Часть 4. Стратегия трансфера технологий

13. Исследовательские консорциумы и альянсы

Проблема трансфера технологий "наружу" (т.е. из своей организации в чужую) и все многочисленные трудности, связанные с этим "наружу", привели к естественному итогу – образованию исследовательских альянсов, т.е. сотрудничеству двух или более организаций в работе над конкретной инновационной технологией. Собственно говоря, революцией такое сотрудничество не является, поскольку в предпринимательской деятельности конкуренция и кооперация –две стороны одной медали, и перенос этой диалектически связанной пары в область исследований – это всего лишь расширение сферы применения такого организационного механизма.

В настоящее время глобализации экономических отношений в бизнесе задействован полный спектр взаимоотношений партнеров. В работе Р. Лешука "Стратегические союзы" (в кн. "Коммерциализация технологий. Мировой опыт – российским регионам", М., Moscow News, 1995) перечислены следующие виды взаимоотношений в бизнесе:

Далеко не каждый из этих видов взаимоотношений можно назвать стратегическим альянсом. Определяющими условиями именно стратегического сотрудничества являются:

В области фундаментальной науки, оперирующей зачастую с оборудованием столь дорогим, что в одиночку это непосильно даже очень богатым государствам, сотрудничество уже давно вышло на уровень международного, перекрыв весь спектр от эпизодических совместных работ и публикаций ученых из соседних лабораторий до длительных масштабных программ исследований, проводимых большими международными коллективами. При этом совместные исследования могут проводиться как на одной площадке (как, например, в Объединенном Институте Ядерных Исследований в Дубне), так и распределенно, когда сотрудничающие ученые находятся каждый в своей стране и своей лаборатории, а координация осуществляется постоянным обменом полученной информацией.

Однако научные исследования на стадиях от 1.1 до 2.1, где главным стимулом является научный приоритет, - это не то же самое, что последующие стадии, где вступает в игру экономический фактор. Поэтому процесс сотрудничества в области разработки новых технологий оформляется гораздо строже и жестче, чем у научной "вольницы".

Впрочем, это и понятно, поскольку на другом полюсе – чисто рыночного производственного предпринимательства жесткость (если не жестокость) конкуренции, как правило, сводит совместную деятельность к поглощению конкурента.

Что же происходит в нашей "промежуточной" ситуации, когда, с одной стороны, сотрудничество способно заметно ускорить рождение новой технологии, с другой стороны, забота о самостоятельности участников (и, в частности, житейские заботы руководства о сохранении своих портфелей) делает нежелательным полное организационное слияние, и с третьей стороны, ограниченная степень взаимного доверия заставляет заботиться о гарантиях сохранения альянса до конца (а концом ведь в данном случае является полное исчерпание всех экономических преимуществ разрабатываемой технологии).

Последний из перечисленных факторов имеет своим следствием то, что исследовательские альянсы такого рода становятся стратегическими, постоянно действующими. Мало того, что жизненный цикл новой технологии исчисляется годами, но взгляните на рисунок 5.2, и станет понятно, что работа над исходной инновационной технологией почти неизбежно породит массу новых идей как научного, так и практического плана, и все это вновь рожденное знание уже является совместной собственностью участников альянса и еще теснее связывает их друг с другом. Так что в какой-то степени образование исследовательского альянса подобно образованию семьи, где рождение детей цементирует семью крепче, чем чувство близости.

Процесс образования стратегического союза довольно длителен и отнюдь не прост. Можно выделить три фазы этого процесса: фазу изучения, фазу формализации отношений и рабочую фазу.

Фаза изучения во многом похожа на аналогичную фазу поиска партнера для трансфера технологии, только здесь ставки намного выше и подход к проблеме – глубже и осторожнее. Задачи этой фазы таковы:

  1. Определение стратегии.
  2. Определение ожиданий.
  3. Поиск партнеров.
  4. Отбор партнеров.

Для каждой из этих задач можно сформулировать целый ряд положений и вопросов, на которые требуется найти (и обязательно записать, зафиксировать) четкие ответы. Вот эти вопросы и положения.

1. Определение стратегии.

  1. Чего мы хотим достичь?
  2. Каков порядок соответствующих действий?
  3. Какие ресурсы мы должны ввести в дело?
  4. Каковы возможные риски и как мы будем управлять ими?
  5. Каково распределение ролей у партнеров?
  6. Соответствует ли все это представлениям об успехе?

