Главная    Конференция    О метанауке

О метанауке

Митрофанов В.В.

То, что смог прочесть у Л.Вулла в его трехтомнике, сайт (http://www.sura.ru/pekc2/ ), прочел и мелькнула мысль, а что же ты не догадался до той мысли, которую изложил Леонид? А мысль, по моему хороша! Но прежде чем показать как я понял мысль автора, я напомню, что уже не первый раз восклицаю "Что же ты не догадался?" Наверное это я такой простофиля. И вот буквально на другой день после моего возгласа, читая "Сегун" Джеймса Клавелла обнаружил, что таких простофиль много и они были и есть даже в Японии. Я не буду говорить о авторе книги, он мне симпатичен уже тем, что служил на флоте, а приведу короткую справку о книге "Сегун": "Как бы то ни было, в 1995 г. журнал "Ридерз дайджест" включил "Сегун" в список из 75 книг, которые должен прочитать каждый". А теперь небольшой отрывок из этой книги:

"Теперь он уже полностью сосредоточился на ее предложении, показавшемся ему очень дельным. Мысль была так хороша, что он выругал себя: почему сам не додумался? Все чайные домики, все куртизанки за одним забором. Легко следить за порядком, присматривать и шпионить за гостями, облагать заведения налогом. Простота замысла ошеломила его... Но лицо Торанаги не выдало его заинтересованности".

Не может же человек догадаться в той области, которой не занимается, но зато может подхватить идею и начать предлагать ее развитие! Итак, вернемся к мысли Л.Вулла и как я ее понял. ТРИЗ - это метанаука для прикладной технической науки, для изобретательства, но для развития науки должна быть создана своя метанаука, которая облегчит работу ученых. По шкале классификации задач Г.С.Альтшуллера первая метанаука - это решение задач до 5го уровня, а решение задач 5го уровня - это вторая метанаука. Очевидно, между ними нет пропасти, и более того они обе, метанауки, могут быть объединены по методу объединения альтернативных систем, гипотез и т.д. в единую МЕТАНАУКУ. Может возникнуть вопрос - почему именно сейчас появилась необходимость метанауки? Мне представляется, что появление ТРИЗ, громадное количество информации о открытиях в науке, должно перерасти в новое качество о методологии науки о котором мечтали и Лейбниц, и Фейнман, и многие другие ученые!

Когда я впервые познакомился с ТРИЗ, мое впечатление было, что она предназначена для решения задач, возникающих на производстве, то есть для создания рационализаторских предложении и небольших изобретений. И хотя мои интересы распространялись на небольшие научные задачи, мне представлялось, что ТРИЗ могла помочь и там. Поэтому все, что я смог в ТРИЗ понять, осознать, я использовал при решении научных задач. Но ведь работая на заводе, я не особенно думал о научных задачах планетарного характера. Я знал одного нашего инженера, который дома имел телескоп и наблюдал за процессами, происходящими на Солнце. Но я как - то, можно даже сказать подозрительно к нему относился, считая, что это ни к чему. Это отвлекает от основной деятельности. Если я правильно понял идею Л.Вулла, то те, кто очень жаждет работать в области развития обоих метанаук, имеет впереди ясную дорогу и ИКР!! Очевидно в метанауку кроме профессиональных знаний следует ввести всеобщие законы, например, законы сохранения, основных взаимодействий, структуры и системности, причинности, реакции, эволюции и т.д. (см.Г. Скворцова), а также законы философии и психологии .

Не успел закончить фразу в доме погас свет. Это уже третий день как вырубается свет, и сразу начинаешь понимать тех, кто вообще живет без электричества. Я снова включил две свечки и, глядя на красивое пламя, подумал, а ведь я не знаю, когда и кто изобрел свечи. Ведь надо было догадаться до такого изобретения. Ну, а что действительно можно было бы сделать, чтобы не зависеть от РАО ЕС, и в квартире был бы свет, чтобы хотя бы можно было читать? В войну, я помню, включали один провод в розетку, а другой к батарее парового отопления. Маленькая лампочка горела. Но это был небольшой источник, а что можно было бы изобрести? Ветра нет, солнца нет, водопада нет. Эта проблема стоит перед всем человечеством - как сделать, чтобы был свет, без затрат топлива. Последний абзац написан при свече.

