Главная    Конференция    О приемах и решениях

"О приемах и решениях."

26.11.2003 на адрес сайта info@metodolog.ru пришло следующее письмо:

"Дядя Дик" diadia_dik@mail.ru

Уважаемый А.В. Кудрявцев!

Вспомнил историю из преподавательского опыта. В одном учреждении кто-то из "маститых" проводил занятие по приемам и "матрице". Из зала дали задачу. Преподаватель "поводил указкой", нашел нужные подсказки и успешно нашел несколько решений. Аплодисменты. Но вот нашелся же "въедливый" зритель ,который обратил внимание на то ,что преподаватель попал не "в тот квадратик". Ну ошибся человек, с кем не бывает. Но ведь задачу-то он решил, да еще "на людях", что существенно труднее. Я эту историю вспомнил не для того, чтобы умалить достоинства ПРИЕМОВ, указать на "несовершенство "матрицы.

Я думаю, что этот случай демонстрирует скорее обратное, но при этом указывает все-таки на то, что ТРИЗ в парадигме его создателя в большей степени искусство, чем наука, потому что опирается на "духовные практики" пользователя и дает разные результаты в "разных руках" (головах).

Меня не покидает ощущение, что и Приемы ,и Законы- суть проявления свойств систем и процессов их изменений

Нет ли каких-нибудь попыток объединить их в каком-то одном средстве формализации ?

С искренним уважением , Иван П. П., пенсионер

Уважаемый Иван!

Любопытную ситуацию Вы вспомнили. Действительно, приемами можно пользоваться и как заранее заготовленными картинками в методе фокальных объектов. (Вообще, при известном скептицизме, все методы можно свести к двум - мозговому штурму и МФО). В восьмидесятых годах похожие эксперименты проводились в Московском общественном институте технического творчества. Преподаватель, монопольно владеющий таблицей, давал случайные сочетания приемов части слушателей, выбравших свои версии "улучшается - ухудшается". Остальные слушатели получали отсылки на приемы, действительно указанные в таблице. Выяснилось, что точное указание на приемы не является генеральным преимуществом в таком негласном соревновании. Более важным фактором являлось наличие позитивной установки на решение задачи. Как правило, решение находится, если проявляется воля к его поиску. (Обратите внимание на материал (http://metodolog.ru/00077/00077.html#1) , в котором приведено упражнение "Сверханалитик").

Поэтому ясно, что список приемов, да еще и с таким подкреплением как таблица, может использоваться в том числе и в качестве некоего интеллектуального плацебо.

Но что это доказывает? Всего лишь (!) могущество человеческого разума самого по себе. Возможно, найдутся люди, готовые с этим поспорить, но для нашей школы это вывод тривиальный.

Задача Альтшуллера была в том, чтобы дать не просто набор приемов, а с помощью таблицы помочь в выборе наиболее эффективных. Проводимое в рамках проекта ТРИЗАЛ исследование возможно поможет прояснить, насколько теоретически обоснованно были даны эти рекомендации. (http://metodolog.ru/trizal.html)

При этом, конечно, остается и проблема запаздывания, органически заложенного в суть метода. Люди, занимающиеся методами, иногда забывают, что приемы (и законы) фиксируют опыт людей, идущих впереди, тех людей, которые впервые предложили в своих решениях новые приемы, законы.

Ведь с точки зрения "законоведения" изобретательство можно разделить на два класса - движение по законам, и поиск путей, нарушающих монотонность такого развития.

На сайте планируется ставить материалы, посвященные этой тематике.

Всего доброго

А. Кудрявцев

P.S.: Мы готовы опубликовать мнения по этому поводу всех заинтересованных лиц.

Наш адрес: info@metodolog.ru.


Главная    Конференция    О приемах и решениях