Главная    Конференция    Размышления...

"Размышления..."

Часть 2

В.В. Митрофанов

1. В январе была встреча с В.М. Герасимовым, который рассказал о задаче про детский телескоп, которую исключительно удачно решил академик Максутов в 1941 году. Кто хочет познакомиться с решением этой задачи, может посмотреть книгу Максутова. Нас же сейчас интересует прием, который использовал Максутов, и причины, которые способствовали решению задачи:

a) Максутов решал эту задачу 20 лет

b) Максутов очень хотел создать дешевый телескоп для детей. Он желал иметь много детишек астрономов.

c) Под Москвой строился завод для выпуска этих телескопов.

d) У Максутова во время эвакуации из Ленинграда было время: он ехал в поезде и не мог работать.

e) Прием он придумал сам или кто-то ему подсказал, о нем прочел и т.д.

Итак, представьте стеклянную трубку, на конце которой вогнутое зеркало и это не главное, это модель. Самое главное, что этот телескоп в таком положении доступен детским рукам, грязи, пыли и т.д. Эту трубу не удавалось никак закрыть. Крышка оказывалась дороже самого телескопа. Задача была придумать дешевую крышку, естественно, прозрачную.

Предположим, - сказал Максутов Я сделал крышку, и телескоп закрыл. Что дальше? А дальше события развивались таким образом, что Максутов открыл менисковую оптику. Что еще удивительного в этой работе? Оптический мир сразу признал эту работу, сразу была опубликована статья в зарубежном журнале, и сейчас, в 2004 году, заводы выпускают телескопы Максутова.

Что он сделал? Он допустил недопустимое и перевел задачу совершенно в другую область.

В.М. Герасимов, используя этот подход, решил несколько задач из области электротехники. Т.о., мы могли бы сказать, что этот прием желательно тщательно изучить и использовать!

А как этот прием можно было бы распространить на решение научных задач? Одной из первых мыслей было использование различного оборудования и приборов, несмотря на их высокую стоимость. Например, при решении задачи по использованию эффекта Рассела, мы использовали только фотопластинки, а как только я поставил себе этот вопрос, то пришел к мысли, что можно было бы использовать спектрометр, изготовить специальные пластинки из желтой соли молибдена и т.д. Нас очень часто пугает, что надо где-то просить много денег, либо просить кого-то произвести измерения и т.д. По-видимому, не надо этого пугаться и использовать асе возможности, даже казалось бы, и невозможные.

2. Тот, кто знает, как был открыт ФСА (функционально-стоимостной анализ), вспомнит, что главное его достоинство заменить в ТС дорогие материалы на дешевые; заменить те материалы, которых в Америке почти не было, на те, которые были. На этой почве и у нас ФСА нашел применение, так как экономика должна быть экономной.

Однажды мне пришлось объяснять генеральному директору, что такое ФСА, и в конце он воскликнул: А зачем мне нужна дешевая продукция, мне нужна дорогая! . Это было 20 лет назад, но я помню, как я удивился, и не услышал его. Ведь если есть технология изготовления дешевой продукции, то должна быть и противоположная ей технология изготовления дорогостоящей продукции.

Сейчас, живя в совершенно другой стране, мы видим массу товаров, которые имеют дополнительные функции, о которых мы раньше и не помышляли. Например, утюги, пылесосы, бритвы и т.д., которые выполняют дополнительные функции. Можно вспомнить конструкции домов, джакузи, туалеты и т.д.

3. Однажды я смотрел по телевизору Мир природы. Подводное царство . И вдруг при взгляде на затонувший корабль мне пришла одинокая мысль: почему же на дне морей и океанов находится такое огромное количество кораблей, каждый из которых стоит миллионы долларов, не считая утонувших людей, жизнь которых вообще бесценна. Разве мы не в состоянии, не считаясь ни с какими заработками, создать вообще непотопляемый корабль. Это же относится и к самолетам, и к автомобилям. Пусть дорого, но какой эффект! Тысячи жизней и неутонувшие дорогие технические устройства!

4. Что такое прием аналогия объяснять не надо. Но вот вопрос, который меня поражаем. Как находить аналогии? И почему одним аналогия подвластна, а другие не видят? Приведу пример, который меня удивил. На рис. 1 показана фотография, полученная при исследовании эффекта Рассела. Суть эксперимента. Над поверхностью шлифованной поверхности кремния на расстоянии от нее в несколько мм поставлена фотопластинка. Через 20 минут выдержки ФП подвергается обычной обработке проявлению и фиксации. И вот что на ней получается. Известно, что с поверхности кремния при окислении на воздухе происходит эмиссия молекулярного, атомарного и возбужденных молекул воздуха Н2, Н, Н2*. Черное пятно может образовываться как по реакции

AgBr + H = Ag + HBr, так и по реакции

AgBr + Н2* = AgBr2 + Н2 + Q,

Где Q количество тепла, выделяемое при рекомбинации Н2* на AgBr.

Я выдвигал несколько гипотез по поводу образования белых и черных колец, но всегда был ими недоволен. Чтобы эта задача была у меня все время в голове, я разместил увеличенную фотографию этого эффекта за стеклом в шкафу так, что утром, вставая, я сразу ее видел.

И вот однажды утром я встал с постели и пошел сразу к книжному шкафу, где за стеклом стоит фотография, а в метре от нее стоит друза кристаллов.

Я переводил взгляд с одного объекта на другой и стал возмущаться вслух. Как же несколько лет нельзя было не заметить аналогию картинок? Надо быть абсолютно невнимательным, чтобы эту аналогию не засечь! И тут ко мне пришла другая мысль, - а сколько таких картинок-процессов вообще существует? Много!

Действительно, к ним можно отнести картинки, получаемые при интерференции света, иногда видимые гало на солнце, годовые кольца на стволах деревьев, в г.Бостоне, в музее науки демонстрируется срез дерева с хорошо видимыми кольцами причем на одном кольце есть пометка-год рождения Христа. Вообще говоря, можно собрать коллекцию таких фотографии - процессов, и тут я вспомнил! Где же я видел нечто похожее(АНАЛОГИЮ)? И вспомнил!

Несколько месяцев тому назад вышла книга, которую я прочел. Книга посвящена многим вопросам, но центральный вопрос- расширение понятия закона перехода количества в качество! Если производя какое -либо действие над объектом вы проходите границу качества, то могут возникнуть различные варианты, и в частности ситуация, которую автор книги Система законов природы Г. Скворцов назвал ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ РЕЖИМЫ .Мне представляется, что нас окружают процессы с переходом через границу качества, и знание законов, действующих там, за границей позволит лучше понять многие процессы. Я просто напомню некоторые из них: вскипание воды, молока, химические реакции. взрывы. турбулентное течение жидкости, фазовые переходы, деление клетки. революции. экономические кризисы и т.д. Умение пользоваться этим законом должно облегчить решение многих задач.


Главная    Конференция    Размышления...