Мой опыт решения задач в 2010-2011 годах

Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практическое применение методических инструментов".

 Мой опыт решения задач в 2010 - 2011 годах.

ТРИЗ в Петербурге

Хомяков Олег Николаевич..

Моя работа в Санкт-Петербурге началась в 2009 году, после возвращения из Южной Кореи, где я работал ТРИЗ-консультантом в компании Samsung SDI.

Обучение

Обучение ТРИЗ стало моим первым заказом. Особенностью моих семинаров является их краткость и узкая направленность на инженеров. Точнее сказать, я обучаю не ТРИЗу в целом, а отдельным простым решательным инструментам, которые можно применять не зная ТРИЗ в целом. Получается такой «курс молодого бойца» - штыком коли, прикладом бей.

Из нескольких моих семинаров, наибольший интерес вызывает «пятиходовка» Подкатилина. Хотя я ее даю в самом простом варианте, инженеры поражены ударной силой простых вопросов, заданных в правильном порядке.

Технопарк

Следующим этапом стала моя работа ТРИЗ-экспертом в ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга». Это городской технопарк и бизнес-инкубатор для инновационных стартапов. Я проводил входную экспертизу проектов. Отвечал на два вопроса:

Работоспособна ли предлагаемая система и есть ли в системе новизна?

Дело достаточно интересное. При этом я был поражен, как много в Петербурге технологических компаний, которые делают новые системы и внедряют свои изобретения. Через мои руки прошло больше тысячи проектов. Этим архивом разработок я дорожу и обращаюсь к нему при появлении вопросов от клиентов.

Отдельной историей было участие в технической экспертизе конкурса Санкт-Петербурга по борьбе с сосульками на крышах. Было подано около 180 заявок на различные решения для борьбы с сосульками. В результате можно писать энциклопедию по борьбе с сосульками. А можно сделать короткий вывод – если у крыши есть хозяин, то сосулек на ней нет.

Однако решать задачи самому гораздо интереснее, чем читать о чужих решениях, и я пошел в практику. Пока выполнено всего несколько заказов, но вот мои наблюдения.

Практика

Выполняемые заказы относятся к решению локальных задач. Клиент приходит с примерно таким вопросом: «Нужно сделать это, но стандартного оборудования нет, или оно стоит запредельные деньги, по сравнению с локальностью задачи».

Собственно на ТРИЗ приходится только малая часть работы, и эта часть заключается в синтезе принципа действия системы. Дальше идет эскизное проектирование с контрольными расчетами.

Если заказчик является крупной компанией с развитой инженерной службой, то на этом проект завершается. Дальнейшее проектирование и изготовление системы делаются собственными силами клиента. Вещественным результатом является файл презентации в PowerPoint, с пояснительной запиской.

Для малого бизнеса проект продолжается до внедрения. Дополнительно делаю детализацию системы, осуществляю поиск и закупку комплектующих и изготовление системы. Результатом является действующее оборудование или приспособление.

Таким образом клиентом ТРИЗ-консультирования является компания, которая не смогла купить стандартного изделия или оборудования для решения поставленной проблемы, либо не нашла специализированную компанию, которая проектирует и изготавливает такие системы. При этом может быть вариант, что этим действительно никто не занимается, так и вариант, когда цена специализированного решения намного выше бюджета заказчика или запрашиваемое время слишком большое.

Характеристики запроса клиента из малого бизнеса:

Потребность в нестандартном оборудовании;

Короткие сроки внедрения;

Ограниченный бюджет на решение задачи.

Следствием таких условия является создание системы не самой идеальной. Так как система комплектуется из тех элементов, которые можно купить быстро. В этом случае подгоняю систему под доступные комплектующие, из тех которые есть на складе продавца, либо делаю упрощенный заменитель.

Конечно можно спроектировать оптимальный по техническим характеристикам вариант, но в этом случае внедрение затянется на несколько месяцев. В большинстве компаний сроки поставки 4-6 недель, причем чаще в большую сторону.

Таким образом, ниша ТРИЗ-консультанта в Петербурге находится в ответах на вопросы, на которые нет стандартного ответа.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Мой опыт решения задач в 2010-2011 годах"