Главная    ПРОЕКТЫ     Первый испытательный пробег автомобиля с пороховыми ракетными двигателями (1928)

Первый испытательный пробег автомобиля с пороховыми ракетными двигателями (1928)

В.М.Комаров

Подготовка и осуществление первого в мире испытательного пробега управляемого человеком транспортного средства, оснащенного ракетным двигателем (РД), связано с именем немецкого пионера ракетной техники Макса Валье. Это событие можно рассматривать как практический шаг в разработанной Валье программе подхода к космическому полету. О ней Валье рассказывает в своей автобиографии. "Первая стадия, - пишет он, - предусматривала научное исследование реактивного действия до сего времени известных типов ракет (ракетных двигателей по еще не устоявшейся тогда терминологии - В.К.) и их применение для опытов старта моделей с мертвым и живым полезным грузом.

Во второй стадии предполагалось применить принцип ракетного движения для перевозки людей в экипажах специальной конструкции, движущихся по земной поверхности, как например, на ракетном велосипеде, ракетной дрезине, а также на ракетной лодке".

/1, c.13/.

Затем РД должен был устанавливаться на специально сконструированные самолеты, и начиналась работа по созданию жидкостного ракетного двигателя - это третья стадия программы. Четвертая, завершающая, стадия предполагала постройку движимого ракетами самолета для полетов в стратосферу, его совершенствование "...вплоть до того момента, когда явится возможность совершить полет до границы пустого мирового пространства".

/1, с.13-14/.

Первый практический шаг в реализации своей программы Валье сделал 12 марта 1928 г. /2, с. 224/, когда состоялся испытательный пробег управляемого человеком автомобиля, снабженного пороховыми РД.

Этому пробегу предшествовали следующие события. Проектом Валье заинтересовался известный промышленник, владелец автомобильного предприятия Фриц фон Опель, и согласился его финансировать. В разработке двигателя принял участие специалист по пороховым ракетам Фридрих Зандер.

В феврале 1928 г. пороховые РД были разработаны. Первая пробная поездка состоялась 12 марта в Германии, в Рюссельхайме на Майне. Серийный автомобиль фирмы Опель мощностью 4 л.с. весом 600 кг был снабжен деревянной насадкой, на которой крепились РД. Как мера предосторожности, для первой поездки использовались только два РД - один диаметром 50 мм с конической пустотой в пороховой шашке, тягой 80 кг, другой - диаметром 90 мм, со сплошной набивкой, рассчитанный на медленное горение, тягой 18 кг. Зажигание производилось с помощью бикфордова шнура. Управление автомобилем было поручено автогонщику Курту Фолькхарту.

С началом работы порохового двигателя автомобиль мягко двинулся с места. Максимальная скорость, которую удалось получить на реактивной тяге, не превышала 5-6 км/час. Первая в мире поездка автомобиля на ракетной тяге длилась около 35 сек, в течение которых было пройдено 150 м /3, с.222-223/.

Примерно через час состоялся второй старт. На этот раз использовался один 50-мм двигатель с конической пустотой, тягой 80 кг и такой же конструкции 90-мм двигатель тягой 220 кг. Автомобиль первоначально был приведен в движение собственным мотором до скорости 30 км/час. Через 18 сек. после того, как подожгли бикфордов шнур, Фолькхарт выключил мотор. Через две секунды после этого произошло зажигание ракетного топлива. В течение полутора секунд скорость автомобиля возросла с 30 км/час до 75 км/час. С этой скоростью автомобиль двигался еще полторы секунды /3. с.224/.

К апрелю 1928 г. был построен специальный автомобиль, получивший впоследствии название "Опель-Рак I". Очень похожий по виду на гоночный, он снабжался приспособлением для крепления 12-ти 90-мм пороховых ракетных двигателей. Он оснащался также приспособлением для электрического зажигания, которым водитель мог управлять нажатием ножной педали.

11 апреля старты проводились, как и раньше, в Рюссельхайме, на автомобильном поле фирмы "Опель". Как и прежде, представители прессы и зрители не допускались.

Первоначально в хвостовой части автомобиля укрепили шесть 90-мм двигателей, четыре из них имели топливный заряд с конической пустотой и тягой 220 кг каждый, и два - со сплошной набивкой, тягой по 18 кг. Двигатели включались попарно, с трехсекундным интервалом между последовательными зажиганиями. Оснащенный так автомобиль развил скорость 70 км/час и проделал путь около 600 м /3, с.224-225/.

При следующем старте машина оснащалась уже восемью РД, была получена скорость 80 км/час и длина пройденного пути достигла одного километра /3, с.226/.

12 апреля состоялся пятый по счету, но первый официальный старт ракетного автомобиля, который должен был, как пишет М.Валье, "...показать общественности, что проблема ракетного движения была в основном успешно разрешена автором в сотрудничестве с Зандером" /3, с.227/.

На этот раз автомобиль оснащался 12-ю пороховыми двигателями, все с конической пустотой и функционировали попарно. Через 8 сек. после зажигания автомобиль пронесся мимо трибун со скоростью, превышавшей 100 км/час (при этом пять из 12-ти РД отказали). С учетом части пути, пройденного автомобилем по инерции, длина пробега составила 1500 м.

Какое значение имели эти события для развития ракетной техники? По мнению американского историка ракетной техники Вилли Лея все свелось к тому, что владелец автомобильного предприятия Опель получил возможность создать для себя эффектную рекламу при минимальных затратах /4, с.95/. На наш взгляд, более правильную оценку событиям, о которых шла речь, дал К.Э.Циолковский. Он писал: "Появились ракетные автомобили, глиссеры, сани и даже аэроплан... Все это было очень несовершенно, но производило много шума и было полезно как в отношении опытов, так и в отношении распространения интереса среди общества, ученых и строителей" /5, с.215/.

Литература

  1. Валье М. Автобиография. - В кн. М.Валье. Полет в мировое пространство как техническая возможность. М.-Л., 1936.
  2. Mieike H. Lexikon Ramafahrt. Berlin, DDR, 197t.
  3. Валье М. Полет в мировое пространство как техническая возможность. М.-Л., 1936.
  4. Лей В. Ракеты и полеты в космос. М., 1961.
  5. Циолковский К.Э. Космические ракетные поезда. - В сб. "Труды по ракетной технике". М., 1947.


Главная    ПРОЕКТЫ     Первый испытательный пробег автомобиля с пороховыми ракетными двигателями (1928)