Продолжу. Но вначале должен сообщить Вам последние известия, так как меня просто распирает. Я в один день получил одно и то же сообщение из 2х источников - фирма "Интел" изготовила на одном чипе интегральную схему с числом транзисторов 1миллиард. Да, да, я не ошибся - 1миллиард!!! Представить себе это очень трудно. Должен сработать закон перехода количества в качество. И, действительно, потребление тока меньше, а обратные токи в 5 раз меньше!

Очевидно, что и изобретатели и ученые ведя борьбу с самими собой и с окружающими их единомышленниками могли бы, используя психологический подход, напрягать и расслаблять себя, по мере развивающейся ситуации. Конечно, я знаю, что существует закон борьбы, и он выполняется, но есть и вторая противоположность - закон любви и взаимопомощи. Можно привести тысячи примеров на оба закона, но по- моему ясно, что если два ученых борются друг с другом, то они больше теряют, чем приобретают. Они больше бы приобрели в дружбе, чем потеряли в изоляции. И, тем не менее, разлад между партнерами, друзьями и т.д., бывает и очень полезен - каждый из партнеров начинает новую жизнь: новые знакомства, новая работа, новый успех, и неуспех и т. д. Вместо примеров, которые вы, несомненно, знаете, хотя их особенно не публиковали, я приведу несколько выдержек из "Сегуна" потому, что в ней автор показал и самые низменные, не только чувства, но и методы борьбы, и столь же возвышенные чувства, а кроме того, он показал, что ум женщины более изощрен, чем ум мужчины.

"О да, я согласна. Конечно, вы правы… Но пожалуйста,…если вы позволите тому, что произошло, разрушить вашу гармонию, пропадете, и я с вами. Пожалуйста, умоляю вас, будьте японцем! Отбросьте этот случай - вот и все, один на десятки тысяч! Вы не должны позволять, чтобы нарушалась ваша гармония. Запрячьте его в самый дальний уголок сознания. - Как? Как мне это сделать? Взгляните на мои руки! Я чертовски зол, что не могу унять дрожь! - Посмотрите на этот камень, Андзин-сан! Послушайте, как он растет. - Что? - Прислушайтесь к росту этого камня, Андзин-сан. Сосредоточьте свое внимание на этом - на гармонии камня. Прислушайтесь к ками этого камня. Слушайте мою любовь - ради жизни! И ради меня… Он постарался и преуспел отчасти, так что на следующий день они опять стали друзьями, …" Вот и рекомендация как успокоится, когда от злости даже руки дрожат.

"Рис служит нам пищей, Андзин-сан, дает татами для сна, сандалии для ходьбы, одежду, укрывающую нас от дождя и холода, солому, чтобы утеплять наши дома, бумагу для письма. Без риса мы не могли бы существовать. -Но такая вонь, Марико-сан! -Это небольшая цена за щедрость, да? Просто делайте как мы - открывайте свой слух, зрение и сознание. Слушайте ветер и дождь, насекомых и птиц, слушайте, как растет трава, и мысленно представляйте череду поколений, конец которой теряется в вечности. Научившись этому, Андзин - сан, вы скоро ощутите красоту жизни. Это требует усилий,… но вы станете совсем японцем, не так ли? - Ах, благодарю вас, госпожа моя! Но должен признаться, что я уже начинаю любить рис, - да -да, я, пожалуй, предпочитаю его картофелю… И знаете что еще: я не так скучаю без мяса, как раньше. Разве это не странно? И уже не мучаюсь голодом".

