Главная    Конференция    Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ: итоги и перспективы

ФОНД МАТЕРИАЛОВ ПО ТРИЗ ЧОУНБ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л. А. Кожевникова

Хранитель Фонда материалов по ТРИЗ ЧОУНБ, г. Челябинск

Мы живем в мире, который еще долго не будет стабильным. Предсказуемая реальность закончилась. "Будущее не определено. В наше время глобализации и коммуникационной революции поведение на индивидуальном уровне играет как никогда ключевую роль при формировании эволюции всего человеческого рода". (Пригожин И. Определено ли будущее? - М.-Ижевск, 2005, с.183)

А человечество плывет по течению, участвуя в процессе, который называется "Информатизация". Оно вступает в информационное общество, не зная, каким путем пойдет это общество в своем развитии, не зная последствий перехода к этому обществу. Мы живем в парадоксальном мире. Основная проблема этого мира - проблема "Нового человека". Каждому нужно уметь согласовать свою собственную картину мира с картиной мира, в которой он живет, с учетом того, что это - быстроизменяющаяся, непредсказуемая в своем развитии картина. Состояние рассогласованности этих двух картин для человека всегда мучительно. Человечество мечтает вернуться во времена больших надежд и больших целей, которые дают большие силы, поскольку и отдельному человеку, и всему человечеству в целом важно почувствовать свою значимость. Н. Винер еще на заре информатизации общества предупреждал, что в области принятия решений исключительно важно отделять "человеческое" от машинного. Человек должен уметь ставить и решать нестандартные задачи. "Большинство ключевых задач, которыми гордятся сотрудники Института прикладной математики Академии, были посчитаны на машине БЭСМ-6 и на еще более медленных компьютерах. Талантливая постановка задачи оказалась важнее возможностей техники. Вице-президент одной из крупнейших компаний по производству суперкомпьютеров недавно объяснял нам, что могут быть созданы машины следующих поколений, намного превосходящие существующие. Их не создают, потому что под них пока нет достойных задач. Задач, которые могли бы существенно продвинуть нас в решении ключевых проблем. Или улучшить жизнь людей.

Оказалось, что новые задачи придумывать очень трудно. Это искусство сродни писанию книг или рисованию картин. Старые задачи, посчитанные на новой технике, обычно не дают нового качества". (Капица С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. - 3-е изд. - М., 2003, с.10)

"Новый человек", человек, который будет жить в будущем должен уметь работать с проблемами. Это умение предполагает способность вычленить из проблемы задачи, проанализировать их, найти необходимую для их решения информацию и решить их. При этом необходимо понимать, что к моменту, когда человек заканчивает свое образование и получает профессию, он обладает знаниями уже устаревшими и неактуальными на сегодняшний день. Это тоже одна из проблем информационного общества.

В середине прошлого века начали появляться методики, помогающие интенсифицировать процесс решения творческих, нестандартных задач. Именно эти методики помогают овладеть процессом постановки задач и решением проблем. Среди них появилась и отечественная методика, получившая впоследствии название "Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)".

Любая новая область научного знания формирует информационный слой. Любая информация требует обработки и структурирования, т.е. она должна быть предварительно переработана и подготовлена к передаче потребителю в удобном для него виде. Структурирование и поддержание в порядке этой структуры превращает информацию в доступный источник. Это способствует распространению знаний о данной области науки.

В ТРИЗ тоже возникла проблема такого структурирования, в результате чего возник Фонд материалов по ТРИЗ. Он был создан 21 марта 1987 года. В этот день были получены две первые посылки с книгами, поэтому он стал днем основания Фонда.

Создать Фонд материалов по ТРИЗ в ЧОУНБ предложил Б.Л. Злотин, один из ведущих разработчиков ТРИЗ, во время семинара, который проходил в Челябинске. Он написал Г.С. Альтшуллеру, основоположнику ТРИЗ. Г. С. Альтшуллер разослал письма ведущим преподавателям и разработчикам ТРИЗ с просьбой присылать в Фонд свои работы. Летом 1987 года на конференции в Петрозаводске я выступила с информацией о работе Фонда. Потом была публикация о Фонде в сборнике "Правила игры без правил" и в "Журнале ТРИЗ".

