Главная    Конференция    Работа с "Машиной открытий"

Как создавалась программа "Машина Открытий"

"Машина Открытий"

Работа с "Машиной открытий"

В.В. Митрофанов

Я вспомнил байку, в которой рассказывается об академике, которого пригласили на фирму и попросили его посмотреть машину, которая плохо работала. Академик пришел, послушал работу двигателя, походил вокруг нее и попросил дать ему кувалду. Взял кувалду, наметил место и ударил по нему. Машина начала прекрасно работать. - "Уважаемый, сколько мы Вам должны?" спросил хозяин. "1000долларов"-ответил академик. -"За что?" воскликнул хозяин. " А за то, что я знал, где надо ударить - 999долларов, и один доллар - за удар!" отпарировал академик. Много лет тому назад, когда я впервые услышал этот рассказ, я был очень горд за нашего академика - как он уделал капиталиста! А теперь, много лет спустя, мне захотелось обобщить этот случай. Приведу еще несколько примеров. Башмет рассказал, что он со своим учителем пришел на репетицию симфонического оркестра. Сели в зале, начали слушать музыку. Вдруг шеф вскочил с криком "Где второй кларнет? Почему он молчит?" - бросил на пол свои очки и стал их топтать. Дирижер ответил "Маэстро, Марья Ивановна не отпустила кларнетиста на репетицию".

Маэстро услышал то, что никто другой не слышал, в хоре инструментов не было слышно кларнета. Конечно, я описал этот случай как пример, на самом деле там присутствовал еще ряд моментов, но они не касаются главного, что я хотел показать. Можно привести примеры, когда режиссеры, участники приемной комиссии, угадывали гениальных будущих актеров. А как их самих угадывали? Можно приводить примеры из жизни врачей, когда врач не спихивает пациента на обследование с помощью приборов, пусть де они покажут, а я потом, может и сделаю выводы о болезни и что-нибудь пропишу. А есть такие врачи, которые по внешнему виду больного определяют основную болезнь. Я бы сделал вывод - в любой профессии от дворника до министра, от лаборанта до академика могут быть и есть люди, которые по слуху, по внешнему виду, по запаху, наконец, интуитивно, ощущают БРАК, будь то машина, человек, дерево, животное, произведение литературы, и т.д.! Цель МО - дать возможность желающему хотя бы чуть- чуть продвинуться ближе к академику, маэстро, и т.д. и увидеть, услышать, почувствовать то, на что многие не обращают внимание и, наконец, поднять к небу глаза, посмотреть на звезды, посмотреть в прошлое, будущее, посмотреть, что под ногами и дальше и глубже…

Итак, если Вы готовы, то начнем рассказ о том, как работать с МО. Если Вы решили посмотреть свои возможности в области решения научных задач, то начните с ознакомления и оценки своих черт характера. Получите общую оценку. После этого познакомьтесь с "нотами" и попробуйте вникнуть в каждую "ноту", вспомните несколько примеров на "Ди", "Ре", "За", "Про", "Ид", "При", "Пр", "Что", "Альт"- диссимметрия, ресурсы ,законы, противоречие, идеальный эксперимент, принцип эквивалентности и компенсации, противоположный эксперимент, что надо сделать, чтобы это получилось, объединение альтернативных гипотез.

Особенно следует сформулировать противоречие, противоположный эксперимент и посмотрите вокруг ресурсы. Сделайте попытку запомнить "ноты" и попробуйте их связать между собой. Пойдем дальше. Вначале в программе имеется 9 задач, которые рассмотрены с помощью "нот" и десятая о перенапряжении водорода на катоде, которая расположена чуть дальше. Проработайте первую задачу, задачу Гриффитса. Я с ней познакомился примерно в 33 года, и он и она произвели на меня очень сильное впечатление. Молодой Гриффитс, ах какой парень был! Он был такой любопытный, что пренебрег мнением профессора, своего шефа, который сказал, что есть такие вопросы, на которые нет ответов, например, почему теоретическая прочность металлов на растяжение на порядок больше, чем практическая прочность? И он решил САМ найти решение. И он нашел ответ, и он стал классиком, а ведь ему в то время было 22года! Но ведь и сейчас молодые люди задают вопросы - что такое электрон, протон, квант т.д.и в ответ получают тот же ответ - есть вопросы, молодые люди, которые неприлично задавать! Гриффитс нарушил правила поведения, он стал проверять прочность на стекле и работа сдвинулась, но один раз он со своим напарником уходя с работы забыл выключить горелку, и ему запретили работать с горелкой. Но не такого напали! Он все же довел работу до конца. Я, может ошибаюсь, но он, по- моему, был первым, кто обратил внимание на то, что прочность связана с внутренней структурой кристалла, и в первую очередь с разрывом связей, микротрещин, пузырьков, примесей и т.д. С него началось изучение дефектов в твердом теле, жидкости, что вылилось в самостоятельную науку физику твердого тела, хотя историки науки, возможно, найдут другого основателя. Если Вы проработаете эту задачу, то обратите внимание, что метод проверки прочности был использован для хромосом, по результатам измерения их прочности, отбирают тех, кто может быть принят для обучения на космонавта. В этой задаче есть еще вопросы, которые ждут своих решателей.

