. Я, думаю, Вам мои дорогие читатели работа тоже понравится и вы присоединитесь к моим благодарностям Марку. А я напишу Вам свое впечатление

         

Рассел Акофф – признанный авторитет в области системного мышления – раскрыл в элегантной и красивой форме сущность Общей Теории Мышления (ОТМ) (1971 -  неопубликованная речь  «Вторая Индустриальная Революция»).

"Позвольте мне попытаться дать вам почувствовать почему системное мышление важно с помощью конкретного примера, а не пытаться  дать вам какое-то обобщенное  доказательство. Я хотел бы провести вас через следующий мысленный эксперимент. Я читал в Нью-Йорк Таймс, на днях, что в Соединенных Штатах  продаются 142 различные марки автомобилей. Так давайте купим один автомобиль каждой марки и привезем  их в большой гараж – 142 автомобиля.

"Далее, мы наймем себе хорошую группу первоклассных автомобильных инженеров и  попросим их сделать следующее: проинспектируйте эти 142 автомобиля, проверьте их, делайте, черт вас побери, что вы хотите, но  скажите  нам, какой из автомобилей имеет лучший карбюратор. Инженеры провели серию тестов и определили что Buick имеет лучший карбюратор. Итак, мы запомнили:  Buick – лучший карбюратор.

«Тогда вы говорите хорошо, теперь мы хотели бы чтобы вы проделали то же самое с трансмиссиями. В результате, они сказали что лучшая трансмиссия у Мерседеса. Мы запомнили: Mercedes – лучшая трансмиссия.  

«Вы говорите ладно, теперь определите лучший распределитель. И, например, они  скажут, у Доджа самый лучший распределитель.

«Таким образом, одну за другой, мы выберем все части, необходимые для автомобиля и мы выбрали лучшие из доступных нам частей. Теперь когда это будет сделано, мы говорим им – соберите автомобиль из отобранных частей,  потому что тогда мы должны получить автомобиль с наилучшими параметрами.  

"Но получим ли мы самый лучший автомобиль?  Мы можем вообще не получить никакой автомобиль. И на это есть  весьма очевидные причины.

"Главная причина в том  что части не стыкуются , и в этом весь смысл системного мышления.

"Системное мышление указывает на то что функционирование целого не является суммой функциониравания его частей. Оно является следствием взаимосвязей  между функциональностью отдельных частей.  Другими словами, важно как отдельные функции взаимосвязаны, а не как они выполняются независимо от других функций.  В этом и заключается сущность системного мышления.

"Таким образом, синтез это другой образ мышления и поиска правильного толкования.  В этом случае, мы пытаемся разобраться в ситуации рассматривая целое, большое целое, которое включает в себя отдельные части. Вместо того чтобы разбивать целое на мелкие части».

 

Добавление Марка Баркана: «Для меня вышесказанное значит что вместо того чтобы раскладывать системы на причинно-следственные цепочки мы должны рассматривать систему как единое целое и рассматривать взаимосвязи внутри системы как петли обратной связи.

Я применил этот подход в нескольких проектах по улучшению процессов и получил отменные результаты.»

Итак, что меня зацепило?  Дело в том, что исходной позицией для этого метода можно представить  метод объединения альтернативных систем. А вот мне  показалось, что метод «142 автомобилей» можно использовать для многих разных объектов. Начнем  с простого случая. Представьте  себе, что вы очень хотите сделать сайт, который бы имел много посетителей. Можно рассмотреть 142 сайта  и взять каждому из 142 участников по  одной  какой - то картинке, одной идее, чтобы собрать новый сайт.

Несомненно следует смотреть узлы системы могут быть как в машинах- неживые, а могут быть и живыми. Если  Вы внимательно посмотрите вокруг то увидите, что нет ни одного  государства в котором  все жители  довольны уровнем жизни и правительством. Сколько веков существуют государства, а все еще нет ни одного, чтобы все жители  сказали – у нас все в порядке и нам ничего менять не надо! Допустим, что мы берем одного человека из каждого государства, а набрали их 100 и составили 100 вопросов и каждый боец должен ответить на один вопрос –  ответ на который  в его государстве решен отлично! Например, как относятся жители к частной собственности, какой предел богатства терпим, как относятся к иностранным рабочим. Какой нижний предел богатства нищих, как обеспечиваются жители жильем. Как поступают с преступниками - кормят их пожизненно или что- то с ними делают, чтобы они больше не нарушают законы. Когда собраны 100 ответов на жгучие вопросы, может быть, выпущен рекомендательный документ, для премьеров, а не то, что сейчас, Франция угрожает Ирану бомбардировкой, ну и Маккейн назвал ливийскую революцию примером для россиян, куда у нас уходят сверхприбыли от продажи  нефти, газа и т.д.

Теперь обратимся к фантастике.

Для чтения фантастики  нужно быть готовым к восприятию. Можно прочесть  и сразу забыть. А вот читая повторно  и будучи  настроенным, на эти   фантастические идеи, вдруг чувствуешь, что в тебе происходит изменения.

Когда писал этот материал я одновременно читал К.Саймака «Поколение, достигшее цели». Я наверно впервые оторвался от жизни на земле и почувствовал, что звезды, космос, планеты и они тоже живут и что на них происходят тоже какие то события. А, может там существуют такие условия,  что возможна жизнь, и вообще эта проблема по сравнению с земными такая грандиозная, что даже как- то даже не удобно  за людей, все же по каким -то причинам  мы сами для себя и для окружающих создаем проблемы и проблемки.