2. Определение ожиданий.

2.1. каковы специфические характеристики альянса:

2.2. Каковы общие характеристики предполагаемого альянса? (черновик соглашения)

2.3. Какие неоправданные ожидания "разновеликих" партнеров могут встретиться?

2.3.1. У большой корпорации:

  • что малая фирма очень стремится к сотрудничеству,
  • что малая фирма будет делать дополнительную работу,
  • что можно быстро достичь соглашения.

2.3.2. У малой фирмы:

  • что большая корпорация будет щедро инвестировать,
  • что большая корпорация будет выполнять большую часть работы,
  • что можно быстро достичь соглашения.

3. Поиск партнеров.

Источники информации при поиске партнеров довольно обширны и разнообразны, и пренебрегать хотя бы одним из них не стоит. Это:

4. Отбор партнеров.

Поскольку на предыдущем этапе основной целью было набрать как можно больше кандидатов в партнеры, то здесь задача прямо противоположная – отсев. Имеет смысл вначале провести быстрый просмотр списка и отсев очевидно неподходящих кандидатов. Затем список оставшихся сканируется с целью выявления основных недостатков каждого. После такого "вторичного" сокращения оставшиеся варианты анализируются "в глубину" (предистория, профессиональные качества и возможности партнера) и анализируются по возможной структуре предложения данному кандидату. И, если эта стадия анализа позволила получить "полный комплект" потенциальных участников альянса, то пора перейти к следующей фазе – фазе формализации отношений.

Именно эта стадия закладывает практически все аспекты последующего сотрудничества и фиксирует их на будущее (И именно здесь при недостаточно тщательном исполнении необдуманно закладываются "мины замедленного действия", могущие впоследствии развалить альянс), поэтому крайне важно после предварительной договоренности о совместной деятельности договорным порядком подробно и четко регламентировать длинный ряд условий этой работы:

Как видите, в этих списках термины "инновация" и "технология" не встречаются и все рекомендации носят довольно общий характер, пригодный практически для любых видов предпринимательской деятельности. А таких видов в отчете "Японско-американские стратегические союзы в полупроводниковой промышленности" (1994) перечислено довольно много:

Исследовательские альянсы

1. Лицензионное соглашение: юридическое разрешение использовать патенты или частную технологию за единовременный платеж и/или роялти.

2. Перекрестное-лицензионное соглашение: две или больше компаний дают юридическое разрешение взаимно использовать свои патенты или частные технологии.

3. Обмен технологиями: подключение частных технологий, которое может включать или не включать передачу денег.

4. Посещение и участие в исследованиях: командировка исследователей, чтобы посетить, наблюдать, и участвовать в исследованиях фирмы - партнера.

5. Персональный обмен: совместная программа, в ходе которой исследователи из одной компании проводят время, работая в компании партнера.

6. Совместная разработка: две или больше компаний объединяют усилия для разработки нового продукта или технологии.

7. Инвестиции приобретения технологии: иностранные инвестиции в компанию, имеющие целью получение доступа к технологии (особенно в малых инновационных start-up компаниях и фирмах среднего размера).

Производственные альянсы.

8. Производство на оригинальном оборудовании (OEM): производство продукта для другой компании, которая ставит свою этикетку на этот продукт и берет на себя всю деловую часть, включая маркетинг и обслуживание, как если бы она сама произвела продукт.

9. Второй источник: ситуация, при которой компания получает разрешение производить продукт, спроектированный и разработанный другой компанией, как второй источник поставки для клиентов, использующих этот продукт.

10. Соглашение о производстве: использование производственных мощностей другой компании для производства продукта (поскольку партнеру или нехватает собственных мощностей или он хочет перепоручить задачу изготовления).

11. Соглашение о сборке и испытаниях: компоненты и части, произведенные где-нибудь еще, посылаются в другую компанию, где они собираются и тестируются.

Альянсы маркетинга и услуг

12. Соглашение о поставке: обязательство о приобретении определенного количества специфических товаров или услуг в течение установленного срока.

13. Договор о посредничестве: исключительное или неисключительное право продать исходные продукты партнера на определенных рынках.

14. Контракт на обслуживание: предоставление сервисных услуг по товару на иностранных рынках (часто бывает связан с маркетинговым соглашением).

