НТИ март 2011 Новые материалы, Транспорт

 

ЧАСТЬ 1 http://www.metodolog.ru/node/955

ЧАСТЬ 2

Раздел НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ начнем с нового материала с высокой обрабатываемостью. «Испытана необычная обработка металлического стекла», информирует 1 марта www.membrana.ru. «Инженеры сетуют, что пластмассы чрезвычайно технологичны, но, увы, не слишком прочны. Металлы, наоборот, прочны, но куда сильнее ограничены в широте методов изготовления изделий. Соединить преимущества этих «двух миров» удалось исследователям из Йеля. Ян Шрирс (JanSchroers) и его коллеги в серии экспериментов доказали, что возможно создание конструкционного материала и технологии производства изделий из него, которые одновременно обеспечили бы очень высокие скорость, точность и лёгкость обработки, как у пластмасс, с прочностью и износостойкостью, как у лучших сортов стали. Ещё в 2009 году Ян со товарищи разработали технологию литья из металлического стекла деталей микро- и нанометрового масштаба. Теперь учёные продолжили эту линию опытов и обратили пристальное внимание на так называемые объёмные металлические стекла (bulk metallic glasses — BMG) и на макроскопические изделия из них. В своей новой работе Шрирс продемонстрировал, что целый ряд сплавов BMG, разработанных в последнее время, прекрасно подходит для создания предметов методом выдувной формовки (blow molding). Команда исследователей создала несколько сложных форм для изготовления деталей, в том числе бесшовных металлических бутылок, миниатюрных резонаторов для микроэлектромеханических устройств и биомедицинских имплантатов. Все эти предметы учёные получали менее, чем за минуту. При этом исключалась необходимость в последующей обработке изделия, расход материала был невелик, а точность соблюдения формы — великолепная. С обычной сталью такого эффекта добиться нельзя, не поплатившись прочностью (возникновением внутренних дефектов после обработки) и долговечностью. Попробовав получать одним и тем же методом бутылочки из разных материалов, авторы эксперимента убедились, что обычные сплавы не успевают заполнить форму даже при значительном росте времени процесса. BMG же позволяют добиться желаемой формы очень быстро, сохраняя ровные стенки. Авторы опыта сравнили различные характеристики стали, алюминиевых сплавов, пластмасс и металлических стёкол типа BMG, содержащих титан, медь, цирконий, алюминий и ряд других элементов. Оказалось, что хотя по стоимости BMG сравнимы со сталью высокого класса, они выигрывают в прочности и притом значительно дешевле в обработке. Выдувная формовка заменяет сразу три традиционных процесса изготовления пустотелых металлических деталей — формовку (литьё) половинок изделия, соединение частей, финишную обработку. Важно, что температура формовки (без дефектов и с хорошим заполнением формы) у новых BMG оказалась примерно сопоставима с аналогичным параметром для пластмасс и заметно ниже, чем, к примеру, у алюминиевых и титановых кристаллических сплавов. Любопытно, что среди авторов новой работы есть представитель американской компании LiquidmetalTechnologies, занятой коммерциализацией аморфных металлических сплавов и продающей на рынке несколько сортов таких материалов под торговой маркой Vitreloy. Можно надеяться, что разработка физиков из Йеля тоже окажется на рынке. Шрирс считает её «новой парадигмой обработки металлов» и сравнивает её потенциальное влияние на общество с тем, что оказало бурное развитие индустрии пластмасс в XX веке».

«Физики изобрели самоукрепляющийся нанокомпозит», сообщает 24 марта www.membrana.ru. «Исследователи из университета Райса построили материал, который при регулярных нагрузках становится только прочнее, словно кости и мышцы живого существа. Композит состоит из леса вертикально расположенных многослойных углеродных нанотрубок, промежутки между которыми заполнены полидиметилсилоксаном. К удивлению экспериментаторов, циклическая нагрузка на этот материал привела не к возникновению механической усталости, но к упрочнению композита. Сжатие с частотой пять раз в секунду в течение недели увеличило жёсткость образца на 12%. Как известно, металлы способны упрочняться под деформирующей нагрузкой (что объясняется перераспределением дислокаций в кристаллической решётке). Но для синтетических материалов подобное свойство — дело исключительное. Учёные пока не знают наверняка, каков механизм упрочнения. Однако они исключают простое скрепление молекул полимера. По-видимому, рассуждают экспериментаторы, секрет нового композита заключается в очень большой площади межфазного интерфейса между нанотрубками и наполнителем и в процессах, развивающихся на этой границе. Причём физики открыли важную особенность данного нанокомпозита: статическая нагрузка не меняет его свойств. Только динамическое воздействие приводит к росту жёсткости. В этом плане авторы исследования сравнивают свой композит с костями и хрящами у спортсменов: регулярная стрессовая нагрузка приводит к их упрочнению. Такова адаптация организма. Американцы полагают, что, разобравшись в деталях взаимодействия полимера и углеродных нанотрубок, смогут создавать не только самоупрочняющиеся конструкционные материалы, но и искусственные имплантаты костей и хрящей, обладающие некоторым сходством с природными аналогами».

