Главная    Литература    Покушение на миражи

"Покушение на миражи."

В.Ф. Тендряков

(отрывки из романа 1979 - 1982)

Из непроглядных временных далей течет поток рода людского, именуемый Историей. Он несет нас через наше сегодня дальше, в неведомое.

В неведомое? Ой нет, не совсем! Далекое проступает уже сейчас, только надо его видеть - великое через малое, в падающем яблоке - закон всемирного тяготения.

Кто в 1820 году обратил внимание на сообщение Эрстеда, что стрелка компаса резко отклонилась к проволоке, по которой пропущен ток?.. Людей тогда волновала судьба Наполеона, доживавшего последние дни на острове Святой Елены, убийство герцога Беррийского. А стрелка компаса... экая, прости господи, чепуха. Но от нее вздрогнула История, началась новая промышленная эра, электричество вошло в жизнь и изменило ее, изменился мир, изменились мы сами.

А щепотка урановой соли, случайно засветившая фотопластинку Беккереля... А "безумные" прожекты скромного учителя из Калуги - вырваться из объятия Земли!..

Течет поток рода людского. Куда? Какие силы гонят его? Безвольные ли мы рабы этих фатальных сил или у нас есть возможность как-то их обуздать? Мучительные вопросы бытия всегда вызывали страх перед будущим. Он прорывался в легендах о всемирном потопе, хоронящем под собой человечество, в кошмарах откровения от Иоанна, в жестоких расчетах Мальтуса. И хотя активная жизнедеятельность людей побеждала этот страх, но тревога за свои судьбы не исчезала, и загадки бытия не становились менее мучительными.

Чем дальше, тем меньше человек зависел от внешних сил, тем сильней он ощущал: опасность кроется в нем самом. Не кто-то и не что-то со стороны больше всего мешает жить, а непроходящая лютая взаимонесовместимость.

И мы теперь острей, чем прежде осознаем, что между обыденно житейскими конфликтами иванов ивановичей с иванами никифоровичами и глобальными катаклизнами мировых войн существует глубинная связь, то и другое - нарушение общности.

Разобщенности же во все времена противопоставлялась нравственность. Испокон веков на нее рассчитывали, к ней неистово призывали. Но мы уже устали от громогласных призывов, по прежнему не уверены ни в себе, ни в своем будущем. Куда занесет нас бурное, все ускоряющееся течение Истории, в какие кипучие пороги, в какие гибельные омуты?

Грядущее проступает уже сейчас: в малом - великое! Как разглядеть его неброские приметы? Приметы надвигающейся опасности, приметы обнадеживающие и спасительные. И прежде всего приметы возрождающейся нравственности, без нее немыслима жизнь.

Будущее проступает уже сейчас - такова особенность развития. Чтобы уловить робкие приметы этого будущего, надо как ни парадоксально, вглядываться назад, в истоки нынешнего. Только тогда можно понять, как оно изменчиво и куда эта изменчивость приведет. Грядущее проглядывает через прошлое.

Несет время род людской, позади, по реке прошлого, в фарватере Истории, остаются человеческие маяки. Каждый что-то то собой отмечает. По ним легче всего ориентироваться. И следует ли отворачиваться от их архаического света, если даже он и кажется нам иллюзорным?

...

Относительность времени вне нас, вокруг нас, внутри нас. Миллионы лет или более того понадобилось нашим далеким предкам, чтобы создать себе грубое рубило, несколько сотен тысячелетий - чтобы вооружиться луком и стрелами, а за какой-нибудь неполный десяток тысяч лет в бурном темпе промчались к теории относительности, к космическим ракетам! Природа подарила нам разум и получила взамен динамичность.

Наше время... Наколько известно, люди почти никогда не бывали довольны своим временем, с завистью вглядывались или в прошлое - мол, вот тогда- то и была жизнь, не чета нынешней - золотой век, или с надеждой в будущее. Проницательный Белинский с неосторожной восторженностью заявил: "Завидуем внукам и правнукам нашим, которые станут жить в 1940 году..." А в том году уже шла самая жесточайшая из человеческих войн - вторая мировая.

Я тоже хотел юы знать, что станется с нашими правнуками через сто лет, но ошибка Белинского остерегает от оптимистических прогнозов. Чтоб хоть как - то понять будущее, следует обратиться к прошлому, уловить в нем особенности развития. Ньютон к концу жизни обратился к богословию, Эйнштейн увлекался игрой на скрипке, сочинял бесхитростные стихи, Опенгеймер изучал санскрит, ну а я кинулся с головой в историю, искал в ней счастливые моменты.

В некоторых солидных работах я наткнулся на многозначительные слова "золотой век энеолита". Еще не возникло рабство, еще не произошло резкого разделения на богатых и бедных, а распространившееся земледелие - хорошо ли, плохо - кормило людей. Но кто из нас удовлетворится таким ненадежным благополучием, которое добывается мотыгой, зависит от малейших капризов природы: дождя не вовремя, случайного града, свалившейся засухи. Золотой век - ой ли?

Счастливейшими в истории считаются четырнадцать лет Перикла в Афинах. Да, но это счастье казначея, прибравшего к рукам общую кассу. Афины возглавляли союз эллинов, бесконтрольно распоряжались стекавшимися со всех городов взносами. А Сократ в это время был приговорен к смерти, а великий Федр брошен в тюрьму...

Ни одно время, если пристально вглядеться, не счастливей нашего. Я так и не отыскал в истории мгновения, про которое можно было бы сказать - остановись, ты прекрасно!

Однако жалкое же утешение: мы - де столь же несчастны, как и наши прадеды, ничуть не добрей, не отзывчивей друг к другу. Человечество всегда отказывало себе в лишнем куске хлеба, чтобы получить смертоносное оружие. И теперь танк обходится в десятки раз дороже трактора, работающего в поле. По самомнительности и недоразумению мы продолжаем относить себя к виду homo sapiens - человек разумный - но, право же, нам куда более подходит название, которым мы наградили своих далеких предшественников: homo habilis, человек умелый. Мы умелы, мы удивительно сноровисты, изобретательно создаем с помощью одних вещей другие, но поразительно неразумны, сами себе ужасаемся.

Привычно любить родину, кусок пространства, где ты появился на свет. И почему -то никогда не говорят о любви к своему времени. Люблю наше время, удивляюсь ему, страдаю за него, страдаю от него и хочу, хочу счастливых в нем перемен!

А возможно ли повлиять на время? Да, вмешавшись в естественный ход развития. Да, внося элемент искусственности в стихийные события. Да, усилиями разума! Меня теперь жестоко мучает этот вопрос.


Главная    Литература    Покушение на миражи