Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

На самом краю деревни в избушке около тёмного леса жила-была Красна Девица - печь мастерица. Со всей округи приходили к Девице по вечерам гости угоститься и... в ладушки поиграть.
Вот приходит как-то к девице Дедушка - весь скрипит, песок из него сыпется и говорит:
- Испеки ка ты мне Красна-Девица, Колобок. А пока он остывать будет мы с тобой ... в ладушки поиграем, чтобы аппетит нагулять.
Поскребла девица по сусекам, замесила тесто, разогрела печь, испекла Колобок и посыпала его сахарной пудрой. Затем открыла окошко и положила Колобок на подоконник остывать, а сама к деду... в ладушки играть.
Скучно Колобку лежать одному, да и съеденным быть не хочется... Спрыгнул он с подоконника и в тёмный лес покатился. Катится по траве и напевает:

Дедушка с Девицей в ладушки играют,
А когда закончат меня уж не поймают...

Вдруг навстречу ему Торчок - в зубах косячок.
- Привет, Колобки! - Говорит: - Как вас много и какие вы все румяные да аппетитные. Съем ка я одного - от вас не убудет.
Но Колобок даже петь не перестал - прокатился у Торчка между ног и дальше покатился. Катится себе и напевает:

Дедушка с Девицей в ладушки играют,
А когда закончат меня уж не поймают!
Съесть меня хотел Торчок -
Пусть свой курит косячок...

Идёт навстречу ему Бухарик - в руке стопарик. Идёт-старается - о деревья опирается.
-Стой! - Кричит: - Колобок. Подожди!. Я сейчас стопарик выпью и тобой занюхаю...
Опёрся Бухарик о дерево, а Колобок у Бухарика между ног прокатился и дальше покатился. Катится по траве и напевает:

Дедушка с девицей в ладушки играют,
А когда закончат меня уж не поймают!
Съесть меня хотел Торчок -
Пусть свой курит косячок!
И пускай Бухарик,
Выпьет свой стопарик...

Навстречу ему идёт Негодник - дамский угодник. Идёт и брови свои по очереди языком облизывает. Увидел колобка и говорит:
- Колобок-Колобок, как ты вкусно пахнешь и сахарной пудрой весь посыпан - дай ка я тебя лизну? - И снова свои брови по очереди облизал.
Но пока Негодник брови облизывал, Колобок у Негодника между ног прокатился и дальше покатился. Катится по траве и напевает:

Дедушка с Девицей в ладушки играют,
А когда закончат меня уж не поймают!
Съесть меня хотел Торчок -
Пусть свой курит косячок!
И пускай Бухарик,
Выпьет свой стопарик!
Облизать хотел Негодник -
Только он не мой угодник...

Выкатился Колобок на опушку, а навстречу ему Бабуля - где ты мой Дедуля. Бабуля-Сластёна с корзиночкой плетёной. Жена того самого Дедушки, который к Девице в гости пришёл Колобка отведать ну и... в ладушки поиграть. А в корзинке той у Бабули - тёртый шоколлад в платочке и корица в мешочке.
-Это что ты, Колобок, такое и так красиво пел? - Спрашивает: - Туга я на ухо - не расслышала.
Колобок надулся от похвалы, остановился и возьми да погромче спой:

Дедушка с Девицей в ладушки играют,
А когда закончат меня уж не поймают!
Съесть меня хотел Торчок -
Пусть свой курит косячок!
И пускай Бухарик,
Выпьет свой стопарик!
Облизать хотел Негодник
Только он не мой угодник...

- Нет, не расслышала - Говорит Бабуля, а сама уже совсем близёхонько к Колобку подобралась - тёртый шоколад и корица наготове ....
Подкатился Колобок к ней ещё ближе и начал петь свою песенку в третий раз:

Дедушка с Девицей в ладушки играют,
А когда закончат меня уж не поймают
...

Тут Бабуля его и схватила, тёртым шоколадом и корицей посыпала и стала жадно откусывать от Колобка большие куски, своими вставными челюстями. Дедушку не нашла - так хоть Колбком полакомилась...
Но Колобок пока по лесу катился - полностью остыть не успел. А Бабуля так быстро Колобка съела, что случился у неё заворот кишок.
Тут бы и сказке конец, но на этом всё не закончилось.
Дедушка после неожиданной смерти Бабули на Красной Девице женился. Но недолго она его свежими колобками в сахарной пудре кормила и... в ладушки с Дедушкой играла. Едва успел прописать он Девицу в своей избушке, как стала та его Вдовой...

 

Комментарии

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Предыстория сказки:

Жили были старик со старухой. Жили долго и счастливо, и, в общем-то, хорошо пожили. Любили они сладости поесть и ... в ладушки поиграть. Но потрепала их жизнь - не могла уже старуха со стариком ... в ладушки играть, да и вкусных сладостей давно они не едали. Дом их весь перекосился-прохудился, печка засорилась, и даже сладостей им не на что было купить. И задумали они себе под занавес жизни праздник устроить. Денег у них хватило только на тёртый шоколад и корицу, поэтому взял старик свидетельство о праве собственности на избушку, и пошли они вдвоём к девице на краю деревни. Старик пошёл в избу ... поиграть в ладушки, а старуха стала ждать неподалёку колобка...

 

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Дамы и господа,

Поскольку сказки/притчи публикуются на Методологе - без хотя бы пунктирной методологии ну просто никуда...

