Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 5

ПУТИ РАЗВИТИЯ ТРИЗ ПРИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ ПЕРЕХОДЕ

С.В. Кукалев, Россия

Настоящий доклад - попытка применения помещенных в материалах конференции "Принципов приоритета в развитии систем" к заявленной теме конференции: "Будущее техники, природы, общества, человека с позиций ТРИЗ". Точнее, это попытка постановки задач ТРИЗ [1], актуальных для будущей техники, природы, общества и человека.

При любой прогнозной модели развития общества (начиная с расчетов преподобного сэра Томаса Роберта Мальтуса, учитывая модели развития, созданные в рамках докладов знаменитого Римского клуба, и кончая сформулированным С.П. Капицей принципом демографического императива [3]) в мире ориентировочно к 2050 году с неизбежностью должна сформироваться новая идеология. В эпоху демографического перехода нужно ожидать, что в силу стремительности и неравновесности процессов самоускоряющегося роста и его внезапного прекращения при демографическом переходе, будут нарушаться длительные, создававшиеся веками исторического процесса связи как на уровне человека, личности и общества, так и на уровне стран и государств, в масштабах мировой истории. Не вызывает сомнения, что новая идеология после указанного перехода должна будет обеспечивать новые ценностные установки, новое отношение к ресурсам (в том числе природным), новый круг основных интересов большинства населения.

Пока экономический кризис, волнами прошедший через все страны мира, к которому теперь пришла и Россия, еще не перерос в кризис моральный. Но для разрешения этого кризиса в будущем необходима будет новая идеологическая база. При этом ТРИЗ как таковая ни в коей мере не может стать подобной базой, превратиться в основу существования человека в мире после демографического перехода. Это связано с изначально инструментальной направленностью ТРИЗ, ее научностью. В ТРИЗ нет главной составляющей любой идеологии - морального императива [1]. Такой основой будущего общества может быть только религия, точнее вера - свод норм и правил поведения человека в обществе, система его ценностей всегда опирается на недоказуемую научно совокупность представлений о мире, веру в то, что мир устроен именно таким образом. Какой же может быть эта новая вера и что потребует от ТРИЗ новое общество, общество после демографического кризиса?

Для ответа на это вопрос рассмотрим максимально укрупнённо и предельно кратко историю развития систем сохранения идеологии. В качестве базы такого рассмотрения выберем идею негенетического, социального кодирования, т.е. будем считать, что человек - это биологический вид, живущий по законам социокода (понимая под социокодом, вслед за М.К. Петровым всю совокупность накопленной человечеством информации и институтов различного назначения, обеспечивающих ее сохранение, проверку и развитие). Самой древней из известных нам систем социального кодирования является кодирование "личностно-именное". При этом любой член племени кодировался в обряде инициации в конкретную функцию, получая определенную долю (фрагмент) социокода и личного бога-покровителя, удерживающего в целостности и неразличении данный фрагмент для передачи его последующим поколениям. Такой человек еще не умел отделять себя от племени, своего имени и выполняемой им функции [5].

Рост населения и количества необходимых, выполняемых в обществе социальных функций привел к кризису этой системы социального кодирования и переходу около 7-8 тысяч лет назад от мифического мышления к мышлению современного типа - логическому. Новую систему кодирования человека по М.К. Петрову можно условно назвать "профессионально-именной". Закономерности ее возникновения вместе с институтом семьи нам также неизвестны, как и характер формирования предыдущей системы кодирования. Очевидно только, что функция Бога, как инструмента передачи конкретному индивидууму фрагмента социокода через суггестию (внушение) в этой системе стала менее важна для выживания нас как вида, хотя и оставалась еще довольно высокой.

