Главная    Инструменты    МАЙНД-МЭП В ПРЕПОДАВАНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН

МАЙНД-МЭП В ПРЕПОДАВАНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Резчикова Е.В.

Доцент каф. ИУ4 "Проектирование и технология производства
электронно-вычислительных средств" МГТУ им. Н.Э. Баумана

Мeтoд мeнтaльнoй (мыcлитeльнoй) кapты или Maйнд-Mэп, paзpaбoтaн извecтным aнглийcким пcиxoлoгом Toни Бyзaнoм (в другом переводе Бьюзен). Мeтoд oпиpaeтcя нa нayчныe знaния o зaкoнax paбoты мoзгa.

Как отмечает сам автор, "cтpyктypa Maйнд-Mэп yникaльным oбpaзoм вocпpoизвoдит мexaнизмы нaшeй пaмяти. Oтxoдящиe oт цeнтpa Maйнд-Mэп oтвeтвлeния мoжнo cpaвнить c нeйpoнными дopoжкaми (или "дopoжкaми пaмяти"), кoтopыe oбpaзyютcя нepвными клeткaми пpи пepeдaчe ими инфopмaции дpyг дpyгу. Coвoкyпнocть этиx дopoжeк и пpeдcтaвляeт coбoй мeнтaльныe кapты. И чeм чaщe мы в ниx зaглядывaeм - пoвтopяeм, тeм нижe биoэлeктpичecкoe coпpoтивлeниe, вoзникaющee нa пyти их пpoxoждeния, тeм пpoдyктивнee нaшa пaмять, a чeм бoльшe тaкиx дopoжeк мы coздaeм и иcпoльзyeм, тeм бoльшe cooбpaзитeльнocть, тeм эффeктивнee пpoцecc мышлeния, ycпeшнee чeлoвeк".

Бyзaн oпpeдeляeт Maйнд-Mэп кaк "мoщнyю гpaфичecкyю тexникy", в ocнoвe кoтopoй лeжaт cлeдyющиe пpинципы:

  1. Пpeдмeт изyчeния пpeдcтaвлeн кapтинкoй, котopaя pacпoлaгaeтcя в цeнтpe лиcтa.

  2. Ocнoвныe идeи изoбpaжaютcя oтвeтвлeниями, иcxoдящими из цeнтpaльнoй кapтинки.

  3. Mыcли нaд oтвeтвлeниями oбoзнaчaютcя ключeвoй кapтинoй или ключeвым cлoвoм, нaпиcaнным пeчaтными бyквaми.

  4. Meнee вaжныe accoциaции зaнимaют мecто нaд линиями, пpимыкaющими к ocнoвным отвeтвлeниям.

Как отмечают психологи, однa eдиницa инфopмaции мoжeт cтaть иcтoчником oгpoмнoгo кoличecтвa accoциaций, кoтopыe, в cвoю oчepeдь, дeлaют толчoк к пoявлeнию мнoжecтвa нoвыx. "Лyчиcтoe мышлeниe", тaким oбpaзoм, - ecтecтвeнный пpoцecc, oтpaжaющий paбoтy мoзгa на тонкoм ypoвнe, a Maйнд-Mэп являeтcя внeшним гpaфичecким пpoявлeниeм этой кoнцeпции.

Составление Майнд-мэп и их последующее уточнение и дополнение - это и есть когнитивный процесс освоения проблемы.

Исследования гемисферологии показали, что главные ресурсы интеллекта связаны с организацией активного взаимодействия правого и левого полушария мозга. Преподавание инженерных дисциплин, опирающееся на отработку этого взаимодействия, обеспечивает новое, более высокое качество технического образования.

Карты Майнд мэп (ментальные, когнитивные, "карты ума" и др. названия) могут быть разных видов. При отработке технологических тем подходят операционные (функциональные) карты. Для задач изучения конструкций используются предметные карты.

Ментальные карты могут быть рациональные и образные (иррациональные). В первом случае они представляют некое иерархическое дерево, или набор экранов, построенных по определенному алгоритму и выраженных словесными терминами и определениями, в том числе техническими.

Во втором случае это организованная композиция семантических знаков, символов, картин. Слова используются как метафоры, несущие правополушарные стимулы.

Можно с успехом использовать и ментальные карты смешанного типа. Слова, технические термины, поясняющие проблему, усиливаются картинкой или словесной метафорой, соответствующей смыслу изучаемой темы.

Представляется, что есть некоторая аналогия между Майнд мэп и функционированием межполушарной спайки - в обоих случаях происходит синтез логической и образной компонент информации.

Большим удобством является наличие универсальной компьютерной программы для построения ментальных карт "Майнд менеджер". С помощью этой программы построены карты некоторых читаемых в МГТУ им. Н.Э.Баумана курсов: "Микроячейки и микроблоки", "Синтез объектов промышленной собственности и правовая защита" и "Технология производства электронной аппаратуры". Каждая тема курса, в свою очередь, также представлена ментальной картой. Для примера приведена карта по теме "Расчет резонансных частот печатных плат". Карта в сжатой форме отражает современное состояние экспериментально-теоретических исследований в области собственных колебаний пластинчатых элементов РЭА. Она дает представление о конфигурации применяемых плат, их конструктивном оформлении, об учете размещенных на плате радиоэлементов, о расчетных моделях плат, об учете допусков на размеры и характеристики материала плат.

Важно, что центральная метафора карты, минуя сложные теоретические построения и объяснения, программирует сознание на правильную расчетную стратегию. В настоящее время эта стратегия заключается в расчете платы в момент, максимально опасный для конструкции - максимального виброускорения, вибронапряжения, виброперемещения (стрелы прогиба).

Благодаря такому подходу указанные карты являются средством визуализации сложного технического объекта или явления (технологии, конструкции и даже их концепций, вариантов и т.д.).

По окончании изучения технической дисциплины контроль качества усвоения материала можно проводить также при помощи ментальных карт. Это позволяет преподавателю контролировать особенности развития семантики личности каждого студента и их субъектный опыт в области инженерного образования, так как характер репрезентирования одной и той же темы различен, индивидуален у разных студентов, как отпечатки пальцев.

Факт наличия набора Майнд-мэп по каждой теме курса и по курсу в целом есть отражение качества и количества усвоенного материала. Поэтому карты являются хорошим педагогическим приемом при изучении сложного материала и хорошим инструментом контроля. Опыт проведения экзамена по курсу "Микроячейки и микроблоки", как составления набора карт, подтвердил эффективность предлагаемой методики.

Ниже приведены примеры карт по различным изучаемым темам.

Пример карты для отчета по теме "Микроблоки с общей герметизацией"


Главная    Инструменты    МАЙНД-МЭП В ПРЕПОДАВАНИИ ИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН