ТРИЗ + проектный подход. Практика проведения Форумов

IV конференция «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»

ТРИЗ  + проектный подход. Практика проведения Форумов.

Семенова Л,Н., президент  СО РАТРИЗ  «ТРИЗ-Сибирь»,доцент Сибирского Независимого Института, директор консалтинговой компании «Диол»

Для удержания сильных позиций на рынке современные организации ставят задачу инновационного развития. Однако решают эту задачу по-разному.

Сбербанк России разработал стратегию инновационного развития, в которой сотрудников поощряют участием в Форумах. Проведение такого мероприятия является сложной задачей. С одной стороны, нужно, чтобы это был праздник, с другой стороны, результатом проведения Форума для компании должен быть экономический эффект. Именно такая задача стояла перед нами.  Руководство Восточносибирского и Западноуральского территориальных банков имели опыт организации таких форумов.  Все было в этих мероприятиях: отдых, креативность, проекты. Тренеры, участники – все были довольны. Однако, проекты, созданные на форуме, не получали дальнейшего развития.

Методическим решением данной задачи было сочетание использования методов ТРИЗ (фантограммы, приемы разрешения противоречий для нетехнических систем, системный оператор, законы развития систем) с проектным подходом.

Вторая методическая находка – использование общих общеобразовательных мероприятий для всех участников и – практическая работа по  анализу и решению предложенных руководством задач с использованием ТРИЗ-инструментов в группах под руководством ТРИЗ-тренеров. ТРИЗ-тренеры из СО РАТРИЗ  «ТРИЗ-Сибирь», 7 человек, (Семенова Л.Н., Купрюхин А.И., Сергеев С.А., Кобзарь К.П., Гладков А.К., Савватеев И.В. и другие) разработали схему, состоящую из 3 блоков:

  1. Общие мероприятия
  2. Освоение инструментов ТРИЗ
  3. Работа в группах по решению задач и проработке проектов.

Экспресс-обучение планировали провести в группах 15-20 человек с таким расчетом, чтобы каждая группа освоила ОДИН из ТРИЗ-инструментов. Далее участники групп САМИ обучают других участников применению освоенного инструмента ТРИЗ. Мы предполагали, что такой подход обеспечит устойчивый навык использования ТРИЗ. (см. схема 1):

Схема 1. Пилотная блок-проведения программы обучения ТРИЗ

Однодневное занятие для учебного центра Сбербанка показало, что в такой короткий срок возможно только частичное осуществление этого плана

С учетом пробного занятия с группой экспертов составлена программа.

ТРИЗ - внедрение инноваций на Форуме «Драйверы перемен»

Цели:

  • Повышение качества инноваций – увеличение количества внедренных предложений
  • Знакомство с ТРИЗ, методами изобретательства
  • Развитие образного видения, снятие психологической инерции при поиске решения
  • Освоение инструментов ТРИЗ
  • Применение инструментов ТРИЗ для проектирования и внедрения инноваций

Программа (12 час)

  1. ТРИЗ  как система (лекция)
  2. Методы изобретательства (практическая работа в малых группах, генерирование идей для поставленных проблем)
  3. Оформление и защита результатов работы..

Результат. Банк идей (решения для поставленных проблем).

  1. Системный подход (системный оператор) – уровень задачи, уровень решения (лекция) Как из ситуации сделать задачу? Алгоритм постановки задач ТРИЗ  - оценка идей (лекция)
  2. Идея   -  Решение – Процесс внедрения. Ресурсы для внедрения задачи. Алгоритм поиска ресурсов. Оценка идей. (групповая работа)

Результат. Банк проектных идей. Формирование проектов.

  1. Язык ТРИЗ – ВЕПОЛИ.  Противоречия, Идеальность (лекция)
  2. Объединение найденных идей.  Сбор групп по проблемам Заказчика.
  3. Как идею превратить в проект (групповая работа) Веполи, Противоречия, Приемы разрешения противоречий, ИКР

Результат. Формирование 1 варианта проектов по внедрению идей.

  1. Решение задач внедрения. Выявление противоречий, их разрешение. Идеальный путь внедрения.
  2. Подготовка к защите проектов, защита проектов в группах.