Как писать сказки и/или притчи

Притча или сказка - это всегда аллегория. Да и как может быть иначе - за каждым образом говорящего животного или вещи стоит человек с определённым характером.
Проанализируем сказку или притчу на разных уровнях MUST: результат, метод, технология, средство, параметры. Конечно, придётся слегка изменить названия этих уровней.
Так вместо результата будет тема, например, тема несправедливости, предательства или мести.
Вместо метода - "сообщение" или мораль, раскрывающие тему. При этом с одной стороны вместо одного сообщения может быть несколько, а сдругой стороны одна и та же тема  может быть раскрыта разными сообщениями или наборами сообщений.
Вместо технологии - образы, эмоции и связанные с этими образами и эмоциями наборы эффектов отражающих культуру (психологических, социальных, этических, экомомических, политических и т.д.) Сообщение или мораль могут опираться на различные наборы образов и эмоций.
Вместо средства - сюжет, объединяющий весь этот набор образов и эмоций в единое целое. Могут быть различные сюжеты, объединяющие одни и те же наборы образов и эмоций.
И, наконец, вместо вместо параметров (или конкретное реализации) имеем законченный текст сказки или притчи.
С какого же уровня начинается написание сказки или притчи?
Как когда. Иногда всё начинается с реальной истории (конкретная реализация), раскрывающей тему несправедливости, сообщением о том, что иногда нельзя верить даже товарищам, если те имеют свои интересы,  с образами и этих самых товарищей, не вызывающих положительных эмоций, сюжетом "подставы", написанном в виде сухих протоколов с последующей перепиской.
В этом случае в соответствии с MUST мы поднимаемся "вверх" до уровня "технология" и заменяем реальные образы, аллегорическими, которые будут фигурировать в притче или сказке. Тут, конечно, желательна точность, но не так обязательна - гораздо важнее соблюсти художественные законы восприятия сказки или притчи человеком, например, некоторую недосказанность и возможность для фантазии.
Далее достраиваем нижние уровни, изменяя или переписывая сюжет и "одевая" его в текст - и сказка или притча "готова" (гладко было на бумаге...:))
Иногда всё может начаться с внесения изменений и на более высоких уровнях, таких как сообщение или тема.
Приёмы изменений - это отдельная тема.
До сих пор у меня есть сомнение в уровнях. Возможно, названия уровней следующие: сообщение или мораль, раскрывающие тему, сюжет, уточняющий сообщение, образы, поддерживающие сюжет, сценарий, объединяющий образы в единое целое и, наконец, законченное произведение.
Я даже склоняюсь, что последнее правильнее.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

...представляется логичным следующий эволюционный шаг :
опубликование " пунктирной методологии "(с) для "всеобщей теории всего"(с).

Благо информационный фонд этих теорий вполне себе обширный, не только М.Веллер этим балуется

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

...представляется логичным следующий эволюционный шаг :
опубликование " пунктирной методологии "(с) для "всеобщей теории всего"(с).

Благо информационный фонд этих теорий вполне себе обширный, не только М.Веллер этим балуется

Это был бы скорее не следующий эволюционный шаг, а один из последних.
Передавайте привет Веллеру:)

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Как раз наоборот :)

С "всеобщих теорий всего" обычно начинают, а заканчивают чем-то несколько более конкретным - например, общей теорией взаимодействия электрического поля с магнитным. А потом и там находят всякие ограничения и условия, при которых теория перестает работать... А в серединке - всякие там законы Ома-Кирхгоффа-Юнга и иже с ними...

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Методика получилась в целом пунктирно понятная. Но понятная - не значит интересная. Здесь я исключительно про методику - сами сказки получились хоть куда. Интересные и яркие герои, динамичный сюжет, интрига, хороший слог, все это присутствует. Но  далее только о методике.

Вот что огорчает - не заявлены критерии оценки эффективности найденных решений. Типовая ведь конструкция противоречия выглядывает из текстов, веками уминаемая:  чем более абстрактно выражаешься, тем спокойнее спишь, но слабее ударяешь. И, соответственно, чем точнее и более адресно указываешь на недостаток, тем сильнее ударяешь, но при этом также рискуешь "попасть на обратку".

Противоречие это впервые попробовал решить Эзоп, на его устранении он, собственно, басни и придумал - про героев говоришь туманно, заменяешь их на нечто иное, а про порок - явно и детально.  Технология хорошо работает при некоторых условиях - например истинные герои и события должны быть хорошо знакомы читателю.  Вот тогда ценно, потому что читателю виден героизм баснописца, смело вскрывающего и бичующего.  Это может быть полезно еще и в ситуации, когда порок сам по себе нов и необычен, или настолько привычен, что не виден, а автор вычленяет его типовые черты, демонстрируя в явном и сконцентрированном виде (вспоминается Эзоповское "еще не зрел он…"). Но Эзоп действовал в ограниченном ресурсном поле, да и какого особого героизма в обличении пороков можно требовать с раба, существа подневольного и со всех сторон зависимого?

Для человека, считающего себя свободным, ресурсный потенциал вроде бы должен увеличиться, то есть и решать задачи можно более сложные. Впрочем, среди параметров ценности можно привести еще и такие, как например краткость. Опять таки, еще Василий Андреевич Жуковский указывал, что в баснях краткость во многом обеспечивается тем, что не приходится описывать характеры героев, они определяются выбором типов животных, становящихся своеобразными брендами - лев смелый и гордый, заяц трусливый, лиса хитрая и пр.