Фонд был создан как составная часть отдела технической литературы ЧОУНБ. Для создания общедоступного информационного центра распространения ТРИЗ нужна была готовая структура, цели и задачи которой совпадали бы с целями и задачами тризовского движения. Лучше всего для этого подходила библиотека. Одна из основных функций библиотеки - распространение знаний и обеспечение бесплатного доступа к информации всем без каких-либо ограничений. В 1994 году отдел технической литературы вошел в состав отдела общих читальных залов и был преобразован в зал для специалистов. Фонд стал составной частью этого зала. Внутри отдела Фонд не имеет самостоятельности. Территориально он расположен компактно в одном месте и включает в свой состав книги по ТРИЗ, независимо от систематического шифра и рукописные материалы.

Сейчас библиотеки комплектуют в своих фондах информацию на самых разных носителях. Фонд материалов по ТРИЗ отличается от всех других отделов библиотеки тем, что это единственный отдел, в котором депонируются рукописи.

Необходимость создания подобного Фонда сформировалась к началу 80-х годов. В истории нашей страны было достаточно много печальных моментов. Так получилось, что долгие годы ТРИЗ развивалась вне государственных структур. Были годы, когда ее просто запрещали. В 80-е годы началось интенсивное обучение ТРИЗ на семинарах, в университетах технического творчества, создавались школы ТРИЗ. Нужна была информационная база для обеспечения учебного процесса. Не было учебников и учебных пособий, были проблемы с подготовкой раздаточных материалов, с их тиражированием. Необходимо было поддерживать исследовательские работы. Нужно было обеспечить свободный доступ к материалам по ТРИЗ всем желающим. Другими словами, необходимо было создавать информационные потоки.

До начала 80-х годов в ТРИЗ существовал практически один информационный поток. Он шел от Г.С. Альтшуллера - создателя ТРИЗ и через Общественную лабораторию методики изобретательства распространялся между школами ТРИЗ. С начала 80-х годов появился еще один информационный поток - петрозаводские конференции, на которых собирались ведущие разработчики и преподаватели ТРИЗ. Конференции проходили один раз в два года.

Фонд материалов по ТРИЗ, созданный в 1987 году создал еще один информационный поток, который сначала в основном обеспечивал процесс обучения. С того момента, когда ТРИЗ оформилась в методику, позволяющую решать творческие задачи, она развивалась как прикладная методика решения технических задач. Поскольку она развивалась вне рамок официальной науки, это вызвало к жизни проблемы с обучением и создало специфические формы его. Обучение велось в основном на семинарах через систему повышения квалификации и через Дома научно-технической пропаганды. Информационной поддержки до момента организации Фонда у системы обучения ТРИЗ не было.

Кроме этого было просто необходимо собрать воедино то, что было создано и накоплено (особенно рукописные материалы) для обработки, систематизации и дальнейшего использования. Существовала реальная возможность просто потерять многие работы (малые тиражи рукописных изданий, плохое качество печати, потеря оригинала работы и т.п. проблемы).

Была и есть проблема приоритета и авторского права. Депонирование рукописи считается ее обнародованием, что позволяет установить приоритет того или иного автора.

40-летняя история развития ТРИЗ требует библиографического оформления. Нужно создать ретроспективный указатель работ по ТРИЗ и описать процесс ее становления и развития.

Объектом работы Фонда является любая информация в области ТРИЗ. Конкретно Фонд работает с информацией на бумажных носителях, в частности с неопубликованными материалами.

Состав фонда:

- книги по ТРИЗ и неалгоритмическим методам поиска решений на русском языке;

- книги по ТРИЗ на других языках;

- книги, присылаемые абонентами Фонда, близкие по тематике к ТРИЗ или необходимые для исследований;

- журналы со статьями по ТРИЗ, ксерокопии статей при отсутствии журналов;

- рукописные материалы по ТРИЗ на русском языке;

- газеты со статьями по ТРИЗ на русском языке;

- фотографии;

- видеофильмы;

- магнитофонные записи семинаров;

- значки тризовской тематики;

- информационные письма Г. С. Альтшуллера и МА ТРИЗ;

- письма и другие архивные материалы.

На 1.10.06 (время написания статьи) в фонде материалов по ТРИЗ собрано 30077 единиц хранения рукописных материалов и около 650 названий книг по ТРИЗ.

Фонд для удобства в работе разделен на две части - действующую и архивную. В архивную часть фонда выделены материалы, которые не высылаются за пределы библиотеки (газеты, фотографии, видеофильмы, магнитофонные записи, письма и другие архивные материалы).

Рукописи также выделены из общего состава. Они стоят отдельно по классификации, созданной специально для систематизации этих материалов. Фонд рукописей разделен на фонд первых экземпляров и фонд дублетных экземпляров, которые используются для рассылки по запросам иногородних абонентов.