Более известен для нас процесс перехода (все еще не завершившегося) к следующей "универсально-понятийной" системе социального кодирования, поддерживаемой монотеистическими религиозными системами. Попробуем применить здесь наши принципы приоритета (см. нашу публикацию "Принципы приоритета в развитии систем" в материалах конференции), беря за основу историю христианства. Заметим, что дальнейшие рассуждения будут предельно нестрогими. Наша задача - всего лишь создать в читателе ощущение даже не правильности, но просто допустимости предлагаемого нами подхода к построению системы принципов приоритета. Всего лишь ощущение. Но ощущение - как внутренний, неформализованный расчет - порой стОит не меньше, чем расчет явный, ибо в нем нет противоречия, или - по удачному выражению В.В. Налимова, - насилия нашего дискретного языка над континуальной реальностью. А точность и того, и другого определяется, прежде всего, верностью исходных допущений, которые при формальном построении бывают менее полны.

Итак, попробуем рассмотреть историю развития универсально-понятийной системы кодирования по принципам приоритета (ПП). Сделаем это "с начала", т.е. начиная с последнего, девятого из них (считая, что первые два, надсистемых ПП уже сделали свое дело: привели к возникновению христианства, как религии и ее выделению - видимо, в силу своей внутренней парадоксальности - из того множества религиозных течений, в которых варилась Ойкумена на рубеже старой и новой систем летоисчисления).

Похоже, что первым, в самом деле, сработал как раз ПП роста пустотности: в самой новой системе стали стремительно появляться и частично заполняться пустоты - формируется канон священных книг и запрещенных, "пустых" областей (вспомним знаменитого Маркиона с его страшной ересью). В рамках системы освобождается все больше места для традиционных языческих культов и культурных элементов, не контролируемых религией как таковой (семейных и местных традиций). Мы не говорим здесь о географической и культурной экспансии на незанятые еще новой религией территории. Это уже является проявлением скорее следующего ПП - роста динамичности (который не мог происходить без наличия тех пустот, о которых говорилось выше).

Следующий шаг в развитии осуществляется в полном согласии с ПП роста согласованности - весь мир средневековья становится пронизанным системностью веры (вспомните знаменитые полотна Босха). ПП роста вепольности ярко проявился в таких ярких духовных течениях, как, например исихазм. После чего властно вступает в свои права ПП роста энергетической и информационной проводимости - именно высока духовность поддерживала дальнейший рост системы и ее развитие. Хотя свое огромное воздействие здесь оказало и книгопечатание.

ПП функциональной полноты проявился во все возрастающей экономической независимости монастырей и орденов. После чего явно начинает расти неравномерность развития частей системы вместе со стремлением сохранить себя, как целостность - сберечь и развить свои главные общесистемные характеристики. Усиливается борьба с разного рода ересями и языческими течениями, выстраивается иерархия подчинения в рамках конфессий, активизируются схоластические споры, зарождается современное научное мировоззрение, лишенное, однако, этического начала - о чем уже говорилось выше. Что же далее? Далее - только выход на новую систему кодирования: мы прошли круг ПП, работающих на втором участке кривой Перла.

Какой будет эта новая вера, конечно, неизвестно. Один из вариантов - предложенная мной вера в свой Путь, как доведенный до логического конца ведущий принцип современности - принцип системного подхода к миру [6]. Эта вера опирается на созданную всей предыдущей культурой базу общечеловеческих ценностей и завершает спираль развития, возвращая нас к личному Богу-покровителю, но на новом уровне самосознания личности.

Пока очевидно, что основой такой веры будущего станет этика построенная на идее ненасилия и включающая в себя принципы развития. Действующая в настоящее время этика современного западного (капиталистического) общества, по которой живут реальные члены этого общества, безусловно включает в себя идею развития, но она не опирается на идею ненасилия. Единственной этической системой, которая известна мне, и которая подходит под приведенные выше критерии (а потому может стать базой для новой этики), является, как ни странно, древняя этическая система йоги [4]. Каким образом в рамках профессионально-именной системы кодирования социальной информации много столетий назад могла возникнуть этическая система, обеспечивающая потребности далекого будущего мне неизвестно. Это то чудо, которому я до сих пор не нашел внятного объяснения. Хотя область поиска уже определилась - йога направлена на всестороннее развитие личности, как и новая вера, которая должна будет обеспечить перераспределение усилий со стремительного экономического роста на развитие человека, его духовных, интеллектуальных и физических характеристик, обуздание его потребностей и развитие его творческого потенциала на базе высокого уровня физической подготовки. Основным инструментом ее распространения - с большой вероятностью - окажутся СМИ (да, пока еще предельно далекие от такого направления манипулирования нашим сознанием). При этом, я убежден, что действительное развитие личности не может происходить без опоры на некую систему физического совершенствования, точнее подъема и поддержания того, что является краеугольным камнем в предлагаемой мной модели личности - энергопотенциала. Но об этом чуть позже.

