Концепция «СОЗИДАТЕЛЬ»: образовательная среда на основе технологий ТРИЗ-педагогики

IV конференция «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»

Концепция «СОЗИДАТЕЛЬ»: образовательная среда на основе технологий ТРИЗ-педагогики

Козырева Н.А., канд. психологических наук, руководитель международной команды «СОЗИДАТЕЛЬ»,

12 сентября 2011 года  Фонд «Сколково» совместно с министерством образования и науки РФ и компанией Microsoft объявил конкурс на разработку концепции будущей «Школы Сколково». Условия конкурса и техническое задание были крайне сложными: до 6 декабря необходимо было создать единую Концепцию развития образовательного комплекса на 5200 детей от 0 до 18 лет, включающего 7 детсадов, начальную, среднюю, старшую школу, учреждения дополнительного образования. Причем дети будут приезжать в Сколково с родителями максимум на 3-5 лет, из разных стран мира, и для многих из них и русский и английский язык будут иностранными.

Поскольку в ТРИЗ-педагогике наработан большой методический инструментарий - это был реальный шанс соединить проверенные по отдельности методики обучения детей метанавыкам на основе ТРИЗ в единую систему образовательную на весьма благоприятной почве – используя инфраструктуру Сколково для поддержки инноваций, ресурсы высокотехнологичных кампаний. Группа авторов, ТРИЗ-специалистов из четырёх стран, кандидатов наук и педагогов-практиков, объединилась для разработки Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ». В состав нашей команды вошли: 

Александр Сокол, Латвия, Рига, Doctor of Educational Sciences, автор методики изучения иностранных языков на основе ТРИЗ (The thinking-approach method) для детей от 3-х лет, школьников, студентов. Разработчик среды дистанционного обучения www.thinking-approach.eu.

Алла Нестеренко, Москва, канд. пед. наук, доцент кафедры развития образования Академии последипломного образования, разработчик дидактических моделей реализации проблемно-ориентированного обучения, руководитель 8-ми экспериментальных площадок в школах России; разработчик серии дистанционных курсов «Мастерская знаний» http://moodle.jlproj.org.

Татьяна Сидорчук, Ульяновск, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК; автор системы развития интеллектуально-творческих способностей детей 2-7 лет на основе ОТСМ-ТРИЗ технологий, руководель 34-х экспериментальных площадкок в дошкольном и школьном образовании; автор книги «Развитие мышления, воображения и речи дошкольников», переведена и издана в США (2006), Ю.Корее (2012).

Галина Терехова, Челябинск, канд. пед. наук, доцент ЧГПУ, автор методического комплекта «Уроки творчества» для учеников 1-5 классов, учебно-методических комплексов для педВУЗов «Практикум по решению профессиональных задач на основе ТРИЗ», «Практическая педагогика».

Практикующие педагоги, разработавшие свои учебные курсы, факультативы, краткосрочные семинары для летних/зимних лагерей, обучения родителей и педагогов, авторы книг: Бояркина В.И. (Усть-Илимск), Казакова О. (Москва), Корзун А.В. (Беларусь, Минск), Ласевичс Э. (Латвия, Рига), Навернюк А.Ю. (Москва), Мурашковска И. (Латвия, Рига), Тамберг Ю.Г. (В. Новгород).

В состав команды вошли также ООО «Идеальные решения» (Москва, ген. директор Мастер ТРИЗ В.И. Тимохов), специалисты которого проводят семинары-тренинги «Креативная неделя», «ТРИЗ в бизнесе» для старшеклассников, студентов, инженеров (http://ideal-solutions.ru); Guided Brainstorming LLC (США, С. и Г.Малкин), чей софт на основе ТРИЗ «Путь изобретателя» (Invention Road) внедрен в 5-8 классах школ штата Айова США (www.halliburtonassociates.com).

Руководитель команды – Н.А. Козырева, канд. психол. наук, Москва, зам. директора  УМЦ «Учимся, играя», автор системы развития инновационного мышления с помощью игр/игрушек, изобретатель развивающих игр «Теремок сказок», «Выбираю Успех».