Нам надо иное – попытаться увидеть новую методическую задачу.

Например такую - если читатель ничего не знает о событии, о котором автор хочет (но и не хочет) рассказать и герои читателю не очень известны, а порок, увы, довольно распространен, то в структуре обычной басни получается холостой выстрел. Кто-то (волк) съел кого-то (кролика). Не ел, не ел, все думали, что дружил, а он съел. И что? Ахнет ли читатель? О том ли подумает, о чем хотел автор? Поймет ли про событие? Нет, нет  и нет.

А ведь должен подумать о том, о чем надо. Не зря же Поль Валери называл художественное произведение (конкретно, правда, речь вел о стихах), машиной для создания настроения.

Вот и задачка нарисовалась.  

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Дело не в противоречии: сильнее ударить <-> спокойно спать. Думаю и Эзоп не это противоречие пытался разрешить. Ну написал бы он прямым текстом - запомнили бы его басни на тысячелетия?
Думаю, что аллегории обеспечивают скорее возможность разных прочтений одного и того же текста в зависимости от принадлежности читающего к той или культуре и его личного опыта. Причём за многими прочтениями стоит та или иная философия.  Меняется культура (например, средние века или наше время) и личный (с возрастом, например) опыт - меняется и прочтение. А критика конкретных людей и их поступков - это задача второстепенная. Иногда эта второстепенная задача может стать главной для пишущего (рисующего, играющего), но если её решение не приводит также и к решению главной задачи (возможность разных прочтений одного и того же текста в зависимости от принадлежности читающего к той или культуре и его личного опыта) - не стоило её и решать. Разве только, чтобы автор живым остался - конечно, важно для автора, но и только.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Теперь о "пунктире". То, что понятно - уже хорошо. А далее "дявол кроется в деталях". Сомневаюсь, что нечто подобное (и понятное) такому же "пунктиру" для техники позволит создавать новые машины и процессы и/или решать задачи. Судите сами:
Техническая система предназначена получить тот или иной результат (для удовлетворения той или иной потребности) с помощью того или иного метода, который базируется на той или иной технологии (совокупности связанных друг с другом эффектов и явлений), реализуемой теми или иными средствами, обладающими тем или иным набором параметров (конкретная реализация) Создание новой технической системы, развитие существующей и/или решение задач, возникающих  в технических системах всегда связано с изменением на одном из упмянутых выше пяти уровней обобщения/детализации удовлетворения той или иной потребности: результат, метод, технология, средство, параметры. После внесения изменения на том или ином уровне - должны быть достроены все нижние уровни. Например, изменил технологию - необходимо средство её реализующее (техническое решение) и конкретная реализация (параметрическое решение)
Или этот "пунктир" более инструментален? Если ответ "Да" - то это только потому, что мы больше инженеры и специалисты по решению технических задач, чем поэты, писатели, художники, музыканты и т.д.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Григорий, я согласен с Вашим тезисом про множество разных прочтений. Где их нет - там, по определению, нет и искусства. Иначе оно было бы... либо наукой, либо религией. Но... противоречия в этом различии я не нахожу. Ну, разные - ну и разные.

А в чем именно состоят несочетаемые или противоположные требования к одному и тому же? Почему их нельзя (традиционными способами) сочетать друг с другом?

Различие - еще не повод для несочетаемости. "Ведь мы такие разные, но все-таки мы - вместе" - гласит известная реклама. А что именно в самом деле трудно сочетать друг с другом в реальной жизни, а в сказке - легко? И - зачем (и, главное, КОМУ) это надо, их сочетать?..

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Теперь о критериях...
Критериев эффективности (как выбора направления, так и оценки решения) действительно не дано - MUST не ставит такой задачи. Оценить можно лишь относительный (даже не абсолютный) уровень изменений по сравнению с "прототипом", как то именение на уровне сообщения, изменение на уровне сюжета, изменение на уровне образов, изменение на уровне сценария и, наконец, изменение на уровне конкретного произведения.
Кстати, это уже не так мало.
Вопрос же о том, какие изменения и на каком уровне надо вносить, а какие нет - остаётся (пока?) открытым. Правда я думаю, что принципиальной разницы между критериями для оценки, например, художественного и технического решений быть не должно.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Григорий, я согласен с Вашим тезисом про множество разных прочтений. Где их нет - там, по определению, нет и искусства. Иначе оно было бы... либо наукой, либо религией. Но... противоречия в этом различии я не нахожу. Ну, разные - ну и разные.

Александр, возможность разных прочтений - это не противоречие, а его разрешение. Осталось только его (противоречие) сформулировать.
Итак, какое противоречие (и одно ли) разрешается возможностью разных прочтений, которое обеспечивают аллегоричность/метафоричность сказки/басни/притчи?

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Итак, какое противоречие (и одно ли) разрешается возможностью разных прочтений, которое обеспечивают аллегоричность/метафоричность сказки/басни/притчи?

Григорий, естественно, можно "привязать" здесь множество самых разных противоречий. Только будет ли это "привязывание" правильным? 

