Главная    Конференция    О профессионалах

О профессионалах

В.В. Митрофанов

Несмотря на то, что я для себя давно решил, что сравнивать между собой писателей, художников и других людей разных профессии нельзя, тем не менее, все же иногда, когда слушаешь и смотришь прекрасную передачу, например, про профессора Э.Грача - музыканта скрипача, дирижера, педагога и его учеников, невольно возникает мысль - сравнение, а тризовцы профессионалы? Могут ли они также профессионально сыграть по нотам - алгоритмам, приемам, стандартам, законам, да так, чтобы желающие, не только слушали ход решения, но и увидели отличные результаты? Ведь многие исполнители и дирижеры играют не смотря в ноты, а помня их наизусть. И заставляют нас при этом испытывать сильные эмоции, переживать или радоваться вместе с ними.

Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, я сделаю попытку ответить на несколько других. Впервые я почувствовал ответственность за обучение ТРИЗу много лет тому назад, когда группа слушателей, окончивших наш Университет, пришла с вопросом - "что нам делать? У нас на работе нам не дают изобретать, мы видим задачи, а начальство нас ни во что не ставит и оно не хочет никаких улучшении" Не буду добавлять, что они еще говорили про начальство. Пришло человек 15. Я почувствовал себя очень неуютно. Был у них очень высокий уровень самооценки, видно было, что мешал им только начальник, а так они готовы были горы свернуть. У меня, когда я познакомился с Г.Ивановым, а было это в прошлом веке, и он рассказал нам о том, как он обучил школьников изобретать, было такое ощущение, что школьники начнут зазнаваться и перед взрослыми и перед своими сверстниками, что вот, мол, мы можем, мы знаем то, что вы не знаете и т.д. Он меня успокоил, что все в порядке, ребята ведут себя нормально, все поступили в ВУЗы, и учатся нормально. Я поверил.

Мы попробовали организовать группу, которая стала бы решать задачи на стороне, но так как и на стороне платить никто не хотел, то вся эта работа провалилась. Дальше времена изменились, и жизнь сама показала, кто на что годится. Несколько человек стали работать на частных фирмах, кто - то стал частным патентным поверенным, и т.д. Однако, в процессе обучения, прививая слушателям веру в себя и веру в ТРИЗ, не преувеличиваю ли я возможности того и другого? Я же несу ответственность за тех, кого обучаю! Сам перед собой. Я думаю, что в каждом человеке, от природы заложено творческое начало. Поэтому, развитие этого начала полезно всем. Одни могут достичь высот изобретательства, другие более низких вершин, все как у альпинистов и в других областях науки и техники. Но это начальное образование в изобретательстве никому не вредно. Если же мы хотим обучить и воспитать отменных музыкантов-изобретателей, то точно так же, как обучают играть на скрипке, так следует обучать и на изобретателя. Вы помните, в одном из алгоритмов был такой шаг - как решаются аналогичные задачи в ведущей области техники? Добавим в области искусства - музыке , живописи, литературы и в разных передовых странах. Ведь музыке, рисованию обучают с малых лет.

Я, мне кажется, об этом писал, но напомню еще раз. Я сам испытал, что то, чему тебя научат в юном возрасте, живет в тебе всю жизнь. Я, например, помню стихотворение с 4 го класса, на немецком языке, даже не помню его перевода на русский, помню азбуку Морзе, причем на слух, и т.д. В изобретательстве есть такие вещи, которые надо знать, видеть и сразу вспоминать, что следует делать. Например, как только встретил или увидел нежелательный эффект - ищи решение, а не продолжай работать с ним. И прием или ресурс, для нахождения решения, сами должны приходить на память. И надо, чтобы этим владели, как я полагаю все - и ученые, инженеры, рабочие, президенты и их сотрудники и т.д.

Сейчас в некоторых школах изучают основы ТРИЗ, но это сводится к развитию творческого воображения, ИКР, и т.д. Может я ошибаюсь, но можно начинать с того, что искать НЭ, и искать пути их устранения, брать задачи на улучшения предметов, игрушек и т.д. И даже пытаться зарабатывать деньги изобретательством. Можно также, зная ряд эффектов, предлагать на их основе применения для создания новых приборов, систем и т.д. Приведу несколько примеров. В одном фильме показан случай, когда дама, зайдя в туалет, чтобы поговорить по телефону, уронила мобильник, который был тут же смыт водой. Что можно сделать, чтобы мобильники не падали, и не терялись? Про другой случай мне даже стыдно рассказывать, но уж очень он наглядный. Когда появились бутылки с постным маслом, открывать их казалось очень просто и удобно. Действительно, вы освобождаете наружную пробку, открываете ее и достаете утопленную петельку. Тянете за петельку, открываете внутреннюю крышечку. Она открывается и теперь масло ваше, лейте, сколько надо и куда надо. Однако, иногда петелька рвется, а крышечка не открылась. Но у нас есть плоскогубцы. Берем остатки петельки плоскогубцами и начинаем их тянуть, крепко держа бутылку. И вот наступает момент открывания бутылки, который сопровождается выливанием части масла на стол и пол. Так было несколько раз. Как то у меня остановился знаток ТРИЗ, и мы стали жарить картошку, и пришлось открывать новую бутылку масла и мы ее открыли, так как я описал, только т.к. нас было двое, масла пролили также в два раза больше. НАКОНЕЦ я подумал, не могли же конструкторы сделать эту пробку такой, с таким НЭ? Может быть можно что- то предварительно сделать, чтобы крышечка всегда без труда открывалась. Я внимательно посмотрел на область вокруг крышечки и понял, что можно сделать надрез и резко ослабить прочность связи крышечки и основания. Сделал, и крышечка почти без усилия открылась. Вывод конечно прост - сразу при встрече с нежелательным эффектом не применяй всю свою силу, а подумай, что можно сделать без физических усилии. Очевидно, этот вывод иносказательный. Но, главное, уловить, заметить, почувствовать НЭ!

