![]()
Далее в примере указывается, что матрица дает возможность построить 9216 комбинаций, что перебирать их все не имеет смысла, достаточно найти несколько удачных. В качестве примера удачной комбинации предлагается ванна из пластика, двухместная, лежачая, нестандартной формы, установленная ниже уровня пола в центре помещения и предназначенная для гидромассажа. Чем именно интересен данный вариант, мы из разбора не узнаем. Можно даже высказать предположение, что кому то он покажется совсем неинтересным. Но может быть автор решения видит в нем что - то интересное для себя, может быть предложенная совокупность свойств и характеристик объекта позволяет обойти некую принципиальную трудность, добиться поставленной цели... Об этом мы не узнаем, так как цель при решении задачи поставлена не была. В связи с этим можно предположить, что легкость составления матрицы с лихвой будет перекрыта трудностями по добыванию действительно интересных и неожиданных вариантов. Такой подход соответствует схеме "составить морфологическую матрицу, а потом мучиться, отыскивая интересные варианты". Естественно, что обсуждение вариантов затруднено, опять-таки в связи с отсутствием поставленной цели. (Такая морфология действительно удивительно неэффективна. Но придумали ее не Ф. Цвикки с Р. Луллием, а наши современники в процессе критики альтернативных учений. Вот интересно, если решать задачу с использованием АРИЗа, но при этом не определить, что следует улучшить, какова цель решения - как все это будет выглядеть со стороны? Более целесообразна, на наш взгляд, схема, в рамках которой "мучения" предваряют составление морфологической матрицы, с малым количеством вариантов, но с большим количеством интересных решений). Но возможен ли такой подход в рамках приведенных на сайте инструкций по применению метода? Думаем, что возможен. Внимательно рассмотрим оригинальный текст, приведенный на сайте и уже цитировавшийся в данной статье. В нем идет речь о том, что метод используется, когда выявлены проблемы, которые нужно решать. Какие же проблемы решаются в данном случае? Относительно чего формируется поле поиска? Ответов на эти вопросы мы не получаем. Отсутствие задания на входе не позволяет "настроить" морфологический инструмент и он, соответственно заданию, не дает никакого интересного решения ранее не поставленной задачи. Но ведь требование предъявления проблемы присутствует. Осталось его выполнить. Морфологический подход к исследованию возможностей разработки объекта обязательно включает в себя определение исследуемого объекта. В рабочем порядке используем определение из словаря Ожегова "Ванна - большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья". Но это только часть определения -ведь важно уточнить, что именно нас интересует в данном конкретном случае. Общеизвестно, что в различных ситуациях один и тот же объект определяется людьми по разному. Поэтому необходимо уточнить особенности функционирования объекта. Именно это позволит задать ракурс, под которым его целесообразно рассматривать. Ведь мы знаем, что каждый объект может быть охарактеризован практически бесконечным количеством параметров. Выбор из них ограниченного количества наиболее важных требует понимания особенностей задачи. Это очень ответственный момент, ведь здесь ставится заслон избыточности матрицы. Так, например, мы можем перечислить целый ряд возможных вариантов, каждый из которых потребует создания собственной морфологической карты:
Конечно, данный список не исчерпывающий. (Интересно было бы рассмотреть ванну для корабля, для походного госпиталя, для небольшого сельского или загородного дома, для богемного ночного клуба, для велотуриста… Здесь важно понимать, что не бывает объекта "вообще". Он всегда существует в какой - то среде). Уточнение списка, его минимизация - задача проектанта, того, кто выполнил предпроектные изыскания. И уже исходя из выбранной особенности функционирования объекта, повторно строится его определение. Оно будет узко специализированным, в нем выпячиваются особенности, наиболее важные для данной задачи. Каждый объект, в котором может быть установлена ванна, задает свой ракурс ее рассмотрения. И