25 марта на www.nanonewsnet.ruразмещена заметка «Материал, обеспечивающий сверхпрочное наносцепление».«Уникальный материал, обеспечивающий механическое прилипание, может найти применение в космической отрасли. С точки зрения структуры, этот клеевой материал представляет собой пептид — вещество, молекулы которого построены из двух и более аминокислот. Его поверхность покрыта нановолокнами, которые могут цепляться друг за друга, образуя очень прочное переплетение. Принцип действия схож с застёжкой-липучкой, рассказывает один из авторов разработки, профессор биохимии Джон Томич из Университета штата Канзас (США). В отличие от многих коммерческих адгезивов, которые теряют «хватку» при высыхании, новый материал приспособлен для работы в отсутствии жидкости. Ввиду своих необычных свойств он не предназначен для широкого использования, однако в некоторых специфических областях наверняка пригодится. Одной из сфер применения разработчики рассматривают космонавтику: к примеру, можно было бы ремонтировать обшивку корабля, приклеивая «заплатки» прямо на месте, во время выхода в космос…Поскольку сцепление материала заметно ухудшается в жидкой среде, он, наверное, мог бы послужить индикатором уровня жидкости в ёмкости. Или даже своеобразного прерывателя. Первоначальную работу университетская коллега г-на Томича профессор Сючжи Сунь проделала несколько лет назад, после чего оба исследователя объединили усилия. Сейчас они продолжают исследовать свойства полученного вещества и выясняют, можно ли наделить теми же свойствами сцепления протеины, чтобы впоследствии использовать их в генной терапии».

«Получен экранный материал-«хамелеон», меняющий цвет под действием магнитов», пишет 23 марта www.nanonewsnet.ru.« Китайские учёные разработали экран, состоящий из слоя частичек, которые способны изменять светоотражающие способности, варьируя тем самым свой цвет. Если раскраска самого хамелеона зависит от концентрации хроматофоров (несущих пигмент клеток), то другие живые существа, обладающие схожими способностями, используют слой преломляющих свет клеток. Когда между этими клетками попадает жидкость или образуется свободное пространство, длина отражённой световой волны становится иной. Последнее как раз и вдохновило группу китайских исследователей под руководством Чжун-цзе Гу из Юго-Восточного университета в Нанкине. Им удалось получить матрицу из микроскопических сферических капсул, состоящих из прозрачного полимера EO3-TMPTA, каждая из которых может выступать как отдельный пиксел. Внутри капсулы содержится кластер магнитных наночастиц, которые управляются с помощью внешнего магнита. Слегка раздвигая и поворачивая капсулы, можно менять цвет всего экрана. При этом специалисты добились того, чтобы цвет был одинаковым вне зависимости от угла зрения. Кроме того, команда г-на Гу разработала промышленный способ производства экранной поверхности, применив технологии микроструйного «литья».

«Кое-что новенькое о сенсорной ткани»сообщает 10 марта www.nanonewsnet.ru. «На международной выставке нанотехнологий Nano Tech 2011 представители исследовательского центра AIST (Advanced Industrial Science and Technology) продемонстрировали последние результаты своих исследований в сфере использования тканей в качестве сенсорных поверхностей. Технология состоит в покрытие нейлоновых волокон проводящим слоем толщиной около одного микрона для создания проводящих волокон, которые можно использовать как сенсорный датчик. Подобная технология позволит создавать сенсорные экраны огромной площади без прогрессирующего удорожания стоимости в зависимости от размеров. Сами же разработчики видят использование сенсорных тканей в первую очередь в медицине. Сенсорные материалымогут широко использоваться в геронтологии – сфере медицины, занимающейся проблемами пожилого возраста. Дело в том, что лежачие пациенты, больные использующие протезы, костыли и трости могут подвергаться воздействию достаточного высокого давления на небольшие участки тела, что служит источником значительного дискомфорта. Использование же сенсорной ткани может стать отличным диагностическим инструментом для определения болезненного воздействия. Также они могут найти применение в десмургии (повязки и способы их наложения): когда необходимо наложение бинтов или иных материалов с определенной степенью давления, представленная технология позволит легко контролировать качество наложения повязки. Ну и конечно это изобретение позволит измерять степень подвижности суставов, активность дыхательных движений и прочих важных параметров».