В сжатые сроки нами была создана Концепция «СОЗИДАТЕЛЬ» на основе Теории Решения Изобретательских задач (ТРИЗ),  Теории Развития Творческой Личности (ТРТЛ), Общей Теории Сильного Мышления (ОТСМ-ТРИЗ). В ней детям предлагается роль не пассивных слушателей, а СОЗИДАТЕЛЕЙ интересной для НИХ, современной ИМ среды, роль активных участников процессов преобразования мира и инициаторов перемен, роль  Успешных Творческих Личностей.

 

Цель Концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» - создание обучающее-развлекательной городской среды (learning society), в которой дети и молодежь не только получат знания по различным школьным дисциплинам, но и разовьют свои индивидуальные творческие способности и мышление, научатся придумывать, исследовать, изобретать, воплощать в жизнь творческие идеи, стремиться к формированию и достижению Достойной Цели в жизни.

Мы развиваем инновационное изобретательское мышление детей, позволяющее им создавать реальные новые творческие идеи и продукты и решать проблемы в разных областях жизни, науки и культуры. Дети овладеют метанавыками системного творческого мышления, инструментарием для самостоятельного СОЗДАНИЯ нового знания: научатся видеть новые задачи, выявлять и преодолевать ключевые противоречия, используя приёмы творческого мышления и воображения, анализа ресурсов и закономерности развития систем. Овладение этими Метанавыками ТРИЗ позволит каждому ребёнку найти СВОЁ уникальное место в современном мире, перепробовав различные виды реальной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, поучаствовав в решении различных видов РЕАЛЬНЫХ жизненных, общественных и научных задач, научившись сознательно творить свой образ жизни и взаимоотношений с окружающими, свою компетентностную профессиональную модель, закладывая прочный фундамент личностной траектории самореализации, успешности и в гуманитарных, и в технических, и в естественнонаучных областях деятельности. 

Образовательный процесс построен на разработанных членами нашей команды и апробированных методах, методиках ТРИЗ-педагогики, инструментах проблемно-ориентированного развивающего обучения детей в семьях, детских садах, школе, системе дополнительного образования (далее - ДО), ВУЗах, программах обучения педагогов.  В то же время представленная ниже структура интегрирования ТРИЗ в образовательную программу является открытой и допускает возможность использования отдельных программ, методик, курсов других авторов – по согласованию с членами команды, курирующими данные направления.

Рис. 1 Структура интегрирования  методик ТРИЗ-педагогики  в образовательную программу

В концепции «СОЗИДАТЕЛЬ» заложено свойство «саморазвития» детьми окружающих их игровых, образовательных, материальных, информационных сред. Так, творческие задания на создание новых предметов и игровой среды интегрированы в различные формы занятий по ТРИЗ, начиная с детского сада до старшей школы, системно используя возрастающий уровень знаний детей по предметам (например, физических и геометрических эффектов) методикам создания идей (от метода фокальных объектов к бенчмаркингу), их навыков в воплощении идеи в образцы товаров (от бумажных макетов до 3D моделей в центре прототипирования).

Образование в многоязычной среде

Спецификой Школы Сколково является сменный многоязычный контингент детей. Это создаст проблемы как в образовательном процессе, так и в адаптации детей, а также в освоении ими матанавыков ТРИЗ. Мы решаемы эти проблемы следующим образом:

Используем принцип объединения: для преподавания языков используется разработанный А.Соколом и его коллегами ТА подход (Thinking Approach), который обеспечивает интеграцию лингвистических предметов с другими предметами посредством развития мыслительных компетенций учащихся на основе ТРИЗ.

Используем ресурсы: дети-носители разных культур в группе  детсада, потоке школы сами являются ресурсом для расширения представлений детей о разнообразии культур, для возможности учиться решать конфликты на межкультурной основе в командной работе. Важно  также использовать ресурс родителей для обучения детей русскому (как иностранному) или английскому языку,  используя специально разработанные материалы для родителей в рамках Thinking Approach подхода (www.ta-parents.eu).

Используем гибкую структуру организации процесса образования: ТА-подход также позволяет успешно решать проблему наличия учеников с разным уровнем знаний в одной группе. Конкретная реализация многоязычного образования будет отличаться на разных ступенях образовательной системы.

