Главная    Конференция    Гадание о пылесосе

Гадание о пылесосе.

Комментарий кафедры прогнозов клуба "Методолог"

Юрий Даниловский

Здравствуйте, дорогие читатели!

Я с огромным интересом прочел статью "История пылесоса" и по традиции, заложенной моим "письмом про корневой класс "Одежда" решил ее прокомментировать. Традиции формируются "на ходу" нами и как все системы развиваются в сторону "устранения недостатков".

Недостатков всегда очень много. Их можно и нужно ранжировать, т.е. определять их "проблемную значимость" хотя бы на личностном уровне.

У предыдущего "письма" было 2 крупных недостатка:

1-й - очень маленький обзор по "истории" и "новейшей истории" (всего 3 ссылки)

2-й - письмо не содержало никакого "прогнозного сообщения", кроме описания всего двух классификационных параметров: корневого класса и Размерности Результата.

Для устранения первого недостатка я подготовил подборку по современному состоянию "пылесосостроения", этот материал представлен далее.

Перед устранением 2-го недостатка сразу назову вещи своими именами. Я не смогу сделать вам прогноз так, как понимал его в своем письме наш читатель Г. Корнин, потому что

1) наш "Справочник по эволюции техники", опирающийся на хронологический, функциональный и иные принципы, только готовится к публикации

2) классификационная система несовершенна и пока никому, кроме членов "кафедры прогнозов", неизвестна (будем ее частями предъявлять в наших письмах)

3) измерительные процедуры, без которых нет научной доминанты в методике, разрабатываются и также будут в наших письмах обсуждаться.

Что же я смогу?

Смогу сделать обзор - "информационную накачку" (это аналогия с "накачкой энергии" в лазере) и предложить совокупность личностных инсайтных сообщений прогнозного характера, которые будут сделаны скорее средствами искусства, чем действительно науки. (Поэтому и письмо названо "Гадание…").

В качестве "гадательной системы" будут использоваться и 12 "Законов" развития ТС, которые впервые были названы Г.С. Альтшуллером, а затем очень старательно развивались его учениками В. Митрофановым, Б. Злотиным, В. Герасимовым, С. Литвиным, А. Любомирским, Г. Ивановым, В. Петровым, А. Селюцким, М. Рубиным и многими другими (список "прикоснувшихся к проблеме" действительно очень большой), как и разрабатываемая классификационная система.

Методологический подход в объединении "старой" и "новой" системы координат (система описания закономерностей в развитии техники): ЗРТС + Классификационная система, как мне кажется, является самым выигрышным.

Причиной возникновения классификационной системы является то, что ЗРТС не описывает всех уже сейчас известных сценариев развития техники, и создавалась для задач изобретательства, а не прогнозирования.

Вместе с тем, свою "историческую миссию" ЗРТС выполнил и многим профессиональным изобретателям позволял делать достоверные прогнозные суждения. Однако, эти успехи определялись не столько "инструментальностью ЗРТС", сколько специфической тренированностью "дара" отдельных людей.

Наши знания о закономерностях развития техники из области искусств должны перемещаться в зону научных методов. Это неизбежно следует из представлений науковедения. Путь это трудный, и сегодняшний опыт, который мы хотим рассказать на страницах рубрики "Кафедра прогнозов" - это просто следующий шаг, который если не перемещает нас пока в зону научного прогнозирования, то приближает к ней.

Для того, чтобы предъявить это новое понимание и подходы, мы решили использовать конкретный инициативный проект, посвященный анализу истории и прогнозу развития "пылесоса" как искусственной системы.

Работу эту мы будем выставлять частями - порциями, в формате писем и структурно она будет выглядеть так:

1. "Информационная накачка"

2. "Толкования"

3. "Прорицания"

Часть 1. "Информационная накачка"

Рекомендую просмотреть ранее поставленную на сайт работу

История пылесоса

Помимо этой работы рекомендую просмотреть ряд материалов по современному состоянию пылесосов и близких к ним функционально систем. Мы будем ссылаться на приведенную здесь информацию.

Обзор по пылесосам

Можно эти ссылки посмотреть до "толкования и прорицания". И это будет "действие наоборот" (Обычно в статьях нечто утверждается и подкрепляется ссылками, а "великое благо + великое зло" - Интернет - позволяет изменить форматы предъявления информации на противоположные). Можно их вообще не смотреть и глянуть в конец, где "прорицания…" Полная свобода Воли!

Часть 2. "Толкования"

Сначала придется "помучить теорией".

