КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ТРИЗ
С.А. Вершинина, Россия
Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу является важнейшей составной частью субъективной позиции личности.
С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: на уроках, в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в общественной жизни школы, в процессе решения собственных жизненных задач.
В рамках школьного эксперимента по внедрению здоровьесберегающих технологий введен урок здоровья в 5-ом классе школы №3 г.Дудинки. Школьным психологом был апробирован учебный психологический курс для учащихся 5-х классов "Развитие проектного мышления", автор М. Битянова, кандидат психологических наук.
В рамках психологического курса автор предлагает учащимся для ознакомления и практической проработки 5 проблем. Предложенные проблемы мы попробовали рассмотреть через ТРИЗ. Каждая проблема предлагается детям в виде метафоры, специфического зрительного образа и конкретного поясняющего определения и дополненного нами описания проблемы через ТРИЗ (см. табл.).
Таблица. Проблемные ситуации и подходы к их решению.
Название проблемы | Предложенный детям образ | Формулировка для детей | Тризовская суть проблемы |
Проблемы, похожие на мозаику. |  | Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть. | По системному оператору работают все элементы подсистемы. Элементы минимально работоспособной системы - МРС и воссоздание системы из этих элементов, выполняющей главную функцию. Вся система работает при работоспособности каждой ее части. |
Проблемы, похожие на многослойное желе. |  | Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке. | Совершаются все действия и в правильном порядке. По системному оператору (от НС к ПС или наоборот) или только в определенном порядке во времени. Можно назвать "дорожкой" - последовательность действий по структуре или во времени. |
Проблемы, похожие на снежинку. |  | Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший. | Так как снежинки имеют разные формы и могут замыкаться лучший вариант "солнышко с лучиками". Каждый лучик - найденное решение. Идеальный результат определяется с использованием ИКР. |
Проблемы, похожие на олимпийские кольца. |  | Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать остальным участникам. | Здесь речь идет о настоящем сотрудничестве. Детям трудно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому. Образ олимпийских колец затруднен для детей, поэтому мы предлагаем "возьмемся за руки друзья". |
Проблемы, похожие на притчу о слоне. | Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: "Слон похож на толстый канат". "Слон похож на столб", - сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: "Слон похож на огромную бочку". "Он похож на циновку", - потрогав слона за ухо, возразил четвертый. | Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию. | При решении подобных проблем необходим выбор общих критериев. Для понимания друг друга необходимо определиться с выбором единых критериев и уровней по каждому критерию. |
Дополненная четвертая колонка значительно упрощает усвоение детьми сложного материала высокого уровня обобщения, помогает им легко перейти от понимания сути проблемы к методам работы с ней, а также практически применить полученные ранее знания по ТРИЗ и убедиться в их эффективности.
Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"
|