Главная    Конференция    Размышления часть 10

О противоречиях

В.В. Митрофанов

В ТРИЗ есть три вида противоречий - административное, техническое и физическое.

А.П.- это проблема, когда надо что-то сделать, но неизвестно как. Например, надо повысить процент выхода годной продукций, но неизвестно за что взяться. Еще пример: надо бороться с терроризмом, но как это делать, чтобы невинных жертв не было?

Т.П. это такая ситуация, когда мы улучшая один параметр ТС, ухудшаем другой, а возможно и не один. Фактически один параметрТС противоречит другому, другим.

Давайте посмотрим, а как же эти параметры связаны между собой? Раз они действуют друг на друга значит между ними есть единство, а это означает, что ТП - это диалектическое противоречие. Только связь их не совсем прямая, а может быть через несколько элементов. Например, при изготовлении транзисторов по сплавной технологии надо увеличить рабочую частоту прибора и для этого следует уменьшить толщину базы, а при этом резко уменьшается процент выхода годных, т.е. повышается стоимость. ТП - Улучшаем частоту - Ухудшаем покупательную способность потребителя.

Физическое противоречие - ФП - это уже противоречие, которое относится непосредственно к одиночному предмету, будь то деталь, станок. процесс или явление. Ф.П. -это ситуация когда мы к этому предмету предъявляем противоположные требования. Рассмотрим несколько примеров. В известной задаче о транспортировке горячего шлака с температурой в 1200 град. нужна крышка для ковша, которая бы не пропускала холодный воздух, для того, чтобы на поверхности шлака не образовывалась корка, и в то же время она - крышка, должна пропускать шлак, когда его будут сливать из ковша. Нетрудно заметить, что в этом процессе учавствуют две связанные между собой среды - холодный воздух и раскаленная жидкая среда - шлак. Они едины, а это означает, что и в этой задаче мы имеем дело с диалектическим противоречием. Только в Ф.П. мы имеем дело с резко обостренными противоположностями: НЕ ПРОПУСКАТЬ - ПРОПУСКАТЬ!!

Но для разрешения противоречия никто нам не запрещает допустить не пропускать например, на 50% холодный воздух. И можно поискать решение. В этой задаче разрешение ФП - это разрыв единства, размещение между средами чего то, что полностью, или частично изолировало бы их друг от друга. Эту задачу решил рабочий и он был горд, что решение было сразу использовано в производстве. Задолго до этого решения преподаватель нашего Университета был приглашен провести занятие по ТРИЗ на заводе подьемно - транспортного оборудования. Ему предложили задачу: как опускать раскаленные заготовки в охлаждающую жидкость, чтобы не было горячих брызг. Они прямо на заводе решили ее, и тут же опробовали. Пена на заводе была под рукой. Я за давностью лет мог привести кое-что не точно, но кого интересует может спросить о этой задаче у Литвина С.С., благо он не далеко - в Америке. Теперь я хочу показать задачу по эффекту Рассела. Проводя исследования по этому эффекту мы пришли к выводу, что с окисляемой во влажной среде поверхности металлов, кремния, германия происходит эмиссия атомарного и молекулярного водорода. Но самое удивительное для меня было то обстоятельство, что молекулярный водород в фотопластинке скрытое изображение не создает, а атомарный водород настолько активный, что он почти мгновенно попадая на воздух провзаимодействует с кем угодно. А мы с помощью фотопластинки регистрировали его. Итак, краткое ФП: Это H и не H. Более полное ФП: Это атомарный водород так как он взаимдействует с зернами фотоэмульсии, и это не атомарный водород так как он не может иметь такие большие пути пробега.