Стабилизацию социума лично я, как ни странно это может прозвучать, связываю, прежде всего, с массовым развитием индивидуального навыка преодоления (как общего системного свойства личности, ее "таланта", проявляющегося в том числе и при разрешении социальных конфликтов). Причем преодоления ненасильственного, опирающегося на творчество, на постоянный поиск для достижения своей цели новых ресурсов, без ущемления "свободы" окружающих. И другой системы, кроме ТРИЗ, которая могла бы действительно эффективно обеспечить такой поиск в настоящее время не видно.

Теперь становиться очевидной естественность наблюдаемого сейчас "перекоса" развития ТРИЗ-движения в область образования. Причем независимо, и даже вопреки желаниям большинства ТРИЗовцев в приоритетном развитии теории и рабочих инструментов ТРИЗ. Увы, но эти желания являются всего лишь отражением их психологической инерции. Механизм воздействия социальных закономерностей на индивидов до сих пор мало понятен. Что заставляет отдельного, вроде бы свободного в своем выборе человека действовать в согласии с глобальными закономерностями развития общества, закономерностями, которые не только не осознаются конкретно этим человеком, но возможно вообще еще неизвестны человечеству? Этого трудно понять. Однако подавляющее количество фактов такого поведения человека, как элемента стохастической системы "общество" однозначно говорит о нашем традиционно искаженном понимании слова "свобода" (о чем я делал доклад на предыдущей конференции МА ТРИЗ и о чем подробнее можно прочитать в [4]).

Итак, опираясь в основном на математические, в том числе синергетические модели развития общества, мы пришли к выводу: в ближайшие 50 лет ТРИЗ будет развиваться по нескольким основным направлениям (или не будет развиваться вообще - принцип приоритета функции над ресурсами не позволит ТРИЗ идти другими путями).

Первое такое направление - педагогика. При этом можно ожидать постепенного переложение на язык ТРИЗ основных школьных предметов с переходом от экспериментальных ТРИЗовских классов и школ к созданию действительно ТРИЗ-педагогики, с новым подходом к ученику и новой организацией процесса обучения (по типу, например, знаменитых Фальвдорских школ).

Второй - не альтернативный, а параллельный путь - объединение ТРИЗ с новыми, практические не используемыми сейчас в школе предметами. Среди таких предметов можно назвать, скажем, оригами или макраме, пилатес, йога, другие восточные системы оздоровления и т.д. (первый опыт такого объединения был получен автором данного выступления еще в начале 90-х годов в рамках программы РАТА - развитие таланта [7]).

Наконец, становится очевидной необходимость формирования в рамках ТРИЗ некоторой модели личности. Без этой модели не может осуществиться ни становление действительной ТРИЗ-педагогики, ни дальнейшее развитие того ценного, что уже есть в ТРИЗ в этом направлении в виде ТРТЛ [2] - основа такой модели, кстати, была заложена в базу курса РАТА и в основных чертах отражена в работе [4].

Литература .

1. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория решения изобретательских задач). - Кишинев, 1989

2. Альтшуллер Г.С., Верткин И. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. - Минск, 1994

3. Капица С.П. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Очерк теории роста человечества. - М., 1999

4. Кукалев С.В. Опыты йоги: религия личного пути. - СПб, 2004

5. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М., 1991

6. http://www.wpus.net/pp/ztcentre (Санкт-Петербургский центр восточных оздоровительных систем и новых технологий творчества)

7. http://www.natm.ru/triz/scool/rata/rata01.htm (Программа РАТА (развитие таланта)

Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 5