Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В ПРОЦЕССЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПРОЕКТНОЙ ФИРМЫ, РАБОТАЮЩЕЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ВИДОВ ОБОРУДОВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В.Ю. Бубенцов, Зам. Технического директора ЗАО "ЦНТУ РИНВО", сертифицированный специалист по ТРИЗ, Россия

При знакомстве с различными источниками по ТРИЗ бросается в глаза, прежде всего, очень малая доля материалов, освещающих применение ТРИЗ в области задач, связанных с химической промышленностью. Кроме того, достаточно скудно освещены вопросы места и порядка использования ТРИЗ и других аналогичных методов в процессе работы научно-проектной фирмы, работающей в области разработки новых видов оборудования и реконструкции отечественных химических предприятий. Настоящая работа является попыткой восполнить дефицит информации в этой области.

Несмотря на события последних десятилетий, химическая промышленность была и остается одной из ключевых для жизни страны отраслей. Здесь достаточно велика доля предприятий, успешно функционирующих и производящих продукцию не только на внутренний рынок, но и на экспорт. В частности, заводы, производящие минеральные удобрения, ежегодно поставляют на экспорт порядка 14 миллионов тонн продукции. Как раз преимущественно в области производства минеральных удобрений трудится и наша организация.

Инжиниринговая фирма "Центр научно-технических услуг по разработке и изготовлению новых видов оборудования" создана в 1989г. по инициативе Всесоюзного Менделеевского общества на базе Министерства химической промышленности СССР. В 1997г. перерегистрирована в ЗАО "ЦНТУ РИНВО".

Наша организация на настоящий момент выполняет следующие работы:

  • проведение научно-исследовательских работ, в частности, в области минеральных удобрений, средств защиты растений, редких и рассеянных элементов, подготовки сырья, сушки, диспергирования жидкостей и суспензий (статические и вибродиспергаторы, центробежные диспергаторы, приллирование с помощью форсунок), пылеулавливания;

  • подготовка исходных данных на проектирование;

  • проектирование новых и реконструкция устаревших химических производств;

  • разработка, изготовление и поставки новых видов оборудования;

  • комплектация и поставки оборудования, в том числе импортного, для химико-технологических процессов;

  • разработка алгоритмов функционирования и комплектация автоматизированных систем управления технологическими процессами на базе отечественных и зарубежных технических средств, включая программно-техническое обеспечение, вплоть до сдачи "под ключ";

  • расчет надежности и работоспособности химико-технологических систем, в частности, на предпроектной стадии;

  • приведение старых разработок в соответствие с вновь установленными нормами и требованиями;

  • разработка технических условий и регламентов;

  • оказание представительских и генподрядных услуг российским и зарубежным фирмам в г. Москве.

    Сотрудниками фирмы являются высококвалифицированные специалисты, имеющие многолетний опыт практической и научной работы на объектах химической и микробиологической промышленности, в Министерстве химической промышленности, Государственном институте азотной промышленности (ГИАП), Московском институте химического машиностроения (МИХМ), Московском институте тонкой химической технологии (МИТХТ).

    Сотрудники фирмы занимались реконструкциями существующих предприятий, пусконаладочными работами, разработкой и поставкой оборудования (в том числе в США), разработкой и поставкой систем автоматики и приборов, участвовали в разработке проектов и пуско-наладочных работах на агрегатах по производству аммиачной селитры, азотной кислоты и аммиака в г.г. Новгороде, Дорогобуж, Новомосковск, Кемерово, Березники, Мелеуз, Невинномысск, Черкассы, Ровно, Йонава, Чирчик, в г. Мары, Туркменистан, в Народной Республике Болгария.

    Фирмой "ЦНТУ РИНВО" разработаны и уже внедрены на ряде производств (аммиачная селитра, КАС, слабая азотная кислота): система управления АСУ ТП "АЗОТ", сертифицированная Госстандартом России, герметичная автоматическая система налива метанола и других опасных жидкостей, регулирующие клапаны для малых и сверхмалых расходов и другое. Совместно с ЗАО "Термоавтоматика" созданы отечественные термопреобразователи, полностью заменяющие зарубежные аналоги. Выполнен ряд заказов по комплектации химических производств нестандартными изделиями из коррозионностойких материалов (нержавеющей стали, титана, фторопласта и др.), требующими высокой точности изготовления и специальных технологий для малых и сверхмалых расходов и др.

