Опыт использования ТРИЗ и других методик в подготовке выпускных квалификационных работ

IV Конференция. «ТРИЗ. Практика применения методических инструментов»

Опыт использования ТРИЗ и других методик в подготовке выпускных квалификационных работ.

В. Ревенков, А.С. Токарев

МАИ, Московский авиационный институт

(национальный исследовательский университет)

 

За последний год силами специалистов кафедры «Технология производства аэрокосмической техники» МАИ были проведены занятия с тремя группами студентов, обучающихся по программам магистров по направлению подготовки  080200 – Управление инновационными проектами: анализ и технология реализации, а также студентами-дипломниками, обучающимися в Южном федеральном университете на факультете высоких технологий.

В 2011/2012 уч. г. объём аудиторных занятий по магистерской программе составлял 20 часов. Занятия проводились во втором семестре (весной). Дисциплина называлась «Теория решения изобретательских задач». Предполагалось, что это будет ознакомительный курс ориентированный на помощь в написании магистерских диссертаций.

В дисциплину были включены следующие темы:

  • Основы системного подхода.
  • Принципы строения и закономер­ности развития технических систем.
  • Противоречия в технических задачах и приёмы их  разрешения.
  • Функционально-структурный анализ.
  • Морфологический подход к анализу и синтезу систем.
  • Общие методические рекомендации по решению задач – анализ проблемы и постановка задач, а также диверсионный анализ.

Слушателям было предложено разработать ментальные карты проблемы, выявить противоречия в рассматриваемой предметной области, построить диаграмму Исикавы–Сибирякова, разработать морфологические таблицы, в том числе и для формирования темы. Это помогло студентам провести анализ проблемы и сориентироваться в выборе темы диссертации. Занятия по ТРИЗ повысили активность студентов в работе над диссертацией, помогли студентам сформировать структуру своей выпускной квалификационной работы.

По результатам проведенной работы руководство магистерской программы скорректировало учебный план. В учебном плане 2012/2013 уч. г. дисциплина «Теория решения изобретательских задач» была введена с объёмом аудиторных занятий 24 ч в первом семестре.

Это дало положительный эффект, так как с самого начала у студентов начал формировался системный подход к работе в целом.

ТРИЗ и сопутствующие методики оказались весьма продуктивны в качестве «междисциплинарных». У слушателей формировалось видение всего комплекса проблем и направлений её разработки.

Для освоения предложенных приёмов и методов решения задач необходимо больше времени. Для обзорных курсов (1 зачётная единица – 36 ч) рассчитывать на это не приходится. Поэтому основной целью дисциплины являлось ознакомить слушателей с ТРИЗ, сформировать у них познавательный интерес к этой области знаний.

В экономических и управленческих задачах получаются весьма абстрактные формулировки противоречий, которые дают плохие ориентиры в поиске ресурсов для их разрешения. Над этой проблемой следует ещё поработать.

Спектр возможных решений существенным образом зависит от объема профессиональных знаний. Без понимания процессов, происходящих на проблемном участке, без знания ресурсов методики малоэффективны. Но при этом они стимулируют познавательный интерес в этом направлении.

В результате проведенной работы стало понятно, что необходимо более тесное сотрудничество преподавателя ТРИЗ с научным руководителем работы магистранта, чтобы согласовать направления исследования.

Применение методов ТРИЗ приводит к тому, что студент формирует весьма широкий спектр решений и он несколько теряется в этом изобилии.

Одним из примеров была консультация дипломного проекта Анны Еременко из  Южного федерального университета по теме «Защита полей от града». Студентка сконцентрировалась на использовании приемов разрешения противоречий. Естественно, сначала был проведен анализ ситуации, выявлены проблемы и ресурсы.  И только затем начали применять приемы, используя все возможные комбинации ресурсов. Уже к третьему приему набралось десятка два решений. Примерно половина из них была весьма фантастического толка (результат применения оператора «ИКР»). Тогда возникла другая задача: «Какие предложения можно представить на защиту аттестационной комиссии?».  Было понятно, что для среднестатистического преподавателя, который «давно всё знает в своей области», а с ТРИЗом незнаком (или знаком поверхностно) большинство идей не будут восприняты, что может отрицательно сказаться на оценке. К этой проблеме был привлечен руководитель дипломного проекта. В результате, осталась примерно треть вариантов от предложенных. Но и этого хватило, чтобы произвести неизгладимое впечатление на комиссию. Вот отзыв дипломницы:

«Наши приёмы произвели фурор! Все были в восторге, хотя конечно улыбались снисходительно, понимая, что это вряд ли реально возможные варианты борьбы с градом. Но то, что работа была выполнена с творческим подходом, они конечно оценили. Поставили мне отлично и даже пригласили в аспирантуру».

Таким образом, применение ТРИЗ и других методик оказалось весьма эффективным при подготовке дипломных и магистерских работ. На наш взгляд, просматриваются хорошие перспективы, и в этом направлении нужна большая методическая работа.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Опыт использования ТРИЗ и других методик в подготовке выпускных квалификационных работ"