Доклад с конференции "Практика применения методических инструментов на предприятиях"
В 2009 году впервые в истории Республики Корея на государственном уровне началась реализация пилотного ТРИЗ-проекта с участием российских ТРИЗ-специалистов. Об истоках, организации, особенностях и промежуточных этапах этого проекта было доложено на научно-практической конференции «ТРИЗ-ФЕСТ-2009» [1].
Основные признаки пилотного ТРИЗ-проекта.
· Цель проекта: практическая проверка ТРИЗ как действенного средства инновационной поддержки и развития предприятий малого и среднего бизнеса (Small and Medium-sized Enterprises, SME)
· Инициатор проекта: «Ministry of Knowledge Economy» Республики Корея.
· Организаторы проекта: «Korea-Russia Industrial Technology Cooperation Centre» (KRITCC) при «Korea Polytechnic University» (KPU, Siheung) и «Incheon Business Agency» (IBA, Incheon).
· Основные заказчики: предприятия малого и среднего бизнеса индустриальных городов Incheon-si (8 компаний) и Suwon-si (1 компания).
· Содержание заказов: решение актуальных производственных проблем компаний.
· Исполнители проекта: российские ТРИЗ-специалисты – Марат © Гафитулин (г.Жуковский) и Игорь Иванов (г.Ангарск).
· Период этапа «ТРИЗ-практика 2009»: февраль – декабрь 2009 года.
Особенности реализации этапа «ТРИЗ-практика 2009».
Российские ТРИЗ-специалисты, принявшие участие в первой части этапа «ТРИЗ-практика 2009» встретились с рядом особенностей, которые рекомендуется учитывать тем, кто в дальнейшем будет задействован в данном или аналогичном проекте.
1. Ответственность российских специалистов. Слагаемые ответственности: профессионализм специалиста + эффективность ТРИЗ + доверие пригласившей организации + имидж России + успешность проекта.
Рекомендации:
v Иметь практический опыт успешного решения производственных проблем в различных областях.
v Предварительно познакомиться с корейской культурой и особенностями национальных производственных отношений.
v Наличие толерантности.
v Готовность и способность войти и оперативно понять новую, неизвестную ранее область производственной деятельности.
v Работоспособность и психологическая устойчивость жизнедеятельности в новых условиях.
2. Качество и количество производственных проблем.
Каждая корейская компания-заказчик имеет свою производственную специфику, что отразилось в обозначенных ими производственных проблемах. На этапе «ТРИЗ-практика 2009» российскими ТРИЗ-специалистами был сделан анализ и предложены решения производственных проблем, связанных с выпуском таких изделий как:
· платы для тестирования чипов;
· высокочастотные фильтры,
· сенсорные панели телефонов,
· литые алюминиевые зажимы,
· крупногабаритные редукторы,
· втулки для экскаваторов,
· тонкие валы-шестерни,
· LED-светильники,
· «костные» наушники.
Разнообразие областей, в которых приходилось решать производственные проблемы, это одна из качественных составляющих практической работы. Другая составляющая – уровень производственной проблемы, определяемый ее значимостью в структуре производственного процесса. Например, сравните две проблемы: 1- «Сбои в работе участка сборки редукторов», 2- «Утечка масла из редуктора».
Каждая производственная проблема – это результат «успешного» синтеза неявных процессов и свойств, которые необходимо определить и решить, что с ними делать. Практика показывает, что обозначенная исходная производственная проблема подобно игрушке-матрешке скрывает в себе другие проблемы, а те в свою очередь таят следующие проблемы. Определив характер связей между выявленными скрытыми проблемами, можно говорить о количестве производственной проблем необходимых для решения исходной проблемы. Например, для решения проблемы «Брак конечной продукции» потребуется выявить все факторы, создающие обозначенный брак. Каждый из выявленных факторов – это отдельная проблема, требующая к себе внимания.
Рекомендации:
v Быть психологически уверенным, что любая поставленная проблема решаема.
v Уметь быстро учиться: слушать ð знать ð проверять ð применять.
v Уметь оперативно работать с новой информацией: находить ð обрабатывать ð обобщать ð презентовать.
v Применять циклическую модель: информация ð понимание ð решение ð действие ð оценка ð новая информация.
3. Ожидания компаний-заказчиков. Компании-заказчики ждут от ТРИЗ-специалистов волшебства, например, в виде оперативного получения экономической прибыли. Однако для ознакомления с производственным процессом, последующего анализа и решения производственной проблемы требуется время. Типичное эмоциональное восприятие компаниями-заказчиками работы ТРИЗ-специалистов представлено в графической модели.
Рекомендации:
v До подписания соглашения о сотрудничестве заранее определить ожидания и возможности сторон в границах обозначенных сроков.
v Обозначить, что получение ожидаемого результата возможно только при согласованных совместных действиях обеих заинтересованных сторон.
v Представитель компании-заказчика должен обладать компетентностью и компетенциями в области поставленной производственной проблемы.
