Алгоритм решения задач (АРЗ) в нетехнических областях

Материалы 3 конференции "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"

Алгоритм решения задач (АРЗ) в нетехнических областях
 

Семенова Людмила Николаевна, директор Консалтинговой компании «Диол»,

доцент Сибирского Независимого Института, Президент НООО «ТРИЗ-Сибирь»

Как известно, ТРИЗ рекомендует рассматривать исходные условия задачи в простой форме. Обычно, ТРИЗовцы говорят Заказчику так: «Объясните мне свой процесс таким языком, чтобы 14 (5,6,10) –летный ребенок понял, в чем суть происходящего. Тем не менее, ТРИЗ, как и любая наука, вводит свои понятия, определения, специализированные инструменты, которые Заказчик должен понимать и изучать. Т.е. ТРИЗовцы САМИ не соблюдают правило, которое хотят, чтобы Клиенты соблюдали… Таким образом, существует противоречие: Клиент должен владеть языком ТРИЗ, чтобы задача была хорошо поставлена для решения и не должен владеть языком ТРИЗ, потому что он его не знает (не хочет узнавать). Возникает вопрос: можно ли использовать ТРИЗ, приемы разрешения противоречий, не изучая его по полной программе?  Таким образом, существует потребность упрощения применения ТРИЗ. Именно это и привело к   созданию продукта, который был назван «Руны разума».

«Руны разума» - это набор картинок, содержащих визуальную форму приема разрешения противоречий, названия приема и обобщённую интерпретацию приема. Картинка, название и высказывание выполнены таким образом, что каждая составляющая имеет несколько отличающийся контекст. Это вызывает у обучаемого состояние когнитивного диссонанса и  подсознательным решением  является выход в творческое состояние, в котором становится возможным соединить не соединяемое из привычного контекста. Карточки созданы  Семёновой Л.Н. на основе приемов разрешения противоречий, выявленных в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), технологии поиска творческих решений – алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), методов визуализации ситуации для поиска творческого решения (метод маленьких человечков).

Было выдвинуто и проверено предположение о возможности воздействия на подсознание человека и физиологическую деятельность полушарий его мозга путем карточек «Руны разума». Данные, полученные в результате эксперимента обучения приемам разрешения противоречий с использованием продукта «Руны разума», свидетельствуют о снижении потребности участников эксперимента после обучения, в  информационной, действенной и эмоциональной поддержки со стороны окружения. Т.е. энергия человека направилась на поиск решения за счет внутренних резервов и, возможно, за счёт обнаружения нестандартного решения проблемы.

В данной работе предлагается алгоритм решения задач (АРЗ) для решения творческих задач в нетехнических областях с использованием продукта «Руны разума». АРЗ – простой инструмент для постановки и решения организационных и личных задач. Он содержит основные аналитические стадии АРИЗ, а для активации правого полушария содержит понятные формулировки для того, чтобы клиент изобразил (или представил себе) существующую и идеальную ситуации.
Алгоритм Решения Задач (АРЗ)
Цель – перевести ситуацию (административное противоречие – АП) в задачу.
1.    Описание ситуации «как есть». Вопросы:
•    Кто (что)? – перечислить _________________________
•    Что делает? __________________________
•    Где?      ___________________________
•    Когда? ____________________
•    Зачем/почему?_____________

2.    После ответа на вопросы строим
       модели ситуации:
•    Схема, рисунок
•    Образ (на что похоже)
3.    Что именно хотим? _______________________
•    Кто (что)? – перечислить _______________________
•    Будет делать? _________________________________
•    Где? _________________________________________
•    Когда? ______________________________________
•    Зачем/почему?_________________________________
4.    После ответа на вопросы строим модели ситуации:
•    Схема, рисунок
•    Образ (на что похоже)
 
5.    Что мешает перейти из №1 в №3 (перечислите все помехи)     
6.    Сформулируйте задачу (переформулируйте прежнюю)  
7.    Решение задачи. Возьмите в руки карточки «Руны разума». Не спеша перемешайте их,  выньте одну и прочитайте  совет. Найдите ассоциативные связи между вашей проблемой и контекстом совета. Прислушиваясь к  подсознанию, и используя системное мышление, определите действия необходимые для достижения успеха.

