![]()
В табл. 1 показано распределение метафорических терминов по обоим критериям (в ячейках таблицы приведены количества соответствующих терминов). Столбцам соответствуют области заимствования лексики, строкам - генетические структурные уровни, выявленные a posteriori из анализа всего глоссария. Термины, которые можно отнести сразу к нескольким ячейкам, учитывались для каждой из них. На основе таблицы можно сделать следующие выводы. 1. Известно, что генетика развивалась, "погружаясь" в исследования все более "нижних" структурных уровней. Соотношения метафорических терминов разных уровней показывают, что этот "путь" противоречил известному методологическому принципу - "не умножать сущностей". Метафорических терминов, для понимания которых нужны разъяснения, подобные статьям глоссария, становилось все больше, а язык генетики - все "эзотеричнее". 2. Среди метафорических терминов преобладают:
Для 677 датированных метафорических терминов была построена кривая времени их появления - график (абсцисса - хронологическая ось, по ординате - количество таких терминов, созданных за данный интервал времени). Перед обеими мировыми войнами, во время и после них на кривой видны прогибы. Вероятно, генетикам тогда было не до метафор.
Кстати, следует особо отметить, что подобные прогибы видны и на хронологических наукометрических графиках других дисциплин, построенных ранее другими авторами - на основании анализа количества докторов наук в США, публикаций в физическом реферативном журнале, астрофизических, математических и радиационно-химических исследований, а также научных публикаций в целом [15, с. 224-245], - но ими не обсуждавшихся. Возможно, прогибы свидетельствуют, что спад различных количественных показателей творчества ученых может служить индикатором и предвестником социальных бедствий и, в частности, больших войн. Для сравнительного анализа истории появления различных метафорических терминов были совмещены приемы, использованные при заполнении табл. 1 и при построении графика. Таблица 2 является своеобразной комбинацией табл. 1 и графика: датированные термины из самых заполненных ячеек табл. 1 были распределены по датам.
Видно, что "всплеск физикализма" в создании метафор - терминов генетики популяций - происходил в 40-е и особенно в 50-е годы, в период расцвета теоретической и прикладной физики. Метафоры, созданные позже, в основном были характеристиками структурно-функциональных участков геномов: в 60-70-е годы - в лингвистико-кибернетическом "стиле", а после 1970 г. - в "анимизирующем". Таким образом, выявлен парадокс: когда генетики стали читать генетические тексты, точные методы анализа физической и логической организации генетических систем достигли расцвета и охватили все структурные уровни живого, а количество получаемых ими эмпирических данных об элементарных генных системах экспоненциально росло, - в своих образных понятиях они стали усиленно интерпретировать эти системы как живые сущности - самостоятельные и даже обладающие свободой воли. Остается неясным, чем все обусловлено: тем ли, что стили восприятия самих генетиков изменялись в соответствии с общими сменами парадигм и эстетических ориентаций в научном сообществе и в обществе в целом, или же тем, что физикалистские, а затем и логико-кибернетические концепции оказывались необходимыми, но не достаточными для понимания объективных особенностей генетических систем. В обоих случаях - судя по особенностям мышления генетиков (по крайней мере, авторов терминов), - генетике отнюдь не грозит физикализм восприятия объектов и подходов к ним, чреватый нарушениями биологической и гуманистической этики. Если каждая "анимизация" нужна лишь затем, чтобы завуалированно охарактеризовать спонтанность, неуправляемость, неконтролируемость и непредсказуемость объекта в условиях исследований, то следует признать, что по мере развития генетики ее терминология все более и более свидетельствовала о бесконечной познаваемости генов. Но возможно и другое объяснение: даже генетические объекты реально живут и целесообразно действуют, и поэтому для их описаний требуется не только технико-физикалистская, но и многообразная биологическая и даже гуманитарная лексика. В развитии генетики основной вектор исследований был аналитико-редукционистским, направленным в глубь геномов. Самый нижний структурный уровень - конкретные генетические тексты - стали доступными анализу 21 год назад, с появлением методик их чтения (секвенирования). В них прочитаны различные "важнейшие слова" - те, от которых зависят ключевые этапы репликации ДНК, размножения клеток, их дифференцировки, формообразования в организмах, злокачественного перерождения, старения. Однако становится все более ясным, что их смыслы проявляются в специфических сложных "контекстах". Стремительное изучение ДНК как "словаря" становится