Первый шок

 

Фото Е. Веселова
 
 
"Так верил я всегда в мою везучесть,
беспечно соблазняясь авантюрой,
что мне любая выпавшая участь
оказывалась к фарту увертюрой."
 
 
Когда начинаешь вспоминать историю собственной жизни, то обнаруживаешь некоторые странные ситуации, которые объяснить можно, но все же они очень удивительные.
Иногда говорят, что ученые, сделавшие открытия, потом рассказывают, как к ним пришла идея-мысль, и каждый раз все излагается  по- разному. Есть такое выражение - любовь с первого взгляда. И это действительно так бывает. Тот, кто это испытал, не даст соврать. Вы увидели женщину, и мгновенно оказались в шоковом состоянии, Вы не можете даже объяснить, чем она вас поразила, но вы уже в плену.  То же самое происходит и при встрече с другими объектами - стихами, картинами, задачами, книгами, людьми и т.д.Помните, как аспирантка загорелась желанием увидеть лицо женщины, которое Ватто скрывал. Почему именно эта аспирантка и никто другой не заинтересовался этой проблемой? Она истратила все свои капиталы, угробила массу времени, переругалась со всеми близкими, но задачу решила!
 Если Вы слушаете выступление Б.Злотина, то обратили внимание , сколько раз он бывал в шоковом состояний.
 Еще пример.
Меня поразили книги «Игра в бисер» Г.Гессе, «Вино из одуванчиков» Р.Бредбери, причем я для себя интуитивно ввел такой критерий - если ты не читал эти произведения ,то ты не совсем понятный для меня человек, и прошу срочно прочесть.
 Вообще - то шоковое событие складывается из двух событий. Первое, - увидел, узнал, услышал. И второе, а как ты оказался в этом месте - как к тебе попала книга, картина, задача и т.д.
 Приведу несколько примеров. Мне много раз попадала на глаза книга «Вино из одуванчиков» и меня все время отталкивало название. Редактор нашего сайта подарил мне книгу Рея Бредбери и я прочел первую часть, а она оканчивалась «Вином из одуванчиков» и я был вынужден ее прочесть. Как я себя при этом ругал, что не сделал это раньше. Какие блестящие истории написал Бредбери! Одна история про покупку теннисных туфель чего стоит! А любовь пожилой женщины и журналиста? А про деятельность тети Розы!
После долгого перерыва в отношениях я встретился с А.Кудрявцевым на похоронах Г.Альтшуллера. После мы много говорили, и он попросил дать ему мою книгу. Он прочел ее и спросил меня, читал ли я «Игру в бисер». Я оказался в трудном положении, я о ней слышал, но достать не смог. Он сказал, что пришлет мне ее, и прислал. Я ее прочел  за несколько дней, и после прочтения с яростью бросил в угол. Биография Иозефа Кнехта меня поразила, а концовка ужаснула. Автор сам переступил пределы, дал финал, который мне показался невозможным. Пришлось прочитать все, что у нас было издано этого автора. Итак, знакомство и общение с людьми дает возможность и самому узнать многое из того, о чем не знал,
Работая на заводе, я столкнулся с тем, что брак при разработке новых приборов и их внедрение в серийном производстве составлял значительный процент. А, инженеры, не владели технологией быстрого нахождения причин возникновения брака. Это было время, когда полупроводниковые приборы только - только начинали свой блестящий рывок в будущее, о котором никто и не подозревал. И было масса вопросов, ответы на которые мы не знали, а многие вещи даже не воспринимали. Тогда не было понятия «Чистые комнаты» и мы делали приборы в обычных помещениях.
Я начал потихоньку сочинять технологическую документацию по поиску причин брака. Путного ничего не получилось, но я был готов к восприятию любого нового подхода для поиска и устранения брака. Как - то прихожу домой и открываю почтовый ящик, а в нем лежит газета «Комсомольская правда», которую я не выписывал. Обычно в такой ситуации я сразу кладу газету в ящик адресата, а тут я, почему- то подумал, посмотрю газету, а завтра утром брошу по адресу. Пришел, поужинал и стал просматривать «Комсомолку». (Вот так в тихо и незаметно в нашу жизнь порой входят судьбоносные вещи и события. Подумаешь, посмотрел газетку вечером). На второй странице читаю - «Обучение на Эдисонов» - статья писателя – фантаста Дм.Биленкина об Университете в г. Баку в котором обучают на изобретателей. Главный преподаватель Г.С.Альтшуллер. Там же было приведено название его книги – «Алгоритм изобретения». Я был готов к восприятию этой статьи и этой книги. Я был длительное время в шоке, - пока я думал, как устранять брак, оказывается, уже существует теория, алгоритм, и пускай - это не совсем то, что мне надо, но ведь это особый подход - ИКР, противоречие, приемы, ресурсы……