В письме нашего читателя Г. Корнина была приведена "Теорема о недостатках": техника развивается в направлении устранения недостатков, используя наиболее доступные и дешевые ресурсы. Думаю, что все сложнее:

1. Не "техника развивается", а ее "развивают" люди

2. Конечно, "люди" имеются в виду как "ансамблевое проявление" в толковании Больцмана в контексте афоризма: "Люди жестоки, но человек добр". 1000 усилий отдельных инициативных изобретателей все равно "оставят в истории" технические решения "Попова и Маркони","Александера Бэлла и Павла Голубовского"- т.е. некие, прошедшие естественный отбор. Патентов много, а используются не более 30%. Значит, 2/3 изобретателей не "угадывают" решение, которое выдержит "испытание внедрением и использованием" (естественным отбором)?

3. Но "люди" это делают, чтобы удовлетворить потребность, "улучшают качество своей жизни" и создают "новые потребности". Т.е. получается, что люди влияют на технику, техника влияет на людей и они снова "влияют на технику".

4. Соответственно и недостатки, действительно являющиеся как бы "источником энергии" для этого бесконечного и пронизанного такой "структурной причинноследственной паутиной" феномена, всегда рождают новые недостатки.

5. Понятие "ресурсы" (если оно используется в контексте современного понятийного аппарата ТРИЗ - консалтинга) необходимо наделять дополнительными смысловыми опциями в виде 2 диалектически связанных "общесистемных свойств вообще": усложнение и упрощение, или объединение и дробление, или сложение (функций, ресурсов) и вычитание.

Мы провели "совещание кафедры" и решили ответить нашему немецкому коллеге в духе квантовой механики: "Пятиэлементный (пятиаспектный) элементарный акт перехода от "старой" системы к "новой": "потребность - ресурс - функция - недостаток - новая потребность" - описывает процесс эволюции техники и социума как элемента Мира, опираясь на способность КАЖДОГО из элементов (аспектов) феномена изменения к неаддитивному СЛОЖЕНИЮ (объединению) как усложнению и упрощению (свертке, исчезновению)",

где термин

"потребности" - совпадает с общепринятыми определениями;

"ресурс" - любое свойство мира, обеспечивающее удовлетворение "потребности", наделенное различиями в виде "веществ", "полей", в т.ч. и информационных, и "пустоты" как фундаментальной философской категории;

"функция" - акт исполнения "потребности";

"искусственная "система" - любое средство исполнения "потребности";

"недостаток" - овеществление, актуализация "потребности" в сознании людей;

"неаддитивное сложение" (Н.С.)(объединение) - "нелинейное", "векторное" сложение, подразумевающее как синергетические эффекты, так и обратные им, употребленное как антитеза "аддитивному сложению", т.е. арифметическому: 2 + 3 = 5. Кроме того, "неаддитивное сложение - не обязательно "бинарная операция": объединяться может огромное количество систем совершенно разной физической природы и смыслового содержания (имеется в виду объединения "железных" систем и "информационных: финансовых, социальных и т.п.)

Н.С. является смысловым аналогом "объединения альтернативных систем", но привлекает нас более широким полем применения, потому что в явлениях объединения участвуют не только "альтернативные" системы, но и другие искусственные системы такие, как "подобные" (увеличение количества колес у автомобиля, например), "антисистемы" (выполняющие противоположную функцию), "родственные" (пассатижи с кусачками), "информационные" (отдельный огромный, очень плохо описанный, класс) и любые другие, которые нам понадобятся, чтобы описывать процессы эволюции. "Процессы эволюции техники" употребляются в контексте пока интуитивного понимания аналогичности технических явлений "наследования признаков", "изменчивости", "естественного отбора" явлениям эволюции живой природы.

Вот как-то так примерно.

Теперь последнее в этом письме "теоретическое насилие". "Закон повышения вепольности" (в старой редакции) и классификационный параметр "вепольность".

Мы сейчас расскажем следующие 2 параметра из квалификационной системы:

№3 - "вепольность" или ресурс различной природы полей и №4 - ресурс различных агрегатных состояний вещества Рабочего органа.

Напомню, что № 1 - Корневые классы и №2 - Размерность результата - мы рассказали в письме кафедры прогнозов от 19 июля в комментариях к статье "История одежды".

Определим "вепольность" как основное характеристическое свойство понятия "ресурс".

Пусть существует 11 видов "вепольности" (как и в понятии "корневой класс"). Пока "договоримся об этом сами с собой".