все более ориентированным на исследование тех особенностей генного "синтаксиса", благодаря которым осуществляются целостные "сюжеты". Задачи анализа все более дополняются задачами синтеза, а редукционистское восприятие генных систем - холистическим. По-видимому, усиленная "анимизация" в новых терминах генетики на последнем отрезке ее истории обусловлена именно пониманием сложности и "живости" генетических систем. Полученные результаты позволяют предположить, что сейчас и в ближайшем будущем развитие генетики будет связано с созданием новых "анимизирующих" метафор: в геномику "нижних", а затем, возможно, и более высоких структурных уровней станут проникать рабочие понятия и модели из экологии, биоценологии, культурологии, психологии, социологии и других биологических и гуманитарных наук, изучающих надорганизмен-ные явления. Насколько мы можем судить по нововведениям 1990-1997 гг. в лексике, синтаксисе и стилистике последних генетических обзоров и устных лекций наших зарубежных коллег, данная тенденция уже весьма выражена. * * *Перспективы следующего направления работы - моделирование биосистем на базе их словесных описаний, уже созданных биологами. Конкретнее - мы стремимся создать схему эволюции концепций генетики, представив огромный развивающийся массив генетических знаний в виде лексикографических схем, удобных для построения визуальных графических моделей. Подобная свертка информации становится все более необходимой теперь, когда ежегодно в мире публикуются тысячи статей с генетической тематикой. Достойна внимания лингвистов и филологов литература, которую они до сих пор воспринимают как недоступную их пониманию, - базовые проблемные монографии по современной биологии, и в первую очередь - по генетике. Кратко покажем, как можно прочитывать эти монографии по-новому - даже не обладая фундаментальными знаниями генетики a priori, а приобретая их в минимально необходимых объемах попутно - в таких творческих контактах с генетиками и их литературой, которые как бы нанизывали бы базовые сведения из генетики на стержень лингвистических и филологических исследований. Острая необходимость в структуралистском диалоге между генетиками и лингвистами назрела вновь, теперь уже в новом контексте - с позиций когнитивной психологии. Для понимания проблем, дискуссий и "белых пятен" самой генетики следует концепции генетических систем, созданные разными авторами, в разных странах и в разные годы, представить в виде когнитивных моделей. Есть надежда, что сотрудничество генетиков, лингвистов, программистов и психологов позволит средствами когнитивной графики строить такие визуальные динамические модели и изучать их поведение - для того чтобы понять, как работают реальные сложные генетические системы. Проверять эти гипотетические модели можно будет в конкретных генетических исследованиях, где сами биосистемы взаимодействуют с логикой и методологией экспериментаторов. По-видимому, наиболее удобная форма - это блок-схемы, в которых различные генетические структуры и процессы будут представлены в виде узлов и ребер соответствующих графов. Одни из этих объектов "обладают свободой воли" (самопроизвольной динамикой, поведением) и управляют другими - детерминированными извне. Такие свойства биосистем, постулируемые авторами, позволяет выявить их метафорическая лексика и стилистика - анимизация и физикализация объектов в активных и пассивных формах. Поэтому из всех ячеек - семантических кластеров метафор генетики, описанных выше, - теперь мы остановимся лишь на экстремальных, с помощью которых генетики "анимизировали" или же "физикализировали" свои объекты. Рассмотрим с этих позиций метафорические высказывания - словосочетания более протяженные, чем термины (от трех слов до абзаца или набора высказываний с общими сюжетами), и в отличие от терминов не становящиеся рабочими "инструментами" профессионального сообщества, а сохраняющиеся лишь в авторских текстах. Предлагаемая методика сводится к следующему. Прочитывая монографию, мы извлекаем из нее все "поэтические вольности" - метафорические высказывания автора - и создаем цитатник. Сопоставляя цитаты, можно строить "мета-метафоры" - блок-схемы концептов. Они не только совпадают с резюме (предисловиями, послесловиями и устными оценками) коллег-генетиков, но и выявляют такие важнейшие особенности авторских концепций, которые и сами авторы, и их читатели и рецензенты-генетики упускают из виду: обилие эмпирических данных заслоняет логику и "белые пятна" самих процессов и их описаний. В обоснование этой точки зрения приведем несколько примеров. В конце 60-х годов М. Ичас в своей монографии [20] использовал некоторые метафоры, обсуждая проблемы универсальности и эволюции ДНК-белкового кода. Он рассматривал и сам этот код, и его эволюцию как самосовершенствующиеся системы - иногда проявляющие "свободу воли", по-видимому, не сводимые к физико-химическим принципам, однако напоминающие машины. Событием в изучении молекулярной эволюции (на примере позвоночных животных) стала в 1970-1973 гг. книга С. Оно [21]. Жесткая приверженность дарвинистской парадигме заставила отечественных издателей и переводчиков изменить ее название: оригинальное авторское название "Evolution by Gene Duplication" в советском издании было заменено на "Генетические механизмы прогрессивной эволюции". Предисловие известного генетика Б.