Жажда угольных инноваций

 

Начну, как водится, с воспоминаний. В 1992 году я, будучи в ЮАР, добился встречи с одним из вице- президентов фирмы «Sasol». Известна и интересна она тем, что смогла после введения мирового эмбарго на поставки в ЮАР нефти, обеспечить страну синтетическим бензином, построив экономически выгодный процесс его получения из бурого угля. Все авто в ЮАР разъезжали и разъезжают на этом топливе и никаких проблем это не вызывает.
Поясню, почему я так рвался на эту встречу. 92 год – только что распался СССР, а новый лидер уже предложил территориям России брать суверенитета сколько смогут. Гиперинфляция, полный развал промышленности. Понятно было, что суверенитет поволжских республик и областей обернется для центральной части России перекрытием нефтяного и газового вентилей. А тут еще забастовки голодных шахтеров. В частности, почти полностью остановились шахты Тульского бассейна. Вот и возникла идея о приобретении технологии производства бензина на месте, прямо в Туле. И занятость повысим, и автономность можно увеличить. Интересно это будет руководству, спросили себя молодые люди. И наивные молодые люди ответили сами себе – очень интересно!
 
Мы долго беседовали с вице-президентом. Долго потому, что у меня была бумага из Министерства угольной промышленности, потому что я был первым русским, которого он видел, потому что я был очень занудлив и не понимал намеков. А из намеков выходило, что технологию нам продать могут, только она нам ни к чему. И нефти в России полно, по цене газировки, и технологии просим тонкие, не внедряемые без роста культуры производства… Но, как бы то ни было, уломал я этого пожилого англичанина и получил бумагу с благосклонным ответом – мол обращайтесь, будем рассматривать просьбу о приобретении технологии в положительном ключе. И даже порядок цены удалось оговорить, что вообще-то можно считать фантастикой, но ведь это было, было...
 
А потом, по возвращении на родину, у меня была встреча с одним из заместителей  министра угольной промышленности. На которой означенный товарищ сказал, что при таких НЕБОЛЬШИХ ценах на приобретение технологии, это не может вызвать интерес у Министерства.
Я в тот момент по молодости и наивности вообще не понял, о чем он. Потом уже пришло озарение, а сейчас эта ситуация вообще понятна каждому, кто сталкивался с работой наших чиновников.
 
Потом все это забылось в вихре иных дел. И вот, через двадцать лет такая интересная новость – наши думают о том, как перерабатывать бурый уголь в жидкое и газообразное топливо. И даже что-то по этому поводу придумали нового и инновационного. Дай им, как говорится, удачи. Единственно, надеюсь что ошибки прошлого учтены и новый проект будет стоить ДОСТАТОЧНО дорого.
А вообще-то поздравляю с наступающим днем шахтера всех, кто в забоях, в операторских и у кульманов. Держитесь, ребята!
Редактор
 
 
Алексей Буздалин, главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА», кандидат экономических наук
 