    Казалось бы, по логике многочисленных популяризаторов ТРИЗ, при таком спектре задач крайне необходимо всех сотрудников фирмы обучить ТРИЗ, чтобы повысить качество работ, увеличить долю новаций и пионерских разработок, сократить время на решение текущих проблем и т.д. Действительность же всегда сложнее, она заставляет забыть о расхожих шаблонах и лозунгах, как бы они не были дороги людям, зачастую далеким от производства. Кроме того, структура фирмы, возраст и уровень образования ее сотрудников, традиции их предшествующих мест работы, специфика нормативной документации отрасли вносит свои коррективы при попытках внедрения методов качественного решения проблемных ситуаций в область, где всегда требуются количественные ответы. (В рамках нашей фирмы мы пользуемся термином "методологии качественного решения проблемных ситуаций", прибегая к более конкретному выделению методик по собственным наименованиям лишь в ряде случаев).

    Одним из таких моментов, требующих учета, является специфика сотрудников фирмы. Достаточно большая доля ее работников - люди в возрасте около 60 лет и более, всю жизнь достаточно плодотворно работавшие в данной отрасли, строившие в свое время те заводы, которые теперь подвергаются реконструкции. Их технической эрудиции можно только завидовать, и для решения возникающих задач им нет необходимости привлекать новые сущности, так как успешность и опыт в прошлом означают, что каждый из них имеет свои действенные способы решения проблем. И у них нет мотивации и необходимости осваивать новые методы, к которым они, кроме всего прочего, относятся с известным скептицизмом, имеющим под собой серьезные основания.

    Другая часть сотрудников - это студенты последних курсов и выпускники, которые привлекаются на работу в фирме в качестве низового уровня исполнителей. В силу разных причин наша фирма имеет возможность привлекать студентов Московского университета инженерной экологии (ранее МИХМ - Московский институт химического машиностроения), Московской академии тонкой химической технологии. Эти сотрудники имеют понятие о методах решения проблемных ситуаций, так как, в частности, в МГУИЭ на некоторых кафедрах читают небольшой курс на эту тему. Но знания эти, к сожалению, лишь ознакомительного характера, на уровне: " ТРИЗ? Да, что-то такое слышал…Там еще такие процедуры многоходовые…и какие-то задачки …А морфология - это когда матрицы строят, да?". Навыки практического применения этих знаний отсутствуют. Кроме того, сама подача материала и не ориентирована на практическое применение.

    Но, приходя к, казалось бы, вполне логичной мысли обучать студентов, мы наталкиваемся на ряд обстоятельств, которые заставляют внимательнее отнестись к вопросу: "А зачем? Надо ли обучать?".

    Обстоятельство первое - студенты задействованы на исполнительской работе в первую очередь. Это - исполнение в Автокаде технологических схем, поэтажных компоновок, рабочих чертежей и КИПовской документации, подбор информации по оборудованию и АСУТП, расчеты трубопроводов, теплообменной аппаратуры. Как правило, здесь весьма редко встречаются задачи, которые надо решать с использованием ТРИЗовской методологии. Кроме того, студенты еще достаточно слабы как инженеры в базовых знаниях, точнее в их приложении к практике конструирования и проектирования, и усложнение работы путем дополнительного изучения предмета, не являющегося крайне необходимым на этом этапе, приведет лишь к срыву сроков сдачи проектов.

    Обстоятельство второе - на работу у нас некоторые студенты смотрят как на явление временное, просто чтобы по окончании института иметь в своем резюме запись, что они имеют опыт работы по специальности. Есть и противоположные личности - старающиеся как можно быстрее сделать карьеру, набрать как можно больше навыков, чтобы по окончании учебы в институте уйти в крупную компанию для больших заработков. Понятно, что обучать кадры для сторонних организаций также не входит в наши планы.

    Обстоятельство третье - у каждого человека разный стиль мышления. Кому-то подходит поиск противоречий, кто-то склонен к классифицированию. Поэтому выбор методик, тризовских и иных, под каждого обучаемого осуществляется индивидуально. Это трудоемкая работа, и нужно четко представлять, в каких случаях она оправдана.