Н. Сидорова акцентирует внимание читателей на том, что автор недооценил роль естественного отбора. Однако наш анализ обильных и ярких метафор книги показывает: по С. Оно, отбор - мощное активное творческое начало, однако в основном судьбу больших групп животных на трудных путях и главных поворотах эволюции действительно решали автогенетические процессы - внутренняя логика развития геномов. Построение блок-схемы эволюции генома, по С. Оно, - задача ближайшего будущего. Интересный пример бурного развития профессионального дискурса в научной школе - работы В.А. Ратнера и его коллег, более двух десятилетий работающих в Новосибирском академгородке и развивающих кибернетические методы анализа генетических систем. Сравнивая выводы, сделанные в их монографиях, можно видеть, как мощное развитие кибернетического дискурса, происходившее в 70-х годах [22], с середины 80-х годов по сей день все активнее дополняется вербальными характеристиками типа "живые свободные гены" [23,24]. В метафорах, содержащихся в данном цикле работ, гены и генные системы сначала представлялись как механизмы, а затем все более - и как квазиорганизмы. Эти две парадигмы все более взаимодействуют, причем вербальная анимизация объектов усиливается. В начале 80-х годов, с открытием мобильных генетических элементов ("прыгающих генов"), происходила мощная реформация представлений об эволюции геномов. Судя по метафорическим высказываниям в коллективной монографии [25], ее авторов можно разделить на две группы - "редукционистов" (пути эволюции геномов они определили самопроизвольными изменениями в отдельных генетических элементах - sensu lato, поведением элементов) и "холистов" (они считали, что общая архитектоника геномов - продукт их целостного развития, определяющий эволюционные судьбы отдельных элементов). Р.Б. Хесин в своей монографии "Непостоянство генома", название которой имеет несколько анимизирующий метафорический характер [26], сопоставил более 3500 экспериментальных работ, проведенных генетиками мира до 1982 г. Цитатник из монографии - свыше 40 развернутых метафорических высказываний - читается как сказка. Анимизация в них охватывает лишь один структурный уровень генетической организации - фрагменты ДНК, или генетические элементы. Судя по метафорам, и целое (геном) может влиять на свои части (эффекты положения генов), и наоборот (перемещаясь, элементы вызывают разнообразные перестройки генома). Вступая на путь создания художественных образов (а, как было показано выше, на высоких уровнях научного творчества это неизбежно), ученый, как и поэт, и прозаик, в своих метафорах может и "проговариваться", выходя за рамки своей точки зрения. Примером может служить монография А. Лима-де-Фариа [27]. Стремясь рассматривать биологическую эволюцию, и в первую очередь эволюцию генетических структур как совокупность чисто физических явлений, для понимания которых достаточно привлекать лишь дисциплины, охватывающие физико-химические феномены - от квантовой физики до кристаллохимии, автор приводит массу впечатляющих фотографий, иллюстрирующих подобия между живыми и неживыми формами. Однако во многих местах монографии лексика автора выдает прямо противоположное - его скрытый анимизм. Особенно впечатляет глава 17. Не только проблематика, но и вся ее лексика и стилистика отражены в названии: "Как ген, хромосома и клетка противостоят среде и избегают гибели" [27, с. 241-258]. В частности, по выражению автора, "хромосома... поддерживает постоянство, вводит новшества и производит разведку, пользуясь собственными средствами". Необходимо отметить, что вся эта глава, полная анимизирующих метафор, посвящена именно цитогенетике - полю профессиональных исследований самого автора. Именно в его аналитико-экспериментальных работах ранее были выявлены многие принципы расположения генов в хромосомах и рассмотрена архитектоника хромосомы как целого. Более того, в книге анимизации подвергнуты отнюдь не только биологические объекты. Например, "элементарные частицы прошли свой эволюционный путь и имеют своих предшественников" [27, с. 67]. Следует отметить, что в русскоязычной генетической литературе особой метафоричностью, по-видимому, отражающей свободу творчества, отличаются генетики "новосибирской школы" - Р.Л. Берг, М.Д. Голубовский, В.