Соглашения общего назначения

15. Согласование стандартов: договор об общих или совместимых технических стандартах, связывающих устройства, системы, и пользователей различных машин.

16. Совместное предприятие: две или более фирм совместно формируют компанию, чтобы разработать, произвести, или реализовать новые продукты.

Однако важнейшую роль стратегические альянсы сыграли именно в области прорыва инновационных технологий на мировой рынок. Именно исследовательские стратегические альянсы (или альянсы с определяющей ролью исследовательских групп, создающих базу для новых технологий) позволили в последние два десятилетия удержать, например, американскую и японскую экономики на плаву вопреки агрессивному наступлению "азиатских тигров".

Колоссальное преимущество крупных исследовательских альянсов связано с тем, что здесь практически отсутствует большинство барьеров для трансфера технологий:

Какие условия способствовали возникновению исследовательских консорциумов в Соединенных Штатах в последние два десятилетия? Актуально следующее: национальные кризисы, которые вызвали потребность в новых технологиях, чтобы справиться с внешними угрозами; соответственно, возникновение на повестке дня вопроса об исследовательских работах промышленного уровня; благоприятная законодательная атмосфера для формирования исследовательских альянсов; рост стоимости научно-исследовательских работ промышленного уровня; изменение понимания конкурентоспособного технического преимущества; и изменение точек роста и исследований в промышленности.

В США первый исследовательский консорциум возник при основании EPRI (Electric Power Research Institute) в 1973 году. По его образу и подобию уже в 1976 году был учрежден GRI (Gas Research Institute). Наиболее выпукло роль таких консорциумов проявилась в области полупроводниковой микроэлектроники, когда в 1982 году несколько конкурирующих фирм объединились в MCC (Microelectronic & Computer Technology Corporation), а в 1987 году возникла корпорация SEMATECH (Semiconductor Material Technology Corporation). И к 1995 году в США было зарегистрировано уже 592 консорциума во всех ведущих отраслях.

Японские и европейские предприниматели также стали объединять свои усилия в борьбе за рынки инновационных технологий, причем серьезную роль в этом процессе везде играет государственная поддержка (а во многих случаях – и непосредственное участие государства). По состоянию на 1996 год список наиболее мощных исследовательских альянсов включает более 20 имен, перечисленных в таблице 1.

Таблица 1. Основные исследовательские консорциумы Японии, США и Европы. (по данным статьи P.Grindley, D.C.Movery, B.Silverman. SEMATECH and Collaborative Research: Lessons in the Design of High-Technology Consortia. J. Of Policy Analysis and Managements, v.13, no.4, 1994)

Наименование Страна Даты Бюджет($millions) Доля правительства (%)
VOLS Япония 1976-80 350 40
OMCS Япония 1979-85 90 100
VHSIC США 1980-89 900 100
Supercomp. Япония 1981-89 130 100
FED Япония 1981-90 40 100
SG Япония 1982-91 426 100
Alvey Великобрит. 1983-88 500 50
ESPRIT I Европа 1984-89 1800 50
ESPRIT II Европа 1988-93 3800 50
Eureka Европа 1985-96 7700 50
RACE Европа 1985-96 3000 50
JESSI Европа 1989-96 4000 50
MCC США 1983- 80 0
NOMS США 1986- 150 50
SEMATECH I США 1987-92 1000 50
SEMATECH II США 1993-98 200 50
ASET Япония 1996-2001 100 100
SELETE Япония 1996 350 50
STARC Япония 1996-2000 10 -
SiSi Япония 1996 70 50
1300I Междунар. 1996-? 40 0

К сожалению, российская практика в этом отношении сравнительно небогата, и отдаленное подобие таких альянсов можно наблюдать только в областях, где приоритетное отношение властей еще с советских времен сохранило альянсы военно-промышленного комплекса. Из передовых технологий, связанных с мирной жизнью и нуждами граждан, при масштабе нашего отставания от мирового уровня рассчитывать на жизнеспособность национальных исследовательских альянсов не приходится, так что основные надежды возлагаются на международные исследовательские альянсы. Но и здесь успехи пока невелики, т.к. уровень доверия и надежности российских партнеров пока не позволяют им претендовать на заметную роль в таких альянсах.

Контрольные задания:
13.1. Какие из российских межорганизационных объединений можно отнести к классу исследовательских альянсов и почему?


Государство и инновации

Оглавление

Трансфер технологий в ХХI веке