Аналогия и гениальность

 
« В игры Бога как пешка включен,
Сам навряд ли я что-нибудь значу:
Кто судьбой на успех обречен,
С непременностью терпит удачу».
 И.Губерман        
 
 
      Кто бы, что ни говорил, а мое впечатление: случай в нашей жизни играет огромную роль. Я, конечно, давно это понял, и иногда сам создавал такие условия, чтобы случай срабатывал. Например, ездил на конференции, начинал разговор с людьми различных профессий и т.д. Теперь, постарев, я естественно редко пользуюсь этим приемом. И вот несколько дней тому назад я получаю по электронной почте книгу от совершенно незнакомого мне человека, Новикова Николая Борисовича. Название книги - «1000 аналогий, изменивших науку (новый взгляд на гениальность)»( Смотри http://metodolog.ru/node/531 )
 Давно я не держал в руках такой книги. Я не знаю как можно оценить этот труд. 870 cтраниц текста! Это ли для меня не благоприятный случай! Я такого случая и не ожидал! Книга, по – моему, потрясающий учебник, по теме, как надо делать открытия!
      Проработана гора литературы! Это колоссальный труд! Как автор смог все это сделать – непостижимо! Он рассмотрел с помощью одного приема – АНАЛОГИИ - 1000 открытий: в физике, математике, астрономии, геологии, биологии и медицине, экономике, психологии, этологии, лингвистике и музыке.
      В первой главе автор приводит широкий обзор сведений о том, что ни одна гипотеза по поводу гениальности человека не подтверждается - нет генов гениальности! Конечно, автор понимает, что он замахнулся на твердую уверенность людей в том, что генетические структуры, определяющие интеллект гениев, есть. Но с другой стороны, 1000 аналогий, сыгравших свою роль в науке и технике, просто отбросить и не учитывать тоже нельзя. Что такое аналогия, - знает каждый человек, но пользуются этим приемом в науке и технике, по моему, мало. Аналогия – это подобие в самом широком смысле этого термина, начиная от моды в одежде, поведении и кончая формулировкой законов.
       Приведу пример из области технологии. В 20-ые годы прошлого века Твайман столкнулся с эффектом изгиба тонких пластин стекла большого диаметра. Этот же эффект по аналогии можно было бы предсказать и для пластин из металла, полупроводников и диэлектриков. С полупроводниками столкнулись мы, когда стали работать с пластинками кремния толщиной 100 мккм. О работе Тваймана узнали от преподавателя ЛИТМО Т. Капустиной. До тех пор пока не стали работать с тонкими пластинами, об эффекте ничего не знали. Теперь можно по аналогии предположить, что этот эффект имеется на мембранах клеток, ядрах, митохондриях. Я как-то делал попытку рассказать об этом корреспонденту журнала ХиЖ, но они меня не услышали. А я хотел просто проинформировать биологов. То же самое и с возбужденными молекулами водорода, кислорода и азота, которые есть в клетках и, по аналогии превращаясь в молекулы, передают избыток своей энергии кому-то – клетке, мембране.
       Мне представляется, что человек и не думает про аналогию, она, может быть, действует подсознательно, а потом мы говорим – не знаю, как пришла мысль!
       В свое время мне надо было срочно найти метод измерения толщины тонких слоев кремния, и мне пришла мысль, что это можно сделать с помощью двухзондового метода. Все, кто меня окружал, сказали – это не поможет, это не сделать и т.д. Однако сделали - и помогло. Метод заработал. Потом я узнал, что этим методом измеряют сопротивление Земли, сопротивление древесины …
      Читая книгу, возникает вопрос - а что делали первые ученые, у которых не было предшественников и аналогию вроде взять было неоткуда? Можно предположить, что они брали аналогии из Природы, например огонь, полет птиц, и т.д. Был ли предшественник у Архимеда - не знаю. Но он нашел отличный закон, который думаю, был не всем понятен. 
      А теперь обратимся к гениальности. Я все - таки думаю, что какие-то биологические механизмы незаурядных творческих способностей гениев есть! Возможно, генов гениальности (высокого интеллекта) нет, но есть набор генов, которые обеспечивают выдающегося человека совокупностью качеств характера, которые имеются у каждого здорового человека, но у гения они резко усилены. Вспомните Моцарта, который один раз прослушал в церкви музыкальное произведение, пришел домой и записал его. Память – вот первый параметр гения. Громадное любопытство – это, может быть, второй параметр. Громадное любопытство позволяет им уходить в свой внутренний мир, совершенно отвлекаясь от действительности. И цепкость! Любопытство и цепкость - вот черты гения. Наш математик Григорий Перельман нашел доказательства гипотезы Пуанкаре и был удостоен денежной награды в 1 млн. долларов. Он решал эту задачу 8 лет!
      Он отказался получать денежное вознаграждение. Нормальному человеку это непонятно. Жадность к деньгам, на нижайшем уровне. Ж.Алферов большую часть своей Нобелевской премии передал на строительство лицея. Для каждого гения есть свои специфические черты характера. Зачем Моцарту знать математику? А вот Эйнштейну, Ландау, Капице она нужна, и Природа их наградила знанием и умением с ней управляться. И, конечно, гении видят и слышат значительно лучше обычного человека. Они видят и чувствуют АНАЛОГИИ, благодаря которым им удается получать новые знания.
      Конечно, я назвал несколько черт гения, а их значительно больше, и мне представляется, что знакомство с приемом АНАЛОГИЯ, развернутым в книге, не только позволит овладеть ею, но даст толчок развитию этого приема и в технике.
       Если у Вас, дорогие читатели, хватит сил, глаз и упорства, Вы прочтете о сотнях научных открытий, которые были сделаны известными ныне учеными, в том числе нобелевскими лауреатами. Используемый ими метод, как полагает автор книги – это метод аналогии. Мне представляется, что этот метод очень похож на метод объединения альтернативных систем. Так, имеется научная теория, описывающая те или иные явления, например морские волны. И есть ученый, которому приходит в голову, что область, в которой он работает, например, область акустики, может обогатиться за счет того, что исследователь по аналогии перенесет в нее механизм распространения морских волн. Другой на основе той же самой аналогии разработает концепцию света, электрического поля, магнетизма и т.д. Эти творческие переносы можно объяснить с помощью понятия объединения альтернативных систем, синтеза различных структур (объектов).
      Я чрезвычайно благодарен автору книги, так как он дал мне возможность познакомиться с материалами, которые расширяют наши представления о научном творчестве.
 
 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Аналогия и гениальность"