IV конференция "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"
Возможности курса «Основы исследовательской деятельности»
Аминов Р. Б.
Автор пару лет назад получил возможность вести семестровый курс «Основы исследовательской деятельности» в одном образовательном учреждении среднего профессионального образования. По стандарту специальности часть вопросов касалась непосредственно ТРИЗ. Вот, собственно, и весь проект – превратить курс ОИД в пропаганду и внедрение в головы молодых людей сильного мышления.
В описании примерных тем дисциплины указаны исследования, методы научного познания, накопление научной информации, технический объект как система, алгоритмы решения изобретательских задач (!), патентный поиск, основы законодательства.
Замечательное содержание! Прямо-таки требуют связать науку и изобретательство в одно целое с помощью ТРИЗ.
Сначала курс строился традиционно: изучить основные понятия и приемы ТРИЗ и после разбора учебных примеров приступить к самостоятельному решению изобретательских задач, а дальше решать исследовательские задачи и проводить свои исследования как того требует название дисциплины. В результате ожидалось получение студентами навыков изобретательского мышления для использования в профессиональной деятельности.
Однако выяснилось, что ребята не умеют использовать свои знания при проведении мысленных экспериментов, не знакомы с техникой и с принципами действия технических систем. У ребят плохо развито воображение – им трудно представить последствия сделанных изменений. И самое главное – создание нового, усовершенствование известного не является для них важным видом деятельности.
Правда, интерес к новому подходу к жизненным ситуациям у ребят есть. На это и пришлось опираться при проведении занятий. Вместо изучения теории сразу приступили к поиску решения в конкретных ситуациях в режиме диалога, направляя естественный ход решения по основному пути короткими правилами-подсказками.
Пришлось поменять порядок. Примерно через год была составлена рабочая программа курса. Вот тематический план из нее:
Наименование разделов и тем |
Количество аудиторных часов при очной форме обучения |
||
Всего |
в т.ч. практ. занятия |
||
Введение. Роль исследований и изобретений в жизни человечества. Понятие творчества с точки зрения новизны. Качества творческой личности. |
2 |
|
|
Раздел 1 |
Изобретательские задачи в области интересов |
16 |
6 |
Тема 1.1 |
Изобретательские задачи, поле поиска, уровни решения |
2 |
|
Тема 1.2 |
Алгоритм решения изобретательских задач |
6 |
2 |
Тема 1.3 |
Решение изобретательских задач в области интересов |
8 |
4 |
Раздел 2 |
Исследования в области интересов |
12 |
6 |
Тема 2.1 |
Выбор области интересов |
4 |
2 |
Тема 2.2 |
Приемы поиска нового |
2 |
2 |
Тема 2.3 |
Проведение исследования, методы научного познания |
4 |
2 |
Тема 2.4 |
Анализ проделанной работы, выводы |
2 |
|
Раздел 3 |
Развитие творческих способностей |
10 |
6 |
Тема 3.1 |
Качества творческой личности, диагностика творческих способностей |
2 |
|
Тема 3.2 |
Жизненная стратегия творческой личности, саморазвитие |
2 |
|
Тема 3.3 |
Развитие творческого воображения |
6 |
6 |
Раздел 4 |
Оформление полученных результатов |
4 |
2 |
Тема 4.1 |
Построение доклада |
2 |
|
Тема 4.2 |
Оформление статьи. Подготовка презентации |
2 |
2 |
Раздел 5 |
Основы патентоведения и защиты интеллектуальной собственности |
2 |
|
|
Всего по дисциплине |
46 |
20 |
Из описания дисциплины оставлены научный поиск и исследование. В качестве методов исследования взяты разработки Г. С. Альтшуллера [1] и В. В. Митрофанова [2]. Как необходимая составляющая вставлена ТРТЛ, скажем, [3]. Сделан акцент на индивидуальную работу студента. Оставлены основы патентоведения.
Как видно из плана, сначала предполагалось познакомить студентов с изобретательскими задачами, научить их решать эти задачи, а уже потом проводить исследование. А во время выполнения исследования знакомить студентов с приемами поиска нового и с жизненной стратегией творческой личности. В идеале – За один семестр слепить из вчерашних школьников творческих личностей.
Но, такой глобальный замысел, естественно, потерпел крах, дав много переживаний и ценных наблюдений, но – самое главное – дав уверенность в правильно выбранном направлении. Автор сделал для себя вывод о том, что всего за семестр в условиях класса можно сделать из студентов творческих личностей. Все дело в методике.
На самом деле за семестр можно не «сделать» творческую личность, а развить или дополнить творческие качества студента знаниями, собранными в ТРИЗ. В такой постановке предполагалось выявить индивидуальные стремления ребят и научить их применять инструменты ТРИЗ и ТРТЛ для достижения своих целей.
Но решению этих задач (кроме квалификации автора) мешают многочисленные проблемы, например:
- ребята просто не идут на откровенность, берегут свои интересы.
- ребята сами по себе уже сформировавшиеся, менять свое мышление не хотят уже; слишком уж большое Маленькое чудо должно им встретиться, чтобы они захотели измениться; они уже достигли успехов в своем обществе и этого им достаточно.
- отношение к учебе как к учебе, а не как к жизни; учеба – это не правда, знания – обуза, умения – все.
- само по себе управление классом противоречит обучению творчеству и мышлению; тризовской индивидуальной творческой работе очень мешает классное общественное обучение.
- как и всем студентам, творческим личностям свойственны обычные слабости – лень, неаккуратность и т.д.
В качестве основных принципов решения этих проблем и достижения целей курса – развития индивидуальных творческих способностей студентов – автор предполагает использовать:
- сближение со студентами – как с группой, так и с каждым в отдельности;
- создание дистанции между студентами и автором как преподавателем с помощью энциклопедичности, хорошей подготовки и постоянных ценностных комментариев обсуждаемых тем;
- оставить порядок изучения тем как тематическом плане;
- чередование индивидуальной и групповой работы.
Автор считает, что только постановка таких фантастических задач позволит найти новые и быстрые пути их решения. А также автор с благодарностью примет критику и замечания в свой адрес.
Литература:
- Г. С. Альтшуллер. Как делаются открытия (Мысли о методике научной работы) В сборнике Решение исследовательских задач. - Кишинев, 1991.
- Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. –Ассоциация ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998. - 395 с. Рекомендовано к изданию Ассоциацией ТРИЗ С.-Петербурга, научно-техническим советом АОЗТ Инжиниринг-центр “Изобретающая машина”, методическим советом Международного университета научно-технического творчества и развития.
- Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин:, Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск, Беларусь, 1994 г.