Результат. Защита проектов внедрения идей. Обобщение результатов. 3D-версия проекта

Заключительный аккорд Форума – презентация проекта и 3D-версия оценивались комиссией аппарата Сбербанка соответствующего уровня.  Для разработки критериев оценки инновационных проектов использовали работу Г.С. Альтшуллера  «Оценка фантастических идей». Критерии (итоговые) представлены в Таблице 1.  Авторы: Семенова Л.Н., Савватеев И.В., Бессонова А.В.

 

 

Таблица 1. Оценка идей (уровень и внедрение)

КРИТЕРИИ \ ОЦЕНКА

1

2

3

4

 

 

 

ЖИЗНЕННОСТЬ (актуальность)

Идею рады будут внедрить все (освободит работников от однообразного и сложного труда, упростит его, отменит часть операций)

Идея будет принята без сопротивления, но и без энтузиазма (лишь изменит рабочие операции, не усложнив и не создав дополнительной нагрузки)

Идея вызовет сильное сопротивление при внедрении (вызовет усложнение рабочих операций, дополнительную нагрузку, хотя целесообразность понятна всем)

Идея вызовет отторжение (потребует освоения новых знаний, наработку новых навыков, создание новых инструкций и системы обучения)

 

НОВИЗНА   Соответствие идеи линиям и законам развития систем –проверка

Идея (ситуация) использована повторно «один к одному» или заимствована (источник заимствования)

Взят аналог идеи из близкой области, (укажите существующий аналог).

Качественно новая идея (аналог из далекой области/ использованы средства, не типичные для решения задачи)

Новая идея, не имеющая близких прототипов в смежных или далеких областях.

 

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ идея находится в тенденции развития системы. Есть технология (механизм) реализации в системе

Идею следует распространить на все структуры СБЕРБАНКА, так как она в рамках стратегии и есть механизм ее внедрения.

Идею следует распространить в некоторых структурах, так как есть механизм для внедрения в некоторых структурах.

Идею следует внедрить в конкретной структуре для разработки механизма ее распространения.

Проверить идею на соответствие стратегии, инициировать проект по доработке идеи (создание механизма для её внедрения)

 

 

ПРОДУКТИВНОСТЬ/ экономический эффект

 

Улучшает условия труда, быта и т.п. и повышает привлекательность системы  (для сотрудников, клиентов)

Получение экономического эффекта от идеи без существенного изменения параметров системы

Идея подкрепляется уже внедренными решениями и является системообразующей

Идея требует решения многих задач ,  всю систему преобразует, кардинально улучшает параметры. Есть расчеты, учтены риски последствия изменений

 

ДОСТУПНОСТЬ

изложения

Идея изложена простым языком, понятна даже не специалистам

Идея изложена достаточно доступно, но для ее понимания нужны начальные специальные знания

Идея изложена подробно  узкопрофессиональным языком, понятным только специалистам

Идея понятна лишь тому, кто ее предложил (много специальных терминов, опущены некоторые детали)

 

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕСУРСАМИ

Используются ресурсы подразделения (общего назначения)

Используются ресурсы смежных структур

Идея реализуется объединением существующих, но организационно разобщенных ресурсов

Реализация требует создания специальных ресурсов

Форумы были проведены в июле 2011 и феврале 2012 гг. Программа содержала 4 блока по 2 часа. Эффективность работы, высокая мотивация участников была достигнута за счет сочетания нескольких факторов:

  • динамичные лекции в интерактивном режиме
  • участие 2 лекторов одновременно
  • освоение инструментов ТРИЗ на практике применительно к своим задачам в малых группах
  • использование для постановки и решения задач продукта «Руны разума»
  • соревновательная атмосфера Форума
  • защита проектов и 3D-версий перед руководством компании

 

Сравнение методов проведения Форумов, конференций, съездов

1. Стандартная форма проведения обмена опытом – лекции, доклады, круглые столы, дискуссии, мастер-классы. Результатом таких форм проведения является информирование участников о результатах.

