Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2

К ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ, ОБЗОР, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

А.А. Гин, Беларусь

Проблематизация

Выход в космос и познание микромира не сделало человечество мудрее. И до сих пор люди дерутся на меже, не управляют собою, болеют всеми детскими болезнями человечества.

Научно-техническая революция совершилась, индустриальный мир построен. Следующий шаг - построение социально-комфортного мира. Иначе техническое могущество и умение решать технические задачи будем неотвратимо направлено против самих создателей техномира.

Технические задачи и есть и будут всегда. Но более актуальным становится решение задач социальных.

Пространством возникновения социальных задач могут быть любые области, в которых возможны конфликтные ситуации между людьми.

Например:

  • Политика
  • Государственное управление
  • Производство и торговля
  • Образование
  • Семья
  • Дефиниции

    Социальная задача возникает тогда, когда интересы, потребности, желания людей противоречат интересам, потребностям, желаниям других людей и нет традиционного способа разрешения противоречия, который признавался бы конфликтующими сторонами.

    Признаком социальной задачи является возможность сформулировать ее в виде противоречия.

    Социальная система состоит из взаимодействующих людей.

    Минимальная социальная система - 2 взаимодействующих человека.

    Решение социальной задачи предусматривает разрешение конфликта интересов между людьми сводится к управлению поведением и мировоззрением людей.

    Традиционные инструменты решения социальных задач: суд, закон, апелляция к авторитету.

    Идеальное решение социальной задачи - когда конфликт превращается во взаимополезное взаимодействие конфликтующих сторон, не требуя для этого затрат. (Вред в пользу).

    Альтернативой решению социальных задач может служить, например, полное уничтожение одной из конфликтующих сторон; либо полное силовое подчинение одной из сторон другой.

    Социальным изобретением следует считать ответ на социальную задачу. У него есть конкретный автор (авторы). Исторически сложившуюся социальную традицию (например, государство, семья) не следует считать социальным изобретением.

    Доминаторы - явления психологического и социально-психологического ряда, определяющие поведение и мировоззрение людей.

    Краткий обзор контекстов употребления термина "социальные задачи" и близких к нему

    По ключевым словам "социальная задача", "социальное изобретение" и "Социальные инновации" был произведен поиск в Интернете. Объем разобранных материалов около 10 Мбт формата html.

    Термин "социальная задача" используется как синоним слова "проблема", обычно в контекстах типа: "дать возможность людям приобретать жилье в кредит - важная социальная задача".

    Полная свобода наблюдается в применении словосочетания "социальное изобретение".

    Чаще всего оно встречается в программах различных курсов по социологии, культурологии. Но только в программах. В материалах по социологии почти не встречается. Многими используется как брэнд, заявляется как идеология (см. Фонд социальных изобретений, Сайт "Регистр национального интеллекта - лаборатория социальных инноваций", Региональный общественный Фонд содействия социальным инновациям и т.д.).

    Практически нет примеров самостоятельных изобретений. В основном, классифицируются как социальные изобретения различные исторические события, рядовые социальные программы - действия по оптимизации социальной сферы.

    В близком к употребляемому здесь пониманию термин "социальная задача" был найден нами только в отдельных книгах, авторы которых знакомы с ТРИЗ. Это, например, книга И. Захарова "Николай Пирогов: хирург, педагог, реформатор", или книга Э Соснина, Б. Пойзнера "Университет как социальное изобретение".

    Что сделано?

    1. Подобран массив социальных задач, изобретений.

    2. Проведен первичный анализ массива на типизацию, выявление закономерностей.

    3. Определены ключевые понятия.

    4. Совместно с С.А. Фаером сделан прогноз тенденций развития цивилизации. Найден ряд ключевых задач ближайшего будущего на разных рангах.

    5. Проведены совместно с С.А. Фаером 2 семинара по футурологии и социальным задачам: 1-дневный в СПб и 3-дневный в Москве.

    6. Сделаны первые шаги по разработке методики решения социальных задач и прогноза социальных проблем. Сформирована в качестве гипотезы "матрица доминаторов", изучаются психо-социальные эффекты как инструмент решения задач.

