Оптимизация вместо лени: случай ZOOM TV

Оптимизация вместо лени: случай ZOOM TV

Михаил Городилов (Томск)

ТРИЗ заточена под решение конкретных проблем технического характера, требующих, тем не менее, творческого подхода. Думаю, все согласятся с тем, что сюда можно отнести и проблему управления ТВ.

Способ переключения телевизора не менялся больше 50 лет – а ведь сегодня на YouTube можно найти интересующий контент всего за 2-3 клика. Несмотря на большое количество каналов, 80% зрителей смотрят не более десяти. На простое переключение между ними уходит неоправданно много времени. Добавьте сюда переключения, связанные с рекламой. В среднем, для поиска интересующей передачи, пользователю нужно совершить около 25 действий – примерно такое же количество действий требовалось совершить солдатам Морица Нассауского в конце XVI века для того чтобы сделать один-единственный выстрел из ружья.

Разработчики из компании ZOOM долго думали над решением этой задачи и пришли к идее создания приложения, которое бы свело всё вмешательство пользователя до минимума, позволив ему в полной мере наслаждаться просмотром ТВ, не отвлекаясь ни на что.

В итоге получился программный продукт под названием ZOOM TV – приложение для телевизоров Smart TV,  анализирующее интересующие зрителя категории передач. Собрав необходимые данные о предпочтениях пользователя, оно автоматически переключается между наиболее рейтинговыми передачами из тех категорий, что ему интересны. Таким образом, приложение ограждает человека от неинтересных ему передач и минимизирует количество действий, необходимых для управления.

Приложение постоянно учится и составляет рейтинг для каждого конкретного пользователя, который может изменяться со временем. Если пользователь любит боевики – то программа будет искать по всему пакету каналов фильмы соответствующего жанра с самым высоким рейтингом и предлагать ему. Но стоит жанровым предпочтениям немного измениться – и это сразу же отразится на списке рекомендаций.

Приложение является бесплатным, а за плату предоставляются дополнительные каналы и пакеты услуг.

Заявленную задачу оптимизации и сокращения издержек авторы выполнили на «отлично»: среднее количество действий при использовании приложения равняется пяти и занимает 10 минут (приложение). Для сравнения: в случае с традиционными провайдерами (кабельное, спутниковой и IPTV) срок от подачи заявки до установки обычно занимает не менее 7 дней, к тому же требует некоторых затрат, связанных с оборудованием. Если выразить преимущества подхода томских разработчиков цифрах, то получится следующая картина: количество манипуляций с телевизионным пультом снижается в 5 раз, стоимость эфирного пакета уменьшается примерно в 3 раза, а стоимость установки оборудования становится меньше в 2000 раз (установка не нужна, приложение скачивается в магазине приложений на ТВ).

Интересно, что за неполные две недели с момента ограниченного релиза приложение скачали 25 тысяч человек. Объяснение можно найти в следующей статистике: 60% домохозяйств нашей страны (они же – 33 миллиона абонентов) сегодня пользуются платным телевидением. И традиционный «кабель» постепенно теряет свои позиции – спутниковое и IPTV сегодня занимают почти половину рынка, а в одном только 2011-м году 500 тысяч телевизоров Smart TV. Уже в  2012-м году 90% всех проданных широкоформатных телевизоров относились к Smart TV. Именно на последнюю категорию пользователей ТВ и ориентируются разработчики данного приложения, что позволяет им сконцентрироваться на разработке приложения, не тратясь особенно на рекламу и продвижение. Smart TV сегодня в России – это динамично развивающийся рынок и потребители там пока не избалованы особенно сложными приложениями, поэтому  «умная программа передач» имеет там большой спрос, поскольку решает давно назревшую проблему.

Критики могут сказать, что приложение ориентировано на самых ленивых пользователей ТВ, но правы они будут лишь отчасти: более 2/3 российских домохозяйств смотрят ТВ и дилемма «а что же посмотреть?» встаёт перед типичным зрителем очень часто. Авторы приложения нашли для этой задачи достаточно остроумное решение, которое вполне соответствует духу современного рынка высоких технологий: предельная простота и кастомизация.

Сейчас разработчикам предстоит решить много проблем, среди которых:  авторизация и разделение пользователей (у одного телевизора обычно несколько разных зрителей), интеграция с социальными сетями, внутренний сбор данных и многое другое. Но, как мне кажется, основная работа уже проделана, в дальнейшем предстоит лишь усердное шлифование продукта, не требующее особенной изобретательности.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Оптимизация вместо лени: случай ZOOM TV"