«Pepsi  начала выпуск бутылок из растений», пишет 18 марта  www.membrana.ru. «На пробный «зелёный» шаг компанию, видимо, подтолкнула всеобщая мода. Неизвестно, сколько стоил гиганту такой маркетинговый ход, но вскоре газированный напиток могут начать повсеместно упаковывать в тару растительного происхождения. Замену распространённому пластику PET химики исследовательского подразделения PepsiCo искали несколько лет – цена вопроса исчисляется в миллионах долларов. Однако новая тара будет стоить столько же, сколько и пластиковая. Новая «зелёная» бутылка, по заверениям разработчиков, на 100% состоит из материалов, полученных из растений: шелухи проса, коры сосен, листьев кукурузы и прочего. Если эксперимент признают успешным, то в будущем в ход пойдёт кожура апельсинов, шелуха овса и картофельные очистки. Сырьём для создания бутылок послужат отходы многочисленных пищевых производств компании Pepsi. Как известно, она производит не только сладкую газировку. В 2012 году на полках магазинах появятся первые несколько сотен тысяч «растительных» бутылок. Если станет ясно, что производство «зелёной» тары в таких масштабах реально и коммерчески выгодно, Pepsi планирует начать упаковывать в новый материал все свои продукты. Кстати, другой гигант  CocaColaсейчас производит тару, лишь на 30% состоящую из растительного сырья. Об этом было объявлено недавно, и эксперты компании тогда заявили, что полный отказ от использования нефтепродуктов станет возможным лишь через несколько лет. Основные аргументы Coca Cola: пластик мало весит, не бьётся, безопасен, хорошо изучен и не влияет на вкус продукта. (Предполагалось, что получить растительный материал с такими же свойствами будет крайне сложно.) К тому же пластик можно переработать и использовать повторно. Долгое время именно возможность переработки была хорошим оправданием для производителей. Но в новых условиях многие компании заботятся о том, чтобы имидж не был запятнан «углеродным следом» (carbonfootprint). Учитывая, что из 19 основных брендов Pepsi 11 являются именно напитками, нынешнее нововведение может стать неплохим вкладом в экологическое будущее».

РазделТРАНСПОРТ посвящен разным видам транспорта – от велосипеда до звездолета. «Европейцы испекли велосипед из нейлона», пишет 11 марта www.membrana.ru. «Двухколёсный аппарат послужил отработке технологии, призванной сократить стоимость и время изготовления деталей и узлов с одновременной экономией сырья. Львиная доля деталей нового велосипеда была выращена в едином производственном процессе. Airbike почти полностью состоит из нейлона, но по прочности он может сравниться с традиционными велосипедами из металла. Диковинку создало бристольское отделение знаменитой аэрокосмической и оборонной компании EADS. Её специалисты использовали аддитивное производство по слоям (Additive Layer Manufacturing — ALM). Известным ответвлением этой технологии является быстрое прототипирование с помощью трёхмерной печати. Но в данном случае европейцы ведут речь не о создании макетов, а о серийном выпуске деталей. Регулировки руля и седла тут не предусмотрено, но технология подразумевает производство велосипедов любого размера под людей того или иного роста. После того как оптимизированная с помощью компьютера структура будущего велосипеда превратилась в цифровую 3D-модель, лазерная установка выполнила послойное спекание нейлонового порошка. Одновременно выращивалось сразу несколько деталей, включая колёса, интегрированные в ступицы подшипники и так далее. В ряде мест велосипеда лазер сразу создал нужную текстуру. А в толще седла была выращена сотовая структура со свойствами  ауксетика, для лучшей амортизации ударов. Из добавочных элементов «эйрбайка» можно отметить разве что шины да кевларовый ремень, заменивший традиционную цепь. Так что новичок требует минимальных трудозатрат при сборке, и ещё он практически необслуживаемый. Инженеры из EADS полагают, что у ALM — большой потенциал. Эта техника позволяет производить детали ближе к потребителю, она сокращает не только время, но и издержки, даёт меньше отходов и в целом позволяет получить более прочные детали с меньшим весом. Дальнейшая судьба самого «эйрбайка» неизвестна. Однако первый в мире велосипед, построенный по технологии ALM, служит неплохой рекламой технологии, которую охотно примет авиация. В частности, производственный процесс ALM уже вовсю примеряет компания Airbus(ей, как известно, владеет EADS). Кстати, спицы нейлонового велосипеда скопированы с восьмилопастных пропеллеров военного транспортника Airbus A400M».  