Меня с самого начала несколько смущает подход, декларирующий всеохватность ТРИЗ как универсального средства улучшения всего подряд во всех областях человеческой деятельности. И в первую очередь вызывает у меня вопросы именно приложимость ТРИЗ к произведениям искусства. Ну, нету у басни утилитарной рыночной стоимости, равно как и у сказок Пушкина. Потому басни (сонеты, романы, пьесы, притчи...) и не стареют, и не боятся никакой конкуренции со стороны чего-то более нового и "более совершенного". А где нет конкуренции - откуда же там ТРИЗ?..

Мне кажется, что этот подход в данном случае просто неверный в принципе, с самого начала. Соответственно, "garbage in - garbage out", вне зависимости от правильности рассуждений "внутри". Могу ошибаться - но пока что не вижу возможности применить тризовскую концепцию разрешения противоречий к данному случаю.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вы снова пытаетесь "присобачить" конкуренцию.:) Она (конкуренция) и на решение технических задач имеет ограниченное влияние.
В искусстве решение - это тот же переход из состояния А (задача) в состояние Б(решение). И состояние А(задача) с точки зрения будущего автора также характеризуется той или иной функцией, которую надо выполнить или нежелательным эффектом. И при попытке выполнения этой функции или устранения нежелательного эффекта известными автору выразительными средствами возникают другие нежелательные эффекты.
И точно так же, как и в технике в искусстве есть образцы для потребления (серийная продукция) и образцы развивающие искусство (опытная продукция на различных уровнях изменения)

"МОЦАРТ
 Сейчас. Я шёл к тебе,
нёс кое-что тебе я показать;
но, проходя перед трактиром, вдруг
 услышал скрипку... Нет, мой друг Сальери!
Смешнее отроду ты ничего
 не слыхивал... Слепой скрипач в трактире
 разыгрывал voi che sapete. Чудо!
Не вытерпел, привел я скрипача,
чтоб угостить тебя его искусством.
Войди!
 (Входит слепой старик со скрипкой.)
Из Моцарта нам что-нибудь!
 (Старик играет арию из Дон Жуана; Моцарт хохочет.)"
...

"САЛЬЕРИ
Ты с этим шел ко мне
 И мог остановиться у трактира
 И слушать скрипача слепого? — Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя."

Либретто оперы "МОЦАРТ И САЛЬЕРИ" Н. А. Римского-Корсакова 
http://home.tiscali.cz/ist987/libreta/mozart.html

А если  в искусстве есть "серийная продукция" - есть и конкуренция.
С другой стороны, в отличие от технических систем, эту "серийную продукцию" не принято считать искусством. И развитие идёт медленнее, чем в технике.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Григорий, я ровно про то же самое, что и Вы: 

А если  в искусстве есть "серийная продукция" - есть и конкуренция.
С другой стороны, в отличие от технических систем, эту "серийную продукцию" не принято считать искусством.

То есть - то, что считают именно искусством, а не ширпотребом от искусства, предназначено совершенно не для того, чтобы с чем-то конкурировать. В отличие от ЛЮБОЙ техники, в том числе и "развивающей", типа ракетомобилей для езды по соляным озерам: без новых рекордов скорости или улучшения еще каких-то вполне измеримых параметров они мало кому нужны. А раз рекорды - значит, конкуренция. И всякие луноходы-марсоходы - это тоже конкуренция, и еще какая...

Есть, конечно, как бы "техника", которая производится главным образом для не-утилитарного потребления, типа часов или смартфона с бриллиантами. Но, так же, как ширпотреб в искусстве - это не совсем искусство, подобная техника - это не совсем техника, а, скорее, та самая "серийная продукция" в искусстве.

Дело здесь не в том, что развитие искусства идет "медленнее", чем развитие техники. Кстати, еще вопрос: медленнее или нет? Современные виды и формы искусства - даже традиционного, типа драматического театра, - развиваются, в общем, не медленнее, чем, скажем, лифты, системы канализации или космические корабли.

Дело в том, что искусство развивается в принципе несколько по-другому, нежели техника. И в этом "по-другому", как ни крути, не обойтись без конкуренции, которая в технике диктует главный вектор развития (то самое "повышение идеальности"), а в искусстве - том самом, которое "принято считать" таковым, - она не определяет ровно ничего.

А можно ли применять ТРИЗ там, где не очень понятно, что есть "стремление к идеальности"? Мне это чем-то напоминает сложение яблок с километрами - номинально сложить числа, естественно, никто не запрещает, только смысла в этом не много.

 

P.S. Я бы это различие вкратце сформулировал так: техника развивается для потребителей сегодняшнего времени, а искусство - для "потребителей" всех времен. Можно ли научиться создавать вечные ценности с помощью типовых приемов (методов, алгоритмов...) решения задач? В моем представлении, ответ вполне очевиден. И, соответственно, я полагаю, что в искусстве роль любых систематических методов - тем, которым можно научиться, скажем, в консерватории, - всегда будет подчиненной, вторичной, не определяющей. Эти методы могут помочь сделать хорошего качества ширпотреб, но написать Джоконду они не помогут. А развитие искусства - в отличие от развития техники - это именно Джоконда, а не ширпотреб.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Александр, Вы не совсем (вернее, совсем не) про то же самое. По поводу того, что идеальность и конкурентоспособность вещи разные я уже устал писать:)

"Набор характеристик искусственной системы, определяющих её (системы) конкурентоспособность не идентичен набору характеристик, определяющих её (системы) идеальность - в реальном мире эти наборы лишь частично совпадают. Идеальность (в общепринятом понимании - давайте о нём говорить, а не других пониманиях) зависит от функционирования искусственной системы. Конкурентоспособность зависит также от функционирования конкуприрующих искусственных систем и окружения..."