задачи проектирования ванны будут очень отличаться для стандартной пятиэтажки и элитного коттеджа. (Итак, мы зафиксировали первый недостаток примера - в приведенном выше разборе, совершенно отсутствуют черты особенности задачи). Для ванны, устанавливаемой в квартирах типовой застройки, уточненное определение может быть, например, следующим: стандартная (чугунная, эмалированная сидячая) емкость для купания, снабженная средствами компенсации неровностей пола и герметичной стыковки со стеной, повышения теплоемкости и декоративным элементом, организующим фасад. В этом определении сама ванна задана как данность (с ней не проводится никакая комбинаторная работа, ведь для типовой застройки тип ванны может быть навязан "свыше"), а все внимание уделено элементам, приспосабливающим ванну к маленькой и некачественно сделанной ванной комнате. Построение такого определения требует от проектанта осознания комплекса обстоятельств и условий, в которых должна реализовываться функция, выполняемая объектом. И этот комплекс ограничений позволяет задавать границы вариантов реализации каждой из осей. Так, в матрице, создаваемой для стандартного панельного дома, по определению ванная должна размещаться только в заданном объеме и варианты "ниже уровня пола" не должны иметь место. Если же размещение ванны ниже уровня пола может иметь место, то это говорит о ином комплексе ограничений и условий, о иных целях. Может быть это ванна для санатория или элитного жилого дома? В этих случаях потребуется определение, включающее в себя новый комплекс условий. Рассмотрим еще ряд вариантов: Ванна для дома престарелых может быть интересна как емкость для купания, снабженная средствами предотвращения погружения человека в воду с головой, а также средствами, облегчающими для человека с функциональными недостатками погружение в воду и выход в из ванны. Ванна для космической станции будет иметь совсем иные особенности. Здесь на первый план может выйти проблема удержания воды вокруг тела человека, предотвращения ее концентрации в зоне головы и проч. В процедуре уточнения, доопределения и состоит основной "мыслительный" механизм морфологии. Именно здесь создается системный образ объекта, модель, в которой обобщенно описаны его важнейшие составляющие. Задача совершенствования объекта через морфологию решается в два основных этапа. На первом происходит понимание объекта и его представление через совокупность составных частей, критически важных для сохранения образа. Иными словами, на первых шагах совершенствуемый объект "понимается". На втором этапе происходит накопление информации о вариантах исполнения составных частей, узлов, функций. Неизвестность, таящаяся в проблеме совершенствования объекта, сводится к информационной задаче - выявлению существующих вариантов для названных узлов. Морфологический подход - это искусство сделать новое из существующего, увидеть действительные пределы изменения объекта. Но не в простом понимании этого действия, не как перебор того, что уже явно находится перед проектантом. Морфология позволяет привлечь к решению знание существующее, но еще не связанное с данным объектом. Из уточненного определения выбираются и стилистически корректируются значимые признаки. Они и служат основой для морфологической карты. Для ванны стандартной застройки оси, исходя из нашего определения, будут: А. способ компенсации неровностей пола Б. способ герметичной стыковки со стеной В. способ повышения теплоемкости Г. способ организации декоративного фасада. (Как видим, признаков самой ванны здесь нет, ведь в данном выше определении мы их зафиксировали). Для каждого из перечисленных значимых признаков и формируются варианты их исполнения. Здесь в действие вступают эрудиция, информационные фонды, в частности патентный фонд. Конечно, можно себе представить и проведение на данной стадии мозгового штурма. Только это будет не перебор вариантов, а их "набор", вспоминание. Например: А1 ножки с выдвижными элементами; А2 предварительно горизонтируемая рама - ложемент для ванны; А3 установка ванны в емкость с жидкостью или сыпучим материалом; А4 подвешивание ванны к потолку; А5 крепление ванны на