    Вообще же, набирая студентов, мы стремимся к реализации такой схемы их деятельности, при которой они не только, помимо работы у нас, делали бы диплом по нашей тематике, но и имели бы возможность остаться в институте в аспирантуре, и защищаться по темам, предлагаемым нами. В рамках такой схемы взаимоотношений есть время приглядеться к специалисту, и со временем решать вопрос о необходимом минимуме объема обучения качественным методам решения проблемных ситуаций.

    Конечно, студент студенту рознь, и если кто-то предпочитает работать лишь на чисто исполнительских работах, то есть и такие, кто сразу заявил себя как уже сложившийся специалист. Эти сотрудники самостоятельно занимаются рядом достаточно крупных задач, и вот с ними-то и проводятся иногда занятия - инструктажи с использованием их рабочих материалов.

    Чему же мы обучаем таких сотрудников?

    В первую очередь это умение анализировать исходную ситуацию, правильно сделать постановку задачи. Поскольку в ТРИЗ этот раздел, после АРИЗ-71, не получил своего развития, то здесь мы используем собственные разработки. Молодым сотрудникам дается алгоритм БАИС-14 ("Блок анализа исходной ситуации, версия 14"). Этот алгоритм разработан на основе АРИЗ-71, экспресс - методики Иванова, алгоритма Ревенкова, разработок Пиняева, Гасанова, Светлова, Дилтса, Куринского, Де Боно, некоторых других авторов, а также отраслевой нормативно - технической документации. (Как ясно из названия, в настоящее время мы пользуемся четырнадцатой версией алгоритма. В разработке 15-я версия). Алгоритм позволяет проанализировать ситуацию и определиться с выбором задачи для дальнейшей работы.

    Далее дается понятие об идеальном конечном результате, но в более широком смысле, чем это принято в ТРИЗ. Для ИКР мы используем 16 формулировок, отличающихся по степени усиления идеальности. Дается также понятие о физическом противоречии.

    Далее дается диверсионный анализ. Этот метод нами использовался неоднократно, но он не рекомендован для самостоятельного, без контроля, использования студентами. Дело в том, что производства, с которыми мы работаем, зачастую весьма взрывоопасны, например, производство аммиачной селитры, и при проведении "диверсионки" студентам зачастую не хватает знаний специфики данной конкретной технологии, а ответственность за принятые решения слишком велика. Поэтому студенты участвуют в проведении анализа, но на отдельных этапах, под постоянным присмотром специалистов. Таким образом, в частности, проводился диверсионный анализ смесителя для выпуска известково-аммиачной селитры, который позволил не только наметить пути усовершенствования конструкции, но и дал много информации, использованной нами при заводских испытаниях этого устройства.

    Что же дается остальным молодым сотрудникам?

    В случае если они сталкиваются с проблемной ситуацией, вопрос решается либо курирующим работу специалистом, либо начальником соответствующего отдела. Молодому же специалисту подсказывается ход его действий, в один-два шага, не более.

    При этом надо отметить, что больше шансов столкнуться с проблемной ситуацией, требующей методологического подхода, у сотрудников технологического и проектного отделов. Если у отдела КИПиА возникает проблема по приборам или измерению тех или иных величин, то вопрос решается совместно с технологическим отделом. Точно также отдел химических исследований решает вопросы разработки и изготовления экспериментальных установок и устройств для проведения исследований свойств различных соединений с технологическим отделом. Соответственно обучение ТРИЗ и иным методам проводится в основном с персоналом технологического и проектного отделов.

    Технологическим отделом, помимо ТРИЗ, широко применяются иные методы исследования. В частности, нам часто приходится использовать морфологический подход, в том виде, как он описан у Одрина. Естественно, после того как проблема определена, как требующая применения морфологического исследования, выявление задач проводится уже не по БАИС - 14 (ориентированному на дальнейшую работу методами ТРИЗ), а по алгоритму анализа исходной ситуации, изложенному Одриным. В частности, мы применяли этот подход при разработке новых видов грануляторов.

    Вообще в нашей работе ТРИЗ чаще находит применение при разработке устройств, а не способов.

    Существенной областью применения методологии ТРИЗ является, как ни странно, не техническая, а организационная часть работы в фирме, включающая межличностные отношения, и работу с клиентами. Здесь, помимо собственно ТРИЗ, мы применяем методику, изложенную в работе "Сунь-Цзы или трактат о военном искусстве - трактат об искусстве изобретательском" (с нею можно ознакомиться на сайте metodolog.ru) и хорошо зарекомендовавшую себя на практике.

