Главная    Конференция    Знать и понимать

Знать и понимать

В.В. Митрофанов

Конечно, я не только знаю, но и как я думал, понимаю закон борьбы и единства противоположностей, но когда слушаешь и видишь передачу о развитии или торможении какой-нибудь отрасли техники или науки, то вдруг объемно и выпукло, очень наглядно представляешь, что несмотря ни на какой государственный строй, - рабовладельческий, феодальный, капиталистический или социалистический, все равно существует неравенство, богатые и бедные, талантливые и бесталанные, сильные духом и слабые, здоровые и больные, целые миры слепых, глухих, безруких, безногих, а вместе с ним и любовь и ненависть, ревность и ее результаты, зависть, радость, зло, месть, благодарность, и т.д. Даже беглое ознакомление с историей науки говорит о том, что борьба между противоположностями происходит всегда.

Приведу несколько примеров. Галилей был беден и он искал способ, как бы ему разбогатеть, чтобы заниматься наукой. Он изобрел телескоп. Конечно, это было не так - взял да изобрел, история этого изобретения не так проста. В то время на рынке продавали игрушку - телескоп. Он, как теперь говорят, стал на время бизнесменом и провел операцию, в результате которой немного разбогател, он хотел их изготавливать и продавать. Ему все удалось. Когда же он посмотрел на небо, то понял, что не все вертится вокруг Земли, а наша Земля вращается вокруг Солнца. Это был мощнейший удар по церковным представлениям о строении вселенной. Что было дальше, каждый знает, но борьба была суровая. Помните - "А все же она вертится!"

Ливенгук сделал микроскоп - он посмотрел не в небо, а в каплю воды. Он увидел микромир. Мало кто в то время поверил в то, что существует мир мельчайших живых частиц.

Школьный учитель Дальтон обнаружил, что он видит не тот цвет, как другие. Он задал вопрос своим ученикам, и выяснил, что из 20 учеников четверо видят, как он, а остальные видят нормально. Ему тоже мало кто поверил. Он думал, что структура его глаза содержит фиолетовую жидкость, и он завещал, чтобы после его смерти один его глаз разрезали и посмотрели, так это или нет. Посмотрели, оказалось, что глаз нормальный. Этот глаз хранился длительное время, и когда появился анализ ДНК, из него были взяты пробы. Анализ показал, что у Дальтона отсутствовали гены красного и зеленого цвета. Дальтону поверили тогда, когда в Швеции столкнулись два поезда, и выяснилось, что виноват машинист, который проехал на красный свет, так как он его не различал. Собранная комиссия предложила набор тестов, с помощью которых не допускали дальтоников к работе, связанной с неразличением сигнальных огней.

Это несколько примеров из истории науки. А вот пример из области искусства.

Я хочу привести выдержки из интервью В.Кожемякина с Ю.Темиркановым представленное АиФ№ 31-06г.

"Для известного дирижера Юрия Темирканова Россия, как оркестр: свобода - не значит анархия, а власть - не значит диктатура.

- Юрий Хатуевич, ваша фраза: "Музыка, таится не в черных значках, испещряющих партитуру, а в незаполненном пространстве между ними"….

-Это правда. Ноты - лишь условность. А музыка-это мысли и чувства композитора, которые его волновали, когда он писал. Чайковский сочинял последнюю арию Германа ночью и плакал. Его чувства СПРЯТАНЫ за нотами. Если бездумно сыграть их - ты не художник. И я тоже каждый раз пытаюсь дотянуться до гения. Это озарение. Вы знаете, почему Пушкина не могут понять на другом языке, хотя есть прекрасные переводы? У него за словами - МЕЛОДИЯ, ЗАПАХ, ДУХ. А это не транслируется. Даже Маяковского, говорят, можно перевести. А атмосферу Пушкина - нет. Вот поэтому Пушкин для нас - "наше все".

И еще нюанс. Оркестр- толпа творческих индивидуальностей. Когда общаешься с ними по отдельности - все вроде бы умные люди. А собираются вместе в оркестровой яме - и все как бы глупеют, становятся массой. Хорошая фраза: "Увидишь толпу - отойди в сторону". Прибавлю: или управляй ею".

Если есть желание, поразмышляйте по поводу этого нюанса. Но очевидно, что борьба дирижера и оркестрантов существует. Она может быть явной, или скрытой. Чем мне понравилось высказывание по поводу нот, мелодии, запаха и т.д.? Дело в том, что у меня есть целый ряд вопросов, которые заложены в память, и если я что-то читаю, как - то так происходит, у меня возникают аналогии, сравнения, идеи решения и т.д. Как сказал мне редактор сайта, есть люди, у которых все раскладывается по полочкам, ну а я не знаю как у меня.