0-й (нулевой) класс - "пустота".

Это такое же плохоопределимое, но необходимое нам понятие, как и "нулевой элемент" в Корневых классах - "информация" (см. письмо кафедры от 19 июля). "Пустота" как отсутствие "вещества" в совокупности с понятием "вещество" позволяет нам хорошо описывать "пористость" оболочки, "пены". "стержни", "трубчатые конструкции" и т.д. "Пустота" как отсутствие "поля" позволяет нам иначе воспринимать импульсные и гармонические виды движения. "Пустота" имеет ранг категории в выстраиваемой системе инженерной философии как инструмента междисциплинарного подхода к пониманию закономерностей развития техники. В конце концов и понятие "вепольность" в ТРИЗ вводилось для изменения "способа видения" нерешаемых технических задач. (При этом, даже "старт" корневого класса "жилье" не обошелся без "пустоты" - пещер, в которых можно было жить). Если в физике "поле - некоторое пространство, в котором можно обнаружить физическое воздействие", и понятие поля подразумевает невозможность существования сил, осуществляющих свое действие "на расстоянии", то поле в ресурсно-функциональном подходе описывает причину (или предоставленную окружающим миром "возможность") произвести изменения в системе, обеспечив при этом ее работоспособность.

Пример. "Поле пустоты" в контексте ресурсно-функционального подхода - возможность использовать "пустоту" в любом ее описанном проявлении для выполнения "функции".

Рабочим органом пылесоса является воздух , но не "простой" , а "разреженный" , т.е "воздух с добавлением пустоты" ( звучит очень необычно , но зато переводит нас в "другую систему координат" так же как само понятие "веполя" )

1-й класс - "Поле сил биологического происхождения (или "живого")

Например, бактерии кисло-молочного брожения для производства кефира или дрожжи для производства спирта. Даже использование свойства человеческой руки "писать" - можно интерпретировать как "поле мускульных сил". Заметим, что и "старт" корневого класса "Вещества" (материалы, лекарства) характеризуются наличием материалов исключительно "природного" происхождения. Даже самый "первый пылесос" - это сметка из крыла птицы или пучок травы (гипотеза).

"Поле мускульных сил" обеспечивает выполнение функции пылесосов "от веника до робота" (см. ссылку "Робот-пылесос")

2-й класс - "Поле механических сил"

Например, поля сил инерции, тяжести, упругости, "гидравлические", "пневматические", механическое действие ультразвука, архимедовых, когезии, струи, циклоны, капиллярные явления, рычаги, трение, шлифовка, вязкость… Наверное, наиболее полный набор можно сделать, проанализировав очень полный справочник по физическим эффектам для изобретательства, С. Денисов, В. Ефимов, В. Зубарев, Б. Кустов, Обнинск, 1979 г. или "Техоптимайзер", или "Голдфайр".

Именно этим классом "вепольности", в основном, описываются пылесосы в зоне РО.

3-й класс - "Поле многовариантности агрегатного состояния вещества рабочего органа"

Инструмент воздействует на изделие, выполняя свою "функцию", контактируя с ним рабочим органом. Заметим, что здесь принципиальных отличий в понятии с общепринятым нет. Даже если я скажу, что информационный поток в любом физическом проявлении (как совокупность "пустоты" и любого "поля") может являться РО. Речевое сообщение роботу - пылесосу - это Рабочий Орган "инструмента" (в данном случае человека - владельца робота).Этот класс регистрирует факт смены агрегатного состояния вещества Рабочего Органа .

Например, при переходе от "веников" к "пылесосу" ( там твердое тело заменяется на газ + "пустота"),

а в переходе "пылесос" - "моющий пылесос" ( газ + "пустота" заменяется на газ + "пустота" и жидкость + "пустота" ). Для того, чтобы можно было описывать все эти "переходы" введен отдельный классификационный параметр - "Ресурс различия агрегатных состояний".

Здесь мы вклиним описание классификационного параметра "Ресурс различия агрегатных состояний". Итак, назовем его короче: ресурс "Агрегатное состояние":

0-й класс: отсутствие вещества (пустота, 0)

1-й класс: твердое тело

2-й класс: жидкость

3-й класс: газ

4-й класс: "сложное" (фазовые переходы обоих типов и состояния типа растворы, эмульсии, суспензии…)

5-й класс: плазма

6-й класс: 0 + твердое тело

7-й класс: 0 + жидкость

8-й класс: 0 + газ

9-й класс: 0 + сл.