Изобретения высших уровней в технике и в искусстве, по-моему, ведут себя одинаково с точки зрения конкуренции. Джоконда уже несколько сот лет не оказывает никакого влияния на развитие искусства так же, как паровая машина Уатта на развитие техники - и тому и другому место в муеях.
То, что считается "ширпотребом" от искусства подобно столовым приборам, столярным инструментам, электроприборам, фотоаппаратам, автомобилям и самолётам в технике. И то и другое полностью или частично репродуцируется с небольшими изменениями. Например, новые фильмы или театральные постановки - ну чем не новые модели автомобилей. Что там они развивают? Вернее, где-то что-то развивают конечно, но...
С другой стороны первые опытные образцы с супер-новизной и в технике и в искусстве потреблять скорее невозможно.

Для того, чтобы определиться, что есть идеальность в искусстве надо сначала разобраться с функциями и ресурсами, но не только. Есть ещё кое что...
Объект воздействия искусства - человек. Но человек в качестве последнего звена для физического восприятия - это одно (восприятие или иллюзия движения, восприятие или иллюзия цвета и линии, восприятие или иллюзия объёма и т.д.), а человек, как последнее звено образного восприятия - это другое. Есть и третье, но не будем лезть в дебри - и так понятно, что наборы функций и ресурсов будут для таких разных "качеств" иметь разный характер. Т.е. для объектов искусства мы имеем несколько "формул идеальности".

P.S. Я бы для удобства разработки новых инструментов решения и экспанции старых в другие области (но только для этого!) немного поменял принятое деление (техника, искусство, экономика и т.д.) на такие, как вещественно-энергетическая сфера, эмоционально-образная сфера, информационно-текстовая сфера, денежно-товарная сфера и т.д.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Я бы для удобства разработки новых инструментов решения и экспанции старых в другие области (но только для этого!) немного поменял принятое деление (техника, искусство, экономика и т.д.) на такие, как вещественно-энергетическая сфера, эмоционально-образная сфера, информационно-текстовая сфера, денежно-товарная сфера и т.д.

Григорий, я вполне согласен, что можно и так тоже. Правда, мне это кажется не более чем "переклеиванием вывесок", но, в общем, почему бы и нет? Важно понять, что становится от этого лучше, проще, логичнее, объективнее и т.д.

Что касается влияния Джоконды на развитие искусства - мне кажется, что здесь Вы серьезно заблуждаетесь. В частности, насколько я помню, Леонардо был едва ли не первым художником, который использовал профессиональное знание анатомии в своих картинах. Сегодня это вполне общее знание для портретиста... То есть - влияние на дальнейшее развитие живописи (причем, объективное влияние, независимое от каких-либо экспертных оценок) Джоконда все же оказала. Как и паровая машина Уатта - на развитие техники, и науки заодно.

Но при этом важно, что, попав в музеи, эти две вещи повели себя малость по-разному. Джоконда в современном музее выполняет ровно ту же самую функцию, ради которой она первоначально создавалась: она по-режнему эмоционально воздействует на зрителя. А паровая машина в музее... тоже эмоционально воздействует на зрителя - но только она создавалась совсем не ради этого, и дальнейшее развитие техники - в отличие от искусства - преследовало малость иные цели... Другими словами, в сегодняшнем музее Джоконда по-прежнему "работает" так, как это предполагалось ее создателем, и, в общем-то, с аналогичным успехом, а паровая машина Уатта - нет...

Чуть уточню разницу. Паровая машина в исполнении Уатта сегодня выполняет ровно то же самое преобразование энергии, что и 250 лет назад. И Джоконда сегодня воздействует на зрителя точно так же, как и 500 лет назад. Но при этом паровая машина Уатта - равно как и любое техническое средство прошлых эпох - проигрывает конкуренцию любой из современных машин в выполнении ее исходной функции, а Джоконда - не проигрывает. После Джоконды художники (как и инженеры после Уатта) научились многому - но не научились "лучше" Леонардо эмоционально воздействовать на зрителя своими картинами. По-другому - ДА. Лучше - НЕТ. А последователи Уатта научились делать паровые машины ЛУЧШЕ. И эта разница мне представляется весьма принципиальной.

Я все же полагаю, что ЛЮБЫЕ инструменты ТРИЗ могут быть эффективны ТОЛЬКО при решении зндач, направленных на ОБЪЕКТИВНО фиксируемое УЛУЧШЕНИЕ неких характеристик продукта по сравнению с его предшествующими аналогами. Там, где такая задача по тем или иным причинам не ставится, для ТРИЗ места нет. А в искусстве подобные задачи ставятся, скажем так, не всегда. Соответственно, я полагаю, что тризовский инструментарий в искусстве будет непременно давать сбои, причем именно там, где речь будет идти о самом главном в искусстве - о том, чтобы выразить собственное мироощущение автора произведения, которое не меряется категориями "лучше" или "хуже", и которое ни с чем - опять же - не конкурирует.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Вот тут мы с Вами и расходимся. Я не считаю, что Джоконда в настоящее время развивает искусство. И её эмоциональное воздействие на человека скорее определяется уже не самой картиной (какими-то её новыми для того или иного человека худужественными качествами), а тем, что её написал Сам Леонардо. Это несколько иное эмоциональное воздействие. Т.е. в настоящее время в эмоциональном смысле Джоконда работает, как тот же "ширпотреб от искусства".
По поводу "перевешивания вывесок" - я это делаю только для себя. Мне так удобнее, а когда (и если) я что-нибудь разработаю - верну вывески на место.:)