    Некоторые выводы

    Нет необходимости доказывать: технические изобретения могут иметь далеко идущие социальные последствия. Чуть менее очевидна, но легко доказуема и обратная зависимость: социальные изобретения определяют направленность и интенсивность развития техномира.

    Сделаем еще один шаг: многие сложные проблемы сегодняшнего мира являются социально-техническими комплексами. Разделить эти комплексы искусственно можно, но при этом теряется качество постановки задачи и сужается поле поиска. То есть социально-техническую задачу-комплекс можно поставить как чисто техническую или чисто социальную, но с потерей качества решения.

    Задача-комплекс может иметь решения как технические, так и социальные, в любом сочетании. К социальным решениям мы относим также законодательные, административные, PR-решения.

    В нашей картотеке есть чисто социальные по постановке задачи, имеющие простые технические решения. И есть технические задачи с социальными решениями.

    Ниже - пример сложной задачи-комплекса.

    Пример: задача-комплекс об избытке автомобилей в городе

    Возможные подходы к постановке задачи:

  • Слишком большая загазованность, как быть?
  • Как обеспечить движение без заторов?
  • Как снизить авто-аварийность?
  • Как сократить время людей в дороге?
  • Как обеспечить передвижение людей без автомобилей?
  • Решения

    Технические:

  • Разработка сверхчистых двигателей нового типа
  • Разработка новых катализаторов (фильтров, …) для традиционных ДВС
  • Разработка ДВС, не сжигающих топливо на холостом ходу
  • Автоконтроль за выхлопом (выхлоп не годится, автомобиль не едет)
  • Введение динамичных полос движения (трассы за город и в город меняют количество полос по направлению в зависимости от времени дня);
  • Социальные:

  • Пропаганда, PR маломощных автомобилей, чистых двигателей, общественного транспорта;
  • Разработка системы конкурентоспособного общественного транспорта, приоритеты общественному транспорту;
  • Популяризация велосипедов и др. мускульных средств;
  • Введение пешеходных зон и пешеходных дней;

    Экономические:

  • Удорожание автомобилей;
  • Штраф за плохой выхлоп;
  • плата за создание затора", которую водители платят за езду
  • в часы "пик";
  • налоговые льготы производителям и потребителям "чистых" двигателей;

    Законодательные или административные:

  • Запрет на грязные двигатели вообще
  • Жесткие законодательные требования к изменению выхлопа
  • Ужесточение возрастных рамок водителя автомобиля
  • Запрет на обладание более чем одним автомобилем
  • Картотека к задаче

    Поскольку в 70-х гг. штат Калифорния ввел более жесткие стандарты, производители катализаторов начали совершенствовать свою продукцию.

    В Калифорнии издали распоряжение о продаже только "транспортных средств с нулевым уровнем выброса", или ТСНУВ, начиная с моделей 1998 г. С тех пор практически каждый ведущий производитель автомобилей в мире, начиная с "БМВ" и кончая "Дженерал моторз", разработал электромобиль.

    Наблюдается быстрый прогресс в разработке сверхчистых двигателей на природном газе.

    Многие крупные западные города ввели ряд программ, известных как мероприятия по борьбе с загрязнением окружающей среды транспортными средствами " (МБЗОСТС), предусматривающих как пешеходные дни, так и запрет на парковку автомобилей в городе.

    Ограничения на въезд. В 1977 г. в Буэнос-Айресе по рабочим дням стали вводить ограничения на въезд автомобилей в центр города с 10 ч утра до 7 ч вечера. Автобусам и такси разрешается ездить лишь по нескольким улицам.

    Частичный или полный запрет на въезд автомобилей был установлен в таких крупных городах как Рим, Флоренция, Неаполь, Болонья и Генуя. С 7.30 утра до 7.30 вечера в центральные районы Рима и Флоренции разрешено въезжать только автобусам, такси, транспортным средствам, используемым для перевозки товаров и услуг, и автомобилям жителей этих районов. Аналогичные запреты введены в действие в Афинах, Амстердаме, Барселоне, Будапеште, Мехико и Мюнхене. В течение ближайшего десятилетия власти г. Бордо собираются убрать автомобили с половины улиц города, освободив их для пешеходов и велосипедистов.

