Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 3

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТРИЗ В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Л.А. Кожевникова,
Хранитель Фонда материалов по ТРИЗ,
г. Челябинск, Россия

С того момента, когда ТРИЗ оформилась в прикладную науку, позволяющую решать технические задачи, возникла, проблема обучения. Поскольку ТРИЗ развивалась вне рамок официальной науки, это обусловило необходимость специфических форм обучения. Оно проводилось в основном в форме семинаров. К середине 70-х годов система обучения ТРИЗ в основном сложилась. Она функционировала как многоступенчатая форма обучения. На каждой ступени увеличивался объем знаний, время подготовки и цели обучения.

Г.С. Альтшуллер считал, что основная цель обучения ТРИЗ - подготовка исследователей. Процесс развития теории и обучение ей были тесно связаны и взаимообусловлены. Все новое, что я появлялось в теории, сразу же внедрялось в обучение и проверялось в практической деятельности.

Система обучения, выстроенная Г.С. Альтшуллером, привела к возникновению такого специфического явления, как "школа ТРИЗ". Школа объединяла группу преподавателей, которые проводили обучение в университетах технического творчества, вели исследования в области ТРИЗ и решали конкретные задачи.

К середине 90-х годов, система обучения ТРИЗ, созданная Г.С. Альтшуллером перестала функционировать. В это время в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, упал спрос на обучение ТРИЗ со стороны промышленности и резко возрос спрос на обучение педагогов. Система обучения не смогла быстро перестроиться и адаптироваться к новым условиям.

В реально сложившейся ситуации, когда системы обучения ТРИЗ нет ни на государственном, ни на общественном уровне, важной и актуальной становится работа по созданию условий, позволяющих каждому при желании изучить ТРИЗ. Данную проблему можно решить, восстанавливая или создавая заново информационные потоки, т.е. последовательной и непрерывной передачей потребителям какой-либо информации определенным способом. В ТРИЗ существовало несколько таких потоков - информация, распространяемая Г.С. Альтшуллером через ОЛМИ, Петрозаводские конференции, "Журнал ТРИЗ", Фонд матриалов по ТРИЗ ЧОУНБ. Возникла необходимость восстановить старые потоки и создать новые.

Региональные конференции по ТРИЗ, которые стали проходить в стране с конца 90-х годов - это один из информационных потоков, которые реально могут привлечь к ТРИЗ новых людей, помочь обмену информацией, послужить стимулом для исследований.

Первая конференция по ТРИЗ для педагогов в Челябинске была проведена в июне 1998 года. Название ее несколько раз менялось. С 2003 года она называется "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ". Начиная с 4-й конференции выделяется центральная тема для обсуждения.

Челябинские педагогические конференции можно рассматривать как значимое событие в ТРИЗ. Они обладают некоторыми характерными особенностями:

1. Ежегодность проведения создает стимулы для постоянной работы ее участников.

2. Постоянная тематика позволяет ставить и решать в динамике и взаимосвязи актуальные проблемы ТРИЗ-педагогики.

3. Образовательная функция конференции. В рамках конференции читаются пленарные-доклады0лекции, проводятся учебные семинары, мастер-классы, круглые столы. Это позволяет в ходе работы конференции повышать уровень образования в ТРИЗ ее участников.

4. Стимулирование творческого роста. Возможность выступить на конференции имеют все, независимо от уровня квалификации в ТРИЗ. Публикуются все тезисы, оказывается помощь в их подготовке. Объединение ведущих разработчиков и педагогов-практиков в ходе работы конференции. Анализ выступления ведущими конференции с указанием на возможные пути и направления развития работы или исследования.

5. Постоянные научные руководители конференции обеспечивают преемственность в форме и содержании конференции.

6. Заочная форма участия - стендовые доклады, чтение заочных докладов, доклады-видеофильмы.

7. Реальная возможность принять участие в работе всех секций.

8. Позитивный настрой, эмоциональный подъем.

Региональные конференции по ТРИЗ - это лишь составная часть более общей проблемы - обучение ТРИЗ, а еще более широко - распространение и внедрение ТРИЗ в социум.

Старой системы обучения ТРИЗ, созданной Г.С. Альтшуллером - нет. Восстановить ее навряд ли удастся. Она была нацелена на подготовку исследователей. Это была ее конечная цель. Чтобы создать новую систему обучения, нужно определить, что мы хотим иметь в результате ее функционирования.

Сейчас в мире сложилась довольно парадоксальная ситуация. Очень МНОГО людей знает о ТРИЗ и очень МАЛО людей знает ТРИЗ на уровне знания. Еще меньше людей умеют ее практически использовать.

Поскольку на данном этапе развития ТРИЗ представляет собой сформированную область научного знания, то более важная задача готовить пользователей. Сделать ТРИЗ более инструментальной, а значит, и более простой в применении, вполне возможно на современном уровне ее развития. Сейчас нужно, чтобы много людей ЗНАЛО ТРИЗ на уровне ЗНАНИЯ. Это будет стимулировать ее практическое применение. Проблемы, возникающие в практическом использовании, неизбежно будут стимулировать научные исследования.

Сейчас есть несколько возможных составляющих, из которых в разном их сочетании можно создать новую систему обучения ТРИЗ:

1. Введение ТРИЗ в общеобразовательные стандарты профессионального и среднего образования.

2. Система дистанционного обучения.

3. Участие в разного рода и уровня конференциях, конкурсах, олимпиадах.

4. Внеклассная форма обучения в школе - факультативы, кружки.

5. Самообразование.

6. Семинары, практикумы, стажировки.

7. Индивидуальное обучение у ведущих специалистов.

8. Консультационная помощь.

Каждое из этих направлений при практической реализации требует решения большого количества проблем и задач. Нужно определить место конференций в этой системе.

Пока система обучения ТРИЗ еще не сложилась, большое значение имеет реальная поддержка любых реальных начинаний и деятельности учителей, использующих ТРИЗ в своей работе. Это одна из целей региональных педагогических конференций.

Полный текст статьи депонирован в фонде материалов по ТРИЗ ЧОУНБ.

Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 3