И скульптор, и читатель

 

 

«В канун своих безумий мир грустит,
 и трепет нарождающейся дрожи
 всех скульпторов по крови и кости
 свирепым вдохновением тревожит».
     Игорь Губерман.
                                               
 
 Каждый раз, когда я начинаю писать,какую ни будь работу, я говорю сам себе, наверное, эта последняя. После ее окончания я пустой и не собираюсь больше писать. Проходит час, а может день или несколько дней, и появляется мысль, и я начинаю ее развивать, а пальцы уже тянутся к клавиатуре.
 
Что подвигло меня к написанию этого материала? Я слушал передачу про О.Мандельштама. Его жена рассказывала, что Мандельштам выразил свою мысль, рассматривая скульптуру «Ад». Кратко. Как работает скульптор? У него нет черновиков! Остатки от скульптуры осколки и пыль. А ведь все поэты, композиторы имеют черновики! И я вспомнил, что в картине «Амадей» Сальери просит жену Моцарта передать ему черновики, и она не могла отказать. При новой встрече она ему смущено говорит-«Вы знаете мой муж не пишет черновики»!Сальери был удивлен.
Читая про М.Цветаеву, о том, что начала писать стихи в шесть лет и она «слышала» стихи и только успевала записывать стихи, буквально двумя руками в две тетради. Приведу только одно ее прогнозное стихотворение.
 
Моим стихам!
Марина Цветаева

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(Коктебель, 13 мая 1913)

 
Знакомясь с творчеством Микельанджело,  я узнал, как ему удалось уговорить хозяина каменоломни отдать ему изуродованный мрамор, который вроде не на что не годился. Микельанджело провел огромное количество времени, измеряя и рассчитывая, как именно можно было бы создать скульптуру , чтобы обойти все огрехи материала. И сделал из него Давида, который до сих пор стоит в Риме! Про его творчество хочу привести маленький отрывок из Интернета.
« Едва ли не главной особенностью мастерства Микельанджело является его НЕОБЫЧАЙНАЯ СМЕЛОСТЬ  и УВЕРЕННОСТЬ в работе. Как скульптор он предпочитал камень, где сделанную ОШИБКУ НЕЛЬЗЯ ИСПРАВИТЬ, как живописец — фреску, где также для исправления неверного рисунка или краски необходимо сбить все вместе с грунтом и делать заново (один раз Микельанджело пришлось сбить грунт и заново рисовать.В.М.) Тем не менее, творчество Микельанджело меньше всего походило на импровизацию. Он весьма тщательно подготавливал свои произведения, разрабатывая, прежде всего, в рисунке очертания и позы своих фигур, а также все композиционное построение. Отводя рисунку решающее место, Микельанджело следовал традиции художественных мастерских эпохи Возрождения, где с первых десятилетий XV века прочно сложилось убеждение, ставшее одной из основ новой теории, что рисунок является «отцом трех искусств», то есть живописи, скульптуры и архитектуры.
Для того чтобы добиться безукоризненной правильности рисунка, ни в чем не погрешить против анатомии, которую Микельанджело прекрасно знал, он пользовался изготовленными им самим восковыми моделями, этим моделям он придавал нужные ему позы, причем, пользуясь пластичностью материала, одну и ту же фигуру применял для разных поз. Помещая их в разных положениях, он получал нужные ему ракурсы, запечатлеваемые затем в рисунках.
До нашего времени дошло много рисунков Микельанджело, хранящихся в музеях Италии (Уффици и Музей Буонарроти во Флоренции), Франции (Лувр), Австрии (Альбертина в Вене), Англии (Британский музей в Лондоне) и ряде других. Хотя все это — лишь часть и, повидимому, не очень большая, всего того, что было создано художником, все же по этим рисункам можно составить себе довольно ясное представление об особенностях техники Микельанджело.
Подобно своим современникам, он применял для рисунков перо, мел, а с начала 1500-х годов также и сангину. Среди сохранившихся рисунков есть и самые беглые наброски композиционных построений, фиксирующие первые замыслы (например, первый вариант росписей потолка Сикстинской капеллы), и рисунки поз и движений с модели или обнаженной натуры, и детальное изучение отдельных частей человеческого тела — руки, ноги, головы. Иногда разные варианты встречаются на одном и том же листе».
Если бы у фирмы  BP, был бы хотя бы один инженер, работающий по методике  Микельанджело, то наверно, задача о затыкании нефтяного фонтана была бы решена значительно быстрее. Так же, как и задача по недопущению аварий на АЭС в Японии! Ну, это мое мнение.
 