В России много дешевого бурого угля, добываемого открытым способом, при этом существуют технологии, позволяющие получать на его базе относительно дорогостоящее жидкое топливо. Перспективы промышленной реализации проектов в этой области будут зависеть от соотношения цен на основные энергоносители: нефть — газ — уголь
http://www.expert.ru/i/spacer.gif
Проблема безопасности труда в отрасли коренится в резком росте спроса на уголь, прежде всего со стороны металлургического сектора, который экспоненциально растет с 2005 года. Для компенсации спроса угольные компании вынуждены внедрять сверхэффективные методы добычи. Такая гонка за рынком идет в ущерб безопасности производства. Закупаемые новейшие проходческие щиты не соответствуют отсталой инфраструктуре, в результате — повышение аварийности в угольной промышленности, и не только в России, но и по всему миру.
Использовать метан
Безопасность производства — одна из ключевых проблем в добыче угля шахтным методом. Прежде всего это взрыв метана и угольной пыли. Тут технологическая сторона вопроса неизбежно связана с человеческим фактором, то есть с особенностями управления. Прогнозные ресурсы метана в угольных бассейнах России (до глубины 1800 м) оцениваются в 17–18 трлн кубометров. При этом ресурсы метана в одном только Кузбассе — 13 трлн кубометров. Ежегодно шахты Кузбасса выбрасывают в атмосферу приблизительно 1–2 млрд кубометров метана. В этих выбросах 100–200 млн кубометров составляет метан, выведенный на поверхность по трубопроводам дегазационных систем с концентрацией до 80%, он может быть использован для получения электрической и тепловой энергии, моторного топлива и химических продуктов.
Развитие попутного извлечения и использования шахтного метана важно для Кузбасса по нескольким причинам. Во-первых, выделение метана в горные выработки — один из сдерживающих факторов увеличения добычи угля. Во-вторых, вовлечение в разработку и использование ресурсов метана — ценного углеводородного сырья и энергоносителя — позволит создать новое современное направление в угольной отрасли, организовать дополнительные рабочие места и повысить экономический потенциал области. В-третьих, частичное замещение угля метаном при производстве тепловой и электрической энергии снизит выбросы вредных веществ в атмосферу и улучшит экологическую ситуацию в городах Кемеровской области. В-четвертых, метан превосходит углекислый газ в 21 раз по парниковому эффекту, и его выделение в атмосферу в цикле уголь-топливо, составляющее 10% от общих антропогенных выбросов, может быть снижено путем утилизации, которая не требует больших капиталовложений.
Такие технологии успешно применяются на угольных шахтах США, Китая, Австралии, Великобритании, Германии, Польши, Чехии, Казахстана и Украины. Возможность использования шахтного метана ограничивается только его теплотворной способностью (3560–8676 ккал/куб. м), объемами извлечения и существующим спросом на газ. Подобные технологии уже используются в России. Так, недавно в перечень утвержденных Министерством экономического развития проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола был включен проект утилизации метана на одной из шахт «СУЭК-Кузбасс». Данный проект подразумевает утилизацию шахтного метана в когенерационных газомоторных установках с получением тепловой и электрической энергии, а также утилизацию шахтного метана в блочно-модульных и переоборудованных горелками под сжигание метана котельных с получением тепловой энергии.
Инновации и управление
Технологическая модернизация в угольной промышленности требует адекватных подходов к управлению производством. Но внедрение передового опыта сталкивается с рядом проблем. Не хватает специалистов высокой квалификации, недостаточно связаны между собой различные уровни управления в российских компаниях. Существенным препятствием выступают стандарты и нормативы проектирования и ведения горных работ, которые практически не менялись с советских времен. Нормативы по дегазации от 1989 года теряют смысл при современном оборудовании и технологиях, которых просто не существовало 20 лет назад.
Внедрение управленческих инноваций требует их адаптации к российским условиям угледобычи. К таким объективным российским особенностям можно отнести, например, необходимость организации в северных регионах работ вахтовым методом. Отпуск персонала на таких шахтах составляет три-четыре месяца в год. В Сибирском регионе существует проблема ограниченности ремонтной базы компаний, при этом компании вынуждены заниматься непрофильным для них бизнесом (социальные объекты, столовые, булочные, спорткомплексы и т. д.), который в обычных условиях добычи можно было бы отдать на аутсорсинг.
Инновации в управлении, как правило, напрямую связаны с вопросами безопасности. В частности, внедряемые технологии по контролю перемещения персонала и техники способствуют не только безопасности труда, но и повышению управляемости производством, позволяют увязать воедино вопросы геологии, технологий, обработки, качества и логистики. Такие технологии все шире используются в угольной промышленности, например, в компании СУЭК работает уникальная система позиционирования, позволяющая контролировать действия сотрудников под землей.
Глубокая переработка угля
Происшедшая модернизация угольной отрасли позволила резко увеличить объемы добычи угля, и именно поэтому ожидать дальнейшего его существенного увеличения не приходится. А это означает, что повышение эффективности угольных компаний уже не может происходить экстенсивным путем, требуются инновационные идеи, в частности, нужны технологии глубокой переработки.
