Главная    Конференция    Обсуждение статьи "Вредная система"

Обсуждение статьи "Вредная система"

Евгений Буш

На суд читателей www.metodolog.ru недавно была представлена работа В. Леняшина и Хё Джун Кима - "Вредная система". В ней авторы затрагивают несколько важных и интересных для разработчиков вопросов, связанных с наличием нежелательных эффектов в технических системах и поиском путей их устранения. В основе данной работы лежит гипотеза о том, что существующие в технической системе нежелательные эффекты являются результатом действия "вредных" машин. Под "вредной" машиной понимается существующие в ТС скрытые взаимосвязи между ее элементами, которые можно описать используя известную четырехэлементную модель ТС. Продуктом работы "вредной машины" является возникновение нежелательного эффекта. Такой подход по замыслу авторов должен позволить более четко вычленять внутренние механизмы порождения НЭ и использовать существующие инструменты (например, законы развития ТС) для нарушения работоспособности "вредной" машина и устранения нежелательного эффекта.

Создание и использование новых инструментов поиска и анализа причин неэффективной работы ТС - тема, интересующая тех, кто практически работает в области решения задач. К сожалению, приведенный в статье пример использования предлагаемого инструмента (задача о перевозке шлака) не был рассмотрен именно через систематическое применение декларируемых инструментов и подходов. В нем не были явно построены схемы "вредных" машин для трех перечисленных каналов ухода тепла из ковша. В тексте встречаются только косвенные упоминания о наличии у авторов таких построений. Так, указано, что "крышка прекращает доступ холодного воздуха к поверхности шлака (прерывается трансмиссия вредной машины То есть нарушается сквозное прохождение энергии…)" Но при этом не проведен систематический анализ, не показано, что для данной вредной машины является двигателем и инструментом, не даны возможные схемы воздействия на них. Это досадно, так как для второго канала потери тепла указано, что "Крышка отражает радиационный поток тепла, перенаправляя его на поверхность шлака, то есть прерывает действие двигателя этого механизма потери тепла". Если во втором случае излучаемое шлаком тепло представляется авторами как двигатель, то непонятно, что во второй "вредной машине" является трансмиссией и рабочим органом. И, опять таки, не представлены варианты борьбы с НЭ, то есть непонятно, почему в первом случае рекомендуется воздействие на трансмиссию, а во втором - на двигатель. Пока видно только то, что в обоих случаях прерывались каналы ухода энергии, как бы они не были обозначены. То есть в целом при решении видны обычные для инженера размышления о недостатке и его причинах.

Понятно, что оценка эффективности предложенного инструмента будет зависеть от результатов его применения. Надеюсь, что читатели смогут увидеть и более подробные построения, которые снимут поставленные выше вопросы. Но пока, для "обкатки" нового инструмента, возьмем какой нибудь из окружающих НЭ и попробуем поработать с ним, применив новый подход.

Возьмем, например, клавиатуру для компьютера и попробуем устранить один из нежелательных эффектов, возникающие в процессе ее работы. Их много:

- загрязнение поверхности клавиш;

- стирание в процессе длительной работы символов на клавишах;

- плохая видимость клавиш при отсутствии освещения (то есть когда свет поступает только от монитора);

- попадание и заклинивание мелких предметов между клавишами.

- …

Остановимся на первом из этих эффектов и попробуем описать для него модель "вредной" машины.

Имеем видимый нежелательный эффект, сформулированный на бытовом уровне: Загрязнение поверхности клавиш.

o Продукт "вредной" машины - слой грязи на поверхности клавиш.

o Объект обработки - пыль, оседающая на поверхность клавиатуры.

o Рабочий орган "вредной" машины - подушечки пальцев, содержащие влагу и жир.

o Трансмиссия - сальные и потовые железы выходящие в области подушечек пальцев.

o Двигатель - фолликулы, в которых происходит создание жировых компонентов (некоторые неточности и упрощения в понимании механизмов, действующих в организме человека, надеюсь, мне простят).

o Система управления - системы организма человека, регулирующие процессы секреции кожных желез.

Кажется, все логично и машина действительно построена. Только теперь все действия по устранению нежелательно эффекта придется совершать с человеком. Но человек является элементом надсистемы и, как правило, модернизация человека для решения технической задачи заказчиками не приветствуется. Да и решения напрашиваются тривиальные - мыть руки чаще, меньше нервничать в процессе написания текстов. Пока не видно, что этот путь мог бы дать для решения задачи.