    Стратегически выявление задач, требующих применения ТРИЗ или иной методики решения, при разработке основных технических решений, исходных данных на проектирование или в ходе рабочего проекта, лежит в нашей фирме на заместителе Технического директора, курирующем в той или иной степени все ведущиеся проекты и являющемся сертифицированным специалистом по ТРИЗ (сертификат № 55). При необходимости он либо самостоятельно, либо ,чаще всего, совместно с Главным механиком и начальниками отделов прорабатывает возможные решения, которые затем, в зависимости от уровня задачи, сразу доводятся до конкретных исполнителей, либо представляются на обсуждение Генеральному и Техническому директорам фирмы. Помимо заместителя Технического директора, некоторыми аспектами методологии ТРИЗ и морфологического анализа владеет также начальник технологического отдела, в силу упомянутой выше специфики (выше вероятность столкновения с задачами, требующими использования методик).

    Подытоживая вышеизложенное, можно свести принципы применения методов качественного решения проблемных ситуаций в следующий перечень:

    1. Квалифицированные сотрудники ведут основную работу, молодые - отдельные фрагменты под их руководством.

    2. Молодым специалистам даются указания (в зависимости от их знаний), либо каким инструментом воспользоваться на определенном этапе их работы, либо даются конкретные шаги - перечни необходимых действий под ситуацию.

    3. Сотрудник, курирующем в той или иной степени все ведущиеся проекты , отвечающий за конечные, выпускаемые фирмой документы для заказчика, и являющийся сертифицированным специалистом по ТРИЗ (сертификат № 55), заранее по проекту рассматривает с начальниками отделов и специалистами те вопросы, где предположительно могут возникнуть трудности и необходимость применить в том числе качественные методы решения проблемных ситуаций. При необходимости он либо самостоятельно, либо, чаще всего, совместно с Главным механиком и начальниками отделов прорабатывает возможные решения, которые после согласования доводятся до исполнителей.

    4. По мере продвижения работы над проектом возникшие вопросы выносятся на совещание в разных форматах (исполнители - начальник отдела - зам. Технического директора; начальники отделов - зам. Технического директора - Технический директор и т.д.), где решаются в режиме проведения мозгового штурма с элементами ТРИЗ и иных методов.

    5. Найденные решения считаются ноу-хау фирмы, сотрудники дают подписку о соблюдении соответствующих правил работы с этой информацией.

    6. Квалифицированные сотрудники не обучаются ТРИЗ и другим методам качественного решения проблемных ситуаций.

    7. Молодые специалисты обучаются по индивидуальной программе, после определенного срока работы, в зависимости от проявленных склонностей в работе, качества работы, характера выполняемых задач и общего состояния дел по проектам.

    8. Наибольшее количество в той или иной степени обученных качественным методам решения проблемных ситуаций концентрируется в отделах с повышенной вероятностью столкновения с соответствующими ситуациями. В нашем случае это технологический и проектный отделы.

    9. ТРИЗ используется для ограниченного круга задач.

    10. На фирме присутствует один сертифицированный специалист по ТРИЗ. Аттестация и сертификация других сотрудников не проводится.

    11. Сертифицированный специалист по ТРИЗ наряду с собственно ТРИЗ владеет и активно использует другие качественные методы решения проблемных ситуаций.

    12. Сертифицированный специалист по необходимости проводит обучение, создает необходимые инструменты и методики.

    13. Сертифицированный специалист решает организационные и социальные задачи фирмы, создавая для этого необходимый инструментарий.

    14. Использование знаний сертифицированного специалиста по ТРИЗ в области качественных методов решения проблемных ситуаций не является его главной служебной обязанностью, но лишь одним из аспектов, помогающих сочетать работу отделов фирмы при выполнении проектов.

    На настоящий момент подходы, изложенные выше, используются в нашей фирме около 2 лет. Выполнено несколько крупных проектов, по результатам которых мы вносим коррективы в нашу деятельность, в этом нам сильно помогает тот факт, что эти проекты включают в себя весь цикл создания новой техники, от создания теории расчета новых устройств и исследования новых соединений, до промышленных испытаний наших разработок на выпуске экспортной продукции.

    Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


  • Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2