Помимо реакции о которой я уже упомянул, а именно взаимодействия H с AgBr возможна и еще одна, которую в свое время обнаружил Р.Вуд. Атомарный H встречаясь с H на поверхности металла рекомбинирует с выделением тепла, но этот процесс протекал в вакууме и при мощном потоке H. У нас же весь процесс происходит на воздухе и поток H мал. Тем не менее сформулируем ФП и для этого случая. Это атомарный водород так как он достигая поверхности фотопластинки должен на ней рекомбинировать с выделением тепла, за счет чего и образуется скрытое изображение, и это не атомарный водород так как он не может проходить такие пути по воздуху. Я не знал бы как мне разрешить это ФП, если бы не нашел в учебнике Физической Химии (автор Бродский 1947год издания), набранную мелким шрифтом сноску о том, что атомарные газы - водород, кислород, азот при образовнии молекул должны иметь рядом третью частицу, которой они должны передать избыток своей энергии. Причем, эта частица должна иметь возможность принять эту энергию.

Таким образом мы можем говорить, что с поверхности, о которой мы говорили выше, происходит эмиссия возбужденных молекул водорода. Эта молекула состоит из двух атомов, которые то находятся рядом друг с другом, то разлетаются в разные стороны, но одновременно они поднимаются вверх - это же водород! Итак, мы утверждаем, что ТП и ФП это диалектические противоречия. Для разрешеня этих ДП возможно составлять систему формулировок, причем желательно использовать существительное, глаголы и прилагательные которые позволят легче выйти на ответ. Приведу пример по рассмотренной задаче. Крышка должна быть тонкой и толстой. Крышка должна быть жидкой и твердой. Жидкой и газообразной и т.д.

Занимаясь ТРИЗ я всегда интересовался проблемой противоречия. Ведь противоречие идет от Аристотеля к Гегелю и к сегодняшним философам, но по видимому с ними не все так гладко как мы еще недавно полагали. Я часто встречаю упоминание термина противоречие, но никто не приводит их в сформулированном виде, как задачу, которую требуется решить... Почему? В беседе с В.Овчинским, Кирилл Журенков пишет "Тогда была разработана теория социальных противоречий. Исследователи предположили, что во всем виноваты такие процессы, как урбанизация и миграция. К примеру, строительство БАМа породило преступность вокруг него. Но ведь НЕУСТРАНИМЫХ ПРТИВОРЕЧИЙ НЕТ.{ а если есть? В.М.} Стали устранять противоречия, а преступность растет..." "Прирожденные убийцы все-таки существуют" Огонек 2004, 26 .

Когда мне исполнилось 14 лет, а это было в 1942 году, я впервые в своей жизни, как я это понял позднее, столкнулся с диалектическим противоречием. Я начал работать на военном заводе токарем по дереву, изготавливая разрядники. Норма за смену 16 штук. Через месяц работы я наловчился и стал их делать 22 штуки. Как-то ко мне подошел пожилой рабочий, уже в то время имеющий медаль "За трудовую доблесть" и спросил меня, для чего я это делаю? Я ответил - хочу помочь фронту. А он говорит, а кто же нам поможет? Через месяц всем норму повысят, а платить будут по старому. Ну а как нам то жить? Мы и так работаем по 16 часов, а зарабатываем гроши. Это первая встреча с противоречием, которое никто не хотел разрешать. Дальше, таких встреч было много. Несколько лет тому назад я познакомился со статьей по поводу алхимии, в которой автор сетовал, что несмотря на то, что противоречие было известно века, золото получить из других металлов не удавалось, то есть разрешить противоречие не смогли.

Я помню как появились надежды на применение магнитной воды. Уж, конечно, академики умели увидеть противоречие, но нет - они выступили со статьей в газете "Правда", отрицая возможность ее получения. И это было в то время, когда омагниченная вода начала применяться в Голландии. Можно привести много примеров из жизни общества, науки, познания - когда сформулировать противоречие удается, а разрешить его - нет! И самое неприятное, что те кто имел все - власть, деньги, армию и т д. должны были не только требовать обучению всех диалектике, но и иметь картотеку противоречий, разрешать их и внедрять их в жизнь, но не делали этого.

Широко известны несколько видов противоречий. Мне хотелось бы с ними разобраться, так как я помню лозунг - противоречие является источником движения и развития. Но мне представляется, что это первый шаг, а второй - это его разрешение. И здесь два положения.

Первое - противоречие разрешается известными знаниями в науке и технике.

Второе - решатель должен переступить пределы, как новорит Герман Гессе в книге" Игра в бисер".