На сегодняшний день материалы из Фонда рассылаются только в бумажном виде.

В первые годы существования Фонда основной задачей было собрать максимально возможное количество рукописных материалов. Функция сбора материалов остается, но она сейчас не главная.

Проблема систематизации материалов была решена сразу же путем создания специальной классификации.

Первый качественный переход в развитии Фонда - была налажена библиографическая работа. Фонд издает ежемесячные информации о новых поступлениях с указанием даты и номера депонирования, ежегодные списки новых поступлений рукописных работ по обучению ТРИЗ детей для педагогов. Издаются Путеводители по Фонду. Это библиографические указатели, куммулирующие сведения из ежемесячных информаций. Путеводители имеют алфавитный указатель авторов и заглавий рукописных работ и алфавитно-предметный указатель. На сегодняшний день выпущено 7 выпусков. Готовится новостная информация. После создания ОО "ТРИЗ-Форум", работающей в Челябинске, новостная информация стала печататься в информационном бюллетене "Новости ТРИЗ-движения". Подготовлен к печати ретроспективный указатель печатных работ по ТРИЗ на русском языке за 1946-2000 годы. В качестве приложения к журналу "Технологии творчества" издан ретроспективный биобиблиографический указатель работ Г. С. Альтшуллера и В. Н. Журавлевой за 1956-1998 гг.

Следующий качественный скачок в развитии Фонда связан с созданием полнотекстовой электронной базы, которая позволит проводить многоаспектный поиск информации.

В дальнейшем нужен еще один качественный переход - аналитическая работа. Необходимо наладить аналитическую работу по оценке рукописных работ с точки зрения выяснения тенденций развития ТРИЗ. Выдача оригиналов документов на современном этапе развития Фонда не может быть основной задачей. На данный момент написано несколько аналитических обзоров по рукописным работам из Фонда в основном по ТРИЗ-педагогике. Фрагмент из письма Г. С. Альтшуллера от 4 декабря 1990 г.: "Фонд ЧОУНБ должен быть не просто складом материалов, а реактором, в котором материалы вступают во взаимодействие, образуя новую информацию. Нужны инструменты (методы, алгоритмы), позволяющие извлекать из фонда новые темы и давать правильную ориентацию при разработке". Информационное обеспечение исследовательской деятельности в области ТРИЗ постепенно должно стать преобладающей функцией в его работе.

Изначально Фонд сочетал в своей деятельности две функции - информационную и архивную. Это во многом определяет специфику его работы. Информационная функция реализуется чрез работу с абонентами. Материалами Фонда можно пользоваться в читальном зале на общих основаниях. Для этого создан и ведется алфавитный и систематический каталог на фонд рукописей. Частично он переведен в электронный вид. Есть алфавитная картотека книг по ТРИЗ и неалгоритмическим методам поиска решений. Поскольку Фонд является составной частью отдела, то статистика его использования в библиотеке специально не выделяется и не учитывается.

Помимо этого Фонд обслуживает иногородних абонентов. За 19 лет работы Фонд получил 3046 запросов и выдал 17833 работы, в основном рукописи иногородним абонентам. Иногородние абоненты для поиска информации используют Путеводители по фонду и ежемесячные информации о новых поступлениях.

В первые годы существования Фонда хорошо была видна закономерность в запрашиваемых материалах. Очень явно было стремление получить из Фонда максимум материалов, чтобы иметь их в личном пользовании. Это понятно. Долгие годы доступа к информации практически не было. В 80-е годы Фондом в основном пользовались инженеры, которые обучались на семинарах, а потом пытались самостоятельно применять ТРИЗ в своей работе. В 90-е годы массовым стал запрос на материалы по обучению ТРИЗ детей. Самое большое количество запросов (407) поступило в 90-м году. Самое большое количество работ было выслано в 1991 (2112 экземпляров). В этом году в Фонде было 1375 рукописных работ. В 1996 году наметился заметный спад запросов на материалы Фонда. С этого времени начался отток педагогов из ТРИЗ, связанный в основном с тем, что ТРИЗ не была включена в образовательные стандарты, а внеклассная работа (кружки и факультативы) переводилась на платную основу.

Спад запросов на материалы из Фонда сопровождается увеличением спроса на информацию о новой литературе, адресную информацию и информацию о событиях.

Справочная работа, которую выполняет Фонд связана в основном с исследовательской деятельностью в области ТРИЗ.