4. Перевод с языка на язык. При двойном переводе (с русского на корейский и обратно): 1- как минимум в два раза увеличивается время на обсуждение вопросов; 2- значительно возрастает мыслительная нагрузка у обеих сторон и особенно у переводчика; 3- возможно получение недостоверной или неполной информации, что зависит как от уровня технической компетентности переводчика, так и от компетентности представителя компании-заказчика.
Рекомендации:
v знание технического английского языка;
v во время консультаций использовать графику (рисунки, схемы, чертежи), общетехнические символы и формулы;
v приводить простые и понятные аналогии;
v демонстрировать наглядные физические модели, иллюстрирующие тот или иной эффект, лежащий в основе технических предложений.
5. Замена исходной проблемы. Компании-заказчики могут снять первоначальную производственную проблему и заменить ее другой проблемой, не меняя сроки. Причины замены: 1. ТРИЗ-специалистами оперативно найдено решение первоначальной проблемы. 2. Результаты исследований, проведенных по рекомендации ТРИЗ-специалистов, удовлетворили заказчика. 3. Заказчик осознал, что не готов уделить достаточного времени первоначальной проблеме. 4. Внутри компании произошло осознание, что имеется более актуальная производственная проблема.
Рекомендации:
v Заранее предусмотреть и согласовать с заказчиком процедуру замены поставленной проблемы и корректировать ожидаемые результаты по новой проблеме.
v При замене проблемы заказчик письменно подтверждает результаты работы, сделанные ТРИЗ-специалистами по предыдущей проблеме.
Результаты этапа «ТРИЗ-практика 2009»
Результаты совместной работы ТРИЗ-специалистов и представителей заказчика были отражены в официальных отзывах корейских компаний. Компании отмечают высокий уровень предложений и рекомендаций российских ТРИЗ-специалистов, а также:
· Успешная проверка отдельных идей позволила установить новые технологические стандарты и повысить эффективность конкретных производственных процессов.
· Полученные технические решения включены в новые разработки компаний-заказчиков.
· Привлечение технических специалистов различных отделов в процессе анализа проблемы создает конструктивное взаимодействие между подразделениями компании.
· ТРИЗ заинтересовывает персонал в решении производственных проблем и позволяет работникам преодолеть ранее существовавшие стереотипы.
· Часть технических предложений российских ТРИЗ-специалистов является основой для подачи заявок на получение патентов.
· ТРИЗ позволяет всесторонне взглянуть на проблему и создает условия для инновационного мышления.
· ТРИЗ является профессиональным инструментом для генерации новых идей.
· ТРИЗ эффективно работает и рекомендуется для применения в компаниях малого и среднего бизнеса Республики Корея.
· Компании выражают готовность обучать свой персонал ТРИЗ.
Результаты работа этапа «ТРИЗ-практика 2009» была высоко оценена мэрией города Incheon. 01 декабря 2009 года в департаменте «Incheon Business Agency» руководителю «Korea-Russia Industrial Technology Cooperation Ce ntre» и российским ТРИЗ-специалистам торжественно были вручены награды в виде стекля нных пластин с текстом благодарности. Благодарность как знак признания активного вклада ТРИЗ, российских инновационных технологий в решение производственных проблем и развитие технологий малых и средних предприятий Республики Корея.
· По результатам этапа «ТРИЗ-практика 2009» в начале 2010 года вышла книга на корейском языке.
Перспективы пилотного ТРИЗ-проекта
В качестве перспектив пилотного ТРИЗ-проекта выделим:
· Объективность. С целью повышения объективности успешности применения ТРИЗ для решения проблем предприятий малого и среднего бизнеса Республики Корея организаторами пилотного ТРИЗ-проекта был определен этап «ТРИЗ-практика 2010».
· ТРИЗ-обучение. Оценив результаты этапа «ТРИЗ-практика 2009» и желание корейских компаний изучить ТРИЗ становится актуальным разработка и внедрения экспериментального этапа «ТРИЗ-обучение».
Выводы
1. Этапа «ТРИЗ-практика 2009» показал, что инструменты ТРИЗ успешно работают при решении производственных проблем корейских компаний малого и среднего бизнеса.
2. ТРИЗ-специалисты, принимавшие участие в этапе «ТРИЗ-практика 2009», выделили особенности этапа и дали свои рекомендации проверенные практикой.
3. Ближайшей перспективой в развитии пилотного ТРИЗ-проекта может стать экспериментальный этап - «ТРИЗ-обучение».
Список литературы
1. Гафитулин М.С., Иванов И.Г., Keum-YoungChang, Yong-WonSong, Seoung-HyunKang. Пилотный ТРИЗ-проект в Республике Корея: Опыт и перспективы ТРИЗ-консультирования корейских предприятий малого и среднего бизнеса /Сборник трудов конференции ТРИЗ – ФЕСТ 2009. Санкт-Петербург, 27-29 июля 2009. – С. 35-41.