Для обмена опытом мы провели сессию, сочетающую индивидуальную, групповую работ, представление результатов работы групп и обсуждение полученных результатов совместной работы. Вопросы для дискуссий в группах включали:

  • понятия (например, что такое «инновация»),
  • назначение (например, «Зачем нужны инновации?»)
  • достоинства и недостатки функционирования (например, «Что помогает и что мешает инновациям?»)

В такой работе происходит согласование понятийного аппарата сначала в малых группах, затем – во всем коллективе. Согласование языка приводит к более эффективной работе в командах и позволяет эффективно обмениваться  продуктивным опытом. Примеры выполненных группой заданий приведены на рис. 1, 2, 3 и 4

    

Рис. 1.Что такое инновации                                   Рис. 2. Образ инноваций

  

Рис.3. Что нужно для инноваций                                    Рис. 4. Что помогает инновациям

.  

Рис.5. Что мешает инновациям                                         Рис.6. Что мешает инновациям

 

 2.Генерирование идей и проектов.

Поскольку для решения задач обычно используют МПиО,  варианты мозгового штурма или методы активизации психики, то качество решений соответствует опыту участников.

Для генерирования идей и решения задач использован ТРИЗ. Обучение инструментам ТРИЗ проходило в 2 этапа. Краткая интерактивная лекция и практическое занятие в группах, где эти методы использовали для решения конкретной производственной задачи. За счет применения ТРИЗ, в частности, карт «Руны разума» и алгоритма постановки и решения задач в нетехнических областях,  были получены нестандартные  решения поставленных задач.

3. Проработка идеи в проект.

Обычно участники группы распределяются для обучения этапам проекта в разные образовательные группы. Затем прорабатывают проект с учетом полученных знаний. Каждый участник знает одну из проектных частей больше, чем другие и является в ней экспертом. Для организаций, в которых отсутствуют стандарты проектной деятельности, такой подход и конструктивен, и образовательный.

Мы сделали упор на групповую работу и конкретный опыт участников в проектировании, имеющийся в системе Сбербанка. Учли и разработанные стандарты их системы. После краткой интерактивной лекции по проектному подходу в группах, объединенных общей задачей, поставленной руководством,  выполнен проект (использовали решения, полученные с помощью инструментов ТРИЗ). В малых группах проработаны проекты, произведена их оценка с точки зрения уровня внедрения. Подготовлена презентация проекта и 3В-версия проекта.

     

Рис.7. Решение задач.                                                                                Рис.8. Обсуждение в группе.  

4.Самое главное – команда тренеров.

Обычно для проведения массовых мероприятий приглашают специалистов, которые имеют разный опыт и дают знания высокого уровня в своей области. Поскольку они принадлежат к различным бизнес-направлениям, то участники одновременно получают информацию, имеющую различные основания для систематизации. Каждый участник вносит свои предложения исходя из полученных знаний. Обсуждение и работа в проекте усложняется в связи с разнородностью подходов..

В нашем случае команда ТРИЗ-тренеров заранее подготовлена. Вся концепция разработана коллективно, ТРИЗ-формат явился основой для всего Форума. Такой подход сократил время на обсуждение, способствовал обсуждению задач и решений по существу. 

Комиссия (руководство территориальных и центрального аппарата, ведущие специалисты) отметила высокий уровень идей, проработанности проектов и красоту решений. Применение критериев оценки идей послужило четким ориентиром для оценки внедряемости, оценки затрат на внедрение (финансовых и организационных).

Время между проведением  форумов - 6 месяцев. Анализ ситуации (постановка и решение задач на втором  форуме) показал, что те задачи, которые были заявлены ранее, уже реализованы, полностью или частично.

Таким образом, был найден подход, позволяющий увеличить эффективность внедрения полученных решений, проектов в режиме экспресс-обучения и экспресс-решения задач «ТРИЗ + проектный подход».

Литература:

  1. Альтов Г., Амнуэль П., 1982 . Шкала "Фантазия-2". http://www.altshuller.ru/rtv/rtv7.asp

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Subscribe to Comments for "ТРИЗ  + проектный подход. Практика проведения Форумов"