Сейчас у всех библиотек, независимо от их статуса и назначения, есть проблема, решение которой во многом определит их деятельность в будущем. Библиотеки должны найти свою нишу в информационном пространстве. У каждой составной части общего информационного пространства должны быть свои функции, цели, задачи, потребители. Вне сомнения, что своя ниша есть и у библиотек. По моим представлениям, основной функцией библиотеки помимо сбора и хранения информации, должна стать просветительская функция и функция передачи знаний, а не информации.

Просветительская функция осуществляется Фондом в процессе проведения ежегодной региональной научно-практической педагогической конференции. Региональные конференции по ТРИЗ в стране начали проходить с конца 90-х годов. Это очень мощный информационный поток, который может реально привлечь в ТРИЗ новых людей, помочь с обменом информацией, послужить стимулом для дальнейших исследований. Информационная насыщенность этого потока достаточно высока. Это, прежде всего, достоверная информация о новых разработках, обсуждение новых работ и выработка новых идей. Это личные контакты во время конференции, через которые идет большой поток информации.

Первую конференцию по ТРИЗ-педагогике Фонд материалов по ТРИЗ организовал в июне 1998 года совместно с Агентством интеллектуальной собственности "А-ИС". Название конференции "Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ" остается неизменным. Каждый год на обсуждение выносятся конкретные вопросы и проблемы.

Г. С. Альтшуллер всегда подчеркивал, что для него самое важное в обучении ТРИЗ - вывести человека в творческий режим жизни. Творчество доступно всем. Это - неотъемлемое право каждого. Учить ТРИЗ всех в современных условиях и реальности нет возможности, а создавать условия, позволяющие любому человеку при желании изучить ТРИЗ и применять ее на практике, можно. Помочь в этом может УЧИТЕЛЬ (не всегда школьный, чаще всего не школьный) УЧИТЕЛЬ - это собирательный термин. Даже просто помочь, это - неизмеримо много. Поэтому, основная задача, которую ставили организаторы конференции заключалась не в том, чтобы обсудить и найти решение каких-то теоретических педагогических проблема. На первый план ставилась задача создания позитивного настоя у всех участников конференции. Несмотря на неразрешимость в данный момент многих проблем, обсуждаемых на конференции и невозможность выработать практические рекомендации, каждый ее участник должен был покинуть конференцию воодушевленным и эмоционально окрыленным. Самым важным ее итогом должно было быть желание каждого участника после ее окончания работать и творчески расти дальше в педагогической деятельности. После окончания работы конференции Фонд материалов по ТРИЗ осуществлял информационную поддержку всех участников конференции в их работе и творческой деятельности.

С 1997 года Фондом материалов по ТРИЗ была начата еще одна конференция, но заочная. Конференция получила название "Заочная конференция по проблемам ТРТЛ". ТРТЛ (теория развития творческой личности) - одни из разделов ТРИЗ. С началом перестройки возникло много проблем, которые препятствовали непосредственному общения разработчиков. Не все могли принять личное участие в разного рода конференциях. Заочная форма помогала преодолеть эти трудности. Участники конференции присылали свои материалы в Фонд. Они собирались в один пакет, проходили редакторскую обработку и рассылались всем участникам в виде рассылок по электронной или обычной почте. Конференция работала на протяжении 4 лет. Было подготовлено 10 рассылок и выпущен один сборник работ участников конференции. Конференция позволила накопить опыт и отработать методику проведения таких конференций.

Часто возникает вопрос о будущем Фонда. В связи с появлением большого количества информации по ТРИЗ в Интернет. Понятно, что никогда вся информация, накопленная человечеством не будет переведена в электронный вид. Нужно создать условия для грамотного и правильного сочетания двух видов информационных потоков - электронного и бумажного. Информация и знания должны быть доступными для всех. При соблюдении этого условия место, где находится нужная информация, не имеет значения. Востребованность информации определятся также ее уникальностью. Фонд материалов по ТРИЗ можно отнести к такому разряду.

Скорее всего, не может возникнуть такой ситуации, когда Фонд не будет востребован никем. Во-первых, он - составная часть библиотеки и отражен в ее каталогах. К нему часто обращаются люди, которые не занимаются ТРИЗ и о ТРИЗ вообще не знают.

Второй и другие по счету фонды можно будет создать, если сдублировать рукописную часть Фонда. В этом нет острой необходимости. С появлением Интернета возникло много сайтов ТРИЗовской тематики и доступ к этой информации в принципе есть. В связи с этим архивная функция Фонда сейчас становится более значимой. Скорее всего, невозможно будет воссоздать или сдублировать полностью книжную часть Фонда. Большая часть книг - библиографические редкости, особенно книги прошлых лет издания.