«Немцы подняли в небо робота-чайку», информирует 28 марта www.membrana.ru.«Компания Festo построила искусственную птицу, которая напоминает чайку не только обликом. Близка к природной и механика движения её крыльев, головы, туловища и хвоста. «Чайка» состоит из небольшого количества деталей и, по заверениям авторов, выделяется среди собратьев — летающих роботов — высокой энергетической эффективностью. Новинка названа SmartBird. Скелет робота построен из углеволоконного композита, а оболочка — из полиуретановой пены. За движение всех частей отвечают четыре сервопривода и один моторчик, питающиеся от литиево-полимерных аккумуляторов. Общая потребляемая мощность аппарата составляет всего 23 ватта. «Умная птица» способна взлетать и садиться самостоятельно. Благодарить за это следует совершенную механику крыльев. Они не просто совершают машущие движения вверх-вниз, но синхронно поворачиваются под разным углом к встречному потоку, так же как и крылья настоящей птицы. Потому роботу не требуется какой-либо дополнительный источник тяги ни для создания подъёмной силы, ни для поступательного полёта. Перемещением крыльев, головы и хвоста робота управляет бортовой микроконтроллер. Причём для настройки параметров маха крыльев он использует обратную связь от датчиков в сочленениях. С землёй аппарат соединяет двухсторонняя радиосвязь: операторы могут не только направлять машину, но и вмешиваться в её настройки. Контроль за скольжением машины по воздуху достигается за счёт противоположных движений головы и туловища, которые синхронизируются с помощью двух электроприводов и кабелей. Это позволяет роботу изгибаться с одновременным перемещением центра тяжести. Подъёмом и поворотами управляет хвост машины, он же выполняет роль стабилизатора в прямолинейном полёте. Festo особо подчёркивает роль бионики в успехе разработки «чайки» — инженеры постарались тщательно скопировать природный аналог. Напомним, что Festo уже давно проводит опыты в этой области: ранее она создала воздушных и подводных роботов: пингвинов, медуз и скатов. Рассуждая о будущем птички SmartBird, её авторы говорят не столько о самой машине, сколько о применённой в ней системе привода, совмещающей линейное и вращательное движение деталей. Такие механизмы, мол, пригодятся в автоматизации производства (это один из коньков Festo), а ещё в альтернативной энергетике. Сложные движения крыльев-лопастей могут стать основой для необычных ветровых или подводных генераторов».

«Инженеры предложили стратегию изучения Марса роем роботов», пишет 24 марта www.membrana.ru. «Учёные из Великобритании придумали, как наиболее эффективно использовать для исследования Красной планеты группу из нескольких десятков миниатюрных автономных роботов. Разработанная программа поможет им действовать по принципу пчелиного роя. Арон Кисди (Áron Kisdi) и Эдриан Тэтналл (Adrian Tatnall) из университета Саутгемптона (UniversityofSouthhampton) решили, что копирование поведения насекомых позволит довольно быстро изучить не только обширные площади марсианской поверхности, но и пещеры. Вместо больших и медлительных роверов они предложили использовать мелких ползающих или прыгающих и катящихся роботов. Группа из 40-60 таких аппаратов могла бы распространяться от места прибытия посадочного модуля по большой территории, собирать основные сведения и находить места с заранее заданными условиями, а потом возвращаться на базу кратчайшим путём. Затем после сравнения данных каждый микробот мог бы выбрать, стоит ли ему отправляться на новое место или же повторить свой поход для более тщательного изучения местности. В конце концов, коллективный разум решал бы, в каком направлении есть смысл отправить основной напичканный всевозможными сенсорами аппарат или же где стоит посадить новые роверы. Так же в живой природе поступают рабочие пчёлы, когда подыскивают подходящее место для нового улья, или тараканы, совещающиеся по поводу еды. Моделирование показало, что рой из 50 роботов может исследовать до 300 квадратных метров площади примерно за 5 дней. Чем больше миниатюрных разведчиков выпустит посадочный модуль, тем быстрее они управятся. Такой подход, по мнению учёных, позволит сэкономить время и средства на постройку больших исследовательских аппаратов, использовать марсианские роверы с большей отдачей. Кроме того, если поломка или, того хуже, потеря ровера губят всю миссию, то исчезновение пары-тройки миниатюрных роботов не остановит ход работ. Сейчас учёные работают над созданием технической базы, необходимой для работы роя микроботов».