 У меня  есть мнение, что ТРИЗ надо обучать всех.
А вот Б.Злотин и А.Зусман были поражены, после того, как они поняли, что ТРИЗ  необходима только небольшому числу, людей.
Очень интересно, когда вы сами присутствуете при шоковом состоянии человека – он, что-то нашел, понял, и открыто бурно выражает свои чувства. Я на занятии рассказывал о диссимметрии и вдруг один из слушателей, А.Кондратьев воскликнул – «Ну, наконец- то я понял, как следует объяснить образование  русел рек»! Я его пригласил к доске, и он рассказал много интересного о реках.
Первое, что можно сказать так это то, что требуется все время задачу держать в голове, и все, что видишь и слышишь примерять на ее решение. И не просто держать в голове, а  напряженно думать о ней! Из опыта могу сказать, что когда есть ответственность и ты, грубо говоря, загнан в угол, либо внешними обстоятельствами, либо сам себя загнал в тупик - может вспыхнуть правильная, красивая идея! Эти идеи могут быть интересными для самого автора и не обязательно иметь мировое значение. Приведу примеры.
Со мной был случай, когда я решил, что напишу программу Машина открытий. Кстати. почему идея появилась у меня - заводского технолога, а не у ученого из НИИ? Не знаю.  Конечно, я знал, что это не будет МО в чистом виде, которой задал вопрос, а она тебе выдаст ответ. Но все же может это будет первый маленький шаг для того, чтобы рассмотреть какой либо эффект с помощью «нот» - вопросов и поискать с их помощью  ответ. У меня было впечатление, что для программы чего - то не хватает, а чего, - я сам не знал. Я был очень недоволен собой и шел по безлюдной улице и неистово себя ругал своими собственными ругательствами, да так смачно, что и сам удивился. И вдруг я услышал жесткий голос, который мне сказал - «А почему ты решил эти задачи, а другие нет?»  Я остановился и остолбенело, посмотрел, на хмурое небо. Кругом никого и наверху никого. Потом, уже дома, я подумал, что мне все это показалось.. Но тем не менее я, придя домой, в своем кабинете – то есть на кухне сел и написал примерно сорок свойств характера, которые, как я полагал, мне помогли найти решения по эффектам Тваймана, Рассела, перенапряжению водорода на катоде, двухзондовому методу измерению толщины кремния, черному алюминию на ИС и т.д. В конечном счете, так получился перечень черт характера для исследователя с выставлением самому себе оценки по десятибалльной шкале. Некоторые говорят, что у них по всем показателям оценка 10, другие наоборот твердят, что они оценивают себя по всем параметрам на 2-3. Но есть и такие кто объективно ставит себе правильные оценки, и таким образом видит, в чем его слабина и на что надо обратить внимание, чтобы более успешно решать задачи.
Когда я пришел к выводу о том, что при окислении металла на воздухе происходит эмиссия возбужденных молекул водорода - эффект Рассела, я долго мучился вопросом - как это возможно экспериментально доказать. Я был в отпуске, на юге и лежа на пляже мне пришла прекрасная мысль - надо сделать небольшой приборчик, в котором эмитируемые с кремния молекулы водорода будут передавать свое возбуждение атомам ртути, и те, в свою очередь возвращаясь в нормальное состояние будут испускать ультрафиолетовый свет, который может быть зафиксирован с помощь кварцевого фильтра. Эта идея мне так понравилась, что я срочно вылетел домой, примчался на работу и дал лаборанту задание, что и как сделать. Он подготовил все сооружение, и мы поставили опыт. Он удался, и это была колоссальная радость - на фотопластинке было жирное черное пятно – это был свет, прошедший через кварцевый фильтр и оставивший свой след!! Я написал, что была радость, но на самом деле, по- видимому, нет такого слова, чтобы передать океан чувств счастья, гордости за то, что Природа создала такой феномен как мозг, который может отгадывать ее загадки !! Конечно, самое печальное, что эта радость кратковременная и не может быть использована как ресурс! Удивительно, что после результата первого эксперимента дальше опыты неудачны. И только через  несколько, месяцев,  удалось, получать воспроизводимые результаты.
Несомненно, можно привести еще много примеров, когда исследователь попадает в состояние шока, но и то, что я привел достаточно, чтобы появилось желание почаще попадать в такое шоковое состояние, и отгадывать загадки Природы!

 

Рубрики: 

Алфавитный указатель: