Приставка – как источник инноваций для малого и среднего бизнеса

Приставка – как источник инноваций для малого и среднего бизнеса

НониашвилиА.И. Сооснователь проекта «Фабрика идеальных проектов», Генеральный директор ООО «Аинтрис»

В практике нашей компании очень часто есть запросы от владельцев малых и средних бизнесов на создание в их нише инновационного продукта.  И в ходе нашей практики мы выявили, что подходы ТРИЗ используемые крупными компаниями производителями продуктов применимы и здесь, но с небольшим смещением акцентов.

Как правило, для малых и средних бизнесов особенно непроизводственных компаний нецелесообразно рассматривать в качестве инновации создание лучшего технически сложного  объекта, например, кондиционера или холодильника, особенно без смены принципа действия. Связано это с тем, что как правило, выигрыш по какому либо потребительскому свойству не гарантирует приемлемого уровня реализации остальных важных для потребителя свойств.

  И на это есть свои причины:

  • патенты крупных компаний, технологические барьеры;
  •  инерционность спроса и нечувствительность потребителя к незначительным улучшениям;
  • невозможность конкурировать по цене из-за небольших объемов производства и отсутствие эффективных собственных производственных площадок;
  • существенно ограниченные рекламные бюджеты по сравнению с конкурентами.

Но повысить идеальность продукта можно и не изменяя его целиком. Так родилась концепция приставки – как источника инноваций.

Приставка – это

- отдельное устройство в виде самостоятельного продукта;

- устройство стыкуется с другим продуктом без нарушения условий его гарантийного обслуживания ;

- устройство выполняет улучшающую, обслуживающую, исправляющую функцию по отношению к самому продукту или к другим объектам;

Плюсы  приставки

  • нет явных конкурентов
  • как правило не требует сертификации
  • потенциально большой сформировавшийся рынок и готовая база клиентов
  • упрощенная процедура запуска продаж и производства
  • небольшие расходы времени и денег на разработку
  • высокая маржинальность

Исходя из определения приставки можно сформулировать методику придумывания приставок

  1. Выбрать продукт. Сформулировать его главную полезную функцию
  2. Провести функциональный и потоковый анализ продукта
  3. Провести функциональный и потоковый анализ продукта вместе с окружающими объектами, на которые данный продукт оказывает какое-либо воздействие
  4. Выявленные во время данных видов анализа задачи попытаться решить за счет  приставки и ресурсов самого продукта и окружающих объектов.

При проведении анализа важно фиксировать полезные и вредные взаимодействия между исходным продуктом и окружающей средой.

А при анализе внутри продукта фиксировать элементы, на которые можно влиять без нарушения гарантийных обязательств. 

  1. Выявить операции, которые нужно периодически делать над продуктом вручную и сделать приставку, позволяющую делать данные операции в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
  2. Выявить характеристики продукта, информация о которых ценна для потребителя или для других стейкхолдеров и сделать приставку, которая будет данные характеристики замерять, передавать напрямую человеку или на другое устройство, анализировать и передавать управляющие сигналы или выполнять роль исполнительного органа
  3. Выявить какие дополнительные функции мог бы выполнять продукт и сделать приставку , которая используя ресурсы продукта, реализует данные функции
  4. Существенно улучшить имеющиеся на рынке приставки

Приведу два примера из нашей практики.

В первом примере речь пойдет о заказе на создание инновационного продукта для компании, торгующей самопромывными фильтрами для воды. Заказчик продавал данные фильтры для частных домов и квартир. Основное достоинство данных фильтров заключается в том, что они не требуют сменных катриджей. Но их необходимо промывать через определенное время. Для этого нужно повернуть кран на фильтре и открыть на короткое время клапан. Данная операция может выполняться либо вручную, либо с использованием специальной автоматики (приставка). Данная автоматика имеет функции установки промежутка времени, через который нужно открывать клапан и самого исполнительного механизма, открывающего и закрывающего клапан.

На российском рынке была представлена одна компания, но ее решение было универсальным (не только для данных фильтров) и поэтому дорогим, из-за этого в данном сегменте рынка данная автоматика не пользовалась большим спросом.

Нами была разработана автоматика  только для данного сегмента рынка (для промывки самопромывных фильтров). В результате продукт получился в 3 раза дешевле и в 2 раза компактнее. Продукт активно продается заказчиком.

Рисунок №1. Приставка для самопромывного фильтра

Второй пример из области кондиционеров. Заказчиком является компания,  продающая и обслуживающая кондиционеры. Из анализа кондиционеров и окружающих объектов была выявлена проблема.

Конденсат от внешнего блока вредит фасадам, доставляет неудобство соседям по дому и проходящим под домом людям.

Была разработана приставка, накапливающая конденсат и распыляющая его на вентилятор, радиатор или в окружающее пространство. С внешнего блока кондиционера конденсат больше не капает. Продукт положительно был принят продавцами кондиционеров, т.к. продажа данного устройства не требует больших затрат на рекламу. Устройство продается наравне с зимним комплектом для внешнего блока при установке кондиционера.

Рисунок № 2. Приставка для кондиционера- распылителя

Таким образом, описанный выше инструментарий позволяет без больших затрат создавать инновационные продукты владельцам малых и средних бизнесов. Приставка, конечно же, не единственный источник инноваций. В нашей практике мы часто используем также понятие насадки, используем такие ориентиры как многоразовость и одноразовость и т.д.

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Приставка – как источник инноваций для малого и среднего бизнеса"