Это означает получение нового знания, но как его получить, точного ответа никто не дает.

А теперь приведем известное понятие: Диалектическое противоречие - это единство и борьба противоположностей.

"Но что собой представляют противоположности и противоречие? Противоположностями называются стороны, имеющие противоположные направления изменения; взаимодействие же этих сторон составляет противоречие или борьбу противоположностей. Например, единичное и общее в отдельных материальных образованиях можно рассматривать как противоположности, поскольку они имеют прямо противоположные тенденции: единичное имеет тенденцию не повторяться, общее - непременно повторится. Противоположностями являются также содержание и форма. Тенденцией содержания является постоянная изменчивость, текучесть, тенденцией формы - относительная неизменность, устойчивость. Имея противоположные тенденции в функционировании, изменения и развития и, таким образом,исключая друг друга, противоположности, однако, не расходятся и не уничтожают друг друга, а существуют вместе, и не просто сосуществуют, а находятся в органической связи-взаимопроникают и взаимополагают друг друга, то есть находятся в единстве, представляют собой единство противоположностей." (Шептулин).

Представляет интерес вопрос - где находятся противоречия? В действительности? В мышлении? "Готов, например, признать,существование противоречий в познавательной деятельности, в мышлений, но не в объективной действительности, не в вещах и современный французский буржуазный философ Э.Вейль... Противоречие возникает только там, где имеет место мышление, объект же ни в какой степени не затрагивается мыслительными актами, он остается тождественным самому себе и не может противоречить себе, поскольку не говорит, не мыслит."

"В отличие от метафизического материализма диалектический материализм не только признает реальное существование противоречий, но считает противоречивость всеобщим условием существования материи, всеобщей формой бытия. Согласно диалектическому материализму, какие бы материальные образования мы не взяли, к какой бы области явлений ни обратились, мы неизбежно обнаружим наличие противоположных сторон, тенденций, единство противоположностей, наличие противоречий" (Шептулин)

Читатель сам может примкнуть к той или тной позиции. Есть ли противоречие в каждом предмете, машине, явлений и как его увидеть, найти? Приведем пример:

Рассмотрим эффект Тваймана с помощью Д.П. Этот эффект обнаружил американский оптик в двадцатые годы прошлого века на тонких стекляных пластинах. Природу этого эффекта он не объяснил. Суть его в том, что стекляные пластинки, обе поверхности которых обработаны различно,(одна полированная, а другая шлифованная), изгибаются, деформируются вплоть до разрушения пластинки. Мы встретились с этим эффектом при работе с кремниевыми пластинами, и это было для нас открытием, мы же не знали о работе Тваймана. Мы провели изучение этого вредного для нас эффекта. Результаты описаны в книге "От технологического брака до научного открытия" и в программе "Машина открытий". Итак, мы имеем тонкую 100 мкм пластинку кремния, диаметром 40 мм, одна сторона которой полирована, а другая шлифована. Пластинка имеет стрелу прогиба 50 мкм, причем шлифованная поверхность всегда выпуклая. Первая противоположность шлифованная сторона,а вторая- полированная. По определению они должны взаимодействовать, бороться друг с другом. На самом деле оказалось, что шлифованная и полированная стороны за счет сил поверхностного натяжения помогают друг другу разрушить пластину, частью которой они являются. Для наглядности - возьмите лезвие бритвы и пошлифуйте у нее одну сторону - лезвие изогнется, но не сразу. Этот наглядный опыт предложил Ю.Комаишко. Конечно, наши противоположности имеют противоположные направления изменения - одна сторона выпуклая, она растягивается, а другая вогнутая, она сжимается, но обе они помогая друг другу стремятся разломать пластинку, то есть разрушить себя - это Ромео и Джульета!! Мы имеем растяжение одной поверхности - и сжатие другой, т.е. налицо противоречие но без борьбы, а с взимопомощью и самоубийством - разрушением себя. Таких явлении наверно можно найти и в других областях. Наверняка есть и такие как взимопомощь и жизнь! Но об этом мы поговорим в следующий раз.

В.Митрофанов


Главная    Конференция    Размышления...