Поиск ресурсных зон для снижения издержек торгово-сервисной компании

Поиск ресурсных зон для снижения издержек торгово-сервисной компании.

Володин П.В.

Российская торгово-сервисная компания занимается поставками грузоподъемной и дорожно-строительной техники от европейских производителей, а также гарантийным и постгаранийным обслуживанием. Среди направлений деятельности компаний поставка запасных частей выделена как отдельное направление.

 

Проблема, озвученная руководством компании. Проблема как ее видят.

Последние несколько лет существует тенденция - идет активная экспансия на российский рынок производителей грузоподъемной и дорожно-строительной техники из Китая. Стоимость предлагаемой китайскими производителями техники существенно ниже, чем техники европейского производства. Это вызывает снижение объемов продаж техники, произведенной в Европе. Для сохранения объема продаж в высококонкурентной среде приходится идти на снижение цен на продукцию, что, в свою очередь, снижает прибыль.

 

Проблема, как он есть. Реальная проблема.

Всегда ли партнер озвучивает реальную проблему или он говорит о проблеме через призму своего восприятия этой проблемы? Насколько сильно влияние психологической инерции на видение проблем?

Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено исследование бизнеса партнера. В итоге была получена следующая формулировка проблемы:

Необходимо найти рычаги воздействия на покупателя, обеспечивающие возможность объективного торга: цена может быть снижена в силу объективных причин, а не только потому, что так хочет покупатель. Один из вариантов ИКР – вообще не снижать цену, как бы этого не просил покупатель.

 

Поиск решения.

Для первичного анализа задачи было решение применить Системный оператор. Однако при его разработке возникла необходимость в дополнительной дифференциации надсистемы. Это позволило существенно упростить понимание направления поиска решения.

Система во времени трансформировалась под давлением надсистемных факторов – активной экспансии китайских производителей.

Подсистема претерпевала существенные изменения: рост числа сотрудников, перераспределение обязанностей между сотрудниками, рост числа поставщиков ит.д.

Надсистема1 – Клиенты. Число клиентов имеет отчетливый растущий тренд во временном интервале прошлое-настоящее. Сохранение растущего тренда и динамики его роста возможно (один из факторов) за счет введения в продуктовый портфель продукции китайских производителей.

Надсистема 2 – производители из Китая. Активно развиваются на российском рынке. Один из наиболее сильных аргументов – стоимость оборудования.

Надсистема 3 – производители из Европы. В прошлом занимали сильные позиции на российском рынке, являясь альтернативой отечественным производителям, которых превосходили по качеству продукции и предоставляемому сервису.

Поскольку надсистемы, в рамках данной задачи, не имеют общих точек взаимодействия, кроме точек в системе, была сформулирована задача: «Каким образом работающая система осуществляет влияние на надсистемы и их работу?

Для решения этой задачи был сделан анализ товаропотока.

Уязвимостью по схеме можно считать ветку от Системы к Надсистеме1. При разрушении этой ветки существование Системы в целом будет невозможно – отсутствие клиентов у торговой компании неизбежно приведет к ее краху. Второй фактор, который учитывался при решении задачи – число критериев, важных для существования конкретной ветви связи. Основными критериями для существования ветвей от Надсистемы 2 и Надсистемы 3 является финансовая устойчивость и платежеспособность Системы (компания способна оплачивать закупаемое оборудование), а также работоспособности Надсистемы 2 и Надсистемы 3 (заводы должны производить технику и обеспечивать логистику).

По первоначальной задаче конфликт возникает на связи Система – Надсистема1, клиенты указывают компании на цены китайских производителей и требуют скидку на продукты из Европы. Таким образом Оперативную Зону можно определить как ветку между Системой и Надсистемой1. Задача для нее трансформируется:

НОВАЯ ЗАДАЧА: Необходимо найти рычаги воздействия на покупателя, обеспечивающие возможность объективного торга: цена может быть снижена в силу объективных причин, а не только потому, что так хочет покупатель. Один из вариантов ИКР – вообще не снижать цену, как бы этого не просил покупатель. При этом покупатель, при любом варианте решения, остается доволен и не высказывает претензий по цене и качеству.

Для решения задачи необходимо решить две подзадачи и ответить на два ключевых вопроса:

- Что привлекает в компанию новых клиентов? Подзадача – обеспечить постоянный рост клиентской базы.

- Почему клиенты работают с компанией? Подзадача – поиск наиболее важных критериев, которые для клиента значимы и могут повлиять на решение клиентского противоречия РАБОТАТЬ – НЕ РАБОТАТЬ.

Для получения ответов на эти вопросы компанию (Систему) необходимо подробно описать через описание ее подразделений (Подсистем) через выполняемые ими процедуры. Для этого была применена Диаграмма Исикавы-Сибирякова (усеченный вариант приведен на рисунке ниже).

Была проведена серия интервью с рядом клиентов компании. Им были заданы вопросы «Что привлекло вас в этой компании?» и «Почему вы работаете с этой компанией?». Анализ их ответов клиентов показал, что наиболее важными критериями для клиентов являются следующие:

- Широкий номенклатурный перечень поставляемой продукции;

- Постоянное наличие ряда запасных частей для европейской техники на складе. У конкурентов, в том числе китайских, аналогичные запасные части поставляются под заказ со сроком поставки 4-8 недель;

- Нахождение склада компании за пределами МКАД. Нет необходимости тратить время на дорогу по Москве, а также получать пропуск внутрь 3-го транспортного кольца;

- Электронные каталоги с подробными иллюстрациями.

Анализ критериев 2 и 3 позволил предложить ряд мер по защите позиций компании на этапе торга. А именно:

  1. Если запчасти есть на складе, то есть возможность быстро обеспечить ремонт техники. Простой техники на объекте в течение 4-8 недель приведет к потерям, существенно большим, чем скидка, о которой просит клиент. Соответственно, выделив группы товаров, запас которых компания постоянно поддерживает на складе, а у конкурентов их нет, можно сказать, что на эти группы скидка не распространяется.
  2. Географическое расположение склада компании позволяет клиентам экономить на логистике. Соответственно, можно ограничить сумму скидок на многие заказы, аргументируя ограничение возможностью экономии на логистике и оформлении специальных пропусков.

Расчетный эффект от внедрения должен составить от 2 до 5% от оборота компании.

 

С уважением, Володин Павел Владимирович

ООО «Биллион»

www.10v9.ru

pavelv@10v9.ru          

+7-903-7314185

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Поиск ресурсных зон для снижения издержек торгово-сервисной компании"