Переработка угля относится к категории стратегически важных направлений как для развития угольной отрасли, так и для всей энергетической системы страны. По сути, речь идет об уходе России от практики экспорта сырьевых ресурсов в пользу производства и экспорта продукции с большей добавочной стоимостью (моторное топливо, полукокс, брекетированный уголь и проч.). К примеру, в России много дешевого бурого угля, добываемого открытым способом, при этом существуют технологии, позволяющие получать на его базе относительно дорогостоящее жидкое топливо.
Перспективы промышленной реализации проектов в этой области будут зависеть от соотношения цен на основные энергоносители: нефть — газ — уголь. В случае дальнейшего повышения цен на нефть и газ проекты по переработке угля могут быть востребованы в течение ближайших пяти-десяти лет.
Наиболее интенсивно в России ведутся работы в области газификации угля: здесь создан ряд образцов установок с применением оригинальных технологических решений, в том числе на базе оборонных и космических технологий.
На тепловых электростанциях максимальная эффективность использования твердого топлива может быть достигнута только за счет комбинированного производства тепла и электрической энергии. К настоящему времени специалистами компании «Сибтермо» (г. Красноярск) разработано и успешно апробировано на опытно-промышленном уровне принципиально новое решение проблемы энерготехнологической переработки угля. Технология запатентована под торговой маркой «Термококс-КС» и представляет собой частичную газификацию угля с получением буроугольного кокса и горючего газа, которая осуществляется в реакторе со свободным кипящим слоем. Практическая реализация этого проекта осуществлена в 2007 году в партнерстве с НИЦ «Бийскэнергомаш» по заказу ОАО «СУЭК».
Ключ к инвестпривлекательности
В России себестоимость добычи угля существенно ниже, чем в других странах мира, например, в два раза ниже, чем в Австралии. Это, с одной стороны, создает финансовые возможности для российских компаний инвестировать средства в новые технологии, но с другой — ставит под вопрос коммерческую обоснованность капвложений. Ведь уже существующие технологии обеспечивают достаточно высокую норму прибыли.
Причина дешевизны российского угля объясняется прежде всего большим количеством открытых месторождений и низкой стоимостью энергоносителей и электроэнергии. В результате российская угольная промышленность априори является достаточно привлекательной для международных инвесторов.
Фактор аварийности в российских шахтах достаточно высок, но инвесторы осознают, что это проблема угледобычи во всем мире. На шахте «Распадская» много инвестировали в безопасность, но это не уберегло шахту от взрыва. Взрывы происходят регулярно по всему миру, и в целом российская статистика не является в этом плане особенной. Наиболее простой способ снижения аварийности в отрасли (прежде всего смертности персонала) — разработка новых месторождений открытым способом. Благо таких неразработанных месторождений в России еще достаточно.
В целом к инновационной активности угольных компаний инвесторы относятся с большим вниманием, но их в первую очередь интересует эффективность. Поэтому важно, чтобы инновации действительно приносили компаниям прибыль. Если утилизация метана способна принести компании дополнительный финансовый результат, такая компания может рассчитывать на понимание инвесторов. Таким образом, при внедрении соответствующих технологий важно заранее просчитать эффективность.
Еще одно направление, способное снизить аварийность, — повышение автоматизации добычи угля и устранение «человеческого фактора» из шахт. То есть чем меньше людей под землей, тем лучше.
Российские угольщики пока недооценивают возможности страхования как инструмента снижения инвестиционных рисков, а ведь оно может быть инновационным для российской угольной промышленности решением. Так, средства, затраченные на страхование, вполне могут быть компенсированы за счет роста капитализации компаний. Разумеется, здесь речь идет исключительно о публичных компаниях. Более того, страхование подземной инфраструктуры предполагает регулярный контроль производственных рисков со стороны страховых компаний, и это тоже дополнительный позитивный фактор для инвесторов.
Стимулирование инноваций
Особые условия российской угледобычи определили возникновение уникальных технологий добычи и утилизации шахтного метана. Внедрение таких технологий весьма дорого и имеет длительные сроки окупаемости. Так, в стандартных условиях окупаемость подобных систем около восьми лет, что малопривлекательно для частного инвестора. Однако ситуацию может изменить активизация Киотского прокола. За счет продажи квот на выброс в атмосферу вредного для экологии метана срок окупаемости систем сокращается до трех лет. Для этого необходима более дружеская позиция государства по допуску компаний к механизмам Киотского протокола.
Ключевую роль во внедрении инноваций в угольной промышленности играет человеческий фактор, это относится в том числе и к менеджерам высшего и среднего звена. Например, внедрение управленческих инноваций требует организации образования и переподготовки персонала компаний. Существенную помощь в этом угольным компаниям оказывает президентская программа подготовки молодых руководителей российских предприятий, которая реализуется с 1997 года. В Кузбассе данную программу реализует ОГУ «Кемеровский региональный ресурсный центр». Стратегическая цель программы — содействовать развитию управления предприятиями для повышения их конкурентоспособности и эффективности.
Топливно-энергетический сектор претендует на то, чтобы стать локомотивом развития инновационной экономики России. Через 20 лет ресурсы начнут исчерпываться, и встанет вопрос разработки сложных месторождений, что потребует соответствующих технологий и будет создавать спрос на инновации. России как энергетической державе инновации в топливно-энергетическом секторе необходимы.     
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "Жажда угольных инноваций"