Можно попробовать подойти по иному и описать элементы "вредной" машины, с условием, что они являются только элементами клавиатуры. Тогда получим:

o продукт "вредной" машины - слой грязи на поверхности клавиш.

o Объект обработки - пыль, оседающая на поверхность клавиатуры.

o Рабочий орган - поверхность клавиш, удерживающая пыль из воздуха, жир и влагу - с пальцев рук.

o Трансмиссия - ? возникают трудности с формулированием - должна обеспечивать прохождение через себя энергии или вещества - вопрос - как? Можно, например, под трансмиссией понимать склоны микронеровностей поверхности, по которым происходит распределение (стекание) пыли, жира и влаги после соприкосновения пальцев и клавиатуры. Или это будет детализация рабочего органа? (ведь именно на ней происходит перемешивание, соединение пыли и жира, а также присоединение полученного продукта)?

o Двигатель - ? что в системе преобразует один вид энергии в другой, передает эту энергию трансмиссии, которая обеспечивает работу рабочего органа, - здесь пока больше непонятного.

o … и еще хорошо бы определиться, какой элемент назвать системой управления.

Возможно, все элементы "вредной" системы (РО-Тр-Дв-СУ) объединены в поверхности клавиш, которая удерживает пыль, жир и воду на себе. Если это так, то получаем стандартную ситуацию вырожденной машины, в которой функции всех четырех блоков выполняет один элемент. И сопутствующие проблемы, соответственно, те же, что и с обычными свернутыми машинами, выполняющими полезные функции - невозможность применить наработки, созданные именно для блок-схемы из четырех элементов.

Попробуем использовать предложенные авторами механизмы разрушения этой "вредной" машины. (Следует при этом оговориться, что значительная часть предлагаемых как оригинальные путей борьбы с вредными эффектами, ранее уже были описаны в работе Любомирского и Литвина - например в пояснениях к закону о потоках. Там было и об искусственном создании бутылочных горлышек для вредных потоков и об искусственном удлинении вредных потоков и т.д.) Например, нарушим работу трансмиссии - то есть нарушим стекание по стенкам микронеровностей (изменим адгезию материала поверхности). Устраним рабочий орган - исключим прямой контакт пальцев и поверхности клавиш (защитная удаляемая пленка; виртуальная клавиатура, проецируемая на поверхность стола).

Лично у меня в процессе применения предложенной авторами методики возникли сложности при назначении элементам технической системы функций частей "вредной" машины. Описанные выше варианты разбора видимо могут быть откорректированы и подправлены, да это и было бы желательно.

Было бы неплохо посмотреть разбор задачи, в котором для 2-3 нежелательных эффектов бы были сформированы и "системно" разрушены их "вредные" машины. А так же интересно услышать авторское мнение о сравнении предлагаемого метода выявления точек устранения нежелательных эффектов с широко распространенным среди практикующих специалистов методом выявления ключевых НЭ через построение причинно-следственных цепочек (Cause Effect Chain Analysis - CECA).

На мой взгляд, пока выигрыши от внедрения новой схемы, не столь уж и очевидны.

Вот как может выглядеть схема причинно-следственных цепочек для перехода от исходной проблемы - загрязненной поверхности клавиш, к ее источникам (устранение которых позволяет проблему решить).

Комментарии к схеме. Желтым цветом обозначена исходная проблема. Белым цветом - промежуточные причины. Зеленым цветом - ключевые причины рассматриваемой проблемы. Серым цветом - возможные решения.

Я построил эту схему "вчерне", но и она уже, как представляется, позволяет в значительной степени расширить возможности воздействия на ситуацию по сравнению с элементарными схемами, к которым придется сводить описание "вредных" машин.

Таким образом, используя простой инструмент построения причинно-следственных связей, мы получили широкий ряд возможностей по воздействию на ситуацию. В связи с этим возникает ряд вопросов:

1. Позволяет ли использование понятия "вредная машина" получить принципиально другие решения исходной проблемы, которые известными инструментами (например, причинно-следственными цепочками) получить не удается?

2. Сводится ли выявление "вредной машины" для нежелательного эффекта только к анализу потоков (вещества, энергии и информации) с последующим назначением элементам ТС функции блоков "вредной машины" или нет?

3. После того как мы определили, что конкретный элемент ТС выполняет функции одного из блоков "вредной машины" (например, двигателя), дает ли это преимущества в решении, или это формальная процедура? Если да, то какие преимущества?

4. Является ли предлагаемый инструмент (построение и разрушение "вредной машины") зависимым от других аналитических процедур или он может использоваться отдельно?

5. Требуется ли проводить предварительный анализ причин возникновения исходной проблемы (например, загрязнения поверхности клавиатуры) для выявления ключевых нежелательных эффектов (например, хорошая адгезия поверхности клавиатуры), чтобы уже для них выявлять "вредную машину", или предлагаемый инструмент позволяет работать только с исходной проблемой?

Надеюсь, что поставленные в данном тексте вопросы будут восприняты именно как следствие заинтересованности в глубоком изучении предложенного инструмента.


Главная    Конференция    "Вредная система"