Мы как- то обращали внимание на аналогию Земли и корабля. И мы все страны уподобили боевым частям - БЧ. Теперь представьте, что на корабле все БЧ борются друг с другом за первенство, кто важней. Корабль не сможет отойти от стенки. Но наш корабль Земля , несмотря на полный раздрай между странами – БЧ, плывет, но все время находится  в возбужденном состоянии -опасность ядерной войны, кризисы, пьянство, наркотики, войны, голод….

И можно посмотреть, как это сделал герой   К.Саймака  Джон Хофф «Он узнал о Земле и о том, как земляне построили Корабль и послали его к звездам,  и понял то стремление к звездам, которое, заставило людей построить такой Корабль. (Может это чувство у некоторых людей врожденное)

Он узнал, как,  подбирали и готовили экипаж,  узнал о  тщательном отборе предков будущих колонистов и о биологических исследованиях, которые определили их спаривание, с тем, чтобы сороковое поколение, которому предстояло достигнуть звезд, было отважной расой, готовой встретить все трудности. Он узнал и об обучении и о Книгах, которые должны были сохранить знания, и получил некоторые представления о психологической стороне всего проекта.  (Конечно, неудобно критиковать авторов фантастов, но сожаления то высказать можно - мы не узнали, как эти сорок поколений жили, сколько погибло от болезней, суицида, запоев и т.д ,  или человечество эти пороки уже  устранило, изжило?)

Но, что- то оказалось неладно, И не с Кораблем, а с людьми. Книги спустили в конвертор. Земля была забыта, и  появился Миф, знания были утеряны и заменены Легендой. На протяжении сорока поколении план был потерян, цель забыта, и люди  всю жизнь жили в твердой уверенности, что они - это все, что Корабль-Начало и Конец,  что  Корабль  и люди на нем созданы каким -то божественным вмешательством, и, что вся их упорядоченная жизнь направляется хорошо разработанным божественным  планом, по которому все идет к лучшему.» (А не похожа пи жизнь на Земле, как описывает, Саймак, на корабельную, и не через сорок поколении, а, буквально, через несколько поколении, земляне забывают о тех битвах, которые были на Земле, о тех диктаторах, которые загубили миллионы человек и  т.д.?)

Кстати на нашем   сайте есть «Поколение, достигшее цели» ( http://www.metodolog.ru/00339/00339.html ) Самое смешное, что никто  не знает ИКР для человека, и человечества.  И люди сами ищут, чем заняться, придумывая иногда очень интересные цели, а некоторые считают, что они рождены, чтобы непрерывно наслаждаться жизнью. И кое- кому удается этого достичь. С Вашего позволения, я еще немного сообщу Вам, с  чем столкнулся Джон.

«Они играли в шахматы, в карты, слушали старую музыку, никогда не задаваясь  вопросом, кто изобрел карты и шахматы, кто написал музыку, подолгу сплетничали, рассказывали старые анекдоты и сказки, переданные предыдущими поколениями, и убивали так не просто часы, а целые жизни. У них не было истории, они ни о чем не задумывались и не заглядывали в будущее, так как, что бы не произошло, все, к  лучшему. Из года в год  они не знали ничего, кроме Корабля. Еще при жизни первого поколения Земля стала туманным воспоминанием, оставшимся далеко позади, и не только во времени и пространстве, но и в памяти. В них не было преданности Земле, которая не давала бы им о ней забыть. В них не было и преданности Кораблю, потому что Корабль в ней не нуждался. Корабль был для них матерью, которая давала им приют.

Корабль кормил их, укрывал и оберегал от опасности.

Им  было некуда идти, нечего делать, не о чем думать. И, они приспособились к этому».

Удивительно другое. Читая, я обратил внимание на маленькие точки на полях книги, и они стоят в тех местах, где я хочу сделать отметку. То есть я уже читал  это произведение, но не получил того заряда, который я получил читая повторно. Конечно я виноват САМ, но получается, что за это время что-то во мне изменилось и я стал воспринимать, читанный текст, совсем  по другому.

Заканчивая, я хочу вернуться к началу. Давайте из всех знакомых нам методов возьмем по одному самому отличному правилу  и объединим их вместе и посмотрим, будут ли они эффективно работать. Но сразу оговорю, что мы должны на выходе иметь два ответа – ответ на вопрос как ДОПУСТИТЬ  допустимое, и как ДОПУСТИТЬ ПОКА НЕДОПУСТИМОЕ. Пример. Когда-то мы спорили можно ли на одном кристалле создать два транзистора. Сделали – оказалось можно. А вот сделать так, чтобы они были изолированы друг от друга - нет пока было нельзя, но поставили задачу и в конце концов она была решена. Очевидно можно и поставить вопрос как ДОПУСТИТЬ  НЕДОПУСТИМОЕ, но для этого решения надо иметь смелость Д.Максутова и В.Герасимова. И надо смело ставить задачи по объединению совершенно разнородных методов, чтобы получить сверхрезультат.

А порой нужна большая зоркость и воля, чтобы НЕ ДОПУСТИТЬ УЖЕ ДОПУСТИМОЕ, чтобы спастись от безобразий, ставших нам уже привычными, но от этого не менее ужасными. И здесь тоже нужна отчаянная смелость.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Улучшить мозаику жизни"