Вторая задача -это задача Н.Бора и Э.Резерфорда. Я о ней уже писал, но скажу буквально несколько слов. Когда Э. Резерфорд увидел, что не увидел расширенный пучок а-частиц, он мог не терять три года, если бы знал о противоположном эксперименте. Мне могут сказать, что задним числом все умные, что таких гигантов как Э.Резерфорд критиковать вообще не стоит и т.д. И я с этим согласен, но мы же учимся у великих, не только их открытиям, но и не делать их ошибки! Согласитесь со мной.

Теперь, после рассмотрения двух задач, вернитесь и снова проверьте свои показатели.

Может быть три варианта. Оценка старая, оценка повышена, или оценка стала ниже, что маловероятно. Следующий шаг - рассмотрение еще двух задач - эффектов Тваймана и Рассела. Я о них много писал. Здесь хочу только сказать, результаты исследования этих эффектов пока не нашли применения ни в науке, ни в технике, а они, по моему, могут дать результаты в самых непредсказуемых областях. Затем следует снова себя протестировать.

Следующие задачи из области брака. Конечно, брак был устранен, но так долго он нас мучил, так мы долго искали причины, что теперь, зная их, становится обидно, что я такой бестолковый. Когда мне сообщили , что в ИС появился дополнительный диод, то я не поверил -такого быть не может, затем подумал, что что-то перепутали, затем, что кто то переделал фотошаблон и т.д. Прошло много времени, пока мы поверили, и сами убедились, что статический электрический заряд, накопленный на человеке, "пробивает" оксид кремния и формирует p-n переход в кремнии, в схеме. Этот же переход может быть пробит другим зарядом, после чего ИС становится годной. Эта задача рассмотрена достаточно подробно. С.Литвиненко, наш сотрудник, решил посмотреть какое пробивное напряжение тонкого окисла, но никак не мог получить нормальный вид ВАХ. Он почти плакал от неудачи. Когда я увидел, что он получает, то понял, что он пробоем создает такие же P-N переходы, которые мы видели от воздействия статзаряда. Таким образом, мы стали изучать ЛВК-локально выпрямляющие контакты. Другая задача-это борьба с "черным" алюминием, которая длилась несколько лет. Я уже знал о противоположном эксперименте, но не смог сообразить, что его надо провести. Речь идет о том, что применяемый травитель был холодным, а так как он был на основе плавиковой кислоты, то измерить его температуру в то время было невозможно. И был целый ряд подсказок, например, в одном цехе брак, а в другом нет, а в КБ вообще такого брака нет. А холодный он был потому, что хранился почти на улице, об этом мы не подумали.

Теперь еще раз можно провести тест. Затем можно проработать задачу "Перенапряжение водорода на катоде", которая решалась с 1855года, и много с ней работал академик Л.А.Зильбер Он, кстати, чуть- чуть не открыл вирус, о чем хорошо показано в книге В.Н.Товарницкого "Молекулы и вирусы". Эта задача рассмотрена по шагам с применением "нот".

Теперь Вы можете ознакомиться с гибким алгоритмом, который целиком построен на "нотах". Этот алгоритм я назвал гибким потому, что в каждом шаге решающему задается тема, а играть - думать над ответами решатель должен САМ.

Далее приводятся порядка 60 статей из журналов ХиЖ, некоторых авторов, известных и неизвестных в которых показаны не только результаты их исследований, но и можно увидеть задачи, которые можно выбрать для решения. Я не буду их приводить, их много и все они разноплановые: и физические, и химические, и медицинские и т.д. И тем не менее, я приведу название только одной статьи, которая там есть, о молниях. Только что прослушал лекцию по TV " Культура" о молниях и подумал - ведь если свет от лампы сопровождается гравитацией, то молнии, имеющие громаднейшие энергии, тоже должны сопровождаться гравитацией. Вот было бы интересно проверить, и подумать, если она есть, на что она может влиять?

И, наконец, есть небольшой раздел под названием "ИМПРОВИЗАЦИИ", где собрано 162 афоризма, высказывания великих и не очень великих людей, с целью, если решателю в процессе решения задачи, будет совсем худо, он может себя слегка взбодрить, прочитав несколько строк, и понять, что другим в свое время, тоже было не легко! Приведу несколько импровизаций.

"Ключом, который послужил Ньютону для отгадки проблемы движения, было ускорение тела пропорциональное силе, действующей на тело. Ключом для открытия Гиббса стала скорость частички, пропорциональная ее энергии". Митчел Уилсон. Ключом для нас должна стать диссимметрия, которую ввел Л.Пастер. Это неравенство и следует выявлять и искать ее влияние на рождение новых эффектов и явлений.

73. "Мне кажется, что дело не в том, чтобы найти самый лучший или самый эффективный способ делать открытия, а в том, чтобы найти хоть какой - нибудь". Р.Фейнман.

82. "Господи, дай мне душевный покой в делах, которые я, изменить не могу, дай мне мужество изменять то, что я могу, и мудрость отделить одно от другого". Молитва

84. "На свете есть вещи поважнее самых прекрасных открытий - это знание метода, которым они были сделаны". Готфрид Лейбниц.

93."Избытком удобрений нельзя заменить недостаток знаний" Прянишников.

97. "Эйнштейн говорил, что кроме десяти заповедей Моисея исследователь должен руководствоваться еще одной "Не бойся!"

162. "Асимметрия порождает асимметрию". П.Кюри.

Мне хотелось, чтобы в программу вошли портреты великих ученых, которые бы вдохновляли, решателей и была бы музыка, но не хватило на это сил.


Главная    Конференция    Работа с "Машиной открытий"