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Я тоже не уверен, что сегодня Джоконда развивает искусство (хотя, может быть, и развивает...). Но - факт остается фактом - Джоконда по-прежнему выставляется, спектакли Шекспира ставятся, музыка Баха играется, и всё это вызывает весьма заметный интерес и отклик у современных зрителей и слушателей. Сегодняшняя органная музыка несколько отличается от музыки Баха - но никто из экспертов не скажет, что она "лучше", чем у Баха. Развитие есть - а улучшения нет! 

А вот технические средства авторства того же Леонардо, равно как и изобретения Эдисона, и прочие технические достижения прошлых эпох, если и называются сегодня "лучшими", то только с оговорой: "лучшие для своего времени". Любой, даже самый захудалый, сегодняшний плеер несопоставимо лучше эдисоновского фонографа по всем без исключения техническим характеристикам. Развитие техники - это ВСЕГДА ее улучшение. 

Инструментарий ТРИЗ - это, крути ни крути, инструментарий прежде всего для развития техники. И улучшение там, пускай иногда и в неявном виде (но чаще все-таки в явном!), подразумевается везде, в любой задаче. Можно ли тот же самый подход применять к ситуациям, когда улучшение не является целью? Можно ли распространить его на случай, когда самовыражение художника (поэта, композитора...) не менее важно, чем удовлетворение некоей потребности зрителя (слушателя)?

Экстраполяция эмпирического знания (а ТРИЗ - это пока что исключительно эмпирическое знание, согласитесь) за пределы той области, в которой оно получено, чаще всего приводит к серьезным ошибкам, которые трудно или даже невозможно предугадать заранее. Это - данность, хорошо известная в научном мире. Исключения случаются, но они единичны. По какой причине здесь будет одно из таких редчайших исключений? Я не вижу...

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Как по поводу скрипок Страдивари? Современные скрипки лучше выполняют свои функции? А старые оргАны? Или это не технические системы.
С другой стороны почитайте достаточно древних поэтов и писателей - в большинстве случаев и если не были произведены модернизации и модификации можно умереть со скуки или надо быть уж очень крутым любителем.
То же самое касается и многих музыкальных произведений - как раз тех самых, что в своё время двинули музыку вперёд. А слушателей больше у тех, кто работал скорее на "ширпотреб музыки", как Чайковский, например.
Потребляя как технику так и искусство мы потребляем не идеи, а готовые работающие системы - потому и любим "ширпотреб". Иногда в этом ширпотребе (и в технике и в искусстве) имеют место быть изобретения (не выше третьего уровня - иначе потреблять проблематично), как в симфониях Моцарта.
Вам, по-моему, мешает понять, что и противоречие и идеальность работают в искусстве так же, как в музыки Ваша изначальная настройка на то, что перенос опыта не должен работать.

P.S.К произведениям искусства имеет место быть этакое "отношение коллекционера", которое затуманивает картину того, что искусственные системы (каламбур:)) и эмоционально-образной области развиваются переходя из состояния А(задача) в состояние Б(решение) путём изменения на одном из уровней обобщения/детализации.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Григорий, скрипки Страдивари - это НЕ технические системы, ибо их нельзя сделать такими же по "прописям" (чертежам, инструкциям и т.д. - даже утерянным) без личного участия автора. Это - произведения искусства, хотя они и выполняют "техническую" функцию. Если бы скрипки Страдивари было известно как сделать (а именно это - в моем представлении, принципиальный момент для любой технической системы), то их бы давным-давно уже усовершенствовали, как и фонограф Эдисона, и радио Маркони, и прочие изобретения прошлых эпох. Но - увы - это не было известно, насколько я знаю, даже самому Страдивари - поэтому все его скрипки получались очень разными. Каждую из своих скрипок он скорее "чувствовал", как женщину, чем "производил", как ткань или краску.

По поводу Чайковского - скорее соглашусь с Вами, его музыка - вполне себе "ширпотреб", хотя и очень высокого качества. Меня лично Первый фортепианный концерт ОЧЕНЬ "шибает" - но, согласен, чего-то запредельно-изобретательского в нем нет. Но и Пушкин, в таком случае, тоже ширпотреб. В том смысле, что Пушкин, как и Чайковский, "работал" на массового потребителя и исходил из того, что ему будет понятно. Особых изобретений в поэзии Пушкин никаких вроде бы не сделал - ну не считать же супер-изобретением десятистрочную строфу, в конце концов. И Шекспир тоже вроде как не сильно инноваторствовал... Но мне интересно, что Вы в этом смысле скажете, например, про Гоголя или Оффенбаха? Они - изобретатели или "ширпотребщики", или и те, и другие сразу? 