Возможно, я не прав, но я думаю, что большинство гениев, проведя большую мысленную подготовку, с одного захода создают скульптуру, стихотворение, дворец, и т.д.
Теперь я хочу рассказать и обратить Ваше внимание еще на один вопрос, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Мы каждый день читаем книги: учебники, научные журналы и т.д. А теперь я хочу Вам, дорогие читатели, приоткрыть не только свою, но и вашу  тайну - я с первого чтения не все понимаю, и полагаю и Вы тоже. Хотя возможно мы даже перед самим собой не всегда можем в этом признаться! Но я об этом не очень сожалею. А вот когда я не понимаю те материалы, которые изложены в научно популярных книгах – меня это раздражает и огорчает. Получается, что есть гении творчества и в данном виде работы – некоторым авторам удается так описать сложные вопросы, что их понимаешь с первого раза.
Когда - то, я купил книги П.Филиппова «Солитон», и Г.Смирнова «Рожденные вихрем». Книгу Г.Смирнова я купил в пяти экземплярах - четыре отдал слушателям. Книги прекрасно написанные и в них приводится много исторических примеров и о изобретениях и об открытиях. Г.Смирнов очень интересно описал как в Англии, во времена, когда в стране были каналы и по ним лошади таскали баржи, один владелец такой системы лошади-баржа, заметил, что при определенной скорости вдруг оказывалось, что баржа будто садиться на какую то волну и тянуть ее лошадям легче. Он, ни с кем не согласовывая, сразу разработал технологию для использования этого эффекта.
 «Впервые солитоны — уединённые («соло», один) устойчивые волны — начал исследовать в 1834-м году Дж. Скотт Расселл. Предприниматель викторианской эпохи, Расселл был весьма и весьма образованным человеком своего времени. Работая в отделе естественной истории в Эдинбурге, он получил задание исследовать пропускную способность одного из городских каналов, чтобы повысить его экономичность. Похоже, что в процессе этих исследований он и сделал поразившее его наблюдение».
Привёдем часть красочного описания, сделанного Расселлом: «Я следил за движением баржи... когда баржа неожиданно остановилась; но масса воды, которую баржа привела в движение, не остановилась; вместо этого она собралась около носа судна в состоянии бешеного движения, затем неожиданно оставила его позади, катясь вперёд с огромной скоростью и принимая форму большого одиночного возвышения… водяного холма, который продолжал свой путь вдоль канала, нисколько не меняя своей формы и не снижая скорости. Я последовал за ним верхом, и, когда я нагнал его, он по-прежнему катился, вперёд… сохранив свой первоначальный профиль…».
Когда Рассел изучил эту волну и опубликовал статью, практически никто из ученых не поверил, что такое бывает. И только много позднее в 20веке одумались и поверили. Для того, чтобы понять как же эта волна образуется я много раз читал книгу «Солитон» и уперся в такие понятия как волны, энергия, работа и т.д. Поднял доступные мне материалы, и понял, что и среди ученых определение этих понятий неодинаково. Иногда говорят, что надо дать такое определение, чтобы десятилетний ребенок понял. А вот Р.Фейнман сказал, что мы не знаем, как определить энергию. И представить себе как в процессе торможения баржи, у ее носа, образуется бурун, который самоорганизуется,  и, отрываясь от баржи, идет своим ходом на приличной скорости так, что Рассел не смог его догнать. Эта волна получила название Солитон. Оказалось, что солитоны разгуливают в океане, и в монокристаллах- солитоны дислокации. Приведу два определения для энергии и волны.
« Энергия - это способность производить работу".
«Волна (волновой процесс) - процесс распространения колебаний в сплошной среде. При распространении волны частицы среды не движутся вместе с волной, а колеблются около своих положений равновесия. Вместе с волной от частицы к частице среды передаются лишь состояния колебательного движения и его энергия. Поэтому основным свойством всех волн, независимо от их природы, является перенос энергии без переноса вещества ».
Мне представляется, что определения простые, но возникают дополнительные вопросы- что такое способность, работа? Откуда берется энергия, как переносится энергия?
Я, конечно, не собираюсь спорить по определениям, просто обращаю внимание, что мы часто зная определения, не достаточно глубоко их понимаем.
Итак, есть люди, которые делают свою работу с первого раза - без черновиков. Одни это делают вынуждено, другие сразу создают предмет законченным. Можно сказать, что авторы выполняют ИКР-сами, как бы из ничего создают совершенство!
И второе. Мы в течение жизни по- разному относимся ко времени. В детстве его много и некуда девать. В школе, его начинает не хватать, и т.д. Поэтому, по- моему, надо владеть методом понимания -восприятия того, что читаешь, с первого захода. Это программа минимум. А программа максимум – это конечно же идеальное творчество, создание идеальных решений с одного захода!
 
 
 
 
 

 

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "И скульптор, и читатель"