10-й класс: 0 + плазма

Рассматривая пылесосы, мы знаем, что в истории этой системы "было": газ (воздух), жидкость (ссылка "Пылесосы моющие"), пар, состояние 5 "Сложное", твердое тело (см. ссылки "Эволюция швабры", "Липкий пылесос" и "Электровеники").

Вернемся к рассмотрению классов классификационного параметра "вепольность".

4-й класс - "Поля тепловых эффектов"

Регулируемость тепловых потоков, тепловое расширение, тепловые эффекты фазовых переходов ("парафиновые аккумуляторы тепла" и "солевые аккумуляторы холода"), "тепло в электричество", "тепло в магнитные поля", "тепло в свечение".

В пылесосах это добавление пара (ссылка 5 "Пылесос + пар")

5-й класс - "Поля химических эффектов"

это и химическая природа реактивного движения (ракета, петарда), и ингибирование, и флегматизирование (уменьшение взрывоопасности), химические поля для нагревания (горение), химическая природа электрических явлений (гальвано эффекты), катализаторы (как ускорители), химические индикаторы (как информация). Наиболее полное описание химических эффектов можно найти в работе нашего коллеги из г. Чебоксары д-ра Михайлова "Банк химических эффектов".

Применительно к пылесосам нам придется опять сослаться на "Пылесосы моющие", потому что унос частичек грязи с поверхности ковра - явление физико-химическое, и вспомнить о специально возникшем семействе бытовой химии - специальных дезодорантах воздуха, появившихся как реакция на недостаток пылесоса - издавать дурной запах "на втором году службы."

6-й класс - "Поля "электрических" сил"

Электрические поля и эффекты как ресурсы. Сенсоры электростатической природы, пьезоэлектрические преобразователи, дуговой разряд, плазма, эффекты Пельтье, электрохимические явления (электроподжиг, например), электростатика

(для сбора пыли, например; см. ссылку "Электростатика и пыль"), электромагнитные явления, электроосмос, электрострикция, сегнетоэлектричество, трибоэлектричество и т.д.

7-й класс - "Поля магнитных явлений как ресурсы"

"Магнитное запоминание", притяжение и отталкивание, "магнитные бутылки" (ловушки), магнитострикция, эффект Кюри, эффект Лоренса, поляризация света, гистерезис и т.д.

Пылесос давно дополнил поля "мускульных сил" человека полями электрической и магнитной природы в электродвигателе. См. ссылку "История пылесоса".

8-й класс - "Поля явлений использования "света" как ресурса"

Фотосинтез, лазерная резка, призма, спектры, тепловые эффекты СВЧ, фотохимия, отклонение света, дифракция, интерференция, радиосвязь, фотодиоды и т.д.

Мы будем говорить еще о том, как интересно проходят процессы "объединения систем". В случае пылесосов, которые объединились с кондиционерами (см. ссылку "Кондиционер + пылесос") средствами фотосинтеза происходит обработка воздуха (фотокаталитическое дожигание) для борьбы с дурными запахами.

9-й класс - "Поля микроуровневых явлений веществ"

"Дырочная" и "электронная" проводимость , полупроводники ,биотехнологии, нанотехнологии, плазмохимия, торсионные поля, сверххимия, кластерная вода, полупроводники, остановка света, ЯМР, РНК и ДНК и т.д.

Что касается нашего объекта анализа, то близкий родственник пылесоса - настольный ионизатор воздуха, добавляющий в воздух аэроны -положительно заряженные частицы - выполняет ту же функцию: восстановление нормативных параметров воздушной среды.

10-й класс - "Эффекты информационных полей как ресурсы развития"

0 (пустота) - мероприятия по обеспечению секретности, …

1 (Ж) - петух - будильник, плесень, канарейка у шахтеров для определения концентрации метана, …

2 (М) - гироскоп, часы, музыкальные инструменты, обратная связь "храповик собачка",…

3 (А) - плавкая вставка, чайник со свистком, …

4 (Т) - термометр, термобумага для факса, …

5 (Х) - фотография, …

6 (Э) - ксерокс, вольтметр, …

7 (м) - кредитная карта, магнитная пленка, …

8 (С) - CD-диски, светофор, очки, распознавание образов "Робот пылесос" с пятью ИК сенсорами (см. ссылку)