Дошкольное образование

В детсадах технологическую основу образовательного процесса составляет разработанная Т.Сидорчук и группой педагогов под ее руководством система инструментов из ОТСМ-ТРИЗ. Они используются на занятиях всех направлений развития ребенка, что отражается в тематическом планировании, использовании наглядных пособий, в организации всех сфер жизни дошкольника - от учебных проектов до режимных моментов. Для активизации познавательных процессов дошкольников используются следующие группы методов и технологий на базе ОТСМ-ТРИЗ (подробнее см. http://www.jlproj.org/new/index_.php?lang=ru&_url=archive):

- Методы на основе модели ЭИЗ (Элемент-Имя признака-Значение признака) для усвоения детьми базовых признаков объектов;

- Методы развития творческого воображения (РТВ) для усвоения детьми приемов преобразования признаков объектов;

- Методы, способствующие анализу взаимосвязей параметров для усвоения детьми причинно - следственных связей;

- Моделирование разных типов вопросов для обучения детей формулировкам разных типов вопросов;

- Алгоритмы организации мыслительной деятельности при решении проблем для усвоения детьми базовых алгоритмов классификации и систематизации объектов окружающего мира.

Основные методы обучения - эвристическая беседа, игровые формы, исследовательское обучение в рамках направляемых проектов, продуктивная творческая деятельность, в т.ч. по созданию новых сказок, «изобретению» новых игрушек, других предметов с помощью типовых приемов ТРИЗ, при нелинейных методах организации.

Членами  команды «СОЗИДАТЕЛЬ»  разработана система универсальных наглядных пособий и основанный на ней комплекс дидактических игр для занятий, игровая предметная среда, закрепляющая образовательные модели во время свободной игровой деятельности ребенка и развивающая управляемое воображение, творческое мышление и речь.

Организация учебного процесса в школе

Дети, приезжающие из разных стран, обучавшиеся по разным программам, даже в одном возрасте/классе будут иметь совершенно разные базовые знания.  Поэтому необходимо от жесткой классной структуры по возрастам детей перейти к гибким потокам – по уровню знаний, использовать индивидуальные траектории обучения.

Поступающие дети распределяются по потокам (аналог класса, но состав участников потока может быть динамичным, у потока - общее расписание занятий). Каждому ученику прикрепляется консультант по программе (аналог классного руководителя, но работает не с коллективом детей, а индивидуально с каждым воспитанником, помогая планировать, осуществлять, контролировать, корригировать индивидуальную программу во всех ее разделах).

Образовательный процесс построен на основе моделей ОТСМ-ТРИЗ нелинейным способом, поэтому дается неограниченная возможность выбора образовательной траектории в зависимости от индивидуальных целей, с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Индивидуальная программа создается на основе модели ОТСМ-ТРИЗ "клещи": начальная ситуация, максимальный желательный результат и барьер. Модель позволяет выявлять противоречия, из-за которых ребенок не может достаточно успешно продвигаться в своем образовании и личностном росте, и находить оптимальное решение с использованием внутренних и внешних ресурсов. Разрешение противоречий предлагается во времени и в организационной структуре: для достижения цели индивидуальная программа разрабатывается на месяц-квартал-год (с коррекцией по результатам) и предполагает действия ребенка по трем разделам: основная учеба в школе, допобразование в школе и вне школы, учебная деятельность самостоятельная и с помощью семьи. 

Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений будет дополнена оценкой умений детей в решении изобретательских задач. В основу оценки положен процесс направленной генерации идей по реальной проблеме при выполнении комплексных проектов.

Начальная и средняя школа

Ядро содержания в начальном и отчасти среднем звене может быть представлено системой учебных задач в рамках дидактической системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. В качестве педагогических технологий для постановки и решения проблем используются процедуры из проблемно-ориентированного обучения,  в частности, исследования на копилках объектов, исследования на базе системного оператора, исследование как решение противоречий (А.Нестеренко). В качестве обязательного метапредметного содержания школьник изучает способы постановки и решения проектных задач различного типа, а ресурсное наполнение части проектов может быть различным в зависимости от индивидуальных предпочтений ребенка.

Основная часть учебного плана школы представляется в виде содержания выделенных в базисном плане образовательных областей, представленного системой учебных (преимущественно–проектных) задач и метапредметным курсом «Уроки творчества» на базе ОТСМ-ТРИЗ (Г.Терехова).