А. Ратнер и другие. Напротив, в двух обзорных монографиях, изданных в Москве и посвященных тому же кругу проблем, что и упомянутая монография С. Оно - организации и эволюции геномов позвоночных [28, 29], - метафор крайне мало, и все они появляются в конце книг - при обсуждении концепций, предлагаемых авторами. Трудно сказать, что это - добросовестность позитивистского описания или же "внутренняя самоцензура". Однако даже основные концепции монографий можно выявить, базируясь лишь на метафорах. На базе новых молекулярно-генетических фактов оба автора показали, как именно различия в архитектонике хромосом современных позвоночных могут отражать их комплексную реорганизацию, происходившую сотни миллионов лет назад в периоды ароморфозов - выхода на сушу, возникновения зародышевых оболочек, формирования принципов хромосомного определения пола. Полагаем, что несколько приведенных примеров должны привлечь внимание психологов, лингвистов и филологов, логиков и методологов. Сотрудничая с ними, мы, генетики, сможем по-новому понять многочисленные тексты наших коллег, а знатоки, исследователи и ценители языка смогут познать глубины и насущные проблемы генетики и биологии в целом. Надеемся, что предлагаемый нами подход к массиву знаний и проблем, уже сформированному и интенсивно формируемому генетиками, в дальнейшем может позволить увидеть в сжатом и наглядном виде модели развития рака, старения, эволюции разных групп организмов и динамики биологических сообществ. Эти исследования могут быть дополнены и проверены новыми эмпирическими фактами и экспериментами и осмыслены с помощью невербальных схем и моделей, которые можно будет строить при сравнениях различных биологических публикаций. ЛИТЕРАТУРА1. Black М. Models and Metaphors, lthaca: Comell University Press, 1962. 2. Haraway D.J. Crystals, Fabrics, and Fields; Metaphors of Organicism in Twentieth Century Biology. New Haven: Yale University Press, 1976. 3. Wilden A. System and Structure. Essays in Communication and Exchange, 2nd ed. N. Y.: Tavistock Publications, 1980. 4. Метафора в языке и тексте. М.: Наука, 1988. 5. Fox Keller E. Refiguring Life: Metaphors of Twentieth Century Biology. N. Y.: Columbia University Press, 1995. 6. Lakoff G., Johnson М. Metaphors We Live By. Chicago: The University of Chicago Press, 1980. 7. MacCormac E.R. A Cognitive Theory of Metaphor. Cambridge (Mass.), London, 1985. 8. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. Пер. с англ. М.: ИЛ, 1963. 9. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. М.: Наука, 1986. 10. Кастлер Г. Возникновение биологической организации. Пер. с англ. М.: Мир, 1967. 11. Denton М. Evolution: Theory in Crisis.USA, Bethesda, Maryland: Adier & Adier Publishers, Inc., 1986. 12. Гилберт С. Биология развития. В 3-х томах. Пер. с англ. М.: Мир, 1994. 13. Goodwin B.C. How the Leopard Changes its Spots (The Evolution of Complexity). London: Weidenfeld & Nicolson, 1994. 14. Peters R.H. A Critique for Ecology. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. 15. Хайтун С.Д. Наукометрия. Состояние и перспективы. М.: Наука, 1983. 16. Маниатис Т., Фрич Э., Сэмбрук Дж. Молекулярное клонирование. Пер. с англ., М.: Мир, 1984. 17. Седое А.Е. История генетики, запечатленная в метафорах ее языка: количественный и структурный анализ. 1. Общие принципы анализа. Метафорические термины // Проблемы социолингвистики и многоязычия. М.: Московский лицей, 1997. С. 35-47. 18. Седов А.Е. История генетики, запечатленная в метафорах ее языка: количественный и структурный анализ. II. Задачи и принципы анализа метафорических высказываний в проблемных монографиях// Функциональные исследования по лингвистике. Вып. 6. М.: Московский лицей, 1998. С. 20-26. 19. Rieger R., Michaelis A., Green M. M. Glossary of Genetics, Classical and Molecular, 5th ed. B. etc.: Springer-Verlag, 1991. 20. Ичас М. Биологический код. М.: Мир, 1971. 21. Оно С. Генетические механизмы прогрессивной эволюции. М.: Мир, 1973. 227 с. 22. Ратнер В.А. Молекулярно-генетические системы управления. Новосибирск: Наука, 1975. 23. Ратнер В.А., Жарких А.А., Колчанов Н.А., Родин С.Н., Соловьев В .В., Шамин В.В. Проблемы теории молекулярной эволюции. Новосибирск: Наука, 1985. 24. Ratner V.A., Zharkikh А.А., Kolchanov N.A., Rodin S.N., Soloviov V.V., Shamin V.V., Antonov A.S. Molecular Evolution (Biomathematics. Vol. 24). Berlin, Heidelberg, N. Y.: Springer-Verlag, 1996. 25. Эволюция генома. Под ред. Г. Доувера и Р. Флейвелла. М.: Мир, 1986. 26. Хесин Р.Б. Непостоянство генома. М.: Наука, 1984. 27. Лима-де-Фариа А. Эволюция без отбора. Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 28. Гинатулин А.А. Структура, организация и эволюция генома позвоночных. М.: Наука, 1984. 29. Бирштейн В.Я. Цитогенетические и молекулярные аспекты эволюции позвоночных. М.: Наука, 1987. Главная ![]() ![]()
| | |||||