Несколько вопросов, заложенные в память, я приведу. Это превращение левых молекул в правые и наоборот, почему в живом организме все ДНК левые, а белки правые, для чего сделаны рисунки на плато Наска, которые видны только с высоты, причины самоорганизации, почему АРИЗ мне представляется строевой подготовкой, скучной, хотя там иногда поют строевые песни, и т.д. Так вот у меня возникла аналогия, (я ее не звал) по поводу оснащения АРИЗ мелодией, запахом, духом, гордостью, творческим воображением, видением прошлого и настоящего задачи, возможности увидеть рисунки такие, как, например, приведены в работе В.Герасимова "Гибрид" и т.д.

"Наука-баба веселая" - говорил Тимофеев Ресовский, по алгоритму возможно проходить весело!

Очень здорово, когда есть оппонент, который не только выслушает твою аналогию, но и говорит, что он на эту тему размышлял и сразу со своей полочки достает несколько примеров и излагает их так остроумно, что разговор заканчивается смехом и удовлетворенностью. Приведу два примера с чужих полочек.

Викинги перед боем с врагом грызут свои щиты, пока у них изо рта не появляется пена. Эта операция приведения себя в ярость, и после этого они идут в бой. Это только означает, что, приступая к решению задач, следовало бы завести себя, например, что от решения этой задачи зависит ваше будущее и т.д.

Второй пример. С другой полки. Шерлок Холмс дает задание доктору Ватсону - возьмите камень, разбейте в доме стекло и кричите пожар!

- Зачем? - спрашивает Ватсон.

- Я Вам позже объясню, - отвечает Холмс.

Ватсон взял камень, подошел к окну, кинул его в стекло, разбил его, вяло и скучно промямлил: "Пожар", и не спеша отошел от дома...

Вот так получается, когда не знаешь, для какой надобности решаешь задачу!

В нашем мире, утверждают некоторые люди, все связано между собой. Если это так, то можно продолжить эту мысль и в отношении борьбы - не только связано, но и борется между собой. Первой причиной борьбы, возможно, является неудовлетворенность жизнью, причем это касается всех, всегда можно найти виноватого в твоей несчастливой жизни. Это и родители, мастер, врач, сосед, низкая зарплата, и т.д. Под борьбой я понимаю все - от словесной баталии до военных конфликтов. Я никогда, не обращал внимание, когда встречался с прямо таки открытыми военными действиями, полагая, что -это так получилось, а не целенаправленная атака на меня. Потом, конечно, я понял, что это была борьба за место под солнцем, но принять условия борьбы так и не смог. А борьба с самим собой? Появляется какое- то желание, и понимаешь, что так нельзя, но какие- то силы заставляют делать, несмотря ни на что. И это, напоминает, что что-то в нас, сохранилось от древнего человека, а может еще от более древнего, чем человек.

Все это я написал пару недель назад. А сегодня 21 августа, понедельник, произошло несколько событий, которые в результате привели к тому, у меня мелькнула мысль, которая мне показалась интересной, и мне захотелось привести, как очень редко проходит день пенсионера. Раньше я не мог себя представить пенсионером. Я думал, что если я не пойду на работу, то через пару недель скончаюсь. Но ничего, пока обошлось - жив. Утром получил письмо от старого знакомого с рекомендациями как делать гимнастику пальцами на руках, чтобы уменьшить давление и при болях в сердце. Я приведу несколько рекомендации, присланных мне.

"Большой палец соответствует стихии ветра, первоэлементу дерева, Духу-Отцу, половой чакре, головному мозгу. Имеет синий цвет. Верхняя фаланга соответствует желчному пузырю, нижняя - печени. Массаж первого пальца улучшает деятельность головного мозга и лимфатической системы.

Указательный палец - стихия огня, Божья Воля, горловая чакра, планета Юпитер (власть, авторитет, самолюбие), голубой цвет. Верхняя фаланга - тонкий кишечник, средняя сердце. Массаж второго пальца нормализует работу желудка, стимулирует "огонь пищеварения", толстый кишечник, нервную систему, позвоночник и головной мозг.

Средний палец - стихия земли. Олицетворяет Святой Дух, соответствует чакре солнечного сплетения, планетам Сатурн (владыка кармы, судьбы, рока, закон) и Земля, фиолетовому цвету, холоду. Верхняя фаланга - желудок, поджелудочная железа, селезенка. Массаж третьего пальца улучшает функцию кишечника, кровеносной системы, стимулирует работу головного мозга, пищеварения, помогает справиться с аллергией, беспокойством, тревожностью, самоедством.

Безымянный палец соответствует металлу, лобной чакре, Солнцу, красно-огненному цвету. Верхняя фаланга - толстый кишечник, средняя - легкие. Массаж четвертого пальца восстанавливает работу печени, стимулирует работу эндокринной системы, избавляет от депрессии, уныния, тоски".