9 (m) - материалы с памятью формы, жидкие кристаллы, …

10 (И) - программные продукты, языки, религия, искусство, наука, …

Обратите, пожалуйста, внимание на то, что я здесь просто перечислил информационные системы, подчинив это перечисление избранной структуре формализации понятия "вепольность ресурсов". Когда этот классификационный параметр разрабатывался, было замечено, что избранная структура в виде мнемонического слова ЖМАТХЭмСmИ позволяет назвать разновидности полей в соответствии с функциональным смыслом каждой из букв слова. Где-то это получалось "легко", где-то требовалась "изворотливость" в толковании. Безусловно, в этом подходе что-то есть…

(История формирования слова ЖМАТХЭмСmИ такая. Как многие, я когда-то добросовестно изучал ТРИЗ. Хорошо это делал, основательно, в международном университете научно-технического творчества, г. Санкт-Петербург. Как положено - 200 часов, 2 семестра. "Выучил" слово МАТХЭМ, которое Борис Злотин (выпускник и преподаватель этого же учебного заведения 15 лет назад) придумал. Привык к нему всей душой. Потом, уже когда начал заниматься ресурсно-функциональным подходом как методологическим обеспечением инженерной философии серьезно, то понял, что "букв не хватает" - не захотел "расставаться" с буквой А, хотя сам Борис Львович ее "выбросил" лет 5 назад, сделав в своих "софтвэрах" непроизносимое МТХЭМ. Видите… идею "наследования признаков" никто не отменял).

Так возникла гипотеза о фрактальности структуры полей в ресурсно-функциональном подходе. Феномен фрактальности, кроме известных математических аспектов решения уравнения Мандельброта, имеет многочисленные проявления в "природных системах". Отдельно взятая веточка дерева топологически повторяет структуру самого дерева, отдельно взятый цветок цветной капусты напоминает по "устройству" и "конфигурации" весь вилок цветной капусты, взятый целиком и т.п.

Правила объединения функций на уровне рабочего органа повторяются на уровне трансмиссии, двигателя, источника, системы управления и объединения систем целиком, объединений семейств систем и т.д.

Предложенные к рассмотрению третий и четвертый классификационные параметры - это еще две "линейки", т.е. измерительных прибора, чтобы можно было, сформировав гипотезы, проверять их.

Я очень не хотел бы перегружать вас теоретическими изысканиями, поэтому вернемся в практику к пылесосам.

10-й класс "вепольности" представлен таким объектом, как Роботы, потому что там есть "ИК система распознавания" - система обратной связи (принятия решения) (см. ссылку "Робот пылесос"). Раз уж мы сейчас обсуждаем "вепольность", то следовало бы сказать и о "законе" "повышения вепольности". Ни для кого не секрет, что это наблюдение неполное, спорное, что лучше его воспринимать как рабочую гипотезу, а не "закон" в буквальном смысле. Правильнее было бы воспринимать "Закон о повышении вепольности" как мысленное распоряжение подумать о вариантах решений именно в этом направлении. Когда мы наберем достаточный статистический материал по хронологическим цепочкам, "обслужим" его системой классификации (т.е. "оцифруем" каждый элемент цепочки, сделаем клиометрические исследования средствами корреляционного анализа), то сможем принимать действительно обоснованные прогнозные решения.

Приведу пример из истории химии. Из -за того , что при кипячении воды образовывалась накипь существовала гипотеза о том , что вода при нагревании переходит в "землю" . 36 летний Антуан Лавуазье 101 день кипятил воду в сосуде, при этом водяной пар конденсировался и возвращался обратно в колбу.

Заботясь о точности Лавуазье взвешивал и сосуд и воду , как до так и после нагревания. В результате осадок действительно появился , но вес воды не изменился, однако вес самого сосуда как выяснилось ,

уменьшился как раз на столько сколько весил осадок. Осадок образовало выщелаченное стекло, осаждавшееся в виде твердых частиц. Простое наблюдение за изменением качества может привести к ошибочным выводам, тогда как количественные измерения позволяют установить истинные причины явления.

Следующие параметры, которые нам необходимо описать для того, чтобы перейти к части 3 "Гадания", называются "Топология движений" и "Недостатки - достоинства".

Думаю, что для одного письма этого будет очень много, поэтому вернемся через неделю.

Не прощаюсь. За это время у вас могут появиться вопросы. Задавайте, буду отвечать.

С уважением, Юрий Даниловский, г. Санкт-Петербург.

P.S.: Мы готовы опубликовать мнения по этому поводу всех заинтересованных лиц.

Наш адрес: cpimoscow@mail.ru


Главная    Конференция    Гадание о пылесосе