Для ядра содержания предлагается последовательное включение элемента содержания в систему проектов в виде результата, системы (инструмента) и ресурса (А.А. Нестеренко, Как ввести элемент содержания в систему проектов), позволяющее  ребенку последовательно «открывать» новые факты и способы действий, использовать соответствующие способы действий в качестве инструмента при решении других проблем и отражать присвоенное содержание в творческих продуктах.

Интенсивное формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий происходит за счет использования инструментов для организации информации и работе с проблемами на базе ОТСМ-ТРИЗ и методов театральной педагогики. В начальном звене в обучении работе с проблемами и выполнению проектов осуществляется переход от эвристической беседы, игровых методов и проекта, пошагово направляемого преподавателем, к групповой и затем самостоятельной работе по эвристическим алгоритмам, групповому/индивидуальному проекту, осуществляемому на основе технологических карт. Ученики осваивают дистанционное обучение в различных формах. В среднем звене предлагается проектное обучение и технология образования в глобальном информационном сообществе ТОГИС (В.В. Гузеев) и программируемое обучение в дистанционной форме для формирования и отработки ЗУНов (А.Нестеренко).

Старшая школа

В старшей школе будут реализованы социально-гуманитарный, физико-математический, информационно-технологический профили. Дети также смогут параллельно осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профилей. Модель построения профильного обучения учащихся основана на синтезе множественности кратких элективных курсов (от 6 до 16 часов), проектном подходе к обучению; закреплению применения учащимися метанавыков ТРИЗ к решению реальных проблем; привлечение к ведению курсов ведущих ученых, изобретателей, предпринимателей фирм-резидентов Сколково. Каждый курс будет построен «от проблемы», исходя из того, что технология должна помочь её решить. Нужно применить усвоенные ранее метанавыки творческого мышления по ТРИЗ: умение самостоятельно приобретать знания; видеть новые задачи (потребности, недостатки, «белые пятна» и т.д.); решать проблемы, которые пока ещё не видны (но прогнозируемы); выдвигать идеи, используя методы творческого мышления, анализ ключевых противоречий, ресурсов и закономерности развития систем. В элективных курсах важно научить учащихся не только выдвигать теоретические идеи и гипотезы, но и проверять их на практике, воплощать их в жизнь, овладевая различными технологиями от информационных до индустриальных. Фактически, учащийся должен стать «исследователем будущего» в данной проблемной области, предложив преподавателю-постановщику задачи своё уникальное видение ситуации, вариантов её развития и решения.

Результаты освоения курсов - законченные защищенные творческие проекты. Дети научатся уверенно оценивать субъективную и объективную новизну своих решений, видеть закономерности развития и создавать конкурентоспособные творческие продукты в различных видах деятельности (гуманитарных, технических, технологических, IT). Это позволит им не просто получить представление о современных технологиях, но и столкнуться реальными задачами в данной области деятельности. И главное - понять, что они овладели мыслительными инструментами, кроссотраслевыми компетенциями для успешного решения этих задач.

Дополнительное образование

Внеурочная деятельность в быстроменяющейся среде должна также стать гибкой, и она будет представлена тремя типами дополнительных образовательных программ: базовыми - обеспечивающими достаточно долгосрочные занятия (продолжительность 1-3 года), динамичными модульными программами (от 4 до 40 часов) и программами комплексных проектов.

Комплексный проект мы определяем как нелинейную сеть творческих задач, направленных на развитие инновационного мышления и коммуникативных навыков учащихся с переходом от учебно-исследовательских к междисциплинарным проектам на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве известных объектов, ситуаций, явлений, к проектам по изобретению и коммерциализации новых товаров и услуг, предпринимательству. Комплексные проекты будут реализованы на базе клубов, лабораторий, фирм Сколково. Темы проектов появляются при взаимодействии учащихся, родителей, сотрудников фирм-резидентов Сколково и педагогов. Дети формулируют предполагаемый результат проекта, планируют задачи, этапы, ресурсы проекта, учатся специальным умениям и навыкам командной работы, решают возникающие проблемы, контролируют промежуточные результаты и оценивают достигнутый конечный результат.

В дополнительном образовании используются разработки В.И. Бояркиной, Н.А Козыревой, А.Ю. Навернюк, Ю.Г. Тамберга, ООО «Идеальные решения», Guided Brainstorming LLC.

Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Школа Сколково должна в перспективе работать как постоянно действующая система повышения квалификации инновационных педагогических кадров, с использованием дистанционного обучения и стажировок, разработок Т. Сидорчук, А.Сокола, А. Нестеренко, И. Мурашковска, А. Корзун. Это позволит транслировать успешный опыт обучения педагогов на другие регионы России, страны ближнего и дальнего зарубежья.

Концепция  образовательной среды детсад-школа «СОЗИДАТЕЛЬ» позволяет:

1. Повысить мотивацию детей к обучению за счет включения их в реальную проектную (межпредметную, изобретательскую, инновационную) деятельность, которая требует актуализации и СИНТЕЗА знаний, полученных по основной образовательной программе.

2. Давать детям дополнительный набор навыков (метанавыков) к обязательным по основной образовательной программе. Метанавыков, которые помогут детям быть успешными в динамично меняющейся жизни: умение видеть проблему (в т.ч. скрытые для других возможности); определять ключевые противоречия и ставить правильные задачи для решения; решать проблему разрешая противоречия; изобретать; осуществлять выбранные решения, собирать для этого необходимую команду и использовать ресурсы; прогнозировать дальнейшее развитие систем и предвидеть появление новых проблем и задач на различных системных уровнях.

3. Обеспечить приобретение учащимися этих универсальных метанавыков для решения проблем и жизненных задач, с помощью:

- направленного развития системного творческого дивергентного мышления детей, используя для этого современный инструментарий креативных методик (Теории Решения Изобретательских Задач (далее - ТРИЗ), Общей Теории Сильного мышления по ТРИЗ (далее - ОТСМ-ТРИЗ), морфологический анализ, синектику, OpenInnovation, др.)

- разработанной нами гибкой модульной системы творческих заданий на основе проектного проблемно-ориентированного подхода, которые интегрально встроены в предметы основного обучения, во все виды допобразования, курсов в лагерях летнего/зимнего отдыха, в проектную деятельность по созданию новых идей, решению социальных и технических проблем, изобретению предметов и др.

- разработанной нами предметно-игровой и информационной среды, развивающей творческие способности детей на каждом возрастном этапе развития – от детсада до старшей школы, обучая их самостоятельному познанию и преобразованию мира с авторской позиции Творца.

4. Дать детям опыт самореализации, развивая их инновационное мышление и лидерские качества, т.е. умение реализовывать свои идеи.

6. Обеспечить за счет модульности обучения, что за любой период нахождения в Школе Сколково (даже за 2-3 года) ребёнок любого возраста усвоит набор конкретных метанавыков, дополнительных к учебным, которые позволят ему более успешно адаптироваться к другой среде, быть более мотивированным на успешную самореализацию.

7. Использовать универсальные модули для обучения воспитателей/учителей, для решения управленческих задач организаторами образовательного процесса, для взаимодействия с родителями, и конечно – для обучения детей различных возрастов в разных видах учебной и внеучебной деятельности. Так обеспечивается возможность тиражировать Концепцию (или отдельные её модули) в разные регионы, хотя максимальный эффект от внедрения будет при системном переносе всех разработанных модулей, с адаптацией под конкретные условия.

Перспективы

Конкурс завершился, и наша Концепция «СОЗИДАТЕЛЬ» вошла в число 26 финалистов Конкурса. Всего в нем участвовало 202 заявки из 47 регионов России и 5 стран ближнего и дальнего зарубежья. Сейчас в Фонде Сколково продолжается формирование образовательной среды, в которую организаторы собираются включить не только концепцию-победителя Конкурса, но и всё лучшее из концепций-финалистов.

Команда ТРИЗ-специалистов «СОЗИДАТЕЛЬ» готова адаптировать предложенную Концепцию создания единой образовательной среды на оснвое ТРИЗ-педагогики  под иные начальные условиях – в других регионах России и странах мира.  Со всеми материалами Концепции, публикациями членов нашей команды вы можете ознакомиться на http://skolkovo.wikispaces.com.  Адрес для переписки – nellydelf@mail.ru.

 

 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Концепция «СОЗИДАТЕЛЬ»: образовательная среда на основе технологий ТРИЗ-педагогики"