Возможности курса «Основы исследовательской деятельности»

IV конференция "ТРИЗ. Практика применения методических инструментов"

Возможности курса «Основы исследовательской деятельности»

Аминов Р. Б.

Автор пару лет назад получил возможность вести семестровый курс «Основы исследовательской деятельности» в одном образовательном учреждении среднего профессионального образования. По стандарту специальности часть вопросов касалась непосредственно ТРИЗ. Вот, собственно, и весь проект – превратить курс ОИД в пропаганду и внедрение в головы молодых людей сильного мышления.

В описании примерных тем дисциплины указаны исследования, методы научного познания, накопление научной информации, технический объект как система, алгоритмы решения изобретательских задач (!), патентный поиск, основы законодательства.

Замечательное содержание! Прямо-таки требуют связать науку и изобретательство в одно целое с помощью ТРИЗ.

Сначала курс строился традиционно: изучить основные понятия и приемы ТРИЗ и после разбора учебных примеров приступить к самостоятельному решению изобретательских задач, а дальше решать исследовательские задачи и проводить свои исследования как того требует название дисциплины. В результате ожидалось получение студентами навыков изобретательского мышления для использования в профессиональной деятельности.

Однако выяснилось, что ребята не умеют использовать свои знания при проведении мысленных экспериментов, не знакомы с техникой и с принципами действия технических систем. У ребят плохо развито воображение – им трудно представить последствия сделанных изменений. И самое главное – создание нового, усовершенствование известного не является для них важным видом деятельности.

Правда, интерес к новому подходу к жизненным ситуациям у ребят есть. На это и пришлось опираться при проведении занятий. Вместо изучения теории сразу приступили к поиску решения в конкретных ситуациях в режиме диалога, направляя естественный ход решения по основному пути короткими правилами-подсказками.

Пришлось поменять порядок. Примерно через год была составлена рабочая программа курса. Вот тематический план из нее:

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Всего

в т.ч. практ.

занятия

Введение. Роль исследований и изобретений в жизни человечества. Понятие творчества с точки зрения новизны. Качества творческой личности.

2

 

Раздел 1

Изобретательские задачи в области интересов

16

6

Тема 1.1

Изобретательские задачи, поле поиска, уровни решения

2

 

Тема 1.2

Алгоритм решения изобретательских задач

6

2

Тема 1.3

Решение изобретательских задач в области интересов

8

4

Раздел 2

Исследования в области интересов

12

6

Тема 2.1

Выбор области интересов

4

2

Тема 2.2

Приемы поиска нового

2

2

Тема 2.3

Проведение исследования, методы научного познания

4

2

Тема 2.4

Анализ проделанной работы, выводы

2

 

Раздел 3

Развитие творческих способностей

10

6

Тема 3.1

Качества творческой личности, диагностика творческих способностей

2

 

Тема 3.2

Жизненная стратегия творческой личности, саморазвитие

2

 

Тема 3.3

Развитие творческого воображения

6

6

Раздел 4

Оформление полученных результатов

4

2

Тема 4.1

Построение доклада

2

 

Тема 4.2

Оформление статьи. Подготовка презентации

2

2

Раздел 5

Основы патентоведения и защиты интеллектуальной собственности

2

 

 

Всего по дисциплине

46

20

 

Из описания дисциплины оставлены научный поиск и исследование. В качестве методов исследования взяты разработки Г. С. Альтшуллера [1] и В. В. Митрофанова [2]. Как необходимая составляющая вставлена ТРТЛ, скажем, [3]. Сделан акцент на индивидуальную работу студента. Оставлены основы патентоведения.

Как видно из плана, сначала предполагалось познакомить студентов с изобретательскими задачами, научить их решать эти задачи, а уже потом проводить исследование. А во время выполнения исследования знакомить студентов с приемами поиска нового и с жизненной стратегией творческой личности. В идеале – За один семестр слепить из вчерашних школьников творческих личностей.

Но, такой глобальный замысел, естественно, потерпел крах, дав много переживаний и ценных наблюдений, но – самое главное – дав уверенность в правильно выбранном направлении. Автор сделал для себя вывод о том, что всего за семестр в условиях класса можно сделать из студентов творческих личностей. Все дело в методике.

На самом деле за семестр можно не «сделать» творческую личность, а развить или дополнить творческие качества студента знаниями, собранными в ТРИЗ. В такой постановке предполагалось выявить индивидуальные стремления ребят и научить их применять инструменты ТРИЗ и ТРТЛ для достижения своих целей.

Но решению этих задач (кроме квалификации автора) мешают многочисленные проблемы, например:

  1. ребята просто не идут на откровенность, берегут свои интересы.
  2. ребята сами по себе уже сформировавшиеся, менять свое мышление не хотят уже; слишком уж большое Маленькое чудо должно им встретиться, чтобы они захотели измениться; они уже достигли успехов в своем обществе и этого им достаточно.
  3. отношение к учебе как к учебе, а не как к жизни; учеба – это не правда, знания – обуза, умения – все.
  4. само по себе управление классом противоречит обучению творчеству и мышлению; тризовской индивидуальной творческой работе очень мешает классное общественное обучение.
  5. как и всем студентам, творческим личностям свойственны обычные слабости – лень, неаккуратность и т.д.

В качестве основных принципов решения этих проблем и достижения целей курса – развития индивидуальных творческих способностей студентов – автор предполагает использовать:

  1. сближение со студентами – как с группой, так и с каждым в отдельности;
  2. создание дистанции между студентами и автором как преподавателем с помощью энциклопедичности, хорошей подготовки и постоянных ценностных комментариев обсуждаемых тем;
  3. оставить порядок изучения тем как тематическом плане;
  4. чередование индивидуальной и групповой работы.

Автор считает, что только постановка таких фантастических задач позволит найти новые и быстрые пути их решения. А также автор с благодарностью примет критику и замечания в свой адрес.

 

Литература:

  1. Г. С. Альтшуллер. Как делаются открытия (Мысли о методике научной работы) В сборнике Решение исследовательских задач. - Кишинев, 1991.
  2. Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. –Ассоциация  ТРИЗ Санкт-Петербурга, 1998. - 395 с. Рекомендовано к изданию Ассоциацией ТРИЗ С.-Петербурга, научно-техническим советом АОЗТ Инжиниринг-центр “Изобретающая машина”, методическим советом Международного университета научно-технического творчества и развития.
  3. Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин:, Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск, Беларусь, 1994 г.

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Комментарии

Re: Возможности курса «Основы исследовательской деятельности»

Изображение пользователя efremov58.

Автору данной статьи было бы полезно перед открытием данного курса ознакомиться с советами бывалого преподавателя - http://www.triz-chance.ru/9_advices.html ; http://www.triz-chance.ru/lecture_check_list.html

 

Subscribe to Comments for "Возможности курса «Основы исследовательской деятельности»"