Я не считал бы, что следует для обучения на изобретателя проводить отбор как отбирают для обучения музыке, рисованию и т.д. Теперь несколько слов о применении ТРИЗ. Можно сказать, что проводить внедрение можно как снизу, так и сверху. Длительное время мы обучали всех желающих, и можно сказать, что достигли определенного успеха. Мы предпринимали и попытки начать обучение с верху. Это и обращение к директорам предприятии, и участие в работе с ЦК комсомола, и обращение в ВОИР и т.д. Однако результаты от этих бесед, лекций были небольшие. Но то обстоятельство, что в ряде стран начали применять ТРИЗ, свидетельствует о том, что они видят пользу от ее применения. Особенно, по моему мнению, неплохих результатов добилась Корейская фирма "Самсунг", руководство которой тратит ресурсы на внедрение ТРИЗ в производство и разработки. Есть сведения, что еще есть фирмы в которых руководство прививает ТРИЗ.

Что я считаю успехом? Во - первых обучение сотрудников, и во- вторых получение экономического эффекта за счет повышения процента выхода и качества изделий, и получение фирмами патентов, как с помощью консультантов, так и самими сотрудниками фирм.

Теперь я хочу прервать свое сообщение и рассказать несколько слов о документальном фильме, получившем Оскара - "Туман войны". Фильм посвящен Р.Макнамаре, бывшему министру обороны США. В фильме показана беседа с ним , в течений которой он делает, как мне кажется, методологические выводы, которые я зафиксировал, и хочу их привести.

1. Учись у врага.
2 Разум нас не спасет. Всегда есть скрытые мотивы.
3 Главный принцип войны - применять принцип пропорциональности средств.
4. Собирать как можно больше информации.
5.Наши выводы и представления часто бывают ошибочными. В плену неверных представлений.
6.Будьте готовы к перемене своих взглядов.
7.Ради добра приходится совершать зло.
8.Никогда не говори никогда.
9.Невозможно изменить человеческую природу.
10.Никогда не отвечай на прямо поставленный вопрос.
11.Процесс познания бесконечен и в конце пути возвращаешься к началу.

Я не буду их раскрывать, но отмечу, что если верна истина, то может быть верной и ее противоположность, как учит Н.Бор.

Короткая справка. На Вьетнам было сброшено в 3 раза больше бомб, чем на Западную Европу во время Второй мировой войны. 58 тысяч американцев погибли во Вьетнаме. Макнамара считает, что ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за войну несет президент страны, а он исполнитель его воли.

Теперь вернемся к тому разделу, в котором я говорил о том, что, возможно, я преувеличиваю веру в слушателя и в ТРИЗ. По поводу человека я объяснил свою точку зрения, а ТРИЗ, как мне представляется, посвящены все предыдущие мои размышления. Но есть еще одна причина, которая меня беспокоит .Это медлительность с которой происходит оформление эволюции методологии. Можно привести много примеров отличной организации работ - написание книг, повышение качества продукции и т.д. И такой подход должен быть применен для скорейшего написания и издания ТРИЗ начала 21 века.

Заканчивая, хочу ответить на вопрос поставленный вначале. Конечно, я не знаю многих, владеющих ТРИЗ, но вот кого знаю, назову - Б.Злотин, В.Герасимов, С,Литвин, А.Любомирский, А.Кудрявцев, Г.Иванов, А.Провалин, Ю.Саламатов. Как говорил А.В.Суворов - выбери себе героя, догони его, перегони его, СЛАВА ТЕБЕ!!!!!

Несколько дней тому назад я смотрел передачу "Встречи в Политехническом институте", на которой выступал артист Л. Прыгунов. Его попросили сделать пожелание зрителям, аудитории. Он сказал, что у него есть своя философия, суть которой в следующем. Вы живете в окружении, скажем мягко, разных людей - и хороших, и не совсем хороших. И если вдруг один из этих людей совершает хороший поступок, да просто нормальный поступок, то для вас это уже громадная радость! Вот такая философия. Видите, человек умеет извлекать радость даже из таких "низкопотенциальных" субстанций, как обычные поступки окружиющих.

Поздравляю Вас, читателей сайта МЕТОДОЛОГ, с наступающим Новым Годом и желаю Вам ежедневно получать громадную радость от окружающих Вас людей, здоровья и творческих успехов!!!


Главная    Конференция    О профессионалах