Можно предположить, что, вероятно, подобный фонд будет один. В основном он работает с бумажными носителями информации. Большая часть его - это рукописи, а тенденция развития информационных потоков сейчас такова, что ресурсы вкладываются в основном в развитие электронных источников информации. Понятно, что он не будет востребован всеми, кто каким-то образом занимается ТРИЗ, потому что есть другие способы получения информации, например, через Интернет.

В силу того, что у Фонда несколько функций, они постоянно варьируются. Какие-то из них становятся основными, какие-то, наоборот, теряют первостепенное значение, поэтому внешние условия мало влияют на его работу. Фонд занял свою нишу. Он будет востребован теми, кому его услуги будут нужны. Главная особенность и привлекательность - общедоступность и бесплатность использования, полнота и систематизированность информации.

На сегодняшний день, используя информацию, которой располагает Фонд можно:

- изучать ТРИЗ самостоятельно;

- использовать материалы Фонда в учебном процессе по другим дисциплинам;

- вести исследования;

- изучать историю ТРИЗ;

- получить доступ к неопубликованным, рукописным материалам;

- получить информацию о новых публикациях по ТРИЗ;

- получить список литературы по всем разделам ТРИЗ;

- завязать контакты с другими исследователями и пользователями ТРИЗ.

Дальнейшее развитие Фонда во многом зависит от того, как будет развиваться сама ТРИЗ как область научного знания и от востребованности ее в промышленности и педагогике.

Список литературы о Фонде материалов по ТРИЗ ( в хронологии выхода в свет):

1. Кожевникова Л. А. О создании Фонда литературы по ТРИЗ в ЧОУНБ [Рукопись] : справка / Л. А. Кожевникова. - Челябинск, 1987. - Деп. в ЧОУНБ 11.07.1987 № 191.

2. Альтшуллер Г. С. Теория решения изобретательских задач [Рукопись] : справка "ТРИЗ-88" / Г. С. Альтшуллер. - Баку, 1988. - 20 с. - Библиогр. : с.17-19. - Деп. в ЧОУНБ 25.05.1988 № 392.5.4. Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ, с.25.

То же [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.altshuller.ru/engineering.asp. - Загл. с экрана.

3. Кожевникова Л. А. Проблемы и перспективы информационного центра материалов по ТРИЗ [Текст] / Л. А. Кожевникова // Журнал ТРИЗ. - 1990. - Т. 1. - № 1. - С. 76-78.

То же [Электронный ресурс] - Режим доступа : www.metodolog.ru/00626/00626/html - Загл. с экрана.

4. Кожевникова Л. А. О создании фонда материалов по ТРИЗ [Текст] / Л. А. Кожевникова // Как стать еретиком / сост. А. Б. Селюцкий. - Петрозаводск : Карелия, 1991. - С. 283-286.

5. Кожевникова Л. А. Информационный центр "Теория решения изобретательских задач" [Текст] / Л. А. Кожевникова, И. Г. Моргенштерн // Науч. и техн. б-ки. - 1992. - № 5. - С. 14-16.

6. Кожевникова Л. А. Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ [Текст] / Л. А. Кожевникова // Технологии творчества. - Челябинск, 1999. - № 2. - С. 6-23. Классификация для систематизации материалов по ТРИЗ, с. 19-23.

То же [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.natm.ru/triz/book/from.htm - Загл. с экрана

7. Кожевникова Л. А. Классификация для систематизации материалов по ТРИЗ [Электронный ресурс] / Л. А. Кожевникова - Режим доступа : http:// www.triz.org/e/248006.htm - Загл. с экрана.

8. Берестова Т. Ф. Библиографическая деятельность библиотеки [Текст] : конспект лекций / Т. Ф.Берестова; Челябин. гос. акад. искусства и культуры, Каф. информации и библиографии. - 2-е изд., стереотип. - Челябинск, 2002. - С. 77-79.

9. Кожевникова Л. А. Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ [Рукопись] / Л. АП.

Кожевникова. - Челябинск, 2005. - 11 с. - Библиогр.: с.11 (7 назв.). - Деп. в ЧОУНБ 30.06.2005 № 3035.

То же [Электронный ресурс] - Режим доступа www.metodolog.ru/00631/00631.html - Загл. с экрана.


Главная    Конференция    Фонд материалов по ТРИЗ ЧОУНБ: итоги и перспективы