По поводу идеальности - я полагаю, что в технике работают совокупные конкурентные преимущества новой техники перед старой, кои и двигают проресс. Можно назвать их "идеальностью" (ТРИЗ), можно "интегральным качеством" (квалиметрия), можно еще каким-то новомодным словом, но от этого "взвешенная сумма всех плюсов и всех минусов" не приобретает НИКАКОГО (в моем разумении) нового качества в сравнении с давным-давно известным отношением "цена - качество" (прошу прощения за тавтологию) как мерой - уж простите - конкурентоспособности. Всё, что сверх оной, - на мой взгляд, даже на изобретения первого уровня не тянет... максимум, перевешивание вывесок. Ну, вместо "сумма всех недостатков" или "сумма всех прямых и косвенных расходов" написали "сумма всех факторов расплат". Изменилось-то что?

Из состояния А в состояние Б - естественно, переходит всё, про что мы можем сказать "идет процесс". И про химическую реакцию между H2SO4 и NaOH тоже. И что из этого - можно применять ТРИЗ для расчета химического равновесия этой реакции, которую тоже, кстати, можно рассматривать как превращение в искусственной системе?

Естественно, аналогии между произведениями искусства и техническими системами есть, в том числе и в развитии. Они есть и между искусственными и естественными системами, и даже между естественными живыми и естественными неживыми. Я не против того, чтобы искать и применять эти аналогии. Я только против того, чтобы без должной проверки распространять положения, хорошо и давно апробированные в отношении систем вполне определенного вида, на прочие системы, пусть даже в чем-то и похожие. Пробовать - можно, конечно, а вдруг получится? А вот доказательной силой, на мой взгляд, положения ТРИЗ за пределами технических систем не обладают.

И - по-прежнему - я не вижу возможности как-то усовершенствовать с помощью ТРИЗ то самое, что относится к самовыражению человека в искусстве, а не к потреблению произведений искусства. А "изобретения высших уровней" в искусстве, в моем представлении, случаются главным образом там - в сфере самовыражения, а не потребления. 

 

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

Григорий, скрипки Страдивари - это НЕ технические системы, ибо их нельзя сделать такими же по "прописям" (чертежам, инструкциям и т.д. - даже утерянным) без личного участия автора. Это - произведения искусства, хотя они и выполняют "техническую" функцию

Это Вы, конечно загнули:) Т.е. техническую систему определяет то, что её можно воспроизвести без автора? Такое происходило с knowhow для многих "старых" технических систем - авторы умирали и уносили с собой в могилу все секреты. И многие секреты до сих пор утеряны. С Вашей точки зрения - это уже не технические системы, а произведения искусствам которые выполняют техническую функцию? Забавный поворот.

Из состояния А в состояние Б - естественно, переходит всё, про что мы можем сказать "идет процесс". И про химическую реакцию между H2SO4 и NaOH тоже. И что из этого - можно применять ТРИЗ для расчета химического равновесия этой реакции, которую тоже, кстати, можно рассматривать как превращение в искусственной системе?

Про переход из состояния А (задача) в состояние Б (решение) путём изменения на одном из уровней несколько рас прочитайте - может тогда не будете приводить такие аргументы:)

Пробовать - можно, конечно, а вдруг получится? А вот доказательной силой, на мой взгляд, положения ТРИЗ за пределами технических систем не обладают.

Кто-то что-то говорил о доказательной силе? По-моему, речь шла (и не в этой теме, а вообще) об использовании инструментов ТРИЗ за пределами техники. И доказывать вроде никому, кроме Вас не надо - работает, слава Богу:)

И - по-прежнему - я не вижу возможности как-то усовершенствовать с помощью ТРИЗ то самое, что относится к самовыражению человека в искусстве, а не к потреблению произведений искусства. А "изобретения высших уровней" в искусстве, в моем представлении, случаются главным образом там - в сфере самовыражения, а не потребления.

Самовыражение человека превращает произведение в искусство только тогда, когда оно (правильно!) переводит средство художественного выражения (картина или мызыкальное произведение) из состояния А (задача) в состояние Б (решение) и, затем (обязательно!) переводит конечный элемент (человека) из состояния А в состояние Б. То, что происходит внутри того, кто самовыражается срабатывает только в этом случае. Таким образом источник изобретений высших уровней в искусстве Вы ищете (первое звено цепочки - создатель "произведения") не там. Зависит уровень изобретения от того (как и в технике, кстати), "кто эти люди", на которых удалось воздействовать. В случае Гайдна, например, это были другие композиторы, которые начали тоже писать симфонии (новая система) и совершенствовать их, совсем, как с первыми самолётами, кстати.

P.S. Прошу обратить внимание на аналогию между ремейками, фильмов "по" или даже "по мотивам", постановками, оранжировками и т.д. и техническими системами - теми же модификациями автомобилей одной марки и модели.
Возникает ощущение, что техника - это что-то вроде мушки дрозофилы для литературы и искусства, как софт - для технических систем.
Думаю также, что нужно (Вам:)) разобраться, что есть нежелательный эффект в литературе и искусстве. Это что-то вроде (но не только) недостаточного или "вредного" воздействия на публику (зрителя/читателя/слушателя)
Например, несоответствие образа персональному опыту и правде жизни, как если бы скульптор изобразил несчастную мать над телом погибшего ребёнка (известный способ) в случае когда в действительности мать с знает что ребёнок погиб, но тела нет и быть не может. Или чтобы показать, что кардинал плохой (или дама плохая) - надо изменить его  (её) образ до полного несоответствия действительности (известный способ), но тогда получится не портрет, а скорее карикатура. Дело даже не в возможном наказании автора.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Григорий, Вы затронули очень интересные, на мой взгляд, вопросы.