«Учёные мечтают отправить к звёздам термоядерный «Икарус», информирует 10 марта www.membrana.ru. «Американцы и британцы взялись за отработку концепции межзвёздного корабля, способного достичь любого из полусотни ближних к Солнцу светил за время порядка 50-100 лет. Такой срок выбран, чтобы у тех, кто отправит аппарат в далёкий рейс, был хоть какой-то шанс при жизни успеть получить сигнал о достижении цели. Проект «Икар» (Icarus) развивает американская некоммерческая группа учёных TauZeroFoundation, одним из основателей и президентом которой является известный физик Марк Миллис (Marc G. Millis). Ранее он работал в NASA над концепциями передовых космических двигательных систем. Также в проекте принимают участие члены Британского межпланетного общества (BritishInterplanetarySociety — BIS). Прежде, чем рассказать об «Икаре», следует погрузиться в предысторию проекта. В качестве отправной точки команда Tau Zero выбрала другой межзвёздный корабль. В 1973-1978 годах группа учёных и инженеров, действовавших под эгидой BIS, разработала огромный беспилотный аппарат «Дедал» (Daedalus) с термоядерной двигательной установкой. Дедал" представлял собой двухступенчатую систему со стартовой массой в 54 тысячи тонн (из них 50 тысяч тонн приходилось на термоядерное горючее). В качестве топлива предполагалось использовать гранулы из смеси дейтерия и гелия-3. Последний авторы проекта замыслили добыть из атмосферы Юпитера за 20 лет с помощью автоматического завода — воздушного шара. В системе Юпитера можно было бы вести окончательную сборку колосса и оттуда он должен был стартовать к другой звезде. Импульсный термоядерный двигатель аппарата работал бы так. Топливные гранулы должны с большой частотой выбрасываться в центр камеры сгорания (она же — сопло). Там они попадут под удар множества мощных электронных лучей. После разогрева до огромной температуры в топливных гранулах начнётся термоядерная реакция. Её раскалённые продукты удерживались бы от соприкосновения со стенками двигателя при помощи магнитных полей. Благодаря им должна происходить передача на конструкцию корабля тягового усилия от расширяющейся и выбрасываемой плазмы.Предполагаемая цель «Дедала» — звезда Барнарда, удалённая от нас на шесть световых лет. Огромный исследовательский аппарат достиг бы её за полвека. По проекту первая ступень «Дедала» должна была проработать два года, а вторая — 1,8 года. После этапа разгона аппарат должен был достичь 12% от скорости света (максималка составила бы 36 тысяч км/с). Далее последовал бы 46-летний полёт по инерции. Британцы продумали много тонкостей в проекте такого зонда. Так наиболее важные части конструкции «Дедала» были «нарисованы» из молибденового сплава, сохраняющего прочность при криогенных температурах. В роли щита, прикрывающего головную часть комплекса от скоростного потока межзвёздных пыли и газа, решено было использовать 50-тонный диск из бериллия толщиной 7 миллиметров. Поскольку Daedalus не должен был тормозить у цели, в его недрах к звезде Барнарда предполагалось доставить 18 автономных зондов с ионными двигателями. Их следовало выпустить в свободный полёт за несколько лет до прибытия в чужую систему, которую они могли бы исследовать не торопясь. А для того чтобы содержащиеся в ней пыль и микрометеориты не уничтожили технику немедленно, впереди зондов и корабля следовало бы выбросить большое облако мелких частиц, которые расчищали бы путь. Через три десятилетия после завершения проекта Daedalus специалисты решили, что пора посмотреть на него свежим взглядом и перекроить с учётом нынешних достижений техники. Выбор именно этой точки опоры диктовался рядом очевидных соображений. Даже теперь «Дедал» всё ещё остаётся одной из самых проработанных концепций межпланетного корабля в истории. А двигательная установка «Дедала» по расчётам обеспечивала бы удельный импульс порядка миллиона секунд. Трудно представить технически