Пример. Клиент решает задачу  «Аренда помещения». Существующая ситуация: помещение находится в отдаленном районе. Это  позволяет арендовать его за приемлемую стоимость. В центре арендовать помещение не хватает средств. Идеальная ситуация: Аренда помещения в центре по приемлемой цене. Помехи: Мало подходящих предложений,  высокая арендная плата. Как инструмент для поиска решения рекомендуется использовать ТРИЗ-продукт «Руны разума», содержащий приемы разрешения противоречий.  В вышеуказанном примере для решения была использована карточка с приёмом «Отходы». Рекомендация: «Хлам не храни, память береги. Отходы преврати в доходы».  Клиент интерпретировал прием очень широко - от реализации имеющейся продукции, которой просто целенаправленно не занимались, до использования «эмоциональных отходов», которые отнимали энергию;  расходы времени, которые были отходами, а теперь стало возможным использовать это время для решения основной задачи. Был составлен подробный план пересмотра имеющихся ресурсов. Результат. Через месяц было найдено и оборудовано новое помещение в центре города.  Наблюдался эмоциональный подъем, получены дополнительные средства от реализации «залежей» в организации.
АРЗ испытан для поиска решения более чем 1000 клиентов, которые самостоятельно по предложенному алгоритму (без озвучивания ситуации консультанту) находили подходящее решение.
В ходе испытаний «Рун разума» было замечено несколько феноменов.
1.    Все найденные варианты решений не устраивают Клиента (да, но …, далее Клиент объясняет, почему этого не может быть).  В этом случае, практически в 100% , имеется психологический барьер, препятствующий реализации рационального решения. При согласии Клиента проводилась психологическая консультация, в ходе которой решалась и задача, и принимался один из вариантов реализации решения (или задача как таковая переставала иметь значение). Пример. Клиент говорит о том, что при определенном развитии бизнеса у него начинается депрессия и он ничего не может делать. Выбран прием «Зеркало», с разъяснением: «Чтобы лучше понять, нужно зеркалом стать». Отзеркаливание любых ситуаций давало много вариантов решений, ни одно не было принято клиентом. Тогда был задан вопрос о вероятной психологической причине сопротивления рациональным решениям. Клиент согласился на психологическую консультацию После проработки личных психологических причин продуктивность бизнеса возросла в 2 раза в течение 2 месяцев.
2.    Клиент говорил: «Да, решения все хорошие. Только я не знаю, нужно ли мне это и т.д. …». В этом случае тоже имеет место психологическое сопротивление поиску и реализации рационального решения, чаще всего связанное с отношениями в родительской семье (перекрыта энергия желания). Результаты обычно были такими же, как и в предыдущем случае. Пример. Запрос Клиента: « Получение эмоционального и материального удовлетворения от использования имеющихся знаний и опыта». Прием «Копирование» предоставил много вариантов рациональных решений. Внезапно Клиент сказал: «А на самом деле я не знаю, чего же мне хочется». Также было проведено психологическое консультирование, что позволило клиенту решать свои задачи по мере поступления с высокой эффективностью.
Таким образом, предлагаемый способ решения задач в нетехнических областях (АРЗ) обладает несколькими преимуществами по сравнению с традиционными подходами:
1.    Клиентам не нужно изучать язык ТРИЗ, достаточно того багажа понятий и знаний, которые у него имеются.
2.    Диалог проходит на языке Клиента.
3.    Быстрое выявление иррационального (бессознательного) сопротивления рациональному решению задачи. Исключение неконструктивного взаимодействия с Клиентом.
4.    Клиент может использовать схему и продукт «Руны разума» самостоятельно, быть сам себе решателем  практически без длительного обучения ТРИЗ.
Для тех Клиентов, кто готов изучать  язык ТРИЗ, пользоваться другими инструментами ТРИЗ, предлагается расширенный вариант АРЗ (На стадии7. «Решение задачи» используем дополнительно вепольный анализ, идеальность и системный оператор).
Предполагаю, что предложенный алгоритм и «Руны разума» помогут преодолеть устоявшееся мнение, что ТРИЗ – это очень сложно, для умников, технарей. Руны помогают развитию гибкости мышления, повышения уверенности в собственных способностях у людей, деятельность которых не связана с техническими изобретениями (1). Также, как и в техническом ТРИЗ, большинство задач решаются использованием приемов разрешения противоречий.

Литература:
1.    Альтшуллер. Г.С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. — 1956. —№ 6. — С. 37-49.
2.    Альтшуллер. Г.С. АРИЗ –значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85-В//Правила игры без правил. – Петрозаводск: Карелия , - 1989.-С.11-50
3.    Л.Н. Семёнова, Т.Ю. Сычева. Исследование динамики социально-психологических особенностей личности в процессе освоения приемов разрешения противоречий. // Гео-Сибирь-2011. Т. 6. Геопространство в социальном дискурсе: прошлое, настоящее, будущее: сб. матер. VII Междунар. научн. конгресса «Гео-Сибирь-2011», 19-29 апреля 2011 г., Новосибирск, - Новосибирск: СГГА, 2011. – С. 231-234
4.    Заявка в Роспатент № 2011500866  приоритет от 24.03.11.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Алгоритм решения задач (АРЗ) в нетехнических областях"