Далее, я закончил чтение французского детектива "Увидеть Лондон и умереть" П.Александр , П Лоран и почти полчаса сидел в раздумьях, что же делать? Концовка этого детектива ужасная. Конечно, в нем показана борьба, но прием этой борьбы -предательство, поражает своей низменностью. Самые дорогие люди для героя - горячо любимая жена, и лучший друг, его предают и убивают. И этот контраст - любовь и ненависть, просто выбивают из седла жизни. И вспомнилось, как Лизу Мейтнер предал Отто Ган, получивший в 1944 г. Нобелевскую премию, и в своей речи упомянув о ней, как об одной из сотрудниц лаборатории, в то время, как именно она сделала открытие деления ядра урана.

Прошло немного времени и позвонил мне Ю.Г.Белостоцкий, автор книги "Энергия, что это такое", который не звонил несколько лет. Он пригласил меня зайти к нему в офис и обещал рассказать о своем открытии. Я, конечно, согласился, тем более, что идти не далеко, до площади Мужества. Прослушал передачу про Эйнштейна, а затем, в процессе слушания и наблюдения за игрой Дениса Мацуева, ко мне пришла мысль - а ведь все музыканты, особенно виолончелисты, скрипачи и пианисты т.д., все время массажируют свои пальцы, а это по методологии йогов, они снабжают энергией все свои органы! Конечно, пальцами работают многие рабочие, но музыканты все же больше ими шевелят и массируют. Вот если бы проанализировать медицинские карты музыкантов и сравнить с картами не музыкантов, то мы бы, если йоги правы, увидели бы какие они здоровые.

Телефидение представило мне возможность познакомиться с композитором Александром Журбиным. На вопрос, заданный ему из зала - "Как он создает новую музыку?" композитор несколько минут подумал и потом ответил.

Во - первых, надо, чтобы вас посетило громадное желание сочинять музыку.

И, во вторых, вы начинаете писать, и чувствуете, что получается не здорово, но вы продолжаете писать, Мне не нужно фортепьяно, я пишу и за обычным столом, и на ходу, и т.д.

И, вдруг, вы чувствуете, что вы пишете, как будто вам кто - то диктует.( так же А.Ахматова, говорила о своем творчестве). Вот и все, что я хотел ответить на вопрос, как я создаю музыку? Не знаю.!!

И так говорят многие писатели, поэты, изобретатели… Все равно надо бороться с самим собой, надо начать и затем трудиться, пока не придет то, что, мы называем вдохновением, удачей. Например, В.Герасимов, мне рассказывал , что он наверняка знает, что, начав решать задачу, к нему придет прекрасный ответ, причем иногда надо немного подождать! И он придет!

Мне представляется, что это относится ко всем творческим процессам, не только к созидающим, но и к таким, как чтение, слушание собеседника, и т.д. Вчера вечером, я вдруг достал томик А.Ахматовой, "Примите этот дар…" начал читать ее стихи, и обнаружил несколько очень интересных мыслей, например,

"Как земля для двух людей мала"

...

"На стволе корявой ели

Муравьиное шоссе".

...

И сегодня опять стал читать ее стихи, даже не заставляя себя, не борясь с собой.

"Должен на этой земле испытать

Каждый любовную пытку".

...

"Мил сегодня, а завтра далек".

...

"И чем могла б тебе помочь?

От счастья я не исцеляю".

...

Прежде чем вернуться к добавлению по поводу творчества, я очень хотел бы обратить Ваше внимание, дорогой читатель, что с появлением телевидения, появилась возможность увидеть и познакомиться с сотнями талантливейших людей, узнать их жизнь, их борьбу за свои идеалы и т.д. Я уже не говорю о - артистах, режиссерах, писателях, ученых, и т.д. Сегодня я впервые слушал выступление флейтистки с оркестром, играющим Моцарта. Интересна не только музыка, но и само исполнение. Как она пробилась в солистки, ведь играющих на флейте тьма, а она доказала, что она - Шарон Кам - лучшая.! А сколько натерпелся Меньшов с картиной "Москва слезам не верит"? И можно приводить примеры, практически по каждому творческому человеку.

Я пересказал вам ответ композитора по поводу творчества. А как же "Творчество как точная наука"? Давайте оставим ответ на этот вопрос, до тех пор, пока не прочтем книгу Г. Зайниева "Эволюция и изобретатель"

Заканчивая приведу начало стихотворения А.Ахматовой:

"Не тайны и не печали,

Не мудрой воли судьбы-

Эти встречи всегда оставляли

Впечатление БОРЬБЫ".


Главная    Конференция    Знать и понимать