удобоваримый вариант космического привода, который мог бы тягаться по этому параметру с описанным выше аппаратом. Именно потому у «Икара» должна быть аналогичная термоядерная двигательная установка. Официально стартовавший 30 сентября 2009 года проект Icarus расчитан на пять лет. Он собрал под своё крыло двадцать учёных, инженеров и дизайнеров. Они считают, что человеку вполне по силам построить межзвёздный корабль, рассчитанный на крейсерскую скорость в 10-20% от скорости света. Хотя в целом новый межзвёздный странник должен быть нарисован по мотивам «Дедала», многие его части будут серьёзно пересмотрены. Пока исследователи провели несколько общих оценок и ввели ряд ограничений. Так что насколько «сын Икар пойдёт в отца», мы узнаем где-нибудь в конце 2014 года. Кроме того, одно отличие проглядывает уже сейчас. Если Daedalus по прибытии в систему чужой звезды пересёк бы её на всех парах, то есть примерно за два дня, наследник должен суметь немного притормозить. Так он сможет растянуть период исследования планетарной системы — главного лакомства в таком грандиозном предприятии. Тут пора сказать, что в центре внимания Tau Zero Foundation и BIS оказались не только переоценка конструкции межзвёздного колосса с позиции современных науки и техники, но и выбор потенциальных целей для такого корабля. А их список достаточно велик, поскольку инициаторы проекта заранее очертили для этого разведчика радиус действия в 15 световых лет. На таком удалении от нас насчитывается 56 звёзд, входящих в 38 систем, но это число может немного варьироваться. На условной границе в 15 световых лет находится несколько звёзд, расстояние до которых определено с некой погрешностью. Так что это может быть и 14,9, и 15,1 световых года. Если окажется, что такая цель по научным соображениям привлекательна, вряд ли гипотетические организаторы первой межзвёздной беспилотной экспедиции будут торговаться из-за лишних 0,1-0,2 светового года. Очевидно, что предпочтительнее всего выбрать объект поближе, на расстоянии до десяти световых лет, а самое привлекательное — просто ближайший, то есть Альфу Центавра. Ведь полёт такого корабля можно сравнить с постройкой какого-нибудь средневекового готического собора, нередко затягивавшейся на очень долгий срок. Большинство учёных и конструкторов, отправивших «Икара» в космос, его прибытия к другой звезде, рискуют не застать. Помимо расстояния, вторым важным фактором для определения цели является наличие у звезды планет. В идеале — земного типа или сверхземель, да ещё чтобы находились в обитаемой зоне. Пока из 56 ближних звёзд присутствие планет достоверно определено лишь у пары: Эпсилон Эридана(10,5 световых лет) и Глизе 674 (14,8 световых года). И их планеты, увы, далеки от «комфортного» состояния. Они или слишком горячи или холодны. Однако, учитывая последние успехи в деле открытия экзопланет и оценку, гласящую, что примерно треть звёзд главной последовательности должна обладать мирами с массой менее 30 Земель, у упомянутых 56 звёзд планет должно быть порядка полутора десятка. Таким образом, есть хороший шанс, что в ближайшие годы в этом ближнем окружении будут найдены объекты, притягательные с точки зрения детального изучения. Развитие техники позволяет даже надеяться, что у них можно будет заранее отснять спектры в поисках признаков жизни. Если такие «подписи» будут обнаружены, вопрос о том, куда посылать корабль «Икар» — не возникнет…Физики и дизайнеры, занятые в проекте Icarus, тоже попытаются хотя бы в теории определить — на что способна, а на что не способна современная техника применительно к столь амбициозной цели, как межзвёздный полёт. Проект рассчитывает подтолкнуть новые поколения учёных к разработке и постройке аппаратов, готовых выйти далеко за границы Солнечной системы».

 

Окончание следует

Алфавитный указатель: 

Рубрики: 

Subscribe to Comments for "НТИ март 2011 Новые материалы, Транспорт"