консолях, выведенных из капитальной стены. Б1 Герметизация с помощью застывающей пены; Б2 герметизация пластичной лентой, крепящейся как к ванне, так и к стене; Б3 вдавливание боковой поверхности ванны в упругий элемент, предварительно размещенный на стене. В1 Размещение под ванной нагревательного элемента (труб с горячей водой); В2 размещением на внешней поверхности ванны теплоизолирующего материала; В3 изоляцией ванны от остального объема ванной комнаты. Г1 Размещением декоративного элемента, закрывающего боковую поверхность ванны; Г2 организацией боковой поверхности в виде ступенек; Г3 размещением с боковой поверхности шкафчиков и иных вмещающих объемов. Наконец, выбор из полученного многообразия конструктивных и эвристически интересных вариантов реализации. Например А3; Б3; В2; Г3: ящик - рама с песком, в которую погружается ванна. Боковая поверхность ящика представляет собой шкафчики или декоративную поверхность. Песок позволяет горизонтировать ванну и увеличить теплоемкость. Верхняя грань боковой поверхности противоположной декоративной, снабжена упругим элементом для обеспечения герметичного контакта с неровной стеной. Аналогично может проводиться работа и по остальным вариантам. Вернемся к исходно построенной в разборе морфологической таблице. Насколько точно определены названия осей и насколько адекватно осям выбраны варианты, заполняющие эту матрицу? Выбранные оси: "материал, размер, способ, форма, расположение, монтаж, назначение". Мы уже зафиксировали, что без поставленной цели определить качество данной работы не представляется возможным. Следовательно, неясно, чего мы добьемся, расписав варианты их возможной реализации. Но отвлечемся от этого и рассмотрим оси по отдельности. Здесь нас будет интересовать, насколько варианты исполнения соответствуют назначенным осям, насколько полно эти варианты "закрывают" собой ось.
Размер ванны... какой же он может быть? Ясно, что мера может быть выбрана любой. Некоторые мерят в попугаях, а мы будем в "местах". Но тогда почему бы не добавить "безместная" и "многоместная" (вместо мини - бассейна)? И кроме того, все прекрасно понимают, что бывает ванна одноместная сидячая и бывает одноместная роскошная двухметровая. Входят ли они в один класс одноместных ванн? Некоторая дополнительная информация о размере может поступить и из следующего ряда. Сидячая и одноместная - это действительно маленькая. Но вот если "одноместная" и "лежачая"?
(Вероятно, "способ размещения купающегося" - А.Е.) Поддон - это, наверное, говорит о стоячей ванне. Но где же "висячая", "бегучая" и прочие экзотические варианты? Ось заполнена не полностью. Таким образом, информация о размере объекта оказалась скрытой, разбросанной по различным осям.
Использование термина "нестандартный" в принципе не приветствуется. Увлечение им может привести к тому, что выбранным окажется вариант ванны, нестандартной формы, выполненной из нестандартного материала и установленной в нестандартном месте.
Эти две оси говорят о месторасположении ванны. Ось "Расположение" - о расположении в плане, а "Монтаж" - о расположении по горизонту, относительно уровня пола. Правда, из этого ряда выпадает вариант "встроенная". Да и здесь полнота вариантов сомнительна. На оси "Расположение" могут быть дополнительно введены варианты "на двери", "на потолке"...
Гидромассаж - это назначение, или говорит о назначении? Как же он может быть определен в рамках, общих с предыдущими терминами? Является ли гидромассаж лечебной процедурой, или это процедура тонизирующая, бодрящая? И может быть в этом случае ввести как вариант не "гидромасаж", а нечто более обобщенное? Общее ощущение от исследования морфологической карты - в примере отсутствуют проработки на уровне каждой оси. "Легкость выбора" приводит к ощущению деланности наспех. Представляется, что все это следствие отнесения морфологического подхода к методам "активизирующим процесс перебора вариантов". В общем, "как вы яхту назовете, так она и поплывет". P.S.:Мы готовы опубликовать комментарии всех заинтересованных лиц, касающиеся данной задачи и данного разбора. Главная ![]() ![]()
| | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||