(Я сходил и купил рис, сварил кашу, которую не ел год)

"Слушайте, если вы хотите мира, то должны научиться пить чай из пустой чашки. - Она показала ему как. - Вы думаете, что в чашке реальность, вы думаете, что там чай - бледно- зеленый напиток богов. Если вы предельно сосредоточитесь ... О, учителя дзен могут вам это показать, Андзин-сан. Это так трудно - труднее всего, и так легко. (Противоречие) Как бы мне хотелось показать вам… Тогда все в мире давалось бы вам, чего не попросишь. Даже самые недостижимые дары. Такие, как совершенное спокойствие. Он пробовал много раз, но никогда не мог вкусить жидкости, которой нет. - Ничего, Андзин-сан. Потребуется очень много времени, чтобы научиться, но когда -нибудь, вы сможете. -А вы можете? -Редко. Только в часы печали или одиночества. Но вкус несуществующего чая, кажется, придает смысл жизни. Это трудно объяснить. У меня получалось раз или два. Иногда вы достигаете ва с одной попытки".

И еще один призыв, научитесь творческому воображению!…

"Он бился целый час, но так и не смог очистить сознание. Неизменно одна за другой начинали появляться все те же мысли: "Я хочу уехать и хочу остаться. Я боюсь, возвращения и боюсь не вернуться. Я ненавижу и желаю…"

А это уже мысли рождают противоречия. А вот совет, о том ,что и глупцы могут быть полезными.

"-Иногда даже сведения или совет, исходящие от глупца, несут не меньше пользы, чем те, что исходят от мудрого советника."

"-Но как отгородиться от того, что слышишь, Марико-сан? Это невозможно. - Напротив, очень легко, если упражняться. Конечно, мы осваиваем это искусство, едва начав говорить, так что для нас оно уже вторая натура - как еще могли бы мы выжить? Сначала мы учимся очищать сознание от людей, помещая себя в другую плоскость. Тут очень помогает созерцание заката или сосредоточение слуха на шуме дождя. Андзин-сан, вы замечали, что дождь звучит по- разному? Если вы действительно слушаете, настоящее исчезает, не так ли? Слушать, как опадают лепестки с цветов и растут камни,-исключительно полезные упражнения. Конечно, суть не в том, что вы постигаете предметы. Они только знаки, послания нашему хара, вашей сердцевине, призванные напомнить о бренности бытия, помочь обрести ва, гармонию, Андзин-сан, совершенную гармонию, самое сокровенное начало японской жизни, все искусство, все….-Она рассмеялась."

Переключать внимание- это один из приемов, которым, как мне кажется необходимо владеть каждому.

"-Можно спросить, что вы имеете в виду под терпением, господин?… -Терпение означает умение себя сдерживать. Существует семь чувств, как ты знаешь: радость, гнев, беспокойство, обожание, печаль, страх, и ненависть. Если человек не дает им вырваться, он терпелив. Я не так силен, как мог бы быть, но я терпелив. Ты понял?"

Конечно, всякому терпению наступает конец, но иногда надо терпеть, а если невмоготу, то можно переключиться на слушание шума дождя, снега и т.д.

Читатель может сказать, а зачем мне этот "Сегун"? Я бы в свое оправдание сказал, что еще с военных времен помню девиз - "Прочти и передай товарищу!" И у меня такая навязчивая идея - если, что то прочел интересное, передай товарищу, например, книги Г.Альтшуллера, "Алгоритм изобретения", Г.Гессе "Игра в бисер" и т.д. Я своему очень хорошему приятелю говорю - Смотри, как главный герой рассуждает противоречиями! А он мне в ответ - всю книгу не рассуждает, а какой то маленький отрезок времени рассуждает. И я ему не смог сразу ответить, а ответ то прост - рассуждает тогда, когда трудно, и есть время, чтобы сформулировать противоречие. Я хочу, если у вас, дорогой читатель, есть возможность - прочтите Джеймса Клавелла, разделите со мной радость знакомства с героями его книги. Очевидно, не всем она понравится, но знакомство состоится, ведь это одна из 75 книг, которую, как считают, должны прочесть все!

Во время написания этого материала на сайте была поставлена работа "Искусство от слова "техника" М.Мурашковска, Ю.М.Мурашковский. После ее прочтения у меня сложилось мнение, и, можно сказать, что для развития искусства тоже необходима своя метанаука.


Главная    Конференция    О метанауке