Если есть потребность...

Неплохая статья сегодня в "Эксперте" - "Попасть на борт"В первую очередь она интересна мне тем, что в ней опять таки, как и неделю тому назад, часть материала связана со свершениями нашей тризовской профессиональной корпорации. (на прошлой неделе это была статья Ольги Рубан "Поставщик критического ресурса". В ней, кстати, отчасти речь шла об "Алгоритме", отчасти о фирме участника нашей конференции Сергея Логвинова. ). Но там говорилось о работе с технологическим оборудованием. На этот раз речь совсем о другом - о повышении эффективности разработки авиационных систем. Для обеспечения этого процесса Максим Кузюк, молодой и энергичный руководитель концерна "Авиационное оборудование", пришел в МФТИ и убедил институт сделать новую специальность, открыть группу магистров - по системному инжинирингу.

Мне была особо интересна эта статья, потому что в конце сентября я начал читать в Долгопрудном, именно в этой группе курс ТРИЗ. Ребята, которые там учатся, сейчас завершают первый магистерский семестр. Учатся очень хорошо, можно сказать, что отчаянно учатся. Взрослые люди, среди них полно начальников отделов, есть даже директор небольшого металлургического завода. Видимо знают, зачем пришли учиться. И осваивают инструменты ТРИЗ очень активно.

Вот феномен, который казался невозможным еще десяток лет тому назад - Физтех запросил курс по ТРИЗ, вернее по ТРИЗ++ для своей новой специальности. Запросил потому, что промышленность - заказчик, задал вопрос - а будет при обучении ТРИЗ? Им нужно. Им выпутываться из сложных ситуаций, снимать реальные, а не бумажные проблемы. И тут же оказалось ,что у нас по прежнему действует Энгельсов принцип о роли потребности в развитии науки. Ну и славно, а то если про это забыть, то можно погрузиться в солипсизм и счесть, что "все течет, все из меня..." А ведь это не так, граждане.

Редактор

Ниже небольшой отрывок из статьи "Попасть на борт" Виталия Сараева.

 

«Мы столкнулись с тем, что не хватает руководителей инновационных проектов. Это сложилось исторически. В советское время планирование было централизовано, подобные компетенции были лишь в головных КБ; на предприятиях, производящих агрегаты, лишь выполняли спущенный сверху план. У нас есть ведущие конструкторы, решающие строго определенные технические задачи при фиксированных требованиях и цене. Но они не умеют работать в условиях неопределенности во внешней среде. Сейчас же необходимы люди, способные планировать разработку системы, выстраивать кооперацию между несколькими предприятиями, формулировать требования, брать на себя ответственность за решения о спецификации, об объеме и окупаемости. Нужны люди, управляющие проектами создания сложных систем», — объясняет Максим Кузюк.

Прежде в России не было подобных образовательных программ. Поэтому возникла идея собственной — так появилась Высшая школа системного инжиниринга. В качестве базы был выбран МФТИ, за образец взяли соответствующую  программу MIT. «Системный инжиниринг — это не обучение с нуля базовым вещам. Это практические знания, в основном на опыте реализованных проектов», — считает Максим. По мнению ректора МФТИ Николая Кудрявцева, это предложение точно ложится в стратегию Физтеха по увеличению доли магистерских программ.

Первый курс в количестве 21 студента был набран в этом году. По статусу это магистерская программа, по окончании которой будут выданы дипломы МФТИ по направлению «Наукоемкие технологии и экономика инноваций». Однако в отличие от стандартных магистерских программ для нее была выбрана модульная система, поскольку отбирали лучших соискателей, полный отрыв которых от производства был бы критичен для предприятия. Школа рассчитана на специалистов с техническим образованием, уже имеющих не менее трех лет опыта. Несмотря на управленческую направленность программы, при приеме оценивались знания математики и физики. Помимо «Авиационного оборудования», приславшего восемь студентов, своих сотрудников на программу отправили «Вертолеты России», «Евраз», «Высокоточные комплексы», а со следующего года участником станет и АвтоВАЗ.

Обучение каждого студента обойдется работодателю в 50 тыс. долларов. Но школа — некоммерческий проект. «У нас небольшой бюджет, но мы рассчитываем сделать сильную программу за счет активного вовлечения в преподавание представителей заказчиков. Я и сам буду читать несколько курсов», — говорит Максим Кузюк.

Subscribe to Comments for "Если есть потребность..."