По поводу утерянных секретов - я специально оговорился: техника - это (помимо того, что она произведена искусственно для удовлетворения некоей потребности человека, хотя и не всякой - картина тоже удовлетворяет потребность - но это отдельный вопрос) то, что можно воспроизвести без личного участия автора, по его "прописям", описаниям, чертежам, и т.д. Если кто-то еще смог по этим рассказам, чертежам, схемам и т.д. сделать нечто аналогичное и столь же функциональное - значит, это технический объект, даже если потом чертежи, описания и прочие ноу-хау были потеряны. Если никто никогда не смог - значит, не технический, или о всяком случае не вполне технический. При этом сам технический объект может быть и вполне себе уникальным - как пароход "Great Eastern", который был выпущен в единственном экземпляре, но, в случае надобности, по его чертежам можно сделать еще один такой же.

Скрипки - вообще скрипки - человечество воспроизвести умеет, это технические объекты. Скрипки Страдивари - увы, нет, и не умело никогда. Это - произведения искусства. Тот, кто научится - и научит других - делать такие же, переведет их в разряд объектов техники. Аналогично и платье от-кутюр - искусство, хотя сами по себе платья - это вполне себе технические объекты. Разница - в том самом самовыражении автора, без которого - в отличие от любых объектов техники - невозможно воспроизвести то же самое и в том же качестве.

Аналогии между техникой и искусством безусловно есть. И между техническими и научными задачами тоже есть. И даже между техническими и психическими функциями есть очень глубокие аналогии, включающие и развитие соответствующих объектов в том числе. Наверое, Ваш MUST обладает несколько большей общностью, нежели ТРИЗ, и может применяться за теми пределами, в которых работает ТРИЗ. Вопрос я вижу в ином "разрезе".

С помощью и ТРИЗ, и MUST как систематических подходов к решению задач можно решать только те проблемы, которые решаются путем именно систематизации, сведения к другим таким же проблемам, поиска известных решений-аналогов (объектов, способов, алгоритмов, процедур и т.д. - сами "решения" могут быть очень разными) и переноса этих известных решений в новую ситуацию. В этом отношении ТРИЗ и MUST мало чем отличаются от физики или математики - везде решения, в конечном счете, получаются по аналогии с чем-то ранее сделанным.

В искусстве таких проблем, которые могут быть решены по аналогии, тоже хватает - поэтому и систематические методы могут там в принципе работать. И чем дальше идет развитие, тем больше становится таких ситуаций, в которых решения можно находить по аналогии - в той же карикатуре, скульптуре, даже поэзии. Изобрели японцы трехстишие - и пошло-поехало. Изобрел Бах фуги - и пошло-поехало. При этом первые трехстишия, наверное, появились раньше, чем японцы написали первое хайку (или хокку?), а первые фуги - раньше, чем родился Бах, как, впрочем, и первые летательные аппараты тяжелее воздуха (пушечное ядро - чем не летательный аппарат, в конце концов?! а китайцы изобрели реактивные стрелы на много веков раньше немцев, а вертолет, вообще-то, Леонардо изобрел...). Но мир изменили фуги Баха и самолет братьев Райт, после которых и появились их последователи - Вы здесь правы.

Но все же в искусстве есть и другие проблемы - те самые, которые не сводимы ни к каким систематизациям и не могут быть решены путем переноса ранее известных решений. Те, которые решаются за счет именно индивидуальности, уникальности, ни-на-кого-не-похожести. И здесь - я по-прежнему убежден - ТРИЗ и подобные ему подходы не смогут работать в принципе, нигде и никогда. Не "в поэзии", "в живописи" или "в танцах" (вполне объективные законы перспективы в живописи, рифмы и ритма в поэзии или консонанса в музыке никто не отменял!), а именно в той части того и другого, которая определяется человеческой индивидуальностью и не сводится ни к каким типологиям и аналогиям. В технике (а также в науке и ремесле) роль этого фактора, в общем, достаточно мала - но в искусстве (не "серийном", а "настоящем") это не так. Мое замечание - только об этом.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

Изображение пользователя Gregory Frenklach.

На мой взгляд система, выполняющая техническую функцию является технической вне зависимости от возможности её воспроизведения другими. Думаю, что не только на мой взгляд:) Иначе получится, что алюминиевая ложка попавшая в африканское племя, которое её даже использует по назначению тоже является произведением искусства. "Необъективненько" как-то.:)
С моей точки зрения Вы сильно переоцениваете роль  индивидуальности/уникальности/ни на кого непохожести при решении задач в искусстве.
Больше смысла это обсуждать не вижу - мы оба высказались, к согласию не пришли. Дальше пойдут повторы.

Re: Сказка о Колобке для взрослых

ОК, давайте закруглимся. Замечу напоследок, однако, что если алюминиевая ложка (или летающая тарелка с Марса) попадет в африканское племя, то вряд ли она сможет там "развиваться" по тем законам, каковые диктует ТРИЗ, а будет, в лучшем случае, бережно храниться, как та самая скрипка Страдивари, а в худшем - сломается и с концами, как... другие скрипки Страдивари, до нас, увы, не дошедшие :(. Такое вот "развитие" - и таки да, такая вот аналогия с произведениями искусства :)).

Subscribe to Comments for "Сказка о Колобке для взрослых"