    Куритиба, Бразилия. Слава об этом бразильском городе, который рекламирует себя как "столицу экологии, идет по всему континенту. Куритибе с населением 2,3 млн. человек, удалось достичь, высокого уровня переработки отходов и снизить уровень заболеваний, связанных с экологией, - и все это несмотря на инфляцию и вопиющую бедность окружающих сельских районов. Ключ к этим достижениям состоит, помимо всего прочего в новой автобусной системе - автобусы здесь быстрее, дешевле и комфортабельнее машин, а потребление транспортного топлива на 25-30% ниже, чем в других бразильских городах.

    Куритиба начала создавать автобусную систему в 1970-х гг. под руководством мэра, Джеймса Лернара, архитектора и городского проектировщика. Он создавал великолепную сеть экспресс-магистралей, местных вспомогательных автобусов и специальных маршрутов в центре города. За последние три года Куритиба разработала еще одну оригинальную идею, которая сделала автобусы быстрее - посадочные цилиндрические платформы. Цилиндр из стали и стекла длиной 10 м и диаметром почти 3 м находятся на автобусной остановке. Вместо того чтобы взбираться по ступенькам в автобус и затем платить за билет, пассажиры опускают жетоны в посадочные автоматы и просто ждут прихода автобуса, специально спроектированного для этой системы. Через некоторое время, обычно через 5 минут, звучит сигнал, в цилиндр-платформу въезжает специальный автобус "Вольво", при этом применяется фотоэлектрический элемент-глазок. Раскрываются две двери по 1,3 м в ширину, и в считанные секунды пассажиры уже в автобусе. Автобус обычно в три раза длиннее обычного и вмещает 270 человек.

    "Плата за создание затора", которую водители платят за езду в часы "пик".

    В 1980-х гг. в США и Японии ввели обязательный государственный контроль за выхлопом легковых и грузовых автомобилей. С 1993 г. европейские страны и некоторые страны СНГ приняли более жесткие правила контроля выхлопа автомобилей.

    Инструментарий: матрица доминаторов

    Несколько изменив формулировку социальной задачи, данную в начале этой работы, мы можем предположить: в социальной задаче всегда проявляется конфликт доминаторов.

    Что это нам дает? Во-первых это подсказывает инструментальную постановку задачи, называющую соответствующие доминаторы. Во-вторых, изменение доминаторов для снятия конфликта требует задействования других доминаторов.

    В грубом приближении матрица доминаторов выглядит так: Убеждения Идеологемы Законы Традиции … Убеждения Идеологемы Законы Традиции Верования Стереотипы Привычки Архетипы Потребности Инстинкты Рефлексы Конечно, все линии демаркации между доминаторами относительны, а их список в приведенной таблице неполный, в первом приближении.

    Тонированные доминаторы являются психологическими, а нетонированные - социальными.

    Каждый из доминаторов имеет определенные свойства, параметры изменения, которые нужно учитывать при разрешения противоречий. Эти параметры могут быть ресурсами…

    Гипотезы, которые требуют дальнейшей проработки

    1. Социальную задачу всегда можно сформулировать как конфликт доминаторов.

    2. Существуют определенные закономерности изменения доминаторов, которые можно познать и использовать для решения социальных задач.

    Программа дальнейших действий

    1. Подготовить доклад на МА ТРИЗ.

    2. Исследовать социумы различных рангов (семья, племя, коллектив, нация, страна…) на "исторических переломах" - какие задачи возникали и как решались.

    3. Исследовать "социально-экстремальные" явления: геноцид, войны, революции.

    4. Выявить закономерности, приемы решения социальных задач. Разработать инструментарий.

    5. Подготовить семинар по заявленной тематике.

    6. Подготовить ряд публикаций.